Задания к практическим и лабораторным занятиям
По курсу «Организационная психология»
Магистратура: направление 44.04.01. Педагогическое образование,
Магистерская программа «Менеджмент в образовании», 3 семестр.
Практическое занятие №1-2 + лаб раб
ТЕМА: Теоретические основы командообразования. Управленческая команда. Организация работы в команде.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Определение понятия: «группа», «коллектив», «команда», «командообразование».
2. Признаки современной команды.
3. Виды команд в современном менеджменте.
4. Управленческая команда: понятие, функции, критерии отбора («под свою» задачу руководителя; «под идею» ит.д.);
5. Сравнительный анализ интеллектуальных и производственных команд.
6. Основные принципы и групповые нормы работы в команде.
7. Командные роли ( типология ролей в команде Зинкевич –Евстигнеевой; концепция Д. У. Кейрси о психотипах (интеллектуальных ролях), концепция Т. Ю. Базарова тоже, модель Р. М. Белбина )
8. Жизненные циклы команды, динамика внутрикомандных процессов. Задачи руководителя на каждом этапе развития команды.
9. Диагностика жизнеспособности и распределения ролей в команде.
10. Методические подходы к формированию команд. Технология создания команды.
11. Метод 6 шляп в работе с командой.
ЗАДАНИЯ:
1. Раскрыть основные признаки современной команды.
2. Заполнить таблицу «Виды команд» .
Критерии классификации | Параметры команды | Виды команд |
3. Дать характеристику основных принципов работы в современной команде
4. Перечислить основные групповые нормы работы в команде.
5. Подобрать примеры, иллюстрирующие нарушение групповых норм в работе команды.
6. Используя различные источники заполнить таблицу: Сравнительный анализ видов команд: управленческая команда, функциональная управленческая команда, целевая управленческая команда, рабочая команда (Характеристики, Подбор персонала, Порядок взаимодействия, Цели, Решаемые задачи).
7. Заполнить таблицу:
Стадии развития команды | Роль руководителя и его задачи |
1. Начинающая команда | |
2. Команда переходного периода | |
3. Опытная команда | |
4. Зрелая команда |
8. Дать характеристику основных методов исследования межличностных отношений в команде: наблюдение, эксперимент, социометрическая методика, проективные методы, анализ процесса и продуктов деятельности.
Литература:
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М., 2010.
2. Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства. – СПб., 2003.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – СПб, 2004. http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/theory_practice
4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.,1997.
5. Фопель К. Создание команды. – М., 2002.
6. Чанько А.Д. Командообразование в современных организациях: междисциплинарный синтез психологии и менеджмента// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – 2 выпуск.
Интернет-ресурсы
· https://studme.org/167809146578/menedzhment/upravlencheskie_komandy#380 (об управленческой команде)
· https://studme.org/165115/menedzhment/rolevaya_struktura_upravlencheskoy_komandy
· Бланшер Кен Одноминутный менеджер строит эффективную команду http://www.klex.ru/8xu
· Фишбейн Д. Е.Способы формирования управленческой команды /Журнал руководителя управления образованием №6, 2009.
http://obr.direktor.ru/archive/2009/6/Sposoby_formirovaniya_upravlencheskoy_komandy
· http://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/statii%20konsultantov/upravlencheskaya_komanda.pdf
Лабораторная работа 1
ТЕМА: «Диагностика ролей в команде. Технология создания команды
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Типология ролей в команде.
2. Методы диагностики ролей в команде: тестовые методики, «дискуссионные методы, организационно-деловая игра»
ЗАДАНИЕ:
1. Актуализировать из курса «Менеджмент в образовании» команда.
2. Рассмотреть требования и условия распределения ролей в команде.
3. Апробировать методику: Командные роли по Р. М. Бслбину
4. Определение собственной роли, анализ результатов.
5. Апробация дискуссии, как экспресс-метода для диагностики ролей. Анализ результатов.
ЛИТЕРАТУРА:
Занковский А.Н. Организационная психология: Уч. пос. для вузов. – М., 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – СПб, 2004. http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/theory_practice
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
· Фишбейн Д. Е.Способы формирования управленческой команды /Журнал руководителя управления образованием №6, 2009.
http://obr.direktor.ru/archive/2009/6/Sposoby_formirovaniya_upravlencheskoy_komandy
· http://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/statii%20konsultantov/upravlencheskaya_komanda.pdf
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 4
ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000. - С. 306-312.
2. Психология менеджмента / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: «Питер», 2004. – 47о-490..
Дополнительная
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.- С. 99-132.
«Виктор Шейнов. Управление конфликтами»: Питер; Санкт-Петербург; 2014http://www.klex.ru/jvu
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. http://www.klex.ru/btg
Анцупов А.Я. http://www.klex.ru/hfl
Интернет ресурсы
Социология конфликта, управленческие конфликты https://bookap.info/okolopsy/emelyanov_praktikum_po_konfliktologii/gl78.shtm
Практическое занятие № 5
Лабораторная работа 5
Лабораторная работа 2
ТЕМА: «Выработка идей методом «мозгового штурма»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Правила проведения «мозгового штурма»;
2. Распределение на группы: группа генерации идей и группа оценки;
3. Этапы проведения «мозгового штурма».
4. Модификации метода «мозгового штурма» («корабельный совет», «конференция идей», прямой метод, массовый метод).
ЗАДАНИЕ:
6. Актуализировать из курса «Менеджмент в образовании» понятия управленческие решения, методы принятия управленческих решений.
