Христианские секты в современной Удмуртии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Великий Октябрь и последующие события в стране оказали существенное влияние не только на православную церковь и различные толки «старой веры», но и на целый ряд сектантских организаций, которые существовали на территории Удмуртии. Подобное влияние испытали на себе и евангельские христиане, и баптисты, и адвентисты, и появившиеся здесь в 1919 году христиане веры евангельской, и начавшие активно функционировать с начала 20-ых годов хлысты, и некоторые другие. Характер развития событий в стране высвечивал социальную сущность деятельности сектантских организаций более четко и ясно, чем в предреволюционные годы.

В отличие от православной церкви сектанты от победы Октябрьской революции значительно выиграли. Этому обстоятельству способствовал ряд причин. Во-первых, они получили равные права со всеми другими религиозными организациями, ибо всякие праволишения, связанные с исповедованием той или иной религии или неисповедованием никакой, были отменены. Во-вторых, в послереволюционные годы, особенно в период нэпа, сложилась такая социально-экономическая обстановка, которая способствовала успеху пропаганды христианских сект: хозяйственная разруха, голод, известное оживление капиталистических элементов. В третьих, после окончательной победы Советской власти появился особый контингент, за счет которого пополнялся состав различных сект из числа разного рода «бывших» кулаков, купцов, владельцев мелких и средних предприятий, белогвардейцев и т.п. Это оказало влияние на характер их деятельности и в пределах Удмуртии, ибо секты для «бывших» стали формой протеста против новой власти, которую они объявляли «сатанинской».

Образование церкви ЕХБ и ее деятельность

 

Теперь посмотрим на социальное поведение баптистов и евангелистов после Октябрьской революции, которая была встречена ими крайне враждебно. Это нашло своё выражение в том, что они длительное время не желали идти на открытое провозглашение лояльности к новому общественному и государственному строю. Их враждебность выражалась в том, что они объявили о неприемлемости для своих последователей службы в рядах Красной Армии. Они не постеснялись объявить об этом, несмотря на то, что евангелисты и баптисты в свое время исправно служили в царской армии, а в период февральской революции их лидеры призывали своих единоверцев к участию в империалистической войне «до победного конца».

Враждебность к Советской власти проявилась также и в том, что обе секты отказались признать законодательство пролетарского государства о культуре и повели борьбу за претворение в жизнь буржуазного понимания свободы совести. Их требования в этом плане были наиболее четко сформулированы евангельскими христианами. Так, Всероссийский совет евангелистов в июле 1920 года направил в Совнарком специальное письмо, к которому был приложен проект «О народных религиозных свободоверческих общинах и союзах» (т.е. о сектантских организациях, но не о православной церкви). В нем говорилось: «Народные свободоверческие общины пользуются правом юридического лица…имеют право устраивать свои религиозные собрания и съезды как в особо приспособленных для сего зданиях, так и в публичных помещениях, и жилых домах, и квартирах, также точно на улицах, в парках и т.п. …имеют право беспрепятственно устраивать торжественные шествия на улицах населённого пункта… собирать средства и приобретать или строить свои собственные молитвенные дома… устраивать и содержать школы и приюты, обслуживать их воспитательским персоналом из своих единоверцев при самостоятельном заведении с преподованием своего вероучения… общины могут иметь самостоятельные издательства… общинам не возбраняется вести свои книги актов гражданского состояния». С аналогичными требованиями выступали и баптисты.

Нетрудно понять, что подобные требования могли выдвинуть только сторонники буржуазного общества, ибо лишь оно заинтересовано в постоянном воспроизводстве религии для прикрытия ею своих противоречий. Понятно также, что эти требования направлены против подписанного В. И. Лениным декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Поэтому Советское государство не могло позволить сектантским организациям проводить в жизнь принципы буржуазной свободы совести. Государству нужны были такие граждане, которые в деле защиты завоеваний революции, а также в деле строительства социализма осознавали бы свою способность влиять на жизнь общества, изменять эту жизнь вне зависимости от «воли бога».

