РЕФЕРАТ
По отечественной истории
Тема « Преступление и наказание
В «Псковской Судной грамоте».
Ученицы 11 класса
Алексеевой Александры
Научный руководитель
Тимошенкова З.А.
Псков
2003
Содержание
Введение
Глава 1 «Источники «Псковской Судной грамоты»
1.1 История открытия и публикации «Псковской Судной грамоты»
1.2 Почему грамота названа Псковской
1.3 Структура «Псковской Судной грамоты»
Глава 2 «Историография»
2.1 Дореволюционный этап развития историографии
2.2 Современный этап развития историографии
Глава 3 « История телесных наказаний в России»
3.1 История телесных наказаний в России
3.2 История пыток в России
Глава 4 «Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»
4.1 Уголовные преступления
4.2 Имущественные сделки и имущественные преступления
4.3 Суд о земле
4.4 Правовое положение наймита
4.5 Особенности отношений изорника и его государя
Глава 5 «Судопроизводство в «Псковской Судной грамоте»
5.1 Псковской вече – судебный и законодательный орган
5.2 Суд княжой
5.3 Посадник
5.4 Сотские
5.5 Церковный суд
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Период Х1У – ХУ в.в. – время бурного развития феодальных отношений в Псковской феодальной республике.
Согласно « Философскому энциклопедическому словарю»
Феодализм- система экономических, социальных и политико-правовых отношений, характеризующихся следующими признаками:
1. условное право собственности на землю
2. наличие феодальной иерархии, юридически неравных и социально замкнутых сословий.
В этот период происходит формирование основных классов феодального общества: феодалов и феодально зависимого крестьянства. Закрепляются привилегии феодалов и зависимость эксплуатируемых слоев населения. Создается феодальное право – право землевладельца (феодала) владеть землей (феодом) и передавать её по наследству.
Феодальное право постепенно вытесняет нормы обычного права. Но отпечатки обычного права заметны не только в «Русской Правде», «Псковской Судной грамоте», но и в общерусских судебниках.
В первой половине Х1У в. складывались основные черты Псковской феодальной республике, просуществовавшей с 40-х гг. Х1У в. по 1510 г. «Псковскую Судную грамоту», принятую на Псковском вече, исследователи называют «Псковской правдой». Она повлияла на общерусское законодательство (Судебник Ивана 111. 1497 г.)
Глава1 «Источники «Псковской Судной грамоты»
Почему грамота названа Псковской
Как указано в заголовке грамоты, она выписана из княжеских грамот и « из всех приписков псковских пошлин… всем Псковом на вечи …». Но даже если бы заголовок не сохранился в силу исторических причин или ветхости документа территориальная принадлежность грамоты не вызывала бы сомнений.
Многие статьи указывают на место, где происходили судебные тяжбы или возникали законодательные вопросы – это Псков: «кто с кем побьется во Пскове», «хотети Пскову добра» и т. д.
В грамоте также упоминается о жителях города: « селянин псковитин», «псковитину послать». Учитывая, что грамота проникнута духом вечевого законодательства, что в ней имеются языковые особенности, присущие только Псковской феодальной республике, принадлежность грамоты Пскову не вызывает сомнений.
Таким образом, дошедший до нас вариант ПСГ надолго стал основным юридическим документом вечевого города.
Глава 2 «Историография»
Юридические вопросы о преступлении и наказании составляют один из важных аспектов изучения истории России. Всю российскую историографию можно разделить на 2 этапа: дореволюционный этап и советский (современный) этапы развития историографии.
Глава 3 «История телесных наказаний в России»
История пыток в России
Пытки как меры предшествующие наказанию, широко применялись во все времена. Впервые о пытках говорится в судебнике Ивана 111 (1497 г.): применить их можно было только по делам о татьбе с поличным, разбое, душегубстве, поджоге и др.
Пыткам подвергались «лихие люди» на « повальном обыске» (т. е. те лица, которых население города во время специального расследования признало опасными преступниками); крестьяне и холопы, обвиненные своими хозяевами в татьбе или разбое; лица, пойманные с поличным на месте преступления не в первый раз; бродяги, оговоренные в разбое и татьбе.
В 1556 году при Иване Грозном книга Разбойного приказа распространила применение пытки на всех людей, приведенных с поличным и «лихих людей».
