МУЛЬТИПЛИКАТОР (multiplier) — отношение изменения равновесного уровня национального дохода квызвавшему его исходному изменению уровня расходов. Мультипликационный эффект отражает следующие явления: некоторое исходное увеличение или уменьшение уровня совокупных расходов влечёт за собой большее увеличение или уменьшение национального дохода.
Необходимо отметить две основные черты мультипликатора: (а) это кумулятивный процесс, а не мгновенный эффект, лучше всего его можно объяснить серией последовательных шагов прироста дохода; (б) величина мультипликатора зависит от доли прироста дохода, расходуемой на потребление (предельная склонность к потреблению, МРС) на каждом последующем шаге.
Мультипликатор это технический термин, введённый в экономическую науку Р. Каном, который в 1931 г. использовал мультипликатор как инструмент анализа проблем занятости. В дальнейшем мультипликатор получил широкое применение в различных теоретических моделях, в том числе в теории Кейнса, а также в других отраслях экономической науки.
В настоящее время наиболее известны следующие виды мультипликатора:
1. инвестиционный,
2. налоговый,
3. денежный,
4. кредитный,
5. мультипликатор государственных расходов
6. мультипликатор внешней торговли.
Мультипликатор – это коэффициент или множитель, показывающий в каком отношении изменение в совокупном доходе вызывается первичным изменением в совокупных расходах.
На основе этого общего определения мультипликатора выводятся определения различных видов мультипликатора.
1)Мультипликатор инвестиций (ki) – это коэффициент, показывающий отношение изменения дохода к вызвавшему данное изменение первичному и однонаправленному изменению в инвестиционных расходах.
.
Пример. Если ki = 2, то устойчивый рост годового потока инвестиций вызовет удвоенный рост годового потока национального дохода.
Действие инвестиционного мультипликатора демонстрируется последовательностью событий происходящих вслед за первичным увеличением инвестиционных расходов (DI). Рост инвестиций увеличивает доходы работников тех отраслей, в которые они осуществляются (первичных отраслей). Работники данных отраслей расходуют свои возросшие доходы на покупку товаров производимых во «вторичных» отраслях, увеличивая тем самым доходы работников «вторичных» отраслей. В свою очередь работники вторичных отраслей расходуют свои доходы на приобретение товаров производимых в «третьих» отраслях, увеличивая доходы работников этих отраслей. Далее, то же самое, но уже с уменьшающейся суммой доходов, будет происходить на каждой стадии мультипликативного эффекта. Окончательный прирост дохода определяется количеством стадий мультипликативного эффекта и тем, сколько дохода поступит на каждую его стадию, т.е. предельной склонностью к потреблению участников последовательности событий. Величина мультипликатора определяется с помощью формулы суммы членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
. Поскольку Су + Sy = 1 Þ .
Мультипликативный эффект может действовать, как в сторону повышения дохода так и в сторону его понижения.
2)Налоговый мультипликатор (kt) - это коэффициент, показывающий отношение изменения дохода к вызвавшему данное изменение первичному и противоположно направленному изменению в налогообложении.
. Поскольку Су + Sy = 1 Þ .
В стремлении модернизировать теорию Кейнса его последователи вскоре дополнили данную теорию ещё одним аналитическим инструментом – принципом акселератