Московский Государственный Институт
Электроники и Математики
(Технический Университет)
кафедра Экология и Право
Реферат по курсу "Экология"
Транспорт
студент гр.
преподаватель
Москва 2000
Транспорт и его влияние
Одной из наиболее важных проблем экологии больших городов и мегаполисов в последнее время стала проблема транспорта. Увеличение его числа на душу населения приводит к ухудшению экологической обстановки, а в частности деградации почвенного покрова, загрязнению водных ресурсов, вымирание растительного и животного мира, а так же, что немаловажно для горожан, снижение качества воздуха и повышенный шум, пагубно влияющие на здоровье. Особенно остро эти проблемы стоят в Москве. Подчас днем в центре города невозможно дышать, над магистралями нависают клубы смога, отовсюду доносится рокот проносящихся или стоящих в пробках автомобилей.
Численность автопарка Московского региона неуклонно растет с каждым днем. Если 20-30 лет назад личный автомобиль являлся в какой-то мере роскошью, то сегодня практически любой гражданин, имеющий средний уровень доходов вполне может позволить себе приобрести недорогой подержанный автомобиль, цена которого может лежать в пределах 200…300$.
Современная Москва с ее транспортной сетью уже не справляется с такой интенсивностью движения. Требуется увеличение ширины дорожного полотна, сокращение светофоров (что может быть достигнуто путем строительства многоуровневых развязок) и увеличение скоростей движения. В данное время в городе существуют улицы с повышенным скоростным режимом. На Алтуфьевском, Варшавском, Волоколамском, Каширском, Киевском, Ленинградском, Можайском, Рублевском, Щелковском, Ярославском шоссе, а так же на Волгоградском, Кутузовском и Проспекте Мира скоростной режим составляет 80 км/ч. На участке Московской кольцевой автомобильной дороги (далее – МКАД) 9 – 56 км, на Шереметьевском и Международном шоссе – 100 км/ч. В настоящее время с успехом ведется строительство Третьего транспортного кольца, задача которого разгрузить и без того загруженные Садовое кольцо и МКАД. Но, тем не менее, данных мер все еще не хватает.
Система городского общественного транспорта включает в себя 1,7 тыс. км. трамвайных и троллейбусных, 5,7 тыс. км автобусных маршрутов, 9 линий метрополитена общей протяженностью 243,6 км. Ежедневно услугами всех видов городского транспорта пользуются около 6,5 млн. пассажиров. Каждый день в Москву прибывают сотни тысяч гостей. Их обслуживают аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково, девять железнодорожных вокзалов. Сеть водных путей соединяет город с выходом в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Автомобильное сообщение обеспечивают 13 основных магистралей, связанных МКАД протяженностью свыше 100 км, расположенной в 17-23 км от центра города.
Характеристика численности автотранспорта Москвы
(по состоянию на 01.01.97 без учета мото- и автотракторной техники)
Категория автотранспорта | Численность автопарка города, ед. | ||||
1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | |
Грузовой автотранспорт | 137 768 | 160 804 | 180 327 | 196 062 | 202 457 |
Автобусы | 31 470 | 36 120 | 39 303 | 42 271 | 43 838 |
Легковые автомобили | 918 029 | 1 104 213 | 1 329 553 | 1 491 086 | 1 642 137 |
Всего автотранс. ср-в | 1 087 274 | 1 301 137 | 1 549 183 | 1 729 419 | 1 888 432 |
В том числе индивид. тр. | 832 946 | 1 010 411 | 1 235 032 | 1 470 462 | 1 672 711 |
По данным СМИ в настоящее время в Столице насчитывается около 2 млн. единиц автомототранспортных средств и ежедневно в Москву прибывает еще до 1 млн. единиц транспорта.
Все вышеперечисленные факторы оказывают неблаготворное влияние на окружающую среду города и его жителей. Далее подробно будет рассмотрено влияние транспорта на составляющие окружающей среды и меры, предпринимаемые для улучшения общей экологической обстановки.
Контроль состояния земель.
Состояние земель в Москве будет контролироваться
С помощью аэрофотосъемки.
Сейчас Москва занимает площадь около 100 тыс. га, и контроль за такой огромной территорией необходимо осуществлять на совершенном уровне. Московские власти намерены более продуктивно использовать возможности воздушной фотосъемки для обнаружения в столице свалок, объектов незавершенного строительства, самостроя, а также источников загрязнения окружающей среды. Такая система контроля будет создана на базе Мосгоргеотреста.
