Московский Государственный Институт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Московский Государственный Институт

Электроники и Математики

(Технический Университет)

 

кафедра Экология и Право

 

 

Реферат по курсу "Экология"

Транспорт

 

 

студент гр.

 

преподаватель

 

Москва 2000

 

Транспорт и его влияние

 

Одной из наиболее важных проблем экологии больших городов и мегаполисов в последнее время стала проблема транспорта. Увеличение его числа на душу населения приводит к ухудшению экологической обстановки, а в частности деградации почвенного покрова, загрязнению водных ресурсов, вымирание растительного и животного мира, а так же, что немаловажно для горожан, снижение качества воздуха и повышенный шум, пагубно влияющие на здоровье. Особенно остро эти проблемы стоят в Москве. Подчас днем в центре города невозможно дышать, над магистралями нависают клубы смога, отовсюду доносится рокот проносящихся или стоящих в пробках автомобилей.

Численность автопарка Московского региона неуклонно растет с каждым днем. Если 20-30 лет назад личный автомобиль являлся в какой-то мере роскошью, то сегодня практически любой гражданин, имеющий средний уровень доходов вполне может позволить себе приобрести недорогой подержанный автомобиль, цена которого может лежать в пределах 200…300$.

Современная Москва с ее транспортной сетью уже не справляется с такой интенсивностью движения. Требуется увеличение ширины дорожного полотна, сокращение светофоров (что может быть достигнуто путем строительства многоуровневых развязок) и увеличение скоростей движения. В данное время в городе существуют улицы с повышенным скоростным режимом. На Алтуфьевском, Варшавском, Волоколамском, Каширском, Киевском, Ленинградском, Можайском, Рублевском, Щелковском, Ярославском шоссе, а так же на Волгоградском, Кутузовском и Проспекте Мира скоростной режим составляет 80 км/ч. На участке Московской кольцевой автомобильной дороги (далее – МКАД) 9 – 56 км, на Шереметьевском и Международном шоссе – 100 км/ч. В настоящее время с успехом ведется строительство Третьего транспортного кольца, задача которого разгрузить и без того загруженные Садовое кольцо и МКАД. Но, тем не менее, данных мер все еще не хватает.

Система городского общественного транспорта включает в себя 1,7 тыс. км. трамвайных и троллейбусных, 5,7 тыс. км автобусных маршрутов, 9 линий метрополитена общей протяженностью 243,6 км. Ежедневно услугами всех видов городского транспорта пользуются около 6,5 млн. пассажиров. Каждый день в Москву прибывают сотни тысяч гостей. Их обслуживают аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково, девять железнодорожных вокзалов. Сеть водных путей соединяет город с выходом в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Автомобильное сообщение обеспечивают 13 основных магистралей, связанных МКАД протяженностью свыше 100 км, расположенной в 17-23 км от центра города.

 

Характеристика численности автотранспорта Москвы

(по состоянию на 01.01.97 без учета мото- и автотракторной техники)

Категория

автотранспорта

Численность автопарка города, ед.

1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Грузовой автотранспорт 137 768 160 804 180 327 196 062 202 457
Автобусы 31 470 36 120 39 303 42 271 43 838
Легковые автомобили 918 029 1 104 213 1 329 553 1 491 086 1 642 137
Всего автотранс. ср-в 1 087 274 1 301 137 1 549 183 1 729 419 1 888 432
В том числе индивид. тр. 832 946 1 010 411 1 235 032 1 470 462 1 672 711

   

По данным СМИ в настоящее время в Столице насчитывается около 2 млн. единиц автомототранспортных средств и ежедневно в Москву прибывает еще до 1 млн. единиц транспорта.

Все вышеперечисленные факторы оказывают неблаготворное влияние на окружающую среду города и его жителей. Далее подробно будет рассмотрено влияние транспорта на составляющие окружающей среды и меры, предпринимаемые для улучшения общей экологической обстановки.

 

   

Контроль состояния земель.

Состояние земель в Москве будет контролироваться

С помощью аэрофотосъемки.

 

Сейчас Москва занимает площадь около 100 тыс. га, и контроль за такой огромной территорией необходимо осуществлять на совершенном уровне. Московские власти намерены более продуктивно использовать возможности воздушной фотосъемки для обнаружения в столице свалок, объектов незавершенного строительства, самостроя, а также источников загрязнения окружающей среды. Такая система контроля будет создана на базе Мосгоргеотреста.

Результаты аэросъемок необходимы Москомархитектуре для ведения контроля за строительством, Москомзему - для мониторинга земель и создания цифровых и кадастровых карт, Москомприроде – для создания эколого-геоинформационных систем.