В ХУ1 – ХУ11 вв. пытки производились палачами, под «пыточными башнями» и «в застенках», показания обвиняемых записывались дьяками. Тяжесть пыток зависела от тяжести обвинения, но в любом случае обвиняемый подвергался не более чем трем пыткам с недельными промежутками. От признания, данного на пытке, впоследствии можно было отказаться и добиться освобождения, если обвиняемый перенесет новые пытки. В ХУ111 в. такой отказ от признания уже не принимался во внимание.
Наиболее популярными были дыба и пытка огнем. Иногда применялась так называемая стряска: к ногам подвешенного на дыбу привязывали бревно, а потом несколько раз встряхивали. Пытка огнем состояла в жжении спины горящим веником.
Воинский артикул 1716 г. принятый при Петре 1, разрешал применять пытки только в очевидных преступлениях и в важных делах. За злоупотребление пыткой судья мог быть строго наказан и даже казнен. От пыток освобождались дворяне, лица старше 70 лет, недоросли, беременные женщины, «но это не распространялось на обвиненных в убийстве и государственном преступлении, тем более что и вообще запреты на пытки часто нарушались: например, Екатерина 11 выступали против пыток, однако, при подавлении пугачевского восстания 1773 – 1775 гг. пытки широко применялись.»
В Х1Х веке пытки применялись в провинции (особенно помещиками в отношении своих крестьян). А в 1847 г. в Костроме были подвергнуты жестоким истязаниям обвиняемые в поджоге ссыльные поляки.
В ХХ же веке пытки не исчезли, они видоизменились. В СССР после Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., когда военнопленные и увезенные фашистами на работы в Европу возвращались домой, создавались специальные лагеря, куда ссылались политические преступники и неугодные МВД СССР простые граждане. Все подобные лагеря носили общее название ГУЛАГ. Попадая туда, люди в большинстве своем гибли от невыносимых издевательств и пыток следователей. Семьи заключенных, часто ни в чем не повинных людей, тоже страдали. Все ужасы лагерей описаны в книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», проведшего там 11 лет.
Из этой книги мы узнаем, что перед допросом применялось психологическое давление (запугивание, унижение, ложь и т. д.), а во время допроса и после него людей заставляли стоять на коленях, не давали пить, мучили бессонницей по 3 –5 суток… Можно перечислять до бесконечности, но этот факт – драматическая страница истории нашей страны. Солженицын говорит о том, что обычные граждане не замечали исчезновения таких людей и не задумывались об их несчастных судьбах.
Таких, как Солженицын, было мало. Поэтому советские люди ничего не знали о существовании ГУЛАГа. Только начиная с 1990 –х гг. широкий круг читателей смог узнать всю правду о прошлом своей страны.
Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что в России на протяжении столетий страсть к пыткам и к телесным наказаниям не угасла. Хотя общество стало более цивилизованным, но страх и тяга к «бою» остались в душах русских людей надолго.
Уголовные преступления
Тягчайшие преступления, которые знает ПСГ, указаны в ст. 7: «А кримскому татю и коневому, и переветнику и зажигалнику тем живота не дати».1 «Кримский тать» - это вор, совершивший кражу в Кремле, где хранилась казна, государственные акты и др. Это похититель, покушившийся на государственное достояние. Такой преступник приравнивается в грамоте к «переветнику» - перебежчику на сторону врага, государственному изменнику. Приравнивается к ним и «зажигалник» - человек, умышленно совершивший поджог в Пскове, вызвавший своим действием одно из самых страшных бедствий для средневекового города.
«Казна государственный архив – хранилище псковских «пошлин», исторические реликвии и гробницы псковских святых в Троицком соборе, наконец, имущество псковичей в клетях под защитой Святой Троицы – вот что оберегалось на Крому и вот почему кража здесь была святотатством и жестоко каралась.» Особое внимание в грамоте уделено «коневому татю» (конокраду) как наиболее опасному татю средневекового города.
Все они наказываются «потоком и разграблением» - лишением гражданских и политических прав: изгнанием, отдачей в рабство, выдачей народу.
Вторая часть ст. 1 ПСГ относит к суду княжему разбой, наход и грабеж. В ст. 1 разбой приравнивается к грабежу к бою и грабежу, т. е. К злостному избиению, но без убийства, сопровождаемому насильственным отнятием имущества. ПСГ назначает за разбой 70 гривен – компенсацию потерпевшему, не связанную с размером материального ущерба.
