По курсу «Организационная психология»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задания к практическим и лабораторным занятиям

По курсу «Организационная психология»

Магистратура: направление 44.04.01. Педагогическое образование,

Магистерская программа «Менеджмент в образовании», 3 семестр.

 

Практическое занятие №1-2 + лаб раб

ТЕМА: Теоретические основы командообразования. Управленческая команда. Организация работы в команде.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Определение понятия: «группа», «коллектив», «команда», «командообразование».

2. Признаки современной команды.

3. Виды команд в современном менеджменте.

4. Управленческая команда: понятие, функции,  критерии отбора («под свою» задачу руководителя; «под идею» ит.д.);

5. Сравнительный анализ интеллектуальных и производственных команд.

6. Основные принципы и групповые нормы работы в команде.

7. Командные роли ( типология ролей в команде Зинкевич –Евстигнеевой; концепция Д. У. Кейрси о психотипах (интеллектуальных ролях), концепция Т. Ю. Базарова тоже, модель Р. М. Белбина )

8. Жизненные циклы команды, динамика внутрикомандных процессов. Задачи руководителя на каждом этапе развития команды.

9. Диагностика жизнеспособности и распределения ролей в команде.

10. Методические подходы к формированию команд. Технология создания команды.

11. Метод 6 шляп в работе с командой.

ЗАДАНИЯ:

1. Раскрыть основные признаки современной команды.

2. Заполнить таблицу «Виды команд» .

Критерии классификации Параметры команды Виды команд

3. Дать характеристику основных принципов работы в современной команде

4. Перечислить основные групповые нормы работы в команде.

5. Подобрать примеры, иллюстрирующие нарушение групповых норм в работе команды.

6. Используя различные источники заполнить таблицу: Сравнительный анализ видов команд: управленческая команда, функциональная управленческая команда, целевая управленческая команда, рабочая команда (Характеристики, Подбор персонала, Порядок взаимодействия, Цели, Решаемые задачи).

7. Заполнить таблицу:

Стадии развития команды Роль руководителя и его задачи
1. Начинающая команда  
2. Команда переходного периода  
3. Опытная команда  
4. Зрелая команда  

8. Дать характеристику основных методов исследования межличностных отношений в команде: наблюдение, эксперимент, социометрическая методика, проективные методы, анализ процесса и продуктов деятельности.

 

Литература:

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М., 2010.

2. Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства. – СПб., 2003.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – СПб, 2004. http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/theory_practice

4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.,1997.

5. Фопель К. Создание команды. – М., 2002.

6. Чанько А.Д. Командообразование в современных организациях: междисциплинарный синтез психологии и менеджмента// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – 2 выпуск.

Интернет-ресурсы

· https://studme.org/167809146578/menedzhment/upravlencheskie_komandy#380 (об управленческой команде)

· https://studme.org/165115/menedzhment/rolevaya_struktura_upravlencheskoy_komandy

· Бланшер Кен Одноминутный менеджер строит эффективную команду http://www.klex.ru/8xu

· Фишбейн Д. Е.Способы формирования управленческой команды /Журнал руководителя управления образованием №6, 2009.

http://obr.direktor.ru/archive/2009/6/Sposoby_formirovaniya_upravlencheskoy_komandy

· http://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/statii%20konsultantov/upravlencheskaya_komanda.pdf

Лабораторная работа 1

ТЕМА:    «Диагностика ролей в команде. Технология создания команды

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Типология ролей в команде.

2. Методы диагностики ролей в команде: тестовые методики, «дискуссионные методы, организационно-деловая игра»

ЗАДАНИЕ:

1. Актуализировать из курса «Менеджмент в образовании» команда.

2. Рассмотреть требования и условия распределения ролей в команде.

3. Апробировать методику: Командные роли по Р. М. Бслбину

4. Определение собственной роли, анализ результатов.

5. Апробация дискуссии, как экспресс-метода для диагностики ролей. Анализ результатов.

ЛИТЕРАТУРА:

Занковский А.Н. Организационная психология: Уч. пос. для вузов. – М., 2000.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – СПб, 2004. http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/theory_practice

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

· Фишбейн Д. Е.Способы формирования управленческой команды /Журнал руководителя управления образованием №6, 2009.

http://obr.direktor.ru/archive/2009/6/Sposoby_formirovaniya_upravlencheskoy_komandy

· http://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/statii%20konsultantov/upravlencheskaya_komanda.pdf

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000. - С. 306-312.

2. Психология менеджмента / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: «Питер», 2004. – 47о-490..

Дополнительная

Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.- С. 99-132.

«Виктор Шейнов. Управление конфликтами»: Питер; Санкт-Петербург; 2014http://www.klex.ru/jvu

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. http://www.klex.ru/btg

Анцупов А.Я. http://www.klex.ru/hfl

Интернет ресурсы

Социология конфликта, управленческие конфликты https://bookap.info/okolopsy/emelyanov_praktikum_po_konfliktologii/gl78.shtm

 

Практическое занятие № 5

Лабораторная работа 5

Лабораторная работа 2

ТЕМА: «Выработка идей методом «мозгового штурма»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Правила проведения «мозгового штурма»;

2. Распределение на группы: группа генерации идей и группа оценки;

3. Этапы проведения «мозгового штурма».

4. Модификации метода «мозгового штурма» («корабельный совет», «конференция идей», прямой метод, массовый метод).

ЗАДАНИЕ:

6. Актуализировать из курса «Менеджмент в образовании» понятия управленческие решения, методы принятия управленческих решений.