 

   

Почвенный покров

 

В Москве естественный почвенный покров на большей части города уничтожен. Зеленые насаждения скверов, бульваров и газонов создаются на искусственных гумусированных почвенных субстратах мощностью от 30 до 100 см.

Большинство выбросов токсических веществ в городскую среду сосредоточиваются на поверхности почвы, где происходит их постепенное депонирование, что ведет к изменению химических и физико-химических свойств субстрата.

 

   

Грунтовых вод

 

В большинстве случаев грунтовые воды на территории Москвы характеризуются слабой углекислотной агрессивностью, реже слабой сульфатной или общекислотной агрессивностью. По отношению к железобетонным конструкциям практически во всех скважинах воды слабоагресивны при периодическом смачивании и неагрессивны при постоянном погружении. Среднеагрессивные грунтовые воды зафиксированы в единичных случаях.

На участке между Волоколамским и Ленинградским шоссе выявлен участок распространения вод, характеризующихся тремя видами агрессивности - сульфатный, углекислотной и общекислотной.  

В последнее время случаи загрязнения подземных вод нефтепродуктами отмечаются на значительных участках города. Причиной этого явления служит несовершенство, с экологической точки зрения, прежних методик проектирования и строительства указанных выше объектов. Резервуары хранения нефтепродуктов, а также транспортные коммуникации заглубляются в грунт без надлежащей электрохимической защиты металла. В результате длительного контакта металла труб и поверхностей резервуаров с подпочвенной влагой происходит коррозия металлов, появляются свищи, через которые осуществляется бесконтрольная утечка нефтепродуктов в грунты и на поверхность грунтовых вод.

Не меньшую опасность представляют разливы и нефти и нефтепродуктов на поверхности почвы, которые затем просачиваются в грунтовые воды.

Процесс нефтяного загрязнения происходит достаточно медленно. Но учитывая, что в Москве находится много потенциальных источников загрязнения, которые функционируют в течение нескольких десятилетий, в последние годы все чаще приходится сталкиваться с последствиями неконтролируемого загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.

Приведем несколько примеров. Взрыв дома на Сормовской улице в Юго-Восточном АО специалисты связывают с тем, что до строительства на этом месте находилась старая нефтебаза. Последствия старого загрязнения проявляются сейчас в виде выделения взрывоопасных газов. На территории Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПС) нефтяное загрязнение обнаружено в почвах, грунтах, поверхностных и грунтовых водах, а также в подземных водах каменноугольных отложений на глубине более 100 м. Аналогичное загрязнение подземных вод проявляется в эксплуатационных скважинах на территориях, прилегающих к МНПЗ (ТЭЦ-22, совхоз "Белая Дача" и др.).

 

   

Каменноугольных отложений

 

Загрязнение подземных вод горизонтов каменноугольных отложений, наблюдаемое на территории Москвы с 50-х годов, обусловлено, главным образом, проникновением в них загрязненных поверхностных и грунтовых вод. В долине р. Москвы, где на значительной территории отсутствует юрский региональный водоупор, проникновение загрязнений в первый от поверхности водоносный горизонт каменоугольных отложений осуществляется в пределах всей площади отсутствия юрских глин через песчанную толщу четвертичных и мезойских отложений, залегающих непосредственно на каменноугольных карбонатных породах. На остальной территории, где естественная защищенность этого горизонта обеспечена наличием выше его кровли моренных и юрских глин, загрязнение подземных вод происходит, прежде всего, в результате разрушения водозаборных скважин (75% действующих на территории Москвы скважин пробурено и оборудовано более 25 лет тому назад). Загрязнение остальных водоносных горизонтов, залегающих ниже первого от поверхности, возможно лишь по причине разрушения стволов скважин.

Отсутствие полноценной системы охраны подземных вод в Москве является следствием нескольких факторов объективного и субъективного характера. Загрязнение и истощение подземных вод проявляется через достаточно длительный промежуток времени, поэтому ликвидация последствий возлагается на последующие поколения (эффект отложенного риска). Подземные воды в Москве не используются для организации централизованного водоснабжения (за исключением отдельных водозаборов), поэтому их охрана не входит в число приоритетных задач города. И, наконец, в Москве практически не работает механизм Закона Российской Федерации "О недрах", который позволили бы организовать систему охраны и мониторинга подземных вод за счет отчислений за недропользование (эксплуатация подземных вод и подземного пространства).

 

   

Растительный и животный мир

 

Основным фактором воздействия является антропогенная деградация местообитаний животных и растений.

