Юридический институт
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Потапов В.Д.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Правовые основы профессиональной деятельности
Наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки
44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль
Форма обучения
(очная)
Блок дисциплин
Семестр 8
Всего учебных занятий – 72 часов, 2 зач. ед.
В том числе:
Аудиторные – 32 час, из них:
Лекции – 18 часа,
Практические занятия – 24 часа.
Лабораторные занятия – нет
Самостоятельная работа – 40 часов
Промежуточный контроль – зачет семестр.
Сыктывкар 2018
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Автор: Фамилия И.О., кандидат наук, доцент Иванова О.С.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры __________________________, протокол от 03.09.2018г. № 1.
Заведующий кафедрой _________________ Иванова О.С.
(подпись)
Руководитель основной профессиональной
образовательной программы, _________________ И.О. Фамилия
(подпись)
1. Цель и задачи учебной дисциплины (модуля) на основе знаний и умений студента в области права, сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции предусмотренные ООП для данной дисциплины.
Задачи учебной дисциплины (модуля):
· получение студентом знаний об основах права и государства, об основных правовых понятиях и категориях,
· изучение основных нормативных правовых актов ведущих отраслей российского законодательства
· получение навыков толкования и реализации основных нормативно-правовых актов, действующих в сфере в сфере профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Является дисциплиной базовой части ОПОП. Правоведение - важный компонент освоения ОПОП. Изучение этой дисциплины развивает знания и навыки, сформированные в рамках изучения других дисциплин блока Б.1, и обеспечивает необходимую базу для формирования навыков применения правовых знаний в процессе будущей профессиональной деятельности студента.
С целью успешного формирования указанных знаний, умений, навыков, их закрепления и развития изучение данной дисциплины должно осуществляться также на базе или одновременно с освоением ряда других профессиональных дисциплин, представленных в ОПОП.
3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Содержание и шифр компетенции | Планируемые результаты обучения | ||
знать | уметь | владеть | |
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | Знать основные нормативные акты, регулирующие вопросы образования в РФ, и содержание их основных положений. | Определить правовые нормы, актов в сфере образования, подлежащие применению в конкретных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Согласовывать свои действия при осуществлении профессиональной деятельности с предписаниями нормативных правовых актов в сфере образования | владеть базовыми навыками токования и реализации положений основных нормативных правовых актов, действующих в сфере образования, в процессе профессиональной деятельности. |
4. Объем и содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы, 72 часа.
4.2. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины (программа курса)
Тема №1. Понятие и механизм правового регулирования.
Общие положения о государстве: понятие, признаки, функции, формы государства. Понятие, признаки права, форма (источники) права. Понятие правового регулирования, элементы механизма правового регулирования. Нормы права. Основные правовые системы современности. Взаимосвязь права и государства, их роль в жизни общества. Источники российского права. Законы и подзаконные акты как основные источники российского права. Система российского права. Отрасли права. Понятие и структура правоотношений. Юридические факты. Правонарушения и юридическая ответственность. Толкование права: понятие и виды.
Тема №2. Основы конституционного права Российской Федерации.
Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства. Характеристика Конституции 1993 года. Основы конституционного строя РФ. Система высших органов государственной власти РФ. Федеративное устройство РФ. Права и свободы человека и гражданина. Характеристика Конституции Республики Коми 1994 года. Конституционно-правовой статус РК.
Тема №3. Основы административного права.
Понятие и система административного права. Субъекты административного права. Основные права граждан в сфере государственного управления. Система органов исполнительной власти РФ. Понятие и признаки административного правонарушения. Основание и порядок привлечения к административной ответственности. Основания освобождения от административной ответственности. Виды административных наказаний.
Тема №4. Основы гражданского права.
Понятие и система гражданского права. Источники гражданского права. Гражданские правоотношения. Юридические и физические лица как участники гражданских правоотношений. Право собственности. Гражданско-правовой договор. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Способы защиты гражданских прав. Наследственное право. Понятие наследства. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Приобретение наследства, отказ от него, охрана наследства, свидетельство о праве на наследство.
Тема 5 Основы семейного права.
Семейное право: понятие, источники, принципы. Правовое регулирование брака. Личные и имущественные отношения супругов. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственность по семейному праву.
Тема №6. Основы трудового права.
Понятие трудового права. Основные источники трудового права. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Коллективные договора и соглашения. Формы защиты трудовых прав. Защита персональных данных работника. Коллективные и индивидуальные трудовые споры.
Тема №7. Основы уголовного права.
Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права. Понятие и характеристика уголовного закона. Уголовная ответственность и преступление. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания. Наказание: понятие и цели. Система и виды уголовных наказаний.
Тема №8. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Общая характеристика законодательства в сфере образования. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Система образования в РФ. Формы получения образования и обучения в РФ. Понятие и типы образовательных организаций. Правовой статус обучающихся. Правовой статус педагогических работников. Общая характеристика образовательных отношений. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере образования.
Тема 9 Коррупция как социально-правовое явление
Понятие, признаки, сущность коррупции как социально-правового явления. Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. Реализация мер антикоррупционной политики (на примере Республики Коми).Коррупционное правонарушение: понятие, виды (дисциплинарные коррупционные проступки, административные коррупционные правонарушения, коррупционные преступления). Роль институтов гражданского общества в профилактике и противодействии коррупции.