7. Изучить правила проведения «мозгового штурма»;

8. Рассмотреть требования и условия распределения на группы в «мозговом штурме»;

9. Подобрать возможные темы для проведения мозгового штурма в организации;

10. Подготовится к проведению мозгового штурма.

11. Магистры осваивают технологию ведения мозгового штурма.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Балдин К.В. Управленческие решения : Учебник. - М., 2005.

2. Баширов А.В. Управленческие решения: Учебник. – М., 2005.

Дополнительная:

3. Занковский А.Н. Организационная психология: Уч. пос. для вузов. – М., 2000.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М., 2003.

5. Кишкель Е.Н. Управленческая психология: Уч. пос. для сред. спец. учеб. завед. – М.., 2002.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www.azps.ru/handbook (психологический словарь)

2. www.edu.ru (федеральный портал «Российское образование»)

3. www.museum.edu.ru (российский общеобразовательный портал)

4. www.psyedu.ru (электронный журнал "Психологическая наука и образование")

5. www.rospsy.ru (сайт Федерации психологов образования России)

 

 

Задания к практическим и лабораторным занятиям

по курсу «Организационная психология»

Магистратура: направление 44.04.01. Педагогическое образование,

Магистерская программа «Менеджмент в образовании», 3 семестр.

 

Практическое занятие №1-2 + лаб раб

ТЕМА: Теоретические основы командообразования. Управленческая команда. Организация работы в команде.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Определение понятия: «группа», «коллектив», «команда», «командообразование».

2. Признаки современной команды.

3. Виды команд в современном менеджменте.

4. Управленческая команда: понятие, функции,  критерии отбора («под свою» задачу руководителя; «под идею» ит.д.);

5. Сравнительный анализ интеллектуальных и производственных команд.

6. Основные принципы и групповые нормы работы в команде.

7. Командные роли ( типология ролей в команде Зинкевич –Евстигнеевой; концепция Д. У. Кейрси о психотипах (интеллектуальных ролях), концепция Т. Ю. Базарова тоже, модель Р. М. Белбина )

8. Жизненные циклы команды, динамика внутрикомандных процессов. Задачи руководителя на каждом этапе развития команды.

9. Диагностика жизнеспособности и распределения ролей в команде.

10. Методические подходы к формированию команд. Технология создания команды.

11. Метод 6 шляп в работе с командой.

ЗАДАНИЯ:

1. Раскрыть основные признаки современной команды.

2. Заполнить таблицу «Виды команд» .

Критерии классификации Параметры команды Виды команд

3. Дать характеристику основных принципов работы в современной команде

4. Перечислить основные групповые нормы работы в команде.

5. Подобрать примеры, иллюстрирующие нарушение групповых норм в работе команды.

6. Используя различные источники заполнить таблицу: Сравнительный анализ видов команд: управленческая команда, функциональная управленческая команда, целевая управленческая команда, рабочая команда (Характеристики, Подбор персонала, Порядок взаимодействия, Цели, Решаемые задачи).

7. Заполнить таблицу:

Стадии развития команды Роль руководителя и его задачи
1. Начинающая команда  
2. Команда переходного периода  
3. Опытная команда  
4. Зрелая команда  

8. Дать характеристику основных методов исследования межличностных отношений в команде: наблюдение, эксперимент, социометрическая методика, проективные методы, анализ процесса и продуктов деятельности.

 

Литература:

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М., 2010.

2. Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства. – СПб., 2003.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – СПб, 2004. http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/theory_practice

4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.,1997.

5. Фопель К. Создание команды. – М., 2002.

6. Чанько А.Д. Командообразование в современных организациях: междисциплинарный синтез психологии и менеджмента// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – 2 выпуск.

Интернет-ресурсы

· https://studme.org/167809146578/menedzhment/upravlencheskie_komandy#380 (об управленческой команде)

· https://studme.org/165115/menedzhment/rolevaya_struktura_upravlencheskoy_komandy

· Бланшер Кен Одноминутный менеджер строит эффективную команду http://www.klex.ru/8xu

· Фишбейн Д. Е.Способы формирования управленческой команды /Журнал руководителя управления образованием №6, 2009.

http://obr.direktor.ru/archive/2009/6/Sposoby_formirovaniya_upravlencheskoy_komandy

· http://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/statii%20konsultantov/upravlencheskaya_komanda.pdf

Лабораторная работа 1

ТЕМА:    «Диагностика ролей в команде. Технология создания команды

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Типология ролей в команде.

2. Методы диагностики ролей в команде: тестовые методики, «дискуссионные методы, организационно-деловая игра»

ЗАДАНИЕ:

1. Актуализировать из курса «Менеджмент в образовании» команда.

2. Рассмотреть требования и условия распределения ролей в команде.

3. Апробировать методику: Командные роли по Р. М. Бслбину

4. Определение собственной роли, анализ результатов.

5. Апробация дискуссии, как экспресс-метода для диагностики ролей. Анализ результатов.

ЛИТЕРАТУРА:

Занковский А.Н. Организационная психология: Уч. пос. для вузов. – М., 2000.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – СПб, 2004. http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/theory_practice

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

· Фишбейн Д. Е.Способы формирования управленческой команды /Журнал руководителя управления образованием №6, 2009.

http://obr.direktor.ru/archive/2009/6/Sposoby_formirovaniya_upravlencheskoy_komandy

· http://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/statii%20konsultantov/upravlencheskaya_komanda.pdf

Практическое занятие № 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.