На территории города выявлено более 1000 видов растений, в том числе 366 видов древесной растительности, из которых только 43 вида местных. В последние годы наблюдается тенденция обеднения местной флоры и внедрения в природные сообщества чуждых им видов.

Сохраняется тенденция дальнейшего сокращения экологически эффективных, занятых растительностью площадей. За последние 2-3 года под строительство занято более 2 тыс. га территорий, ранее различными решениями

зарезервированных под озеленение. Происходит как антропогенная деградация местообитаний растений, вызванная главным образом загрязнением окружающей среды, так и прямое их уничтожение. Исчезают внутридворовые и придорожные посадки. С одной стороны, сотни гектаров зеленых территорий изъяты под гаражные и торговые постройки, с другой - около половины этих посадок деградировало. Обеспеченность населения зелеными насаждениями общего пользования (площадь насаждений на одного жителя) неуклонно сокращается и составляет менее 18 м2 при нормативе 24м2.

 

 

Обеспеченность территории

Зелеными насаждениями

 

В ходе осуществления госконтроля за соблюдением требований природоохранительного законодательства на землях лесфонда Москвы был выявлен ряд серьезных нарушений. В лесопарке Фили-Кунцево при общей площади 284 га, занято под постройки, жилые дома, гаражи и прочие строения 124 га. На площади лесного фонда (0,47 га) идет строительство детского центра "Город мастеров", санкционированное решением Правительства Москвы. Эти нарушения произошли на территории, находящейся в ведении самого "Мослесопарка". При реконструкции МКАД уничтожено около 40 га лесного фонда с ценными насаждениями в Историческом, Балашихинском, Юго-восточном, Москворецком, Красногорском леспаркхозах, Серебряноборском лесничестве и природном парке "Битцевский лес". Генподрядчик "Центрдорстрой" и его субподрядчики на территории Серебряноборского лесничества РАН привлекались к ответственности 5 раз. 

Ситуация усугубляется растущими темпами самозахвата земель под строительство дач, коттеджей, гаражей. Несмотря на принимаемые Правительством Москвы меры по защите водоисточников, темпы землеотводов и захватов возрастают. Наиболее сильные воздействия на состояние насаждений

оказывают выбросы автомобильного транспорта. Практически вдоль всех центральных магистралей в районе примыкания к ним лесов, по данным Мособлкомприроды, наблюдается ослабление и частичное усыхание (до 10-15%) как лиственных, так и хвойных пород. Уровень деградации березы достигает 40%.

Несмотря на высокую степень антропогенной нагрузки, которую испытывают городские и пригородные леса Москвы, нарушение их биологической устойчивости проявляется, как правило, пока лишь на локальных участках их территории. Практически погибли зеленые насаждения в тротуарных посадках по Садовому кольцу, проспекту Мира, Тверской улице и др. Даже на таких широких бульварах, как Тверской и Гоголевский, где деревья посажены в несколько рядов, доля жизнеспособных деревьев составляет меньше половины (45-50%).

В ходе проверки состояния зеленых насаждений по ул. Новый Арбат и по Комсомольскому проспекту было установлено, что одной из причин гибели деревьев является применение противогололедных реагентов. В придорожной полосе, на расстоянии до двух метров, гибель деревьев составляет 100%. Отмечено образование соляной корки на поверхности почвы. Посадка молодых деревьев в засоленный грунт не дает положительных результатов.

 

   

Животный мир на территории города:

Изменения последних лет

 

До сих пор большинство мероприятий, в том числе по охране природы, осуществляется без учета влияния на животный мир, что приводит к его обеднению. Лишь в конце 1996 г. началась работа по подготовке проектов постановлений Правительства Москвы о запрете добычи и отлова диких животных на территории города.

На территории Москвы обитают виды беспозвоночных животных, требующие специальной охраны.

Лесопарки города испытывают большую хозяйственную нагрузку, активно используются населением в рекреационных целях. Это приводит к дефициту корма, укрытий и мест гнездования птиц. Следствие этого - заметное обеднение видового разнообразия диких животных. По данным ВНИИ природы, число редких, исчезающих и уязвимых видов наземных позвоночных в Москве составляет более 120. Поэтому проведение биотехнических мероприятий в лесопарках крайне необходимо.  

Городских зверей и птиц в Москве будет опекать специальный отдел фауны. Наблюдением за обитающими в Москве зверями и птицами займется вновь созданный отдел городской фауны. Он образован в Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы. Отделу поручена выработка единой городской политики в области содержания и использования домашних животных, а также охраны диких и безнадзорных животных. 

Специалисты подразделения будут вести учет численности, мест обитания и

 наблюдать за поведением городских зверей и птиц. Совместно с центром Госсанэпиднадзора и объединением ветеринарии они будут контролировать эпидемическую и эпизоотическую ситуацию в столице. 