4.3. Тематический план дисциплины (для очной формы обучения)
№ | Раздел (тема) дисциплины (модуля) | Компетенции | Виды учебной работы (включая самостоятельную работу студентов) и трудоемкость (в часах) | Оценочные средства
| ||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Всего | ||||
1. | Тема №1. Понятие и механизм правового регулирования | ОК 7 ОПК4 | 4 | 2 | 4 | 10 | устный опрос | |
2. | Тема №2. Основы конституционного строя Российской Федерации. | ОК 7 ОПК4 | 2 | 2 | 4 | 8 | устный опрос, терминологический диктант, презентации, доклады и сообщения по теме | |
3. | Тема №3. Основы административного права. | ОК 7 | 2 | 2 | 5 | 8 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме | |
4. | Тема №4. Основы гражданского права. | ОК 7 | 4 | 4 | 4 | 10 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме. | |
5. | Тема №5. Основы семейного права | ОК 7 ОПК4 | 2 | 2 | 4 | 6 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме, кейс-задачи | |
6. | Тема №6. Основы трудового права. | ОК 7 ОПК4 | 2 | 4 | 4 | 8 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме, кейс-задачи | |
7. | Тема №7. Основы уголовного права. | ОК 7 | 2 | 2 | 5 | 8 | устный опрос, презентации, доклады и сообщения по теме, кейс-задачи | |
8. | Тема 8. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. | ОПК4 | 4 | 5 | 7 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме. | ||
9 | Тема 9. Коррупция как социально-правовое явление | ОК 7 ОПК4 | 2 | 6 | 6 | устный опрос, , презентации, доклады и сообщения по теме | ||
ИТОГО | 18 | 24 | 42 | 72 |
5. Оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
В качестве оценочных средств в процессе текущего контроля используются: устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по тематике дисциплины, кейс-задачи.
В качестве оценочных средств в процессе промежуточного контроля (зачет) используются устный опрос.
Примерные вопросы для проведения зачета:
1. Понятие государства и права, их признаки. Соотношение государства и права.
2. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
3. Понятие и способы правового регулирования
4. Структура механизма правового регулирования
5. Правовые системы современности.
6. Нормы права и нормативные правовые акты.
7. Источники (формы) российского права.
8. Основные стадии законотворческого процесса.
9. Правоотношения: понятие и характеристика.
10. Система права.
11. Правонарушения и юридическая ответственность.
12. Юридические свойства Конституции РФ. Характеристика Конституции РФ (1993 год).
13. Особенности федеративного устройства России.
14. Система органов государственной власти в РФ. Принцип разделения властей.
15. Правовой статус Президента РФ.
16. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
17. Правовой статус органов исполнительной власти в РФ.
18. Судебная система РФ.
19. Органы местного самоуправления.
20. Права и свободы человека и гражданина.
21. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.
22. Физические и юридические лица как участники гражданских правоотношений.
23. Понятие и формы права собственности.
24. Институт договора в гражданском праве.
25. Гражданско-правовая ответственность.
26. Наследование по закону.
27. Наследование по завещанию.
28. Правовое регулирование брака.
29. Личные и имущественные отношения супругов.
30. Алиментные обязательства членов семьи.
31. Коллективные договора и соглашения.
32. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание.
33. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха.
34. Дисциплина труда. Материальная ответственность.
35. Трудовые споры. Механизм реализации и защиты трудовых прав граждан.
36. Преступление и уголовная ответственность.
37. Общая характеристика нормативно-правовых актов в сфере образования.
38. Ответственность за нарушение законодательства в сфере образования.
39. Правовой статус обучающихся.
40. Правовой статус педагогических работников.
41. Коррупция как социально-правовое явление
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература
Мухаев, Р.Т. Правоведение : учебник / Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02199-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119461
Правоведение : учебник / С.С. Маилян, Н.Д. Эриашвили, А.М. Артемьев и др. ; под ред. С.С. Маилян, Н.И. Косяковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 415 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01655-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116647
Дополнительная литература
Максименко, Е. Правоведение: вопросы и задания : практикум / Е. Максименко, П. Ляшенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 158 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259257
Солопова, Н.С. Правоведение : учебное пособие / Н.С. Солопова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, «Уральский государственный архитектурно-художественный университет» (УрГАХУ). - Екатеринбург : Архитектон, 2016. - 150 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7408-0174-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455475
Правоведение. Учебник / под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Проспект, 2013. – 477 с.
Правоведение: учебник / Отв. ред. Б.И. Пунгинский. – М.: Юрайт, 2011. – 480 с.
Правоведение: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2011. – 403 с.
Правоведение: учебник для студентов неюридических вузов / под ред. А.В. Малько. – М.: Кнорус, 2008.
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Для изучения основных разделов дисциплины обучающимся необходимо проработать всю основную и дополнительную литературу, приведенную в списке литературы, а также систематически работать с конспектами лекций, отвечать на контрольные вопросы; осуществлять аналитическую обработку нормативного материала и научных публикаций по теме.
Перечень/описание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов
Общие рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает в себя:
ü Подготовка вопросов и выполнение заданий, вынесенных на практические занятия;
ü Изучение основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса;
ü Самостоятельный поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;
ü Подбор необходимого нормативно-правового материала для подготовки к практическим занятиям;
ü Анализ периодической печати
ü Изучение официальной информации, размещенной на интернет-ресурсах органов государственной власти и ОМС.
ü Подбор и анализ научного материала при подготовке докладов на студенческих конференциях, при проведении различных форм промежуточного контроля;
ü подготовка и участие в научных студенческих конференциях по тематике дисциплины.
Рекомендации к изучению научной и учебной информации
Самостоятельная работа с учебной, научной литературой, другими источниками информации (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие усвоения знаний. Изучение нормативных правовых актов, чтение научной информации обязательно сопровождается самостоятельной работой с конспектом лекций, систематизацией прочитанного.
Рекомендации к самостоятельной работе с материалом лекции.
Самостоятельно выполненный конспект лекции в большинстве случаев является условием качественного обучения, а также базой для организации самостоятельной работы. Правильно понять вопросы, освещенные на лекции можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.
Рекомендации к самостоятельному поиску (подбору) информации
В процессе самостоятельной работы особое внимание необходимо уделять самостоятельному поиску (подбору) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме. Для этого могут быть использованы ресурсы университетской библиотеки, электронные библиотечные системы, а также библиотек города, электронные каталоги, сформированные в них.
Заслуживают внимание и Интернет-ресурсы, в частности официальные сайты основных научных юридических журналов, официальные сетевые ресурсы органов государственной власти, официальные интернет-ресурсы ОМС, сайты основных справочно-поисковых систем, например, Консультант плюс.
