Руководитель: Юри Вернерович Таммару
Силламяэ
2002.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Сравнение социально-политической ситуации. 7
1.1 Италия. 7
1.2 Германия. 10
1.3 Сравнение. 12
ГЛАВА 2. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма. 13
2.1 Различия. 13
2.1.1 Разница между национал-социализмом и фашизмом. 13
2.1.2 Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям. 15
2.1.3 Различия по национальному вопросу. 16
2.1.4 Сходства. 20
ГЛАВА 3. Прогноз о возможностях рецидивов тоталитаризма. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
ВВЕДЕНИЕ
Италия, Германия, Советский Союз, Испания, Греция, Куба, Чили, Китайская Республика, Ирак, Северная Корея и др. Этот список можно еще продолжать, он постоянно меняется – какие-то страны появляются в этом списке, кто-то его покидает... Какие разные страны, но всех их, на разных исторических этапах объединяет одно понятие – Тоталитаризм...
В своей работе я стремился узнать - из-за чего в 1920-1940х годах возникли и заняли ведущую позицию такие движения как фашизм в Италии и национал-социализм в Германии и возможны ли повторы такой ситуации в будущем. Оба этих движения являются разновидностями тоталитарных режимов. Чтобы начать рассматривать эти режимы, необходимо сказать несколько слов, что же такое тоталитаризм в целом.
Термин произошёл от латинского слова totalis, что означает весь, целый, и был введён в 20-х годах итальянскими критиками Б. Муссолини. В последствии и сам Муссолини использовал этот термин для определения фашистского государства.[1]
Вообще значение термина «тоталитаризм» вызывает много споров. Некоторыми он отнесен к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другими - к общественно-политическому строю, третьими - к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. ( Чем отличаются понятия «социальная система» и «общественно-политический строй»?) Но все признают то, что при тоталитаризме нет места для личности, нет ни её свобод, ни прав, и все стороны общественной жизни подчинены государству.1 По-моему мнению, тоталитаризм – это, прежде всего идеология, которая может на определённой почве взрасти и превратиться в общественно-политический строй определённого государства с авторитарно-диктаторской системой. Поэтому в ходе своей работы я подразумеваю под термином тоталитаризм не чистую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила.
Каковы же основные черты тоталитаризма?
Во–первых, тоталитаризм это тотальная идеология диктатора, которая должна быть словно библия для верующего, должна быть чтима и, которой должны подчиняться все личности в государстве, без исключения.
Во-вторых, тоталитарный режим – это полный контроль государства над всеми сторонами жизни отдельных индивидуумов. Это тотальный контроль над средствами массовой информации, экономикой, политикой и профессиональной деятельностью и даже над личной жизнью и душами людей. У человека при такой диктатуре нет места для его личности, для его прав и свобод.
И, в-третьих, это полицейский террор.[2] Использование которого беспощадно и неограниченно.
Рассмотрим теперь происхождение тоталитарной идеологии и авторитарно-диктаторских систем. Мнение некоторых ученых2, что корни тоталитаризма уходят в древность. Тоталитаризм существовал поначалу, как некоторое свойство души человека, желание подчинять, объединять вокруг единой цели, попирая свободу остальных. Но когда впервые проявился тоталитаризм? Когда, впервые некий лидер или некая группа людей, объединила людей, лишив их прав и свобод, для достижения какой-то цели? Попытка ответить на этот вопрос существует у идеологов христианства.[3]
По их мнению, 4500 лет назад, при строительстве Вавилонской башни возник фашизм. В Библии об этом написано так «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».[4] То есть здесь говориться как раз об объединении людей ради одной идеи в такое объединение, в котором нет места индивидууму. Как же отнесся Создатель к этому объединению? В Библии написано, что Богу это крайне не понравилось, очевидно, что Бог любил каждого в отдельности и не желал подчинения одних другим[5], и решил он разрушить это объединение. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню] ». [6]
Перестали, но не навсегда. Воздвижение Вавилонской башни – фашизм, повторилось в другой форме. Но теперь объединялись в связку уже не все люди Земли, а отдельные нации, люди говорящие на одном языке. И такие объединения обычно были нацелены разрастаться за счёт других народов. Нацизм – им имя. Исходя из этого, можно сказать, что нацизм - это тоталитарное объединение тех клочков, на которые Бог разъединил фашизм.
Понятно, что это понимание не совсем верно. И Библия, как исторический источник, не может быть надежен, хотя бы потому, что неизвестно - какой была Библия в ее первоисточнике, и можем ли мы доверять знаниям о Боге и мире древним людям, которые верили, например, в то, что Земля плоская, что в человеке живут бесы, что солнце съедает дракон или волк.[7]
Если воспринимать слова Библии как аллегорию или иносказание, то здесь есть некая истина, только она в том, что каждый человек должен участвовать в каком-либо деле демократично, а не подневольнически, когда нет места свободе его духа.
А что же говорят историки и ученые политологи? Точно определить исходную точку возникновения авторитарно-диктаторской системы и идеологии тоталитаризма не удается. Здесь опять очень много споров и многие исследователи называют совершенно разные периоды, начиная временами деспотизма в Древнем Египте и кончая социализмом 20-го века в России.
Основные черты тоталитаризма наблюдались при деспотизме и абсолютной монархии на протяжении всей истории человечества. При них, также как и при фашизме, не было места личности, люди были лишены прав и свобод. Вся власть была сосредоточена у небольшой группы избранных, которыми руководил фараон, царь, император или король, а в 20 веке фюрер, дуче, каудильо, генеральный секретарь и т.п. Как и при деспотизме и монархии, при фашизме и нацизме, или другом тоталитарном режиме были также идеология диктатора, специальные органы подавления и неограниченного всеобъемлющего государственного насилия и террора над обществом.
Первой формой тоталитаризма 20 века был государственный социализм, который построили сначала в СССР, а затем в некоторых странах народной демократии Европы и Азии. Его чертами были милитаризация экономики, господство государственной идеологии, отсутствие плюрализма мнений, социальное отчуждение личности от средств производства, экономики, политики и власти.[8]
Другими формами тоталитаризма стали итальянский фашизм и германский национал-социализм. Именно эти две формы тоталитарных режимов я и собираюсь сравнить в своей работе.
Италия
Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и зародился. (В основу описательной части истории Италии и Германии я взял следующие книги: Новейшая история 1917-1939 - 10 класс; работа Вольфганга Виппермана «Европейский фашизм в сравнении 1922-1982», публикация в журнале «Сибирский хронограф» 2000 г; учебное пособие в 2-х частях «История государства и права зарубежных стран»).
Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты. Нигде не было, соответственно, такого подъема стачечной борьбы.
Все говорило о революционной ситуации: быстрый рост профсоюзов, победа социалистов на выборах в парламент 1919 года (31 % голосов), захваты заводов и фабрик рабочими, помещичьих земель крестьянами и батраками.
Захваты фабрик и заводов были ответом на наступление предпринимателей (локауты; приостановку производства). Наибольшего размаха движение достигает в конце лета 1920 года. Десятки предприятий (в Милане, Турине и других городах) перешли под управление выбранных рабочими руководителей. Выпуск промышленной продукции увеличился. Соблюдался строгий порядок. Оборудование, здания, сырье и прочее тщательно охранялись.
В Турине, где рабочие были наиболее организованы, предприятия оставались под их управлением в течение трех недель.
Революционная обстановка вынуждала буржуазные правительства Италии к важным реформам. Наиболее значимые среди них: закон о социальном страховании безработицы, указ о допустимости самовольного захвата необработанной земли.
В 1921 году возникает коммунистическая партия Италии. На съезде социалистической партии в Ливорно партия раскололась на центристов (группа Серрати) и коммунистов. Последние высказались за присоединение к Третьему Интернационалу.