  Кроме того, новое подразделение займется профилактикой правонарушений и разрешением бытовых конфликтов, связанных с животными. В частности, по его предложениям в столице будут создаваться площадки для выгула и дрессировки собак.

 

 

Качество воздуха и шум

 

Общая загрязненность воздушного бассейна города продолжает возрастать и имеет уровни загрязнения, превышающие предельно допустимые. Характерным для воздушного бассейна города стало устойчивое загрязнение в последние 7-8 лет диоксидом азота, превышающее ПДКсс в 2,0-2,5 раза, формальдегидом - в

2,0-4,0, бензолом - в 2,2-3,4 и аммиаком - в 1,25-3,25 раза.

Шумовое загрязнение. В настоящее время возникла проблема шумового загрязнения столицы. Уровни шума от внешних городских (преимущественно транспортных) источников, проникающие в помещения жилых и общественных зданий, часто превышают на 20-30 децибелл действующие нормы, что означает, что поток проникающей звуковой энергии в 100-1000 раз

 выше нормативного.

Ситуация дополнительно усугубляется тем, что городское население подвергается воздействию не только наружных, но и внутридомовых шумов, обусловленных работой инженерного оборудования зданий (лифтов, тепловых узлов, бойлерных, насосных, электрощитовых, санитарно-технического оборудования и др.), а также шумов, связанных с процессом жизнедеятельности

 людей (бытовые шумы).

Максимальный уровень шума. В 1995-1996 гг. интенсивность движения автотранспорта составляла в основном от 1440 до 9900 ед/ч при доле грузового общественного транспорта 10-71% и средневзвешенной скорости потоков 28-70 км\ч.

При этом шумовые характеристики потоков увеличились до 72-85 дБ, т.е. произошло дальнейшее возрастание транспортного шума.

На территории указанных зон акустического дискомфорта проживали в начале 90-х годов около 1,9 млн. чел. Постоянное увеличение как размеров зон акустического дискомфорта вдоль автомагистралей Москвы, так и числа жителей на их территории требует проведения комплекса шумозащитных мероприятий. Наиболее пораженными шумом являются территории, прилегающие к Садовому кольцу, МКАД и основным радиальным магистралям города.

Большой проблемой для Москвы является внешний шум промышленных предприятий. Многие промышленные предприятия Москвы сгруппированы в промзоны (в Москве таких зон 71). Зоны акустического дискомфорта вокруг указанных промзон занимают обширные площади, в которые попадает значительное число жилых домов. В условиях Москвы нередко встречаются ситуации, когда на жилую застройку воздействует одновременно шум двух или большего числа видов источников шума и трудно выделить преобладающее действие того или иного источника. Площадь участков территории Москвы, попадающих в зоны совместного влияния нескольких источников шума, составляет в настоящее время 850 га, в них проживают около 501 тыс. чел.

 

 

Принимаемые меры

   

В Москве создается база данных о прохождении автотранспортом технического осмотра.

Компьютерная база данных о прохождении автотранспортом технического осмотра создана в настоящее время в столице.

Система инструментальной проверки введена в Москве с 16 октября 1996 года, когда начал проводиться осмотр транспортных средств, находившихся в эксплуатации свыше 15 лет.

В 1998 году при проведении технического осмотра все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации 10 и более лет, должны были пройти инструментальный контроль. При этом владельцы легковых и грузовых автомобилей массой 3,6 тонны уплачивают 150 рублей, а грузовых автомобилей с большей массой и автобусов - 240 рублей. Бесплатно инструментальный контроль машин проводится для участников Великой Отечественной войны и пенсионеров - собственников автотранспортных средств.

В настоящее время инструментальный контроль проходят транспортные средства старше 5 лет. А в ближайшее время возможно будет принят новый Кодекс об Административон Правовых нарушениях предписываюший прохождения ГТО всем транспортным средствам без исключения в независимости от года выпуска.

Внедрение инструментального контроля связано со значительным увеличением количества ДТП из-за неисправности и старения городского транспортного парка. Кроме того, в столице постоянно увеличивается число подержанных иномарок, техническое состояние которых не соответствует принятым нормам.

В настоящее время в городе работают 14 пунктов инструментального контроля во всех административных округах.

В настоящее время в целях наведения порядка в прохождении технического осмотра владельцы автомашин, чьи номерные знаки (без учета кода региона) заканчиваются на 1, будут проходить его в январе, на 2 - в феврале и так далее по октябрь включительно.

 

   

 

 

Источники информации:

 

1.”О состоянии окружающей природной среды Москвы. По страницам государственного доклада 1996 г.”