Рекомендации к самостоятельной подготовке к практическим занятиям
Изучение дисциплины включает в себя и такую форму работы, как практические занятия. При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо:
- ознакомиться с темой и планом практических занятий, с содержанием темы по программе курса;
- дополнительно изучить нормативный материал и публикации, рекомендуемые преподавателем;
- найти и изучить дополнительные источники информации по теме из нормативных правовых актов, судебной практики, учебной литературы, рекомендуемых Интернет-ресурсов, периодических научных изданий.
На каждом практическом занятии студент должен быть готов:
- полно ответить на любой вопрос плана практического занятия и контрольные вопросы, которые даются к нему;
- дать 2-3 определения понятий, изучающихся по теме практического занятия;
При подготовке к практическим занятиям студент по согласованию с преподавателем может выбрать тему для составления доклада.
К докладу предъявляются следующие требования:
- он является результатом самостоятельной, творческой, активной работы студента;
- составляется на основе использования нескольких источников: нормативных правовых актов, учебной литературы, научных публикаций;
- студент должен четко и полно раскрыть проблему, проанализировать разные взгляды по проблеме, сделать выводы, отражающие его аргументированную позицию;
- излагается доклад устно (объемом по времени до 10 мин.) с использованием необходимых записей и при необходимости в форме презентаций.
Занятия проводятся в основном в форме обсуждения вынесенных на практическое занятие вопросов, а также сделанных докладов, в начале занятия может, проводится короткий опрос по теме, возможно использование информационных ресурсов, а также элементов «Деловой игры», «Мозгового штурма», о чем студенты предупреждаются заблаговременно.
Наиболее подготовленные студенты могут приглашаться к участию в проводимых на факультете конференциях.
На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным в рамках самоподготовки к практическому занятию.
В ходе самоподготовки студент должен также ответить и на контрольные вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию. Это позволит объективно оценить уровень своих знаний по теме, выявить пробелы и своевременно их устранить, составить системное представление по вопросам темы.
Ряд вопросов дисциплины изучается самостоятельно. Это означает, что по ним не будет проводиться практических занятий, но по данным темам студентам могут быть предложены письменные задания.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
· Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
· Информационно-правовой портал ГАРАНТ;
· официальный сервер органов государственной власти РФ gov.ru
o Издательская группа «Юрист» - http://lawinfo.ru/catalog/contents/
· - журналы: «Юрист», «Российская юстиция»
· «Журнал российского права» http://www.norma-verlag.com/journal
· Журнал «Государство и право» http://www.igpran.ru/journal/
· Журнал «Правоведение» http://www.jurisprudence-media.ru/
· Журнал «Современно право» http://info-pravo.com/
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
· Используется Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека oнлайн» .
· ООО "ИВИС", доступ по адресу http://dlib.eastview.com/index.jsp?enc=rus .
· Научная электронная библиотека - eLIBRARY.RU
· учебно- методические материалы дисциплины - http://el-umk.syktsu.ru/www/index.php
При освоении дисциплины (модуля) используются ежегодно обновляемые комплекты лицензионного программного обеспечения: Excel, справочно-правовые системы Консультант Плюс, Гарант и др.
10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Используется аудитория, оборудованная мультимедийными средствами обучения для проведения лекционных и практических занятий, для самостоятельной работы помещения института оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Более подробно перечень оборудования и программного обеспечения представлен на сайте университета (https://syktsu.ru/sveden/objects/#ol3).
Перечень оборудования для организации образовательного процесса обучающимся с ОВЗ и инвалидностью:
№ п/п | Наименование оборудования | Количество | Примечание |
1. | Ноутбук | 2 | Программа синтезатор речи |
2. | Мультимедийный проектор | 2 | |
3. | Переносной экран | 2 | |
4. | FM-система со встроенной индукционной петлей (звукоусиливающая аппаратура) | 2 | 2 источника, 12 приемников |
В научной библиотеке для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
· обеспечено наличие электронных луп, видеоувеличителей, программы синтезатора речи в читальном зале учебного корпуса №1;
· обеспечено наличие в электронно-библиотечной системе «Университетская библиотека on-line» аудиоизданий по гуманитарным направлениям;
· обеспечено наличие клавиатур Брайля в читальных залах учебных корпусов №1, №2, №3, №4, №5.
· Обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам, электронной библиотеке, базе периодических изданий в составе электронной информационно-образовательной среды университета.
Кроме того имеется оборудованное место для слабовидящего пользователя в составе:
Ноутбук 15,6” Acer 25110G-53DE;
ПО экранного доступа “JAWS for Windows 16.0 Pro”;
ПО экранный увеличитель “MAGic 13.0 Pro” с речевой поддержкой;
ПО Abyy FineReader 12 Professional Edition;
Портативный тактильный дисплей Брайля “Focus 40 Blue”;
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля “Index Everest-D V4” (в комплекте с ПО транслятор текст в Брайль «Duxbury Braille Translator (DBT)”);
Портативное устройство для чтения/увеличения “Pearl”, подключаемое к ПК.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
· Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
К экзамену:
Код компетенции | Индикаторы достижения (См. п.3 РПД) | Критерии оценивания* | |
Зачтено | Не зачтено | ||
ОК -7, ОПК -4 | З нать… | Уровень знаний ниже минимальных требований. Имели место грубые ошибки. | Минимально допустимый уровень знаний. Допущены негрубые ошибки |
Уметь… | При решении стандартных задач не продемонстрированы некоторые основные умения и навыки. Имели место грубые ошибки. | Продемонстрированы основные умения. Решены типовые задачи с негрубыми ошибками. Выполнены все задания, но не в полном объеме. | |
Владеть… | Не владеет профессиональной методологией. Не способен решать профессиональные задачи в типичных условиях. | В целом владеет методологией профессиональной деятельности. Демонстрирует способность решать единичные задачи профессиональной деятельности и определенные группы задач в типичных ситуациях по заданному алгоритму. |
· Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
1. Типовые вопросы для подготовки докладов к практическим занятиям (пример):
План практического занятия по теме 7. Основы уголовного права.
1.Понятие и пределы действия уголовного закона.
2.Преступление: понятие, признаки, виды.
3.Стадии совершения преступления и их значение.
4.Понятие соучастия в преступлении. Виды соучастников, особенности их ответственности.