Результаты аэросъемок необходимы Москомархитектуре для ведения контроля за строительством, Москомзему - для мониторинга земель и создания цифровых и кадастровых карт, Москомприроде – для создания эколого-геоинформационных систем.
Почвенный покров
В Москве естественный почвенный покров на большей части города уничтожен. Зеленые насаждения скверов, бульваров и газонов создаются на искусственных гумусированных почвенных субстратах мощностью от 30 до 100 см.
Большинство выбросов токсических веществ в городскую среду сосредоточиваются на поверхности почвы, где происходит их постепенное депонирование, что ведет к изменению химических и физико-химических свойств субстрата.
Грунтовых вод
В большинстве случаев грунтовые воды на территории Москвы характеризуются слабой углекислотной агрессивностью, реже слабой сульфатной или общекислотной агрессивностью. По отношению к железобетонным конструкциям практически во всех скважинах воды слабоагресивны при периодическом смачивании и неагрессивны при постоянном погружении. Среднеагрессивные грунтовые воды зафиксированы в единичных случаях.
На участке между Волоколамским и Ленинградским шоссе выявлен участок распространения вод, характеризующихся тремя видами агрессивности - сульфатный, углекислотной и общекислотной.
В последнее время случаи загрязнения подземных вод нефтепродуктами отмечаются на значительных участках города. Причиной этого явления служит несовершенство, с экологической точки зрения, прежних методик проектирования и строительства указанных выше объектов. Резервуары хранения нефтепродуктов, а также транспортные коммуникации заглубляются в грунт без надлежащей электрохимической защиты металла. В результате длительного контакта металла труб и поверхностей резервуаров с подпочвенной влагой происходит коррозия металлов, появляются свищи, через которые осуществляется бесконтрольная утечка нефтепродуктов в грунты и на поверхность грунтовых вод.
Не меньшую опасность представляют разливы и нефти и нефтепродуктов на поверхности почвы, которые затем просачиваются в грунтовые воды.
Процесс нефтяного загрязнения происходит достаточно медленно. Но учитывая, что в Москве находится много потенциальных источников загрязнения, которые функционируют в течение нескольких десятилетий, в последние годы все чаще приходится сталкиваться с последствиями неконтролируемого загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.
Приведем несколько примеров. Взрыв дома на Сормовской улице в Юго-Восточном АО специалисты связывают с тем, что до строительства на этом месте находилась старая нефтебаза. Последствия старого загрязнения проявляются сейчас в виде выделения взрывоопасных газов. На территории Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПС) нефтяное загрязнение обнаружено в почвах, грунтах, поверхностных и грунтовых водах, а также в подземных водах каменноугольных отложений на глубине более 100 м. Аналогичное загрязнение подземных вод проявляется в эксплуатационных скважинах на территориях, прилегающих к МНПЗ (ТЭЦ-22, совхоз "Белая Дача" и др.).
Каменноугольных отложений
Загрязнение подземных вод горизонтов каменноугольных отложений, наблюдаемое на территории Москвы с 50-х годов, обусловлено, главным образом, проникновением в них загрязненных поверхностных и грунтовых вод. В долине р. Москвы, где на значительной территории отсутствует юрский региональный водоупор, проникновение загрязнений в первый от поверхности водоносный горизонт каменоугольных отложений осуществляется в пределах всей площади отсутствия юрских глин через песчанную толщу четвертичных и мезойских отложений, залегающих непосредственно на каменноугольных карбонатных породах. На остальной территории, где естественная защищенность этого горизонта обеспечена наличием выше его кровли моренных и юрских глин, загрязнение подземных вод происходит, прежде всего, в результате разрушения водозаборных скважин (75% действующих на территории Москвы скважин пробурено и оборудовано более 25 лет тому назад). Загрязнение остальных водоносных горизонтов, залегающих ниже первого от поверхности, возможно лишь по причине разрушения стволов скважин.
Отсутствие полноценной системы охраны подземных вод в Москве является следствием нескольких факторов объективного и субъективного характера. Загрязнение и истощение подземных вод проявляется через достаточно длительный промежуток времени, поэтому ликвидация последствий возлагается на последующие поколения (эффект отложенного риска). Подземные воды в Москве не используются для организации централизованного водоснабжения (за исключением отдельных водозаборов), поэтому их охрана не входит в число приоритетных задач города. И, наконец, в Москве практически не работает механизм Закона Российской Федерации "О недрах", который позволили бы организовать систему охраны и мониторинга подземных вод за счет отчислений за недропользование (эксплуатация подземных вод и подземного пространства).
Растительный и животный мир
Основным фактором воздействия является антропогенная деградация местообитаний животных и растений.
На территории города выявлено более 1000 видов растений, в том числе 366 видов древесной растительности, из которых только 43 вида местных. В последние годы наблюдается тенденция обеднения местной флоры и внедрения в природные сообщества чуждых им видов.
Сохраняется тенденция дальнейшего сокращения экологически эффективных, занятых растительностью площадей. За последние 2-3 года под строительство занято более 2 тыс. га территорий, ранее различными решениями
зарезервированных под озеленение. Происходит как антропогенная деградация местообитаний растений, вызванная главным образом загрязнением окружающей среды, так и прямое их уничтожение. Исчезают внутридворовые и придорожные посадки. С одной стороны, сотни гектаров зеленых территорий изъяты под гаражные и торговые постройки, с другой - около половины этих посадок деградировало. Обеспеченность населения зелеными насаждениями общего пользования (площадь насаждений на одного жителя) неуклонно сокращается и составляет менее 18 м2 при нормативе 24м2.
Обеспеченность территории
Зелеными насаждениями
В ходе осуществления госконтроля за соблюдением требований природоохранительного законодательства на землях лесфонда Москвы был выявлен ряд серьезных нарушений. В лесопарке Фили-Кунцево при общей площади 284 га, занято под постройки, жилые дома, гаражи и прочие строения 124 га. На площади лесного фонда (0,47 га) идет строительство детского центра "Город мастеров", санкционированное решением Правительства Москвы. Эти нарушения произошли на территории, находящейся в ведении самого "Мослесопарка". При реконструкции МКАД уничтожено около 40 га лесного фонда с ценными насаждениями в Историческом, Балашихинском, Юго-восточном, Москворецком, Красногорском леспаркхозах, Серебряноборском лесничестве и природном парке "Битцевский лес". Генподрядчик "Центрдорстрой" и его субподрядчики на территории Серебряноборского лесничества РАН привлекались к ответственности 5 раз.
Ситуация усугубляется растущими темпами самозахвата земель под строительство дач, коттеджей, гаражей. Несмотря на принимаемые Правительством Москвы меры по защите водоисточников, темпы землеотводов и захватов возрастают. Наиболее сильные воздействия на состояние насаждений
оказывают выбросы автомобильного транспорта. Практически вдоль всех центральных магистралей в районе примыкания к ним лесов, по данным Мособлкомприроды, наблюдается ослабление и частичное усыхание (до 10-15%) как лиственных, так и хвойных пород. Уровень деградации березы достигает 40%.
Несмотря на высокую степень антропогенной нагрузки, которую испытывают городские и пригородные леса Москвы, нарушение их биологической устойчивости проявляется, как правило, пока лишь на локальных участках их территории. Практически погибли зеленые насаждения в тротуарных посадках по Садовому кольцу, проспекту Мира, Тверской улице и др. Даже на таких широких бульварах, как Тверской и Гоголевский, где деревья посажены в несколько рядов, доля жизнеспособных деревьев составляет меньше половины (45-50%).
В ходе проверки состояния зеленых насаждений по ул. Новый Арбат и по Комсомольскому проспекту было установлено, что одной из причин гибели деревьев является применение противогололедных реагентов. В придорожной полосе, на расстоянии до двух метров, гибель деревьев составляет 100%. Отмечено образование соляной корки на поверхности почвы. Посадка молодых деревьев в засоленный грунт не дает положительных результатов.
Животный мир на территории города:
Изменения последних лет
До сих пор большинство мероприятий, в том числе по охране природы, осуществляется без учета влияния на животный мир, что приводит к его обеднению. Лишь в конце 1996 г. началась работа по подготовке проектов постановлений Правительства Москвы о запрете добычи и отлова диких животных на территории города.
На территории Москвы обитают виды беспозвоночных животных, требующие специальной охраны.
Лесопарки города испытывают большую хозяйственную нагрузку, активно используются населением в рекреационных целях. Это приводит к дефициту корма, укрытий и мест гнездования птиц. Следствие этого - заметное обеднение видового разнообразия диких животных. По данным ВНИИ природы, число редких, исчезающих и уязвимых видов наземных позвоночных в Москве составляет более 120. Поэтому проведение биотехнических мероприятий в лесопарках крайне необходимо.
Городских зверей и птиц в Москве будет опекать специальный отдел фауны. Наблюдением за обитающими в Москве зверями и птицами займется вновь созданный отдел городской фауны. Он образован в Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы. Отделу поручена выработка единой городской политики в области содержания и использования домашних животных, а также охраны диких и безнадзорных животных.