7. Изучить правила проведения «мозгового штурма»;
8. Рассмотреть требования и условия распределения на группы в «мозговом штурме»;
9. Подобрать возможные темы для проведения мозгового штурма в организации;
10. Подготовится к проведению мозгового штурма.
11. Магистры осваивают технологию ведения мозгового штурма.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Балдин К.В. Управленческие решения : Учебник. - М., 2005.
2. Баширов А.В. Управленческие решения: Учебник. – М., 2005.
Дополнительная:
3. Занковский А.Н. Организационная психология: Уч. пос. для вузов. – М., 2000.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М., 2003.
5. Кишкель Е.Н. Управленческая психология: Уч. пос. для сред. спец. учеб. завед. – М.., 2002.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.azps.ru/handbook (психологический словарь)
2. www.edu.ru (федеральный портал «Российское образование»)
3. www.museum.edu.ru (российский общеобразовательный портал)
4. www.psyedu.ru (электронный журнал "Психологическая наука и образование")
5. www.rospsy.ru (сайт Федерации психологов образования России)
Задания к практическим и лабораторным занятиям
по курсу «Организационная психология»
Магистратура: направление 44.04.01. Педагогическое образование,
Магистерская программа «Менеджмент в образовании», 3 семестр.
Практическое занятие №1-2 + лаб раб
ТЕМА: Теоретические основы командообразования. Управленческая команда. Организация работы в команде.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Определение понятия: «группа», «коллектив», «команда», «командообразование».
2. Признаки современной команды.
3. Виды команд в современном менеджменте.
4. Управленческая команда: понятие, функции, критерии отбора («под свою» задачу руководителя; «под идею» ит.д.);
5. Сравнительный анализ интеллектуальных и производственных команд.
6. Основные принципы и групповые нормы работы в команде.
7. Командные роли ( типология ролей в команде Зинкевич –Евстигнеевой; концепция Д. У. Кейрси о психотипах (интеллектуальных ролях), концепция Т. Ю. Базарова тоже, модель Р. М. Белбина )
8. Жизненные циклы команды, динамика внутрикомандных процессов. Задачи руководителя на каждом этапе развития команды.
9. Диагностика жизнеспособности и распределения ролей в команде.
10. Методические подходы к формированию команд. Технология создания команды.
11. Метод 6 шляп в работе с командой.
ЗАДАНИЯ:
1. Раскрыть основные признаки современной команды.
2. Заполнить таблицу «Виды команд» .
Критерии классификации | Параметры команды | Виды команд |
3. Дать характеристику основных принципов работы в современной команде
4. Перечислить основные групповые нормы работы в команде.
5. Подобрать примеры, иллюстрирующие нарушение групповых норм в работе команды.
6. Используя различные источники заполнить таблицу: Сравнительный анализ видов команд: управленческая команда, функциональная управленческая команда, целевая управленческая команда, рабочая команда (Характеристики, Подбор персонала, Порядок взаимодействия, Цели, Решаемые задачи).
7. Заполнить таблицу:
Стадии развития команды | Роль руководителя и его задачи |
1. Начинающая команда | |
2. Команда переходного периода | |
3. Опытная команда | |
4. Зрелая команда |
8. Дать характеристику основных методов исследования межличностных отношений в команде: наблюдение, эксперимент, социометрическая методика, проективные методы, анализ процесса и продуктов деятельности.
Литература:
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М., 2010.
2. Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства. – СПб., 2003.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – СПб, 2004. http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/theory_practice
4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.,1997.
5. Фопель К. Создание команды. – М., 2002.
6. Чанько А.Д. Командообразование в современных организациях: междисциплинарный синтез психологии и менеджмента// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – 2 выпуск.
Интернет-ресурсы
· https://studme.org/167809146578/menedzhment/upravlencheskie_komandy#380 (об управленческой команде)
· https://studme.org/165115/menedzhment/rolevaya_struktura_upravlencheskoy_komandy
· Бланшер Кен Одноминутный менеджер строит эффективную команду http://www.klex.ru/8xu
· Фишбейн Д. Е.Способы формирования управленческой команды /Журнал руководителя управления образованием №6, 2009.
http://obr.direktor.ru/archive/2009/6/Sposoby_formirovaniya_upravlencheskoy_komandy
· http://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/statii%20konsultantov/upravlencheskaya_komanda.pdf
Лабораторная работа 1
ТЕМА: «Диагностика ролей в команде. Технология создания команды
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Типология ролей в команде.
2. Методы диагностики ролей в команде: тестовые методики, «дискуссионные методы, организационно-деловая игра»
ЗАДАНИЕ:
1. Актуализировать из курса «Менеджмент в образовании» команда.
2. Рассмотреть требования и условия распределения ролей в команде.
3. Апробировать методику: Командные роли по Р. М. Бслбину
4. Определение собственной роли, анализ результатов.
5. Апробация дискуссии, как экспресс-метода для диагностики ролей. Анализ результатов.
ЛИТЕРАТУРА:
Занковский А.Н. Организационная психология: Уч. пос. для вузов. – М., 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – СПб, 2004. http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/theory_practice
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
· Фишбейн Д. Е.Способы формирования управленческой команды /Журнал руководителя управления образованием №6, 2009.
http://obr.direktor.ru/archive/2009/6/Sposoby_formirovaniya_upravlencheskoy_komandy
· http://www.bitobe.ru/tpl/docs/pdf/statii%20konsultantov/upravlencheskaya_komanda.pdf
Практическое занятие № 3
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.