5.Обстоятельства, исключающие преступность деяния
6.Уголовная ответственность: понятие и признаки.
7.Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания
8.Система и виды уголовных наказаний.
9.Судимость: понятие и юридические последствия
2. Фрагмент типового теста:
Тема 1. Вариант 1.
1. К какому понятию относится следующее определение: «Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов»?
А) Политический режим.
Б) Форма государственного устройства.
В) Форма правления.
2. Государственные органы по принципу разделения властей классифицируют на:
а) высшие и местные;
б) законодательные, исполнительные, судебные;
в) правотворческие, правоприменительные, правоохранительные
3. Кейс-задача (пример)
В) Четырнадцатилетний Алексей Синицын поступил на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору общества пришел отец Синицына и рассказал, что Алексей неразумно расходует свой заработок: приобретает очень дорогие вещи, посещает рестораны и т.п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье помимо Алексея есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея является нетрудоспособной по состоянию здоровья. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а остальную часть выдавать его родителям. Правомерно ли поступил директор?
Примерные вопросы к зачету:
1. Понятие государства и права, их признаки. Соотношение государства и права.
2. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
3. Понятие и способы правового регулирования
4. Структура механизма правового регулирования
5. Правовые системы современности.
6. Нормы права и нормативные правовые акты.
7. Источники (формы) российского права.
8. Основные стадии законотворческого процесса.
9. Правоотношения: понятие и характеристика.
10. Система права.
11. Правонарушения и юридическая ответственность.
12. Юридические свойства Конституции РФ. Характеристика Конституции РФ (1993 год).
13. Особенности федеративного устройства России.
14. Система органов государственной власти в РФ. Принцип разделения властей.
15. Правовой статус Президента РФ.
16. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
17. Правовой статус органов исполнительной власти в РФ.
18. Судебная система РФ.
19. Органы местного самоуправления.
20. Права и свободы человека и гражданина.
21. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.
22. Физические и юридические лица как участники гражданских правоотношений.
23. Понятие и формы права собственности.
24. Институт договора в гражданском праве.
25. Гражданско-правовая ответственность.
26. Наследование по закону.
27. Наследование по завещанию.
28. Правовое регулирование брака.
29. Личные и имущественные отношения супругов.
30. Алиментные обязательства членов семьи.
31. Коллективные договора и соглашения.
32. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание.
33. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха.
34. Дисциплина труда. Материальная ответственность.
35. Трудовые споры. Механизм реализации и защиты трудовых прав граждан.
36. Преступление и уголовная ответственность.
37. Общая характеристика нормативно-правовых актов в сфере образования.
38. Ответственность за нарушение законодательства в сфере образования.
39. Правовой статус обучающихся.
40. Правовой статус педагогических работников.
41. Коррупция как социально-правовое явление
· Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций (при необходимости).
Текущая аттестация осуществляется в основном на практических занятиях. В качестве оценочных средств в процессе текущего контроля используются: устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по тематике дисциплины, кейс-задачи.
Планы практических занятий для студентов очной формы обучения
Тема 1. Понятие и механизм правового регулирования
1. Понятие, признаки и значение государства
2. Форма государства: основные элементы
3. Понятие, функции и значение права.
4. Понятие и способы правового регулирования. Структура правового регулирования.
5. Норма права: понятие, структура, классификация.
6. Правоотношение: понятие, признаки, структура и виды.
7. Источники права: понятие и основные виды
8. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки. Система нормативно-правовых актов Российской Федерации.
9. Система права: понятие, структура.
10. Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.
11. Порядок принятия, регистрации, опубликования, вступления в силу нормативно-правовых актов РФ.
12. Понятие, состав правонарушения. Юридическая ответственность.
13. Толкование права: понятие и виды.
Самостоятельная работа. Вопросы для самоподготовки.
1. Дайте понятие права. Изложите основные подходы к пониманию права.
2. В чем Вы видите различие между правом и законом?
3. Какого значение нормативного регулирования общественных отношений? В чем его отличие от других регуляторов общественной жизни?
4. Каково значение принципов права для практики правового регулирования, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан?
5. Понятие функций права. Какова их взаимосвязь с функциями государства?
6. Норма права как первичный элемент системы права. Ее признаки и регулятивные возможности.
7. Что такое структура правовой нормы? Раскройте содержание структурных элементов правовой нормы.
8. Нормативно-правовой акт системе других источников права: его особенности и характерные признаки.
9. Понятие и признаки системы права.
10. Дайте краткую характеристику структурных элементов системы права.
11. Что представляет собой правоотношение как форма общественного отношения? Каковы его специфические признаки?
12. При наличии каких предпосылок возникают, изменяются и прекращаются правоотношения?
13. Виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений. Как они соотносятся?
14. Назовите основные признаки правового государства и гражданского общества. Каково их проявление в Российской Федерации?
Юридический институт
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Потапов В.Д.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Правовые основы профессиональной деятельности
Наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки
44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль
Форма обучения
(очная)
Блок дисциплин
Семестр 8
Всего учебных занятий – 72 часов, 2 зач. ед.
В том числе:
Аудиторные – 32 час, из них:
Лекции – 18 часа,
Практические занятия – 24 часа.
Лабораторные занятия – нет
Самостоятельная работа – 40 часов
Промежуточный контроль – зачет семестр.
Сыктывкар 2018
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Автор: Фамилия И.О., кандидат наук, доцент Иванова О.С.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры __________________________, протокол от 03.09.2018г. № 1.
Заведующий кафедрой _________________ Иванова О.С.
(подпись)
Руководитель основной профессиональной
образовательной программы, _________________ И.О. Фамилия
(подпись)
1. Цель и задачи учебной дисциплины (модуля) на основе знаний и умений студента в области права, сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции предусмотренные ООП для данной дисциплины.
Задачи учебной дисциплины (модуля):
· получение студентом знаний об основах права и государства, об основных правовых понятиях и категориях,
· изучение основных нормативных правовых актов ведущих отраслей российского законодательства
· получение навыков толкования и реализации основных нормативно-правовых актов, действующих в сфере в сфере профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Является дисциплиной базовой части ОПОП. Правоведение - важный компонент освоения ОПОП. Изучение этой дисциплины развивает знания и навыки, сформированные в рамках изучения других дисциплин блока Б.1, и обеспечивает необходимую базу для формирования навыков применения правовых знаний в процессе будущей профессиональной деятельности студента.