Вскоре, по окончании первой мировой войны, в 1919 г., в Италии возникают первые фашистские организации. Составленные из разнообразных элементов, они выступали первоначально с программой, рассчитанной на отвлечение трудящихся от социалистического движения и революционной деятельности. В ней, в частности, говорилось о 8-ми часовом рабочем дне, о всеобщем, прямом и равном избирательном праве для мужчин и женщин, о свободе печати, равенстве наций. Впоследствии, когда фашисты пришли к власти, о ней не дозволялось упоминать, т.к. эта программа была совершенно несоответствующей последующей действовавшей программе и идеологии.[9]
Боевые группы фашистов, руководимые демобилизованными и озлобленными армейскими офицерами, громили и уничтожали народные дома, созданные на деньги рабочих, рабочие клубы, типографии, принадлежащие прогрессивной печати, и пр. Массовому террору подверглись руководящие деятели рабочих союзов, крестьянских объединений, кооперативов. Ничего подобного Италия еще не знала.[10]
Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов. Вместе с покровительством притекают деньги. Численность фашистских организаций возрастает.
В 1922 году, воспользовавшись слабостью правительства (а еще больше расколом рабочего движения), фашистское руководство создает комитет для захвата власти и направляет 40 тысяч своих «чернорубашечников» в поход на Рим.
Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч: достаточно было открыть стрельбу «на четверть часа» », как предлагал королю генерал Бадольо.
Но король и его окружение приняли иное решение: глава партии Б.Муссолини был назначен премьер-министром Италии.
Германия
История Веймарской республики являет картину острой борьбы могущественных промышленно-финансовых монополий, с одной стороны, и высокоорганизованных отрядов рабочего класса - с другой.
Ноябрьская революция, несмотря на поражение, долго давала себя знать. В 1923 году Германия снова переживает революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства. Вспыхнуло Гамбургское восстание 1923 года.
Положение едва стабилизировалось, как разразился экономический кризис 1929 года. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а безработных стало 9 млн. человек. Народные массы переходили на сторону компартии. На выборах 1930 года она получила 4,5 млн. голосов - на 1300000 человек больше, чем в 1928 году. [11]
В это же время набирала силы партия, возникшая в 1919 году, официально именовавшаяся «национал-социалистической рабочей партией». Программа ее была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от рабочих до лавочников. Структуры, программы и политическая практика этой партии, наряду с идеологией, также в известной мере напоминают ее итальянский фашистский прообраз. Не случайно, а с достаточным основанием уже в 1922 году национал-социализм получил название "фашизм", и с ним боролись, обозначая его этим словом.[12] Она возвещала создание нового немецкого «рейха», великой империи, построенной на костях всех не немецких народов, «искоренение марксизма и коммунизма», физическое истребление евреев.
Предвидя опасность фашистского переворота, Коммунистическая партия Германии предложила левым силам, особенно социал-демократам, объединиться в едином антинацистском фронте. Предложение было отвергнуто. Социал-демократические лидеры объявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти «легальным путем». Имелось в виду соблюдение конституционной процедуры: выборы, поручение составить правительство и пр. Аргументация эта, основанная на позитивистском принципе «закон, есть закон», доводит преклонение перед легальностью до «юридического кретинизма». [13] Как будто сами гитлеровцы шли к власти законным путем, без насилия, без шантажа, без обмана.
На выборах в рейхстаг, состоявшихся в августе 1932 года гитлеровцы получили 13 млн. голосов - далеко не большинство11. Они пытались поправить дело в ноябре, но неожиданно, за какие-нибудь два-три месяца, потеряли 2 млн. избирателей.
В то же время компартия завоевала 600 тыс. новых голосов. За нее голосовало 6 миллионов избирателей.
Результаты ноябрьских выборов в рейхстаг были неожиданными для руководящих деятелей германской крупной промышленности и сельского хозяйства и некоторых политиков из окружения президента фон Гинденбурга. На специальном совещании, состоявшемся в январе 1933 года, они решили призвать к власти Гитлера. Президент Гинденбург, только что клявшийся в том, что не допустит к власти «австрийского ефрейтора», каким в свое время был Гитлер, пошел на попятную и осуществил их волю своим распоряжением. Был свергнут рейхсканцлер фон Шлейхер и было образовано коалиционное правительство во главе с Адольфом Гитлером.
Сравнение
В ходе анализа социально-политической ситуации в Германии и Италии обнаруживаются как сходства, так и различия.
Первое сразу заметное различие это время появления фашисткой диктатуры раньше, чем начало нацизма в Германии.
Также то, что Италия вышла из войны победительницей, а Германия проигравшей. Несмотря на это, её экономика была в состоянии экономического кризиса. Экономика Германии в начале была в более худшем положении, но Америка выплатила огромные суммы Германии в обмен на акции предприятий, тем самым, погасив их долги.
Сходством можно назвать то, как в Италии, так и в Германии назревает революционная ситуация. Рабочие захватывают заводы и налаживают производство, отстраняя буржуазию на второй план. И уже как реакция буржуазии, в Италии, или империалистических монополий, в Германии, возникают фашистские движения. Разница здесь состоит в том, что если в Германии это происходит на фоне партийной борьбы, партия национал-социалистов приходит к власти и, уже затем, переходит к тотальному террору в стране. В Италии все начинается с массового террора фашистских организаций. Другим сходством будет то, что в обоих случаях происходит накладка социалистических идей на шовинистические лозунги о единстве нации. Различием здесь будет то, что в Германии национализм усиливается, превращаясь в расизм, становясь основой нацистской идеологии. Убеждая массы в верховенстве арийской расы, они обещают построить рай за счет других «неполноценных» народов. В Италии фашистские организации в начале своей деятельности также выступали с социалистическими лозунгами в своей программе, но уже позднее перекрасив её в шовинистическую. Еще одним сходством является провал в борьбе за власть коммунистов и социал-демократов. В обоих случаях отсутствует сплоченность коммунистических и социал-демократических сил. В Италии партия раскололась на центристов и коммунистов, а в Германии коммунисты так и не смогли объединиться с социал-демократами. В обеих странах социалистические восстания рабочих подавляются и коммунисты истребляются. И последнее сходство - это слабость и нерешительность правительств этих государств. У каждого государства была возможность приостановить и не допустить становления фашистского режима. В Италии была возможность открыть стрельбу на четверть часа, а в Германии социал-демократам объединиться с коммунистами, чтобы не дать придти к власти нацистам.
В обеих странах правительство не препятствовало фашистским организациям, способствуя, тем самым, развитию их силы и приходу к власти.
Как здесь видно присутствует больше сходств, чем отличий. Наибольшее отличия во времени возникновения и в статусе государства после окончания войны. В итоге же в обеих странах возникает тоталитарная диктатура.
Различия
Сходства
Каковы же сходства. Сходство уже известно из начала работы. Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравню диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов. Приведу их ещё раз.
Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.
При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал - социализмом. Из истории видим, что это так.
И последнее тоталитаризм это террор. В Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции.
И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяя тоталитаризм, каждый исследователь предлагает свое определение и понимание. Рассматривая эту проблему, сталкиваешься с плюрализмом мнений, который зачастую вдобавок сдобрен оценками. Разбираясь в этом, я прихожу к выводу, что тоталитаризм, все же, идеология, изобретаемая неким лидером, объединяющая людей под единое начало и лишающая их воли, может произвести на свет абсолютное государство с авторитарно-диктаторской системой. Поэтому, в ходе своей работы, я подразумевал под термином тоталитаризм не голую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила. Основными чертами авторитарно-диктаторской системы являются тотальные идеология, контроль и террор. В выводе этого понимания, я использовал обобщающий подход. Корни этого явления нисходят к деспотизму в первых государствах древности, таких как Древний Египет и Древняя Вавилония, когда вся власть была сосредоточена в руках одного человека. Зарождение этого явления было подмечено составителями Библии, когда говориться о Вавилонской башне. Потом, видоизменяясь и приобретая различные формы, разрушенная башня доходит до двадцатого века в виде фашизма и нацизма. Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли эти движения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии.
