Основные познавательные стратегии современного социально-гуманитарного познания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Натурализм и антинатурализм как базисные познавательные установки в научном познании общества. Проблема взаимосвязанного рассмотрения общества и человека в истории и современности. Культура как синтезирующая социально-антропологическая реальность, её теоретическое истолкование в философии, основные версии теории культуры.

Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарном познании, их историческая трансформация. Важнейшие познавательные модели в сфере социально-гуманитарной проблематики, их эвристический потенциал.

3. Жизнь как категория социально-гуманитарного познания

Сущность жизни как общенаучная проблема, её актуальность в условиях современности. Естественнонаучная методология в познании жизни и её пределы. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни в классической и неклассической философии. Жизнь как социокультурная реальность, философские и общетеоретические

Философские проблемы частных наук:

Язык как объект познания.

Философия как теоретическая форма мировоззренческой рефлексии. Соотношение теории познания, логики и методологии.

Проблемы происхождения языка.

Спор о правильности имен и его интерпретация в диалоге «Кратил». Аномалии и аналогии. Глоттокинетические концепции. Влияние эволюционизма. Соотношение приобретенного и наследственного в восприятии речи и продуцировании речи. Эволюция концептуальных структур. Слова и синтаксис как продукты исторического развития. Генетические свидетельства формирования языковой способности в антропогенезе. Язык, общение и эволюция.

Лингвистика и лингвистическая философия. Слова и вещи.

Соотношение философии языка, лингвистической философии и лингвистики. Философия языка и история лингвистических учений. Вклад Соссюра и Якобсона в теорию языка. Лингвистика XX в. и лингвистический поворот в философии.

Проблема лингвистического значения. Теории мыслительных типов и прямой референции. Локк: слова как знаки концептов. Критика Локка Джорджем Беркли. Лейбниц об употреблении слов. Защита прямой референции в позитивизме Д.С.Милля. Фреге о смысле и значении. Теория дескрипций Б.Рассела. Крипкеанская альтернатива Фреге и Расселу.

Высказывания и логика.

Высказывания, их виды и отношения к миру. Понятие о логике высказываний и логике предикатов. Логические отношения между высказываниями. Экзистенциальные и универсальные утверждения. Следования и допущения. Теория означающих Б.Рассела. Прагматика и лингвистические дискуссии 70-х о природе допущений.

Истина и реальность

Понятие условий истинности. Логические противоречия. Тавтологии. Аналитические и синтетические высказывания. Верификация: её достоинства и недостатки. Классические и неклассические теории истины. Истина и концепция возможных миров. Модальности. Д.Льюис и его концепция контрфактуалов.

Язык и общение

Функции языка. Структура коммуникативного отношения (К. Бюлер, Р. Якобсон). Отправитель, получатель, канал, код, сообщение, шум и тезаурус как компоненты коммуникации. Ю. Хабермас и теория коммуникативного действия. Коммуникация, интерпретация и дискурс. Код и его разновидности. Избыточность и её виды в тексте. Общение и «максимы» П. Грайса.

Язык как деятельность. Теория речевых актов.

Витгенштейн об языковых играх. Дж. Остин: речь есть действие. Понятие перформатива. Констативы , регулятивы и экспрессивные речевые акты. Сложные действия: локутивное содержание, иллокутивная сила и перлокутивные следствия. Языковое творчество и релятивизм. Метафора.

Язык как знаковая система.

Форма и субстанция в плане выражения и в плане содержания (Л. Ельмслев). «Фигуры» плана содержания. Ю. Хабермас и его классификация теорий значения. Единицы перевода. Инвариант и вариативность в переводе. Соответствие и несоответствие. Эквивалентность и адекватность. Эквиваленты и вариантные соответствия. Контекстуальные соответствия. Лексические функции и наивная картина мира. Интегральное описание языка. Понятие семантического маркера у Дж. Катца. Гипотеза об универсальности семантических компонентов. Работа Ю. Найды «Компонентный анализ значения»:

Текст. Смысл. Дискурс.

Текст и контекст. Система и текст (код и сообщение) и возможные соотношения между ними: одна система – много текстов; много систем – один текст; одна система – один текст (Ю. Лотман). Межтекстовые связи. Естественный язык и семиотика культуры («первичная» и «вторичные моделирующие системы»). Метод моделирования в лингвистике и семиотике. Порождающие и трансформационные модели.