С целью успешного формирования указанных знаний, умений, навыков, их закрепления и развития изучение данной дисциплины должно осуществляться также на базе или одновременно с освоением ряда других профессиональных дисциплин, представленных в ОПОП.
3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Содержание и шифр компетенции | Планируемые результаты обучения | ||
знать | уметь | владеть | |
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | Знать основные нормативные акты, регулирующие вопросы образования в РФ, и содержание их основных положений. | Определить правовые нормы, актов в сфере образования, подлежащие применению в конкретных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Согласовывать свои действия при осуществлении профессиональной деятельности с предписаниями нормативных правовых актов в сфере образования | владеть базовыми навыками токования и реализации положений основных нормативных правовых актов, действующих в сфере образования, в процессе профессиональной деятельности. |
4. Объем и содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы, 72 часа.
4.2. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины (программа курса)
Тема №1. Понятие и механизм правового регулирования.
Общие положения о государстве: понятие, признаки, функции, формы государства. Понятие, признаки права, форма (источники) права. Понятие правового регулирования, элементы механизма правового регулирования. Нормы права. Основные правовые системы современности. Взаимосвязь права и государства, их роль в жизни общества. Источники российского права. Законы и подзаконные акты как основные источники российского права. Система российского права. Отрасли права. Понятие и структура правоотношений. Юридические факты. Правонарушения и юридическая ответственность. Толкование права: понятие и виды.
Тема №2. Основы конституционного права Российской Федерации.
Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства. Характеристика Конституции 1993 года. Основы конституционного строя РФ. Система высших органов государственной власти РФ. Федеративное устройство РФ. Права и свободы человека и гражданина. Характеристика Конституции Республики Коми 1994 года. Конституционно-правовой статус РК.
Тема №3. Основы административного права.
Понятие и система административного права. Субъекты административного права. Основные права граждан в сфере государственного управления. Система органов исполнительной власти РФ. Понятие и признаки административного правонарушения. Основание и порядок привлечения к административной ответственности. Основания освобождения от административной ответственности. Виды административных наказаний.
Тема №4. Основы гражданского права.
Понятие и система гражданского права. Источники гражданского права. Гражданские правоотношения. Юридические и физические лица как участники гражданских правоотношений. Право собственности. Гражданско-правовой договор. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Способы защиты гражданских прав. Наследственное право. Понятие наследства. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Приобретение наследства, отказ от него, охрана наследства, свидетельство о праве на наследство.
Тема 5 Основы семейного права.
Семейное право: понятие, источники, принципы. Правовое регулирование брака. Личные и имущественные отношения супругов. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственность по семейному праву.
Тема №6. Основы трудового права.
Понятие трудового права. Основные источники трудового права. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Коллективные договора и соглашения. Формы защиты трудовых прав. Защита персональных данных работника. Коллективные и индивидуальные трудовые споры.
Тема №7. Основы уголовного права.
Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права. Понятие и характеристика уголовного закона. Уголовная ответственность и преступление. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания. Наказание: понятие и цели. Система и виды уголовных наказаний.
Тема №8. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Общая характеристика законодательства в сфере образования. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Система образования в РФ. Формы получения образования и обучения в РФ. Понятие и типы образовательных организаций. Правовой статус обучающихся. Правовой статус педагогических работников. Общая характеристика образовательных отношений. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере образования.
Тема 9 Коррупция как социально-правовое явление
Понятие, признаки, сущность коррупции как социально-правового явления. Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. Реализация мер антикоррупционной политики (на примере Республики Коми).Коррупционное правонарушение: понятие, виды (дисциплинарные коррупционные проступки, административные коррупционные правонарушения, коррупционные преступления). Роль институтов гражданского общества в профилактике и противодействии коррупции.
4.3. Тематический план дисциплины (для очной формы обучения)
№ | Раздел (тема) дисциплины (модуля) | Компетенции | Виды учебной работы (включая самостоятельную работу студентов) и трудоемкость (в часах) | Оценочные средства
| ||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Всего | ||||
1. | Тема №1. Понятие и механизм правового регулирования | ОК 7 ОПК4 | 4 | 2 | 4 | 10 | устный опрос | |
2. | Тема №2. Основы конституционного строя Российской Федерации. | ОК 7 ОПК4 | 2 | 2 | 4 | 8 | устный опрос, терминологический диктант, презентации, доклады и сообщения по теме | |
3. | Тема №3. Основы административного права. | ОК 7 | 2 | 2 | 5 | 8 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме | |
4. | Тема №4. Основы гражданского права. | ОК 7 | 4 | 4 | 4 | 10 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме. | |
5. | Тема №5. Основы семейного права | ОК 7 ОПК4 | 2 | 2 | 4 | 6 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме, кейс-задачи | |
6. | Тема №6. Основы трудового права. | ОК 7 ОПК4 | 2 | 4 | 4 | 8 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме, кейс-задачи | |
7. | Тема №7. Основы уголовного права. | ОК 7 | 2 | 2 | 5 | 8 | устный опрос, презентации, доклады и сообщения по теме, кейс-задачи | |
8. | Тема 8. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. | ОПК4 | 4 | 5 | 7 | устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по теме. | ||
9 | Тема 9. Коррупция как социально-правовое явление | ОК 7 ОПК4 | 2 | 6 | 6 | устный опрос, , презентации, доклады и сообщения по теме | ||
ИТОГО | 18 | 24 | 42 | 72 |
5. Оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
В качестве оценочных средств в процессе текущего контроля используются: устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по тематике дисциплины, кейс-задачи.
В качестве оценочных средств в процессе промежуточного контроля (зачет) используются устный опрос.
Примерные вопросы для проведения зачета:
1. Понятие государства и права, их признаки. Соотношение государства и права.
2. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
3. Понятие и способы правового регулирования
4. Структура механизма правового регулирования
5. Правовые системы современности.
