Содержание
Введение ………………………………………………………. 3
Глава 1. Начало творческого пути В. Видунаса …………... 6
Глава 2. Литературная деятельность и драматургия ………. 8
Глава 3. Особенности философской концепции мыслителя 10
Заключение ………………………………………………….. 11
Список источников и литературы …………………………. 12
Приложение …………………………………………………. 13
Введение
Видунас (настоящее имя – Вильгельм Стороста) был школьным учителем, писателем, драматургом, а со времён Первой мировой войны лидер – литовского движения в Восточной Пруссии. В Советске, где некогда проживал В. Видунас (точнее, он жил в довоенном Тильзите) до сих пор сохраняют память об этом выдающемся представителе культуры нашего края. В Советске существует памятная доска этому писателю, философу, общественному деятелю, жившему в 1933 – 1944 г.г. в доме по улице Клаузиузштрассе (теперь ул. Ленина 15 – 17).
Следовательно, достаточно актуально является исследование жизни и творчества, а также общественной жизни этой выдающейся личности, память о которой хранят современные жители Советска и области – не говоря уж о том, какое значение придается фигуре Видунаса в литовской науке и культуре (изображение В. Видунаса даже помещено на банкноте в 200 литов, см. Приложение 2).
В. Видунас первым из литовских писателей в 1927 стал членом «Пен-клуба», и до 1989 оставался единственным литовцем, принятым в эту всемирную организацию писателей, основанную Голсуорси в 1921.
Однако в российской историографии о Видунасе нет ни отдельных монографий, ни статей. Исследователь, занявшийся изучением жизни и творческого пусти В. Сторосты, имеет в распоряжении крайне скудный материал на русском языке. Прежде всего это краткие биографические статьи в «Большой Советской Энциклопедии», «Краткой Литературной Энциклопедии», «Истории всемирной литературы» и «Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Эфрона».
В 1999 году в вильнюсском издательстве «Минтис» на русском языке вышел в свет сборник статей «От Мажвидаса до Видунаса» с подзаголовком «Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае».[1] Составитель сборника – Витаутас Шилас. В сборнике представлены материалы о литовских и немецких деятелях культуры в Восточной Пруссии, таких как: Адальберт Бецценбергер, Ионас Бреткунас, Вильгельмас Видунас, Пранас Дамшайтис, Кристионас Донелайтис, семья Заунюсов, Георг Зауэрвайн, Вилюс Кальвайтис, Иммануил Кант, Даниелюс Клейнас, Фридрикас Куршайтис, Мартинас Мажвидас, семья Остермайеров, Матас Преторикюс, Фридрикас Преторикюс-Старший, Людвикас Реза, Пилипас Руйгис, Энзис Ягомайтас.
Представляемое издание выгодно отличается от подобного предыдущего сборника В. Шиласа «Замечательные люди Малой Литвы» (Вильнюс, 1989)[2] тем, что издана хорошим типографским способом, дополнено и снабжено иллюстрациями.
Источниковая база на русском языке крайне скудна. Это работа собственно В. Видунаса «Я верю в святое таинство», а также результаты этнографической поездки «к прусским литовцам» Вольтера в 1883 г. и исследование Кушнера «Этническое прошлое Юго-восточной Прибалтики».
К сожалению, не все из вышеперечисленных изданий оказались нам доступны. Тем не менее, при написании данной работы автор постарался привлечь все доступные ему материалы.
Поскольку о личности В. Видунаса очень мало материалов на русском языке, тема данной работы представляется весьма актуальной и с научной точки зрения.
Цель – изучение жизни и деятельности В. Видунаса как идеолога литовского национального движения в Восточной Пруссии.
Задачи:
1) изучить биографию В. Видунаса;
2) охарактеризовать его литературно-драматургическое творчество;
3) проанализировать философию и мировоззрение В. Видунаса.
Для достижения данной цели были поставлены такие задачи:
Хронологические рамки – 1868 – 1953 гг., то есть время жизни В. Видунаса.
Структура. Работы включает введение, основную часть из двух взаимосвязанных глав, заключения, сносок, источников, литературы и двух приложений.
Заключение
Вильгельм (литовское Вилюс) Стороста – известный литовский писатель, драматург, философ, мыслитель, творивший под псевдонимом Видунас. Он был первый, кто из литовских писателей был принят в престижный писательский клуб, основанный Голсуорси, и до 1989 г. – единственным. Его изображение можно увидеть на литовской банкноте в 200 литов.
Однако и наш край также чтит память В. Видунаса. В Советске, бывшем Тильзите, где В Видунас прошил значительную и наиболее плодотворную в творческом плане часть своей жизни, имеется мемориальная доска на доме, где некогда жил В. Видунас.
В Восточной Пруссии В. Видунас выступил как идеолог литовского национального движения, выступал против онемечивая литовцев, которых в этом крае проживало немало. Это не могло понравиться нацистам, и с приходом Гитлера ко власти В. Видунас был подвергнут преследованиям и репрессиям.
Однако по настоянию видных деятелей культуры В. Видунаса выпустили из тюрьмы. В 1944 г. он эмигрировал из Восточной Пруссии, оказавшейся в огне войны, и прожил остальные годы в ФРГ. Прах его в 1991 г. был перевезен на родину.
Источники
1. Видунас В. Я верю в святое таинство. Вильнюс, 1994.
Литература
Приложение 1
Советск (Тильзит), памятная доска известному литовскому писателю, философу, общественному деятелю Видунасу, жившему в 1933 – 1944 г.г. в доме по улице Клаузиузштрассе (теперь ул. Ленина 15 – 17).
Приложение 2
Изображение В. Видунаса на банкноте в 200 литов
[1] От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.
[2] Видунас В. Я верю в святое таинство. Вильнюс, 1994.
[3] Большой Советской Энциклопедии. М., 1965. Т. 5.
[4] От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.
[5] История всемирной литературы. Т. 8. М., 1994.
[6] От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.
Содержание
Введение ………………………………………………………. 3
Глава 1. Начало творческого пути В. Видунаса …………... 6
Глава 2. Литературная деятельность и драматургия ………. 8
Глава 3. Особенности философской концепции мыслителя 10
Заключение ………………………………………………….. 11
Список источников и литературы …………………………. 12
Приложение …………………………………………………. 13
Введение
Видунас (настоящее имя – Вильгельм Стороста) был школьным учителем, писателем, драматургом, а со времён Первой мировой войны лидер – литовского движения в Восточной Пруссии. В Советске, где некогда проживал В. Видунас (точнее, он жил в довоенном Тильзите) до сих пор сохраняют память об этом выдающемся представителе культуры нашего края. В Советске существует памятная доска этому писателю, философу, общественному деятелю, жившему в 1933 – 1944 г.г. в доме по улице Клаузиузштрассе (теперь ул. Ленина 15 – 17).
Следовательно, достаточно актуально является исследование жизни и творчества, а также общественной жизни этой выдающейся личности, память о которой хранят современные жители Советска и области – не говоря уж о том, какое значение придается фигуре Видунаса в литовской науке и культуре (изображение В. Видунаса даже помещено на банкноте в 200 литов, см. Приложение 2).
В. Видунас первым из литовских писателей в 1927 стал членом «Пен-клуба», и до 1989 оставался единственным литовцем, принятым в эту всемирную организацию писателей, основанную Голсуорси в 1921.
Однако в российской историографии о Видунасе нет ни отдельных монографий, ни статей. Исследователь, занявшийся изучением жизни и творческого пусти В. Сторосты, имеет в распоряжении крайне скудный материал на русском языке. Прежде всего это краткие биографические статьи в «Большой Советской Энциклопедии», «Краткой Литературной Энциклопедии», «Истории всемирной литературы» и «Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Эфрона».
В 1999 году в вильнюсском издательстве «Минтис» на русском языке вышел в свет сборник статей «От Мажвидаса до Видунаса» с подзаголовком «Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае».[1] Составитель сборника – Витаутас Шилас. В сборнике представлены материалы о литовских и немецких деятелях культуры в Восточной Пруссии, таких как: Адальберт Бецценбергер, Ионас Бреткунас, Вильгельмас Видунас, Пранас Дамшайтис, Кристионас Донелайтис, семья Заунюсов, Георг Зауэрвайн, Вилюс Кальвайтис, Иммануил Кант, Даниелюс Клейнас, Фридрикас Куршайтис, Мартинас Мажвидас, семья Остермайеров, Матас Преторикюс, Фридрикас Преторикюс-Старший, Людвикас Реза, Пилипас Руйгис, Энзис Ягомайтас.
Представляемое издание выгодно отличается от подобного предыдущего сборника В. Шиласа «Замечательные люди Малой Литвы» (Вильнюс, 1989)[2] тем, что издана хорошим типографским способом, дополнено и снабжено иллюстрациями.
Источниковая база на русском языке крайне скудна. Это работа собственно В. Видунаса «Я верю в святое таинство», а также результаты этнографической поездки «к прусским литовцам» Вольтера в 1883 г. и исследование Кушнера «Этническое прошлое Юго-восточной Прибалтики».
К сожалению, не все из вышеперечисленных изданий оказались нам доступны. Тем не менее, при написании данной работы автор постарался привлечь все доступные ему материалы.
Поскольку о личности В. Видунаса очень мало материалов на русском языке, тема данной работы представляется весьма актуальной и с научной точки зрения.
Цель – изучение жизни и деятельности В. Видунаса как идеолога литовского национального движения в Восточной Пруссии.
Задачи:
1) изучить биографию В. Видунаса;
2) охарактеризовать его литературно-драматургическое творчество;
3) проанализировать философию и мировоззрение В. Видунаса.
Для достижения данной цели были поставлены такие задачи:
Хронологические рамки – 1868 – 1953 гг., то есть время жизни В. Видунаса.
Структура. Работы включает введение, основную часть из двух взаимосвязанных глав, заключения, сносок, источников, литературы и двух приложений.
Глава 1. Начало творческого пусти В. Видунаса
Виду́нас (лит. Vydūnas; псевдоним; настоящее имя Вильгельм Стороста) родился 22 марта 1868 в деревне Йонайчяй, ныне Шилутский район Литвы. Видунас – известынй литовский драматург, философ, деятель культуры. Видунас известен также под литуанизированным вариантом имени Вилюс Стороста (лит. Vilius Storosta).
Отец Вильгельма был учителем начальной школы. Видунас закончил учительскую семинарию в Рагните (ныне Неман). В университетах Германии изучал литературу, философию, иностранные языки. Видунас обучался в университетах Германии (Грейфсвальд, 1896 – 1898; Галле, 1899; Лейпциг, 1900 – 1902; Берлин, 1913 – 1919), где изучал литературу, философию, историю искусства, историю религии, иностранные языки.[3]
С 1888 Видунас преподавал в школах Литвы. В частности, Видунас преподавал в Клайпеде в музыкальной школе.
С 1892 В. Видунас с перерывами жил в Тильзите (ныне Советск), преподавал в средней школе английский и французский языки. Здесь он занимался историей и лингвистикой, выпускал литовские периодические издания.
Живя в Тильзите, Видунас возглавлял культурную жизнь литовцев Восточной Пруссии. Организовывал кружки и общества, хоры, выступал с лекциями, выпускал литовские периодические издания «Шалтинис» (лит. «Šaltinis», «Источник»), «Яунимас» (лит. «Jaunimas», «Молодёжь») и др. В Тильзите В. Видунас написал несколько статей и брошюр на немецком языке о литовцах, их истории и культуре.
При господстве гитлеровцев В. Видунас подвергся преследованиям, репрессиям. В 1938 г. он был арестован и содержался в заключении, но благодаря протестам известных деятелей культуры был освобождён.
В 1944 г. с приближением советских войск, как и другие жители Тильзита, эвакуировался. Умер В. Видунас в Детмольде, ФРГ. В 1991 прах Видунаса был перезахоронен в Битенай (Шилутский район).[4]
Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.