Началось явление европейского тоталитаризма 20-го века в Италии, а уже чуть позже Гитлер, взяв часть доктрины фашизма за основу, а часть, переработав, создал свою идеологию, изложенную им в книге Моя Борьба. Основными изменениями Гитлера, явилось отношение к государству, он, вероятно, почерпнул его из призывов коммунистов, а также отношение к нации. Коренным образом, изменив идею Муссолини и Ленина о сотрудничестве наций, заточив её под расистскую идею о господстве одной чистой нации-расы над другими, создал национал-социализм.
Что же ждёт человечество в будущем. Сумеет ли оно искоренить терроризм. Думаю да, но это будет большим и великим трудом. По пути к цели тоталитаризм будет вспыхивать то там, то здесь из-за недостатка пищи, чистой воды, плохой экологии, перенаселения, желания выделить и очистить свою нацию, по идее пройденная проблема, но вероятность повтора все же существует в странах третьего мира, например в Африке. Любая чепуха, при удачной обработке её лидером и подаче народу, может загореться «ярким пламенем» террористических действий. Вспомним недавние беспорядки связанные с конкурсом красоты в Африке. Поэтому нельзя закрывать глаза на реальность, надо принимать меры: искоренять «тьму» неведения, образовывать население, учить искать бога не в человеке и не в «идоле», а в сердце, и не бросать страны третьего мира в нужде и беде.
Использованная литература:
1. Ю. Г. Сумбатян. Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века, «Социально-гуманитарные знания», №1, 1999 г (электронная версия).
2. Бенито Муссолини. Доктрина Фашизма. (электронная версия).
3. Адольф Гитлер. Моя Борьба. Web-издательство. (электронная версия).
4. Г. Мирский. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком?, «Мировая экономика и международные отношения», 2002, № 1, с 40-51. (электронная версия).
5. Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982, "Сибирский хронограф", Новосибирск 2000. (электронная версия).6. Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. «Просвещение» 1989.
7. Леонид Люкс. Коммунистические теоретики о фашизме: озарения и просчеты. «Полис», №3-4, 1991, стр. 77. (электронная версия).
8. Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение», 1996г. –600 с.
9. Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. «Питер», 2001 г. -565 с.
10. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. ч. 2. Кн. 2., - М: “Юридический колледж МГУ”, 1994 г.
Материалы из Internet’а:
А. Ю.И. Игрицкий, Тоталитаризм вчера, сегодня,... завтра, http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/4/15.htm
Б. Слово и дело, http://www.rjews.net/berkovich/Slovo_i_Delo.htm
Intro, http://www.olegern.net/devil/text/f09text0.htm
В. http://zip-rs.chat.ru/sud1/85.html
Г. Дмитрий Таланцев, Нацизм и фашизм с христианской точки зрения, http://webcenter.ru/~gaspdm/ind.htm
[1] Журнал Социально-гуманитарные знания 1999 г. №1 Ю. Г. Сумбатян - Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века
2 Г. Мирский. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком?, «Мировая экономика и международные отношения», 2002, № 1, с 40-51.
[3] Дмитрий Таланцев, Христианский журнал "Клад истины", Нацизм и фашизм с христианской точки зрения.
[4] Библия. Ветхий Завет. Бытие 11:4
[5] Талмуд.
[6] Библия. Ветхий Завет. Бытие 11:5-8
[7] Мифы Народов Мира. Энциклопедия. В двух томах. Гл.ред. С.А.Токарев.