К тягчайшим преступлениям людей друг против друга относятся наряду с разбоем наход и грабеж. Наход – вооруженное нападение на чужую землю с целью её захвата (присвоения). Для того, чтобы появилась возможность такого преступления, необходимо прежде всего наличие достаточно развитой и ограниченной земельной собственности.
В отличие от находа бой – это преступление против личности «человека». Бой рассматривается и как отдельное преступление, и в сочетании с грабежом. Статья 20 ПСГ говорит о том, что процесс о бое или грабеже начинается с допроса послуха (свидетеля), которого выставляет истец, с целью установить степень осведомленности послуха о конкретных обстоятельствах разбираемого дела.2 Истец во время допроса должен ссылаться на тех людей, которым он сразу же сообщил о преступлении. После этого слово предоставляется послуху. Если он подтвердит версию истца, то обвиняемый может либо вступить в поединок с послухом, либо признать себя виновным: возвратить награбленное и выплатить штраф – продажу. Если послух « не станет на суд или, став на суде не договорит в ты ж речи, или переговорит» - истец проиграл процесс (ст. 22).
В поединке с послухом ответчик может не признать авторитета послуха, выставленного истцом – тогда вопрос о правомочности послуха решает суд (ст. 23). Таким образом, послух – решающая фигура уголовного процесса.
В случае публичного избиения без грабежа (ст. 27) не требуется послуха, достаточно, чтобы очевидцы заявили о происшедшем. Виновник выдается «битому человеку» и платит князю продажу. Качество этого преступления и наказание за него не зависят от степени тяжести причиненных телесных повреждений.
В деле о тягчайшем оскорблении действием - повреждении бороды ( ст. 117) бой послуха с обидчиком решает судьбу иск: «послух изнеможет – ино за бороду присудить два рубля, и за бои». Этот штраф – самое высокое денежное взыскание. Это свидетельствует о том, что во времена ПФР сохранилось высокое представление о чести человека. Еще примечательно то, что наказание за оскорбление в ПСГ не зависит от социального положения оскорбленного.
В ст. 120 речь идет о драке участников пира или о свалке на улице (торгу). Такая драка вызывает вмешательство властей и суд только по жалобе потерпевших. Драка «на пиру», «у торгу» может закончится полюбовным соглашением. На суде по этому делу решающее значение имеют показания прямых свидетелей происшествия.
Если дело было на улице или на торгу – свидетелями могут быть и посторонние люди. От свидетелей требуется быть людьми «добрыми», т. е. иметь известную репутацию.
Братчина пир – важные социальные институты. На пиру сторонних людей нет. «Пивцы» возглавляемые « пировым старостой», принадлежат к одной и той же общине. « Пировой староста» - ответственное лицо на пире, ему необходимо сделать явку в случае каких – либо недоразумений. Братчина наделяется по ст. 113 судебными функциями.
В случае отсутствия улики в тягчайшем преступлении, за которое следует смертная казнь, назначается «вольная рота» - добровольная присяга группы лиц. Эта присяга упоминается в ПСГ при иске о татьбе и о поджоге. Для того, чтобы обвиняемый в «зажоге» человек мог оправдаться, он должен найти ротников – добровольцев, способных взять его на поруку. Статьи 34 и 35 запрещают такую присягу в случае тайного похищения имущества и предписывают индивидуальную присягу подозреваемых.
Говоря о княжем суде, статьи 1 и 2 ПСГ относят к его компетенции прежде всего дела о похищении имущества: « Оже клеть покрадут за зомком или сани под полостью или сена сверху стога имать, то все суд княжой, а продажи 9 денег».
Усиление влияния феодального государства остро чувствуется почти в каждой статье ПСГ. Значение родственных и соседских связей уменьшается по мере феодального перерождения общины. Именно об этом свидетельствуют статьи грамоты о татьбе и о разбое.
Суд о земле
Во Пскове Х1У – ХУ вв. преобладало мелкое землевладение. Власти запрещали псковичам и жителям пригородов продавать землю в чужие руки, иногородним, заставляли выкупать эти земли или выкупали сами за государственный счет.
Статьи ПСГ, связанные с землей, распадаются на два слоя: статьи первого слоя не знают земельного акта (ст. 9) ; статьи второго слоя основаны на этом акте (ст.13).2 Грамота показывает старый общинный суд и новый суд по грамотам, показывает тот момент, когда действуют оба суда. Это важный момент в истории поземельных отношений.