Специалисты подразделения будут вести учет численности, мест обитания и
наблюдать за поведением городских зверей и птиц. Совместно с центром Госсанэпиднадзора и объединением ветеринарии они будут контролировать эпидемическую и эпизоотическую ситуацию в столице.
Кроме того, новое подразделение займется профилактикой правонарушений и разрешением бытовых конфликтов, связанных с животными. В частности, по его предложениям в столице будут создаваться площадки для выгула и дрессировки собак.
Качество воздуха и шум
Общая загрязненность воздушного бассейна города продолжает возрастать и имеет уровни загрязнения, превышающие предельно допустимые. Характерным для воздушного бассейна города стало устойчивое загрязнение в последние 7-8 лет диоксидом азота, превышающее ПДКсс в 2,0-2,5 раза, формальдегидом - в
2,0-4,0, бензолом - в 2,2-3,4 и аммиаком - в 1,25-3,25 раза.
Шумовое загрязнение. В настоящее время возникла проблема шумового загрязнения столицы. Уровни шума от внешних городских (преимущественно транспортных) источников, проникающие в помещения жилых и общественных зданий, часто превышают на 20-30 децибелл действующие нормы, что означает, что поток проникающей звуковой энергии в 100-1000 раз
выше нормативного.
Ситуация дополнительно усугубляется тем, что городское население подвергается воздействию не только наружных, но и внутридомовых шумов, обусловленных работой инженерного оборудования зданий (лифтов, тепловых узлов, бойлерных, насосных, электрощитовых, санитарно-технического оборудования и др.), а также шумов, связанных с процессом жизнедеятельности
людей (бытовые шумы).
Максимальный уровень шума. В 1995-1996 гг. интенсивность движения автотранспорта составляла в основном от 1440 до 9900 ед/ч при доле грузового общественного транспорта 10-71% и средневзвешенной скорости потоков 28-70 км\ч.
При этом шумовые характеристики потоков увеличились до 72-85 дБ, т.е. произошло дальнейшее возрастание транспортного шума.
На территории указанных зон акустического дискомфорта проживали в начале 90-х годов около 1,9 млн. чел. Постоянное увеличение как размеров зон акустического дискомфорта вдоль автомагистралей Москвы, так и числа жителей на их территории требует проведения комплекса шумозащитных мероприятий. Наиболее пораженными шумом являются территории, прилегающие к Садовому кольцу, МКАД и основным радиальным магистралям города.
Большой проблемой для Москвы является внешний шум промышленных предприятий. Многие промышленные предприятия Москвы сгруппированы в промзоны (в Москве таких зон 71). Зоны акустического дискомфорта вокруг указанных промзон занимают обширные площади, в которые попадает значительное число жилых домов. В условиях Москвы нередко встречаются ситуации, когда на жилую застройку воздействует одновременно шум двух или большего числа видов источников шума и трудно выделить преобладающее действие того или иного источника. Площадь участков территории Москвы, попадающих в зоны совместного влияния нескольких источников шума, составляет в настоящее время 850 га, в них проживают около 501 тыс. чел.
Принимаемые меры
В Москве создается база данных о прохождении автотранспортом технического осмотра.
Компьютерная база данных о прохождении автотранспортом технического осмотра создана в настоящее время в столице.
Система инструментальной проверки введена в Москве с 16 октября 1996 года, когда начал проводиться осмотр транспортных средств, находившихся в эксплуатации свыше 15 лет.
В 1998 году при проведении технического осмотра все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации 10 и более лет, должны были пройти инструментальный контроль. При этом владельцы легковых и грузовых автомобилей массой 3,6 тонны уплачивают 150 рублей, а грузовых автомобилей с большей массой и автобусов - 240 рублей. Бесплатно инструментальный контроль машин проводится для участников Великой Отечественной войны и пенсионеров - собственников автотранспортных средств.
В настоящее время инструментальный контроль проходят транспортные средства старше 5 лет. А в ближайшее время возможно будет принят новый Кодекс об Административон Правовых нарушениях предписываюший прохождения ГТО всем транспортным средствам без исключения в независимости от года выпуска.
Внедрение инструментального контроля связано со значительным увеличением количества ДТП из-за неисправности и старения городского транспортного парка. Кроме того, в столице постоянно увеличивается число подержанных иномарок, техническое состояние которых не соответствует принятым нормам.
В настоящее время в городе работают 14 пунктов инструментального контроля во всех административных округах.
В настоящее время в целях наведения порядка в прохождении технического осмотра владельцы автомашин, чьи номерные знаки (без учета кода региона) заканчиваются на 1, будут проходить его в январе, на 2 - в феврале и так далее по октябрь включительно.
