Предпосылками к развитию всей деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста находит свое выражение в том, что они далеко не всегда способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дети.

Восприятие не оказывает решающего воздействия на такие компоненты деятельности, как мотив, цель, т.е. на определение задачи и побудительных причин действия.

Не овладевшие средством осуществления предметной деятельности — дети искусственно переводятся на формальное овладение средствами интеллектуальной деятельности, что фактически не ведет к развитию как самой игры, так и других видов деятельности. Между тем, имеется другой путь — максимальное формирование и поощрение развития самой предметной деятельности на базе возникновения соответствующей потребности и развития восприятия.

Хотя все виды деятельности имеют общую структуру, каждый из них имеет свою специфику, свои законы развития и возрастные возможности.

Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности

Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вместе с тем, она является исходной при формировании других ее видов. Поэтому обучение предметным действиям и ее формирование оказывается одной из центральных задач в коррекционной работе специального детского сада. Обучение предметным действиям проводится на занятиях по самообслуживанию, по развитию игры, по ознакомлению с окружающим миром, на всех видах занятий по трудовому воспитанию и в процессе проведения всех режимных моментов детского сада. Не следует думать, что при активной коррекционной работе можно закончить формирование предметной деятельности на I—II годах обучения. Эту работу необходимо проводить постоянно в течение всех четырех лет обучения.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для ребенка социально значимыми сами предметные действия и требует нового уровня овладения предметными и орудийными действиями.

Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не простым делом для дошкольников с нарушениями интеллекта. Уже самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должны овладеть дети. Для ребенка здесь может возникнуть два затруднения: в определении и усвоении последовательности операций и в овладении каждой из них. Возникновение трудовой деятельности играет большую роль в усвоении умственно отсталым ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и его логической последовательности.

Формирование элементов трудовой деятельности осуществляется на специальных занятиях и в быту, и ведется в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни всего общества, воспитывают уважение к труду взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практической деятельности детей — при формировании навыков самообслуживания, на занятиях: по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий может оказать игра, в которой дети под руководством педагогов и воспитателей будут обыгрывать полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя роли шофера, продавца, парикмахера и т.д.

Формирование представлений о труде взрослых проводится также в процессе ознакомления детей с художественными произведениями — со сказками, рассказами, стихами, с иллюстрациями к этим произведениям, а в старших группах и со специальными диафильмами, рассказывающими о разных профессиях. Представления уточняются с помощью дидактических игр.

Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей. На первых годах обучения особое место уделяется привитию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Эти навыки формируются на специальных занятиях и закрепляются во время всех режимных моментов.

Трудовое обучение осуществляется также на специальных занятиях по ручному труду, на которых дети выполняют различные поделки. На этих занятиях необходимо, помимо навыков ручного труда, создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда. Для этого результат труда нужно выделить и сделать значимым для детей. На занятиях по ручному труду дети изготавливают поделки, которые могут служить атрибутами для, игры, средством украшения группы, подарком для младших детей или взрослых и т.п. Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективных поделок дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, результат своего труда с результатами труда своих сверстников, что составляет одну из основных сторон культуры труда.

Хозяйственно-бытовой труд вводится в специальном дошкольном учреждении на втором году обучения. Вначале он носит несложный характер — дети выполняют отдельные поручения (поливают цветы, расставляют пособия, раздают ложки перед едой и т.п.). Постепенно трудовые поручения усложняются.

Следующим видом трудовой деятельности умственно отсталых дошкольников является труд в природе. Дети ухаживают за растениями и животными в группе, трудятся на участке дошкольного учреждения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 153.