[8] Журнал Социально-гуманитарные знания 1999 г. №1 Ю. Г. Сумбатян - Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века
[9] Мнение авторов учебника (Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. «Просвещение» 1989). А также Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982, "Сибирский хронограф", Новосибирск 2000. (электронная версия). Если сравнить обещания программы с последующими реалиями Италии, а также с доктриной фашизма Б. Муссолини, то мнение обосновано.
[10] Мнение авторов учебника. Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. «Просвещение» 1989.
[11] Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. «Просвещение» 1989.
[12] Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982, "Сибирский хронограф", Новосибирск 2000. (электронная версия).
[13] История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: “Юридический колледж МГУ”, 1994 г.
[14] Слово и дело, http://www.rjews.net/berkovich/Slovo_i_Delo.htm
[15] Доктрина Фашизма. Бенито Муссолини.
[16] Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. «Питер», 2001 г. -565 с.
[17] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение», 1996г. –600 с.
[18] Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. «Питер», 2001 г. -565 с.
[19] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение», 1996г. –600 с., а также Адольф Гитлер. Моя Борьба.
[20] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение», 1996г. –600 с., а также Бенито Муссолини. Доктрина Фашизма.
[21] Здесь использованы как материалы из интернета, так и Моя Борьба. А. Гитлера.
[22] Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. «Питер», 2001 г. -565 с.
[23] История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: “Юридический колледж МГУ”, 1994 г.
[24] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение», 1996г. –600 с.
[25] Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. «Просвещение» 1989.
[26] Бенито Муссолини. Доктрина Фашизма.
[27] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение», 1996г. –600 с.
Руководитель: Юри Вернерович Таммару
Силламяэ
2002.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Сравнение социально-политической ситуации. 7
1.1 Италия. 7
1.2 Германия. 10
1.3 Сравнение. 12
ГЛАВА 2. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма. 13
2.1 Различия. 13
2.1.1 Разница между национал-социализмом и фашизмом. 13
2.1.2 Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям. 15
2.1.3 Различия по национальному вопросу. 16
2.1.4 Сходства. 20
ГЛАВА 3. Прогноз о возможностях рецидивов тоталитаризма. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
ВВЕДЕНИЕ
Италия, Германия, Советский Союз, Испания, Греция, Куба, Чили, Китайская Республика, Ирак, Северная Корея и др. Этот список можно еще продолжать, он постоянно меняется – какие-то страны появляются в этом списке, кто-то его покидает... Какие разные страны, но всех их, на разных исторических этапах объединяет одно понятие – Тоталитаризм...
В своей работе я стремился узнать - из-за чего в 1920-1940х годах возникли и заняли ведущую позицию такие движения как фашизм в Италии и национал-социализм в Германии и возможны ли повторы такой ситуации в будущем. Оба этих движения являются разновидностями тоталитарных режимов. Чтобы начать рассматривать эти режимы, необходимо сказать несколько слов, что же такое тоталитаризм в целом.
Термин произошёл от латинского слова totalis, что означает весь, целый, и был введён в 20-х годах итальянскими критиками Б. Муссолини. В последствии и сам Муссолини использовал этот термин для определения фашистского государства.[1]
Вообще значение термина «тоталитаризм» вызывает много споров. Некоторыми он отнесен к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другими - к общественно-политическому строю, третьими - к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. ( Чем отличаются понятия «социальная система» и «общественно-политический строй»?) Но все признают то, что при тоталитаризме нет места для личности, нет ни её свобод, ни прав, и все стороны общественной жизни подчинены государству.1 По-моему мнению, тоталитаризм – это, прежде всего идеология, которая может на определённой почве взрасти и превратиться в общественно-политический строй определённого государства с авторитарно-диктаторской системой. Поэтому в ходе своей работы я подразумеваю под термином тоталитаризм не чистую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила.
Каковы же основные черты тоталитаризма?
Во–первых, тоталитаризм это тотальная идеология диктатора, которая должна быть словно библия для верующего, должна быть чтима и, которой должны подчиняться все личности в государстве, без исключения.