Источники информации:
1.”О состоянии окружающей природной среды Москвы. По страницам государственного доклада 1996 г.”
(автор обзора – А.Е.Конрад) // “Экология столицы - сфера особого внимания Правительства Москвы”. -
"Правительство, город, люди" №4 1998 (Ответственный за выпуск - Г.Н.Львов, составитель –
Г.С.Барабанщиков)
2. “О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1996 году. Государственный доклад”. - М., 1997.
311с.
3. “Визитная карточка экологического состояния Москвы” и “Экологический портрет частей Москвы”//
“Экология Москвы: прошлое, настоящее, будущее”. - "Симптом" №5 1998 (Авторы - В.Р.Битюкова,
В.Г.Глушкова, М.П.Ратанова).
4. “Москвичи об экологических проблемах столицы”. - "Пульс" №4 1998 (Автор - В.М.Соколов).
5. “Космический “портрет” экологии столицы”. - Ю.В.Новиков, Т.И.Маршалкин// “Москва. 850 лет” -
юбилейное издание в 2-х томах. - 2-й том. - 1997г. - 272 с. (Председатель редакционного совета
–Ю.М.Лужков).
6. “5 июня 1998 года - Всемирный день Окружающей Среды в Москве”// Информационно-справочный
материал на основе сообщений агентства “Интрефакс-Москва”.(Ответственный за выпуск - Г.Н.Львов,
составитель – Г.С.Барабанщиков).
7. "Москва и москвичи". Сборник материалов по результатам опросов ВЦИОМ, 1997г.
8. МОСКВА, энциклопедия. Гл. редактор С.О.Шмидт
9. “О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1992 году. Государственный доклад”. - М., 1993.
168с.
Содержание
И их загрязнение 7
Принимаемые меры 12
Источники информации 13
Московский Государственный Институт
Электроники и Математики
(Технический Университет)
кафедра Экология и Право
Реферат по курсу "Экология"
Транспорт
студент гр.
преподаватель
Москва 2000
Транспорт и его влияние
Одной из наиболее важных проблем экологии больших городов и мегаполисов в последнее время стала проблема транспорта. Увеличение его числа на душу населения приводит к ухудшению экологической обстановки, а в частности деградации почвенного покрова, загрязнению водных ресурсов, вымирание растительного и животного мира, а так же, что немаловажно для горожан, снижение качества воздуха и повышенный шум, пагубно влияющие на здоровье. Особенно остро эти проблемы стоят в Москве. Подчас днем в центре города невозможно дышать, над магистралями нависают клубы смога, отовсюду доносится рокот проносящихся или стоящих в пробках автомобилей.
Численность автопарка Московского региона неуклонно растет с каждым днем. Если 20-30 лет назад личный автомобиль являлся в какой-то мере роскошью, то сегодня практически любой гражданин, имеющий средний уровень доходов вполне может позволить себе приобрести недорогой подержанный автомобиль, цена которого может лежать в пределах 200…300$.
Современная Москва с ее транспортной сетью уже не справляется с такой интенсивностью движения. Требуется увеличение ширины дорожного полотна, сокращение светофоров (что может быть достигнуто путем строительства многоуровневых развязок) и увеличение скоростей движения. В данное время в городе существуют улицы с повышенным скоростным режимом. На Алтуфьевском, Варшавском, Волоколамском, Каширском, Киевском, Ленинградском, Можайском, Рублевском, Щелковском, Ярославском шоссе, а так же на Волгоградском, Кутузовском и Проспекте Мира скоростной режим составляет 80 км/ч. На участке Московской кольцевой автомобильной дороги (далее – МКАД) 9 – 56 км, на Шереметьевском и Международном шоссе – 100 км/ч. В настоящее время с успехом ведется строительство Третьего транспортного кольца, задача которого разгрузить и без того загруженные Садовое кольцо и МКАД. Но, тем не менее, данных мер все еще не хватает.
Система городского общественного транспорта включает в себя 1,7 тыс. км. трамвайных и троллейбусных, 5,7 тыс. км автобусных маршрутов, 9 линий метрополитена общей протяженностью 243,6 км. Ежедневно услугами всех видов городского транспорта пользуются около 6,5 млн. пассажиров. Каждый день в Москву прибывают сотни тысяч гостей. Их обслуживают аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково, девять железнодорожных вокзалов. Сеть водных путей соединяет город с выходом в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Автомобильное сообщение обеспечивают 13 основных магистралей, связанных МКАД протяженностью свыше 100 км, расположенной в 17-23 км от центра города.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.