Заключение

 

Победа Великого Октября и успехи социалистического строительства в нашей стране создали хорошие условия для решения таких проблем, как преодоление пережитков в сознании людей и всестороннее формирование человека. Общественная потребность в христианстве, которое изначально было «предназначено» для особого (иллюзорного) способа компенсации человеку его бессилия перед силами природы и общества, резко сократилось. Это нашло свое выражение в том, что, в частности в Удмуртии, оказались в кризисном состоянии такие христианские течения, как православие и «старая вера», исчез ряд старообрядческих толков и сектантских организаций (например: единоверие, рябиновский толк, немоляй, колмогоровцы, хлысты и т.д.). И это вполне объяснимо. Так оно и должно было случиться. Недаром В.И. Ленин в свое время указывал: «…гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества», «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами… неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь…» Это истинный источник религиозности населения – экономическое рабство трудящихся – и подорвали победа революции, социалистическое переустройство общества. Тем самым создались условия для усвоения народными массами атеистических людей.

Хотя атеистическое воспитание в нашей республике осуществляется постоянно, все же определенная часть населения еще подвержена влиянию религии, морально и материально поддерживает различные христианские центры объединения. По этой причине партийные организации должны усилить свое внимание к атеистическому воспитанию.

Формирование коммунистического мировоззрения – проблема многоплановая и в тоже время комплексная. Идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, атеистическое, физическое воспитание – все это грани единого процесса. В него вовлечены различные общественные организации и учреждения, ведется соответствующая подготовка квалифицированных кадров.

Необходимо помнить о том, что воспитание в молодом поколении уверенности в своих силах, стремления к общественно полезному труду –это задача социальная. Помочь молодому человеку разобраться в себе, увидеть и утвердить хорошее, отмести плохое, а затем включиться в созидание, не уповая «волю бога», - важная и благородная миссия пропагандизма атеизма.

Вместе с тем следует углубить и разнообразить воспитательную работу среди людей старшего поколения, особенно пенсионеров. Их много, а будет еще больше. Оторванные от трудового коллектива, часто предоставленные самим себе, они являются желанной «добычей» разного рода сектантов и церковников. Действуя довольно ловко и изобретально соблюдая конституционные гарантии свободы совести, партия осуждает попытки использовать религию в ущерб интересам общества и личности. Важнейшая составная часть атеистического воспитания – повышение трудовой и общественной активности людей, их просвещение, широкое распространение новых советских обрядов и обычаев».



Список используемой литературы

1. Введение – Ленин В.И. Полн. собр. соч. –Т. 33. – С.

2. Христианство в дореволюционной Удмуртии – Луппов П. Христианство у вотяков Появление православия на вятской земле - Никольский Н.М. История русской церкви//Атеист.-1930.- С.

3. Христианизация удмуртов – Луппов П. Христианство у удмуртов

4. Старообрядчество в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества – Андриевский Ал. //Столетие Вятской губернии. Вятка, 1880-Т. I.

5. Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае – Васильев С., Бехтерев Н., История Вятского края с древнейших времен до начала XIX столетия.- Вятка, 1870.

6. Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии- Андриевский Ал. //Столетие Вятской губернии. Вятка, 1880-Т. I.

7. Православная церковь и революция – Никольский Н.М. История русской церкви//Атеист.-1930.- С.

8. Вятское старообрядчество и революция – Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края XVII – XVIII веков. – Киров, 1956.

9. Христианские секты в дореволюционной Удмуртии. Христианские секты в современной Удмуртии - Ефимов И. Церковники и сектанты в Удмуртии

10. Образование церкви ЕХБ и ее деятельность - Никольский Н.М. История русской церкви//Атеист.-1930

11. Заключение - Ленин В.И. Полн. собр. соч. –Т. 12. Материалы XXVII съезда КПСС.-М: Издательство политической литературы, 1986.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.