6. Нормы права и нормативные правовые акты.
7. Источники (формы) российского права.
8. Основные стадии законотворческого процесса.
9. Правоотношения: понятие и характеристика.
10. Система права.
11. Правонарушения и юридическая ответственность.
12. Юридические свойства Конституции РФ. Характеристика Конституции РФ (1993 год).
13. Особенности федеративного устройства России.
14. Система органов государственной власти в РФ. Принцип разделения властей.
15. Правовой статус Президента РФ.
16. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
17. Правовой статус органов исполнительной власти в РФ.
18. Судебная система РФ.
19. Органы местного самоуправления.
20. Права и свободы человека и гражданина.
21. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.
22. Физические и юридические лица как участники гражданских правоотношений.
23. Понятие и формы права собственности.
24. Институт договора в гражданском праве.
25. Гражданско-правовая ответственность.
26. Наследование по закону.
27. Наследование по завещанию.
28. Правовое регулирование брака.
29. Личные и имущественные отношения супругов.
30. Алиментные обязательства членов семьи.
31. Коллективные договора и соглашения.
32. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание.
33. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха.
34. Дисциплина труда. Материальная ответственность.
35. Трудовые споры. Механизм реализации и защиты трудовых прав граждан.
36. Преступление и уголовная ответственность.
37. Общая характеристика нормативно-правовых актов в сфере образования.
38. Ответственность за нарушение законодательства в сфере образования.
39. Правовой статус обучающихся.
40. Правовой статус педагогических работников.
41. Коррупция как социально-правовое явление
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература
Мухаев, Р.Т. Правоведение : учебник / Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02199-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119461
Правоведение : учебник / С.С. Маилян, Н.Д. Эриашвили, А.М. Артемьев и др. ; под ред. С.С. Маилян, Н.И. Косяковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 415 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01655-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116647
Дополнительная литература
Максименко, Е. Правоведение: вопросы и задания : практикум / Е. Максименко, П. Ляшенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 158 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259257
Солопова, Н.С. Правоведение : учебное пособие / Н.С. Солопова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, «Уральский государственный архитектурно-художественный университет» (УрГАХУ). - Екатеринбург : Архитектон, 2016. - 150 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7408-0174-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455475
Правоведение. Учебник / под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Проспект, 2013. – 477 с.
Правоведение: учебник / Отв. ред. Б.И. Пунгинский. – М.: Юрайт, 2011. – 480 с.
Правоведение: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2011. – 403 с.
Правоведение: учебник для студентов неюридических вузов / под ред. А.В. Малько. – М.: Кнорус, 2008.
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Для изучения основных разделов дисциплины обучающимся необходимо проработать всю основную и дополнительную литературу, приведенную в списке литературы, а также систематически работать с конспектами лекций, отвечать на контрольные вопросы; осуществлять аналитическую обработку нормативного материала и научных публикаций по теме.
Перечень/описание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов
Общие рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает в себя:
ü Подготовка вопросов и выполнение заданий, вынесенных на практические занятия;
ü Изучение основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса;
ü Самостоятельный поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;
ü Подбор необходимого нормативно-правового материала для подготовки к практическим занятиям;
ü Анализ периодической печати
ü Изучение официальной информации, размещенной на интернет-ресурсах органов государственной власти и ОМС.
ü Подбор и анализ научного материала при подготовке докладов на студенческих конференциях, при проведении различных форм промежуточного контроля;
ü подготовка и участие в научных студенческих конференциях по тематике дисциплины.
Рекомендации к изучению научной и учебной информации
Самостоятельная работа с учебной, научной литературой, другими источниками информации (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие усвоения знаний. Изучение нормативных правовых актов, чтение научной информации обязательно сопровождается самостоятельной работой с конспектом лекций, систематизацией прочитанного.
Рекомендации к самостоятельной работе с материалом лекции.
Самостоятельно выполненный конспект лекции в большинстве случаев является условием качественного обучения, а также базой для организации самостоятельной работы. Правильно понять вопросы, освещенные на лекции можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.
Рекомендации к самостоятельному поиску (подбору) информации
В процессе самостоятельной работы особое внимание необходимо уделять самостоятельному поиску (подбору) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме. Для этого могут быть использованы ресурсы университетской библиотеки, электронные библиотечные системы, а также библиотек города, электронные каталоги, сформированные в них.
Заслуживают внимание и Интернет-ресурсы, в частности официальные сайты основных научных юридических журналов, официальные сетевые ресурсы органов государственной власти, официальные интернет-ресурсы ОМС, сайты основных справочно-поисковых систем, например, Консультант плюс.
Рекомендации к самостоятельной подготовке к практическим занятиям
Изучение дисциплины включает в себя и такую форму работы, как практические занятия. При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо:
- ознакомиться с темой и планом практических занятий, с содержанием темы по программе курса;
- дополнительно изучить нормативный материал и публикации, рекомендуемые преподавателем;
- найти и изучить дополнительные источники информации по теме из нормативных правовых актов, судебной практики, учебной литературы, рекомендуемых Интернет-ресурсов, периодических научных изданий.
На каждом практическом занятии студент должен быть готов:
- полно ответить на любой вопрос плана практического занятия и контрольные вопросы, которые даются к нему;
- дать 2-3 определения понятий, изучающихся по теме практического занятия;
При подготовке к практическим занятиям студент по согласованию с преподавателем может выбрать тему для составления доклада.
К докладу предъявляются следующие требования:
- он является результатом самостоятельной, творческой, активной работы студента;
- составляется на основе использования нескольких источников: нормативных правовых актов, учебной литературы, научных публикаций;
- студент должен четко и полно раскрыть проблему, проанализировать разные взгляды по проблеме, сделать выводы, отражающие его аргументированную позицию;
- излагается доклад устно (объемом по времени до 10 мин.) с использованием необходимых записей и при необходимости в форме презентаций.
Занятия проводятся в основном в форме обсуждения вынесенных на практическое занятие вопросов, а также сделанных докладов, в начале занятия может, проводится короткий опрос по теме, возможно использование информационных ресурсов, а также элементов «Деловой игры», «Мозгового штурма», о чем студенты предупреждаются заблаговременно.