Правовое положение наймита
Наймиту ПСГ посвящает статьи 39 – 41. Ст. 39 определяет, что наймит – это мастер или плотник. Наймит – это тот, кто «на государех и взакличь сочит своего найма».3 Статья объединяет мастера, получающего мзду за свое дело и урочного наймита, порядившегося на срок.
Государь – тот, кто присваивает результат труда работающего на него наймита. Найм – вознаграждение, обусловленное заранее и следующее наймиту после выполнения взятых им на себя обязательств.
В ст. 39 упоминается термин «взакличь» - особое форма иска, не требующая предъявления письменных документов.
Ст. 40 целиком посвящена наймиту дворному, нанятому на определенное время (« урок») для выполнения работ во дворе государя. Наймит дворовый может пойти от государя, «не достояв своего урока», сохранив право на иск к государю о невыплаченном найме – он получает его по счету проработанных у государя лет, но только в течение года после ухода от государя.
Ст. 41 посвящена спору наймита – плотника и государя. В данной ситуации истец – наймит, а государь – ответчик, решающий, присягать ли ему или возложить присягу на наймита – истца. Весьма существенно здесь упоминание о записи.
Таким образом, именно гибкость позволяет ему распространяться среди свободных мелких землевладельцев и горожан, составляющих основу псковского общества Х1У века. Развитие найма в этой среде свидетельствует о процессе имущественного расслоения, перерастающего затем в расслоение социальное.
4.5 Особенности отношений изорника и его государя.
Изорнику в ПСГ посвящены три группы статей 42 – 45, 75 – 76, 84 – 87 и две отдельные статьи 51 и 63.
Ст. 42 знакомит нас с изорником и кочетником ( «А которой государь захочет отрод дати своему изорнику … или кочетнику …»). Они живут не на своей земле, а в селе государя. Основное условие хозяйственной деятельности изорника – предоставление ему земли государем. Таким образом, изорник – это пахарь.
Согласно той же статье, изорник (кочетник) уходит с села не в любое время по своему желанию, а только раз в году и по окончании сельскохозяйственного года при соблюдении процедуры отрока – платежа по расчету.
Ст. 42 рассматривает конфликт изорника и государя в связи с отроком. В результате проигрыша процесса об отроке «государь не доискался четверти или огородной части». Запереться «отрока государева» - значит отказаться от платежей по расчету, сделанному государем. Ответчиком в данном случае выступает изорник, поэтому ему и « правда дать», т. е. очистить себя крестоцелованием или возложить тяжесть этого действия на государя.
Отрок, как особый акт сопровождается обязательными платежами изорника, не входящими в состав обычного оброка.
Ст. 45 говорит о взыскании с изорника покруты – либо денег, либо семян. Уход с села без уплаты покруты не делает изорника полностью свободным человеком.
В ст. 76 рассматривается ситуация бегства изорника с села, характеризующая подневольное положение работника на селе у государя. Наиболее вероятная причина его бегства - невозможность или нежелание выплатить полученную ссуду. От платежей бежит, как правило, именно не состоятельный, не удачливый изорник.
Согласно ст. 84 претензии государя по покруте подлежат обязательносу и первоочередному удовлетворению из « живота изрнича» и в случае, если изорник « по умереть у государя на сели». Таким образом, покрута – это ссуда особого рода, она связана с отношениями поземельной зависимости.
Суд княжой
В ПФР не было наследственного княжения, а следовательно, и сильной княжеской власти; князя приглашали на княжение по решению вече.
Во- первых княжьему суду принадлежали уголовные дела, во- вторых разбор исков о земельном владении и о беглых крестьянах. Князь получает судебные штрафы.
Особо подчеркивается то, что князь судит у него «на сенех» и за каждое судебное решение полагалась плата.
Псковский суд был закрыт для публики. Производилось письменное делопроизводство и процесс носил обвинительный характер. Князь судил во главе судебной коллегии, которая названа в грамоте «господой». Коллегия состояла из князя двух посадников и сотских.
Грамота говорит и о княжом человеке, который едет на пригород в качестве судьи на судебное следствие, он же пишет судебные документы. За пользование услугами писца взималась плата.
Еще одно лицо княжеского аппарата – вирник – сборщик уголовных штрафов. На важность функций этого человека указывает « закон вирный», содержащийся в «Русской Правде». В то же время, в ПСГ почти не говорится о вирнике ввиду того, что все сборы идут князю и «господе». А с этой позиции вирник малозначителен.
Посадник
Исполнительная власть в Псковской и Вечевой республике принадлежала посадникам. Как правило, посадников выбирали « из бояр». С 1420 г. избирались два посадника, эта должность была сменяема, но он мог через некоторое время вновь занять ее. Посадник входит в возглавляемую князем «господу» и присягает « судить» право по крестному целованию, а
судом не мститься, а правого не погубити, а виноватого не пожаловати».
В случае избрания нового посадника старый посадник должен был закончить рассмотрение всех начатых им дел, а новый посадник не мог, по статье в ПСГ, изменять вынесенные старым посадником решения.
Между князем и посадником делились штрафы, получаемые от суда: « а княжа продажа 19 денег, да четыре деньги князю и посаднику».
Постепенно роль посадников снижалась и они превращались в чиновников – исполнителей поручений веча.
Сотские
Наряду с князем и посадником в состав судебной коллегии («господы») входили сотские. Место сотских - после посадника перед псковичами. Вместе с посадником сотские являются представителями Господина Пскова.
С одной стороны, в суде сотские занимали высокое положение, но с другой стороны, «псковичи заботились о том, чтобы несколько человек принимали участие в одном и том же деле в самых важных делах суда требовалось непременное участие и князя, и посадника, и сотских». В этом состоит особенность общественного устройства Псковской земли.
Церковный суд
Духовенство было неподсудно светскому суду. Псковская церковь подчинялась новгородскому архиепископу, который приезжал раз в три года, собирая налоги.
Статья 1 ПСГ закрепляет положение о церковном суде: «наместнику княжа суда не судити», т. е. дела, сторонами в которых выступали поп, дьяк, монах, монахиня подсудны только суду наместника новгородского архиепископа, но никак не светскому суду.
Но если в судебном споре одной стороной выступало мирское лицо, а другой – лицо, подсудное церкви, то в этом случае по ст. 109 ПСГ, князь и посадник разбирают дело вместе с церковным наместником Пскова.
Заключение
«Псковская Судная грамота» сложилась в эпоху бурного развития феодальных отношений на Псковщине. Но нормы, представленные в ней, имеют значение не только для данного региона. Грамота являет собой новый этап в развитии представлений о видах преступлений и наказаний, классификации преступлений по степени тяжести и развитии судопроизводства (это касается церковного и светского суда), о составе судебной коллегии.
Вечевая городская община во времена ПСГ еще не полностью изжила себя, но нарастает феодальное расслоение среди населения – появляются новые формы судопроизводства.
Достоинство ПСГ в том, что она улавливает и уходящее прошлое, и грядущее будущее. Кодекс развивающегося феодального права, развитой системы уголовного суда – грамота – отражает этап, предшествующий складыванию Русского централизованного государства.
Исследования
1. «История города Пскова и Псковской земли». «Синодальная типография на Никольской улице», М., 1867 г.
2. Кафенгауз Б.Б. «Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики.» « Наука», М., 1969 г.
3. Иванов С.А. и др. « Псков. Очерки истории.» « Лениздат», Л., 1971 г.
4. Алексеев Ю.Г. «Псковская Судная грамота» и ее время». « Наука», Л., 1980 г.
5. Ильичев Л. Ф. И др. « Философский энциклопедический словарь». « Советская энциклопедия», М., 1983 г.
6. Карамзин Н.М. « История государства Российского.» Том У. «Ростовское книжное издательство», Ростов – на – Дону, 1989 г.
7. Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ». «Инком», НВ, М., 1991 г.
8. Евреинов Н. «История телесных наказаний в России», «Прогресс ЛТД», Харьков, 1994 г.
9. Титов Ю. П. и др. « История государства и права России». М., 1996 г.
10. Лукин П. «Не пытай меня, грозный царь!» История пыток на Руси. // «Аргументы и факты», 1997, № 7.
11. Наумов А.В. «Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций.» « БЕК», М., 1997 г.
12. Лабутина И. К. «Псковская Судная грамота» и Российская правовая традиция.» Труды межрегиональной научной конференции, посвященной 600- летнему юбилею «Псковской Судной грамоты». Центр «Возрождение», Псков, 1997 г.
13. Исаев И.А. «История государства и права России». «Юристъ», М., 1999 г.
РЕФЕРАТ
По отечественной истории
Тема « Преступление и наказание
Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.