Во-вторых, тоталитарный режим – это полный контроль государства над всеми сторонами жизни отдельных индивидуумов. Это тотальный контроль над средствами массовой информации, экономикой, политикой и профессиональной деятельностью и даже над личной жизнью и душами людей. У человека при такой диктатуре нет места для его личности, для его прав и свобод.
И, в-третьих, это полицейский террор.[2] Использование которого беспощадно и неограниченно.
Рассмотрим теперь происхождение тоталитарной идеологии и авторитарно-диктаторских систем. Мнение некоторых ученых2, что корни тоталитаризма уходят в древность. Тоталитаризм существовал поначалу, как некоторое свойство души человека, желание подчинять, объединять вокруг единой цели, попирая свободу остальных. Но когда впервые проявился тоталитаризм? Когда, впервые некий лидер или некая группа людей, объединила людей, лишив их прав и свобод, для достижения какой-то цели? Попытка ответить на этот вопрос существует у идеологов христианства.[3]
По их мнению, 4500 лет назад, при строительстве Вавилонской башни возник фашизм. В Библии об этом написано так «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».[4] То есть здесь говориться как раз об объединении людей ради одной идеи в такое объединение, в котором нет места индивидууму. Как же отнесся Создатель к этому объединению? В Библии написано, что Богу это крайне не понравилось, очевидно, что Бог любил каждого в отдельности и не желал подчинения одних другим[5], и решил он разрушить это объединение. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню] ». [6]
Перестали, но не навсегда. Воздвижение Вавилонской башни – фашизм, повторилось в другой форме. Но теперь объединялись в связку уже не все люди Земли, а отдельные нации, люди говорящие на одном языке. И такие объединения обычно были нацелены разрастаться за счёт других народов. Нацизм – им имя. Исходя из этого, можно сказать, что нацизм - это тоталитарное объединение тех клочков, на которые Бог разъединил фашизм.
Понятно, что это понимание не совсем верно. И Библия, как исторический источник, не может быть надежен, хотя бы потому, что неизвестно - какой была Библия в ее первоисточнике, и можем ли мы доверять знаниям о Боге и мире древним людям, которые верили, например, в то, что Земля плоская, что в человеке живут бесы, что солнце съедает дракон или волк.[7]
Если воспринимать слова Библии как аллегорию или иносказание, то здесь есть некая истина, только она в том, что каждый человек должен участвовать в каком-либо деле демократично, а не подневольнически, когда нет места свободе его духа.
А что же говорят историки и ученые политологи? Точно определить исходную точку возникновения авторитарно-диктаторской системы и идеологии тоталитаризма не удается. Здесь опять очень много споров и многие исследователи называют совершенно разные периоды, начиная временами деспотизма в Древнем Египте и кончая социализмом 20-го века в России.
Основные черты тоталитаризма наблюдались при деспотизме и абсолютной монархии на протяжении всей истории человечества. При них, также как и при фашизме, не было места личности, люди были лишены прав и свобод. Вся власть была сосредоточена у небольшой группы избранных, которыми руководил фараон, царь, император или король, а в 20 веке фюрер, дуче, каудильо, генеральный секретарь и т.п. Как и при деспотизме и монархии, при фашизме и нацизме, или другом тоталитарном режиме были также идеология диктатора, специальные органы подавления и неограниченного всеобъемлющего государственного насилия и террора над обществом.
Первой формой тоталитаризма 20 века был государственный социализм, который построили сначала в СССР, а затем в некоторых странах народной демократии Европы и Азии. Его чертами были милитаризация экономики, господство государственной идеологии, отсутствие плюрализма мнений, социальное отчуждение личности от средств производства, экономики, политики и власти.[8]
Другими формами тоталитаризма стали итальянский фашизм и германский национал-социализм. Именно эти две формы тоталитарных режимов я и собираюсь сравнить в своей работе.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 160.