Наиболее подготовленные студенты могут приглашаться к участию в проводимых на факультете конференциях.
На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным в рамках самоподготовки к практическому занятию.
В ходе самоподготовки студент должен также ответить и на контрольные вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию. Это позволит объективно оценить уровень своих знаний по теме, выявить пробелы и своевременно их устранить, составить системное представление по вопросам темы.
Ряд вопросов дисциплины изучается самостоятельно. Это означает, что по ним не будет проводиться практических занятий, но по данным темам студентам могут быть предложены письменные задания.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
· Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
· Информационно-правовой портал ГАРАНТ;
· официальный сервер органов государственной власти РФ gov.ru
o Издательская группа «Юрист» - http://lawinfo.ru/catalog/contents/
· - журналы: «Юрист», «Российская юстиция»
· «Журнал российского права» http://www.norma-verlag.com/journal
· Журнал «Государство и право» http://www.igpran.ru/journal/
· Журнал «Правоведение» http://www.jurisprudence-media.ru/
· Журнал «Современно право» http://info-pravo.com/
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
· Используется Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека oнлайн» .
· ООО "ИВИС", доступ по адресу http://dlib.eastview.com/index.jsp?enc=rus .
· Научная электронная библиотека - eLIBRARY.RU
· учебно- методические материалы дисциплины - http://el-umk.syktsu.ru/www/index.php
При освоении дисциплины (модуля) используются ежегодно обновляемые комплекты лицензионного программного обеспечения: Excel, справочно-правовые системы Консультант Плюс, Гарант и др.
10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Используется аудитория, оборудованная мультимедийными средствами обучения для проведения лекционных и практических занятий, для самостоятельной работы помещения института оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Более подробно перечень оборудования и программного обеспечения представлен на сайте университета (https://syktsu.ru/sveden/objects/#ol3).
Перечень оборудования для организации образовательного процесса обучающимся с ОВЗ и инвалидностью:
№ п/п | Наименование оборудования | Количество | Примечание |
1. | Ноутбук | 2 | Программа синтезатор речи |
2. | Мультимедийный проектор | 2 | |
3. | Переносной экран | 2 | |
4. | FM-система со встроенной индукционной петлей (звукоусиливающая аппаратура) | 2 | 2 источника, 12 приемников |
В научной библиотеке для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
· обеспечено наличие электронных луп, видеоувеличителей, программы синтезатора речи в читальном зале учебного корпуса №1;
· обеспечено наличие в электронно-библиотечной системе «Университетская библиотека on-line» аудиоизданий по гуманитарным направлениям;
· обеспечено наличие клавиатур Брайля в читальных залах учебных корпусов №1, №2, №3, №4, №5.
· Обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам, электронной библиотеке, базе периодических изданий в составе электронной информационно-образовательной среды университета.
Кроме того имеется оборудованное место для слабовидящего пользователя в составе:
Ноутбук 15,6” Acer 25110G-53DE;
ПО экранного доступа “JAWS for Windows 16.0 Pro”;
ПО экранный увеличитель “MAGic 13.0 Pro” с речевой поддержкой;
ПО Abyy FineReader 12 Professional Edition;
Портативный тактильный дисплей Брайля “Focus 40 Blue”;
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля “Index Everest-D V4” (в комплекте с ПО транслятор текст в Брайль «Duxbury Braille Translator (DBT)”);
Портативное устройство для чтения/увеличения “Pearl”, подключаемое к ПК.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
· Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
К экзамену:
Код компетенции | Индикаторы достижения (См. п.3 РПД) | Критерии оценивания* | |
Зачтено | Не зачтено | ||
ОК -7, ОПК -4 | З нать… | Уровень знаний ниже минимальных требований. Имели место грубые ошибки. | Минимально допустимый уровень знаний. Допущены негрубые ошибки |
Уметь… | При решении стандартных задач не продемонстрированы некоторые основные умения и навыки. Имели место грубые ошибки. | Продемонстрированы основные умения. Решены типовые задачи с негрубыми ошибками. Выполнены все задания, но не в полном объеме. | |
Владеть… | Не владеет профессиональной методологией. Не способен решать профессиональные задачи в типичных условиях. | В целом владеет методологией профессиональной деятельности. Демонстрирует способность решать единичные задачи профессиональной деятельности и определенные группы задач в типичных ситуациях по заданному алгоритму. |
· Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
1. Типовые вопросы для подготовки докладов к практическим занятиям (пример):
План практического занятия по теме 7. Основы уголовного права.
1.Понятие и пределы действия уголовного закона.
2.Преступление: понятие, признаки, виды.
3.Стадии совершения преступления и их значение.
4.Понятие соучастия в преступлении. Виды соучастников, особенности их ответственности.
5.Обстоятельства, исключающие преступность деяния
6.Уголовная ответственность: понятие и признаки.
7.Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания
8.Система и виды уголовных наказаний.
9.Судимость: понятие и юридические последствия
2. Фрагмент типового теста:
Тема 1. Вариант 1.
1. К какому понятию относится следующее определение: «Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов»?
А) Политический режим.
Б) Форма государственного устройства.
В) Форма правления.
2. Государственные органы по принципу разделения властей классифицируют на:
а) высшие и местные;
б) законодательные, исполнительные, судебные;
в) правотворческие, правоприменительные, правоохранительные
3. Кейс-задача (пример)
В) Четырнадцатилетний Алексей Синицын поступил на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору общества пришел отец Синицына и рассказал, что Алексей неразумно расходует свой заработок: приобретает очень дорогие вещи, посещает рестораны и т.п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье помимо Алексея есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея является нетрудоспособной по состоянию здоровья. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а остальную часть выдавать его родителям. Правомерно ли поступил директор?
Примерные вопросы к зачету:
1. Понятие государства и права, их признаки. Соотношение государства и права.
2. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
3. Понятие и способы правового регулирования
4. Структура механизма правового регулирования
5. Правовые системы современности.
6. Нормы права и нормативные правовые акты.
7. Источники (формы) российского права.