(автор обзора – А.Е.Конрад) // “Экология столицы - сфера особого внимания Правительства Москвы”. -

"Правительство, город, люди" №4 1998 (Ответственный за выпуск - Г.Н.Львов, составитель –

Г.С.Барабанщиков)

 

2. “О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1996 году. Государственный доклад”. - М., 1997.

311с.

 

3. “Визитная карточка экологического состояния Москвы” и “Экологический портрет частей Москвы”//

“Экология Москвы: прошлое, настоящее, будущее”. - "Симптом" №5 1998 (Авторы - В.Р.Битюкова,

В.Г.Глушкова, М.П.Ратанова).

 

4. “Москвичи об экологических проблемах столицы”. - "Пульс" №4 1998 (Автор - В.М.Соколов).

 

5. “Космический “портрет” экологии столицы”. - Ю.В.Новиков, Т.И.Маршалкин// “Москва. 850 лет” -

юбилейное издание в 2-х томах. - 2-й том. - 1997г. - 272 с. (Председатель редакционного совета

–Ю.М.Лужков).

 

6. “5 июня 1998 года - Всемирный день Окружающей Среды в Москве”// Информационно-справочный

материал на основе сообщений агентства “Интрефакс-Москва”.(Ответственный за выпуск - Г.Н.Львов,

составитель – Г.С.Барабанщиков).

 

7. "Москва и москвичи". Сборник материалов по результатам опросов ВЦИОМ, 1997г.

 

8. МОСКВА, энциклопедия. Гл. редактор С.О.Шмидт

 

9. “О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1992 году. Государственный доклад”. - М., 1993.

168с.

 

Содержание

 

И их загрязнение                                                                                               7

Принимаемые меры                                                                                   12

Источники информации                                                                           13

 

 

Московский Государственный Институт

Электроники и Математики

(Технический Университет)

 

кафедра Экология и Право

 

 

Реферат по курсу "Экология"

Транспорт

 

 

студент гр.

 

преподаватель

 

Москва 2000

 

Транспорт и его влияние

 

Одной из наиболее важных проблем экологии больших городов и мегаполисов в последнее время стала проблема транспорта. Увеличение его числа на душу населения приводит к ухудшению экологической обстановки, а в частности деградации почвенного покрова, загрязнению водных ресурсов, вымирание растительного и животного мира, а так же, что немаловажно для горожан, снижение качества воздуха и повышенный шум, пагубно влияющие на здоровье. Особенно остро эти проблемы стоят в Москве. Подчас днем в центре города невозможно дышать, над магистралями нависают клубы смога, отовсюду доносится рокот проносящихся или стоящих в пробках автомобилей.

Численность автопарка Московского региона неуклонно растет с каждым днем. Если 20-30 лет назад личный автомобиль являлся в какой-то мере роскошью, то сегодня практически любой гражданин, имеющий средний уровень доходов вполне может позволить себе приобрести недорогой подержанный автомобиль, цена которого может лежать в пределах 200…300$.

Современная Москва с ее транспортной сетью уже не справляется с такой интенсивностью движения. Требуется увеличение ширины дорожного полотна, сокращение светофоров (что может быть достигнуто путем строительства многоуровневых развязок) и увеличение скоростей движения. В данное время в городе существуют улицы с повышенным скоростным режимом. На Алтуфьевском, Варшавском, Волоколамском, Каширском, Киевском, Ленинградском, Можайском, Рублевском, Щелковском, Ярославском шоссе, а так же на Волгоградском, Кутузовском и Проспекте Мира скоростной режим составляет 80 км/ч. На участке Московской кольцевой автомобильной дороги (далее – МКАД) 9 – 56 км, на Шереметьевском и Международном шоссе – 100 км/ч. В настоящее время с успехом ведется строительство Третьего транспортного кольца, задача которого разгрузить и без того загруженные Садовое кольцо и МКАД. Но, тем не менее, данных мер все еще не хватает.

Система городского общественного транспорта включает в себя 1,7 тыс. км. трамвайных и троллейбусных, 5,7 тыс. км автобусных маршрутов, 9 линий метрополитена общей протяженностью 243,6 км. Ежедневно услугами всех видов городского транспорта пользуются около 6,5 млн. пассажиров. Каждый день в Москву прибывают сотни тысяч гостей. Их обслуживают аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково, девять железнодорожных вокзалов. Сеть водных путей соединяет город с выходом в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Автомобильное сообщение обеспечивают 13 основных магистралей, связанных МКАД протяженностью свыше 100 км, расположенной в 17-23 км от центра города.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 160.