 

Вопросы кандидатского экзамена

Экзаменационные вопросы по общей части дисциплины

«Общие проблемы философии науки»

1. Предмет, подходы, основные варианты изучения истории и философии науки

2. Возникновение науки: предпосылки и основные этапы ее исторической эволюции.

3. Наука в контексте культуры: общекультурный контекст формирования науки; влияние философии на этот процесс.

4. Наука в контексте культуры: наука как социальный институт.

5. Историческая динамика науки как смена типов научной рациональности: классическая наука, ее предпосылки, содержание, основные этапы.

6. Историческая динамика науки как смена типов научной рациональности: неклассическая наука, ее происхождение, содержание, пути развития.

7. Основные философские версии динамики науки: критический рационализм (К. Поппер) и концепция исследовательских программ (И. Лакатос).

8. Основные философские версии динамики науки: концепции микрореволюций (С. Тулмин) и методологического анархизма (П. Фейерабенд).

9. Основные философские версии динамики науки: неокантианство (Риккерт – Виндельбандт, Коген – Кассирер).

10. Основные версии философии науки: отечественный вариант (Вернадский, марксистская философия).

11. Научные традиции и научные революции: парадигмальная модель (Т. Кун).

12. Научные традиции и научные революции: трансляционная модель (М.К. Петров).

13. Особенности современного этапа развития науки: наука в современной культуре, ее основные проблемы и перспективы.

14. Особенности современного этапа развития науки: формирование нового типа научной рациональности.

15. Знание как идеализированная форма (отношение).

16. Знание в составе целеполагания. Цель и продукт деятельности.

17. Продукт и результат. Объективность дельта-результата.

18. Дельта-результат как незнание. Незнание как побуждение к познанию.

19. Предмет и предметность знания. Предметные слои бытия.

20. Деятельная способность человека. Дух в процессе познания.

21. Познание как герменевтический круг.

22. Научное познание как целенаправленная деятельности: общая характеристика.  

23. Научное знание как продукт научного познания.

24. Метод как средство научного познания,

25. Научная деятельность как производство.

26. Основные функции науки как способ закрепления основных назначений научных знаний.

27. Эмпирический уровень научного познания: рациональные формы эмпирического знания, методы эмпирического познания.

28. Теоретический уровень научного познания: теоретические формы научного знания, методы теоретического познания.

29. Взаимосвязь и взаимообусловленность теоретического и эмпирического уровней познания.

30. Формирование методологии (метода) научного исследования.

31. Проблема как исходный пункт научного исследования.

32. Гипотеза и ее место в поисках решения проблемы научного исследования.

33. Теория как форма систематизации научного знания: общая характеристика и типология, структура.

34. Верификация и фальсификация как способы проверки научных теорий.

35. Проблема рациональности научного знания.

36. Основания науки: основное содержание.

37. Научная картина мира, ее роль и место в современной философии науки.

38. Исторические формы научной картины мира и их особенности

39. Идеалы и нормы научного исследования в науке.

40. Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: ее возникновение, развитие, основные достоинства и недостатки.

41. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

42. Нормы и ценности научной деятельности.

43. Функции научной картины мира и ее мировоззренческое значение.

44. Содержание принципа системности и его применение в научном познании.

 

Экзаменационные вопросы по второй части дисциплины

«Современные философские проблемы областей научного знания»

Экзаменационные вопросы по наукам в области

математики:

1. Взаимосвязь философии и естественных наук и её отражение в дисциплине «Философские проблемы естествознания».

2. Естественные науки в культуре и в системе наук.

3. Связь естественных наук как отражение единства и многообразия мира. Методологические основания естественных наук.

4. Природа объектов «чистой» математики                                         

5. Метод идеализации в математике                                                                 

6. Основные способы математического абстрагирования                   

7. Проблема истины в математике                                                          

8. Интуиция в математике

9. Аксиоматический метод в математике                                               

10. Проблема бесконечности в математике                                              

11. Проблема существования в математике                                              

12. Основные направления обоснования математики                            

Экзаменационные вопросы по наукам в области

Дата: 2019-07-24, просмотров: 330.