8. Основные стадии законотворческого процесса.
9. Правоотношения: понятие и характеристика.
10. Система права.
11. Правонарушения и юридическая ответственность.
12. Юридические свойства Конституции РФ. Характеристика Конституции РФ (1993 год).
13. Особенности федеративного устройства России.
14. Система органов государственной власти в РФ. Принцип разделения властей.
15. Правовой статус Президента РФ.
16. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
17. Правовой статус органов исполнительной власти в РФ.
18. Судебная система РФ.
19. Органы местного самоуправления.
20. Права и свободы человека и гражданина.
21. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.
22. Физические и юридические лица как участники гражданских правоотношений.
23. Понятие и формы права собственности.
24. Институт договора в гражданском праве.
25. Гражданско-правовая ответственность.
26. Наследование по закону.
27. Наследование по завещанию.
28. Правовое регулирование брака.
29. Личные и имущественные отношения супругов.
30. Алиментные обязательства членов семьи.
31. Коллективные договора и соглашения.
32. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание.
33. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха.
34. Дисциплина труда. Материальная ответственность.
35. Трудовые споры. Механизм реализации и защиты трудовых прав граждан.
36. Преступление и уголовная ответственность.
37. Общая характеристика нормативно-правовых актов в сфере образования.
38. Ответственность за нарушение законодательства в сфере образования.
39. Правовой статус обучающихся.
40. Правовой статус педагогических работников.
41. Коррупция как социально-правовое явление
· Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций (при необходимости).
Текущая аттестация осуществляется в основном на практических занятиях. В качестве оценочных средств в процессе текущего контроля используются: устный опрос, тестирование, презентации, доклады и сообщения по тематике дисциплины, кейс-задачи.
Планы практических занятий для студентов очной формы обучения
Тема 1. Понятие и механизм правового регулирования
1. Понятие, признаки и значение государства
2. Форма государства: основные элементы
3. Понятие, функции и значение права.
4. Понятие и способы правового регулирования. Структура правового регулирования.
5. Норма права: понятие, структура, классификация.
6. Правоотношение: понятие, признаки, структура и виды.
7. Источники права: понятие и основные виды
8. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки. Система нормативно-правовых актов Российской Федерации.
9. Система права: понятие, структура.
10. Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.
11. Порядок принятия, регистрации, опубликования, вступления в силу нормативно-правовых актов РФ.
12. Понятие, состав правонарушения. Юридическая ответственность.
13. Толкование права: понятие и виды.
Самостоятельная работа. Вопросы для самоподготовки.
1. Дайте понятие права. Изложите основные подходы к пониманию права.
2. В чем Вы видите различие между правом и законом?
3. Какого значение нормативного регулирования общественных отношений? В чем его отличие от других регуляторов общественной жизни?
4. Каково значение принципов права для практики правового регулирования, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан?
5. Понятие функций права. Какова их взаимосвязь с функциями государства?
6. Норма права как первичный элемент системы права. Ее признаки и регулятивные возможности.
7. Что такое структура правовой нормы? Раскройте содержание структурных элементов правовой нормы.
8. Нормативно-правовой акт системе других источников права: его особенности и характерные признаки.
9. Понятие и признаки системы права.
10. Дайте краткую характеристику структурных элементов системы права.
11. Что представляет собой правоотношение как форма общественного отношения? Каковы его специфические признаки?
12. При наличии каких предпосылок возникают, изменяются и прекращаются правоотношения?
13. Виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений. Как они соотносятся?
14. Назовите основные признаки правового государства и гражданского общества. Каково их проявление в Российской Федерации?
Тема 2. Основы конституционного права.
1. Основы конституционного строя РФ.
2. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: общая характеристика. Ограничение прав и свобод.
3. Правовой статус личности.
4. Особенности федеративного устройства РФ. Виды субъектов РФ, особенности их правового статуса.
5. Система высших органов государственной власти в РФ.
· Правовое положение Президента РФ: порядок избрания, основные функции и полномочия, прекращение полномочий.
· Правовое положение, структура, порядок формирования, основные функции Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ
· Правовое положение Правительства РФ: порядок формирования, структура, функции и полномочия.
· Система судебных органов в Российской Федерации
6. Особенности реализации принципа разделения властей в системе государственных органов РФ.
7. Система органов государственной власти Республики Коми: виды, компетенция, нормативная регламентация деятельности.
Самостоятельная работа. Вопросы для самоподготовки.
1. В чем заключается сущность Конституции? Каковы основные признаки Конституции как основного юридического закона?
2. Какие функции выполняет Конституция?
3. Какой является Конституция Российской Федерации в соответствии с критериями классификации?
4. Дайте понятие основ конституционного строя, назовите его принципы.
5. Определите форму государства – Российская Федерация.
6. Назовите принципы правового статуса личности в Российской Федерации.
7. В чем отличие прав человека и прав гражданина?
8. Приведите нормы Конституции Российской Федерации, подтверждающие принцип равноправия граждан.
9. Определите понятие «национально-государственное устройство».
10. Определите характер федерации Российского государства.
11. Какие виды субъектов составляют Россию? Равноправны ли субъекты Российской Федерации? Почему?
12. Что понимается под государственным органом? Каковы специфические черты государственных органов?
13. Каковы основные функции представительных органов государственной власти Российской Федерации?
14. В чем основное содержание функций исполнительных органов власти?
15. Определите правовой статус Президента Российской Федерации. Какое место Президент России занимает в системе государственных органов власти?
16. Назовите основные полномочия Президента Российской Федерации. Какие акты вправе издавать Президент России. Какова их юридическая сила?
17.Каков порядок формирования Правительства Российской Федерации?
18. Назовите основания и порядок прекращения полномочий Правительства России.
19. Что представляет из себя судебная система Российской Федерации?
20. Назовите виды федеральных судов. Охарактеризуйте судебную систему Российской Федерации.
21. Какие суды могут учреждаться в субъектах Российской Федерации?
22. Дайте характеристику органов государственной власти в Республике Коми.
23. Что понимается под местным самоуправлением?
24. Назовите основные полномочия органов местного самоуправления.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.