Психологические игры для детей по развитию доброжелательности и толерантности
Классный час - тренинг для учащихся 5-6 классов
Цели и задачи:
· развить у детей понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях;
· дать обобщенное представление о доброжелательности и толерантности;
· воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
· прививать навыки вежливости с друзьями и родными.
Форма проведения: практикум
Методы работы: беседа, игра, практико-ориентированный, методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость), методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Возраст детей – 11-12 лет
Ход занятия:
Игра-приветствие «Здравствуй».
Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.
Классный руководитель: - Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)
- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”?
(Здоровья)
- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)
- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)
- Сейчас мы поучимся друг друга ласково приветствовать – встанем в круг, и я буду передавать игрушку рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у учителя).
Упражнение «Мое настроение»
Классный руководитель: - Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас.
Обучение навыкам самоанализа.
Классный руководитель: - Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Ребята, я бы хотел узнать в связи с этим, а как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.
Упражнение «Насколько я терпимый?»
Рефлексия
Т ренинговое занятие, направленное на сплочение классного коллектива
Цель: способствовать сплочению коллектива и углублению процессов самораскрытия; развивать умения и навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Категория участников: учащиеся 1-6 классов
Материалы и оборудование: салфетки, карточки с цифрами, карточки с буквами алфавита, цветные карточки (красные, синие, зеленые), монетка.
Ход занятия
Упражнение «Салфетка».
Цель: выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; формирование эмоционально-волевого единства группы.
Время проведения: 3 минуты.
Каждому учащемуся дается салфетка, которая складывается несколько раз. Психолог дает команды:
- Оторвать правый верхний угол;
- Еще раз оторвать правый верхний угол
Вывод: Все мы разные, но живем в мире и согласии.
Упражнение «Посчитай».
Цель: формирование групповой сплоченности и навыков групповой поддержки.
Время проведения: 3 минуты.
Класс делится на две команды. Командам раздается комплект карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.
Выигрывает более точная и быстрая команда.
Упражнение «Азбука».
Цель: обучение навыкам быстрого реагирования, правилам взаимоотношения в коллективе; формирование навыков групповой поддержки.
Время проведения: 5 минут.
Каждый учащийся получает карточку с одной из букв алфавита. Психолог произносит то или иное слово. Игроки – буквы должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось названное слово.
Примерные слова:
Мак, спорт, бег, дом, жизнь, дружба, эхо.
Используемые буквы:
А, б, г, д, е, ж, з, и, к, м, н, о, п, р, с, т, у, х, ь, э.
Упражнение «Мяч по кругу».
Цель: формирование коммуникативных навыков, навыков групповой поддержки.
Время проведения: 3 минуты.
Учащимся предлагается, стоя в кругу, вытянув руки вперед ладонями вниз, перекатить небольшой мячик по кругу, не уронив его.
Упражнение «Себе - соседу».
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие эмпатии, толерантности.
Время проведения: 6 минут.
Учащиеся встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую – вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» учащиеся правой рукой как будто что-то вкладывают себе в левую руку, на слово «соседу» правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: «Себе – соседу».
На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
Упражнение «Аплодисменты».
Цель: рефлексия.
Время проведения: 2 минуты.
Психолог: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Психологические игры для детей по развитию доброжелательности и толерантности
Дата: 2019-07-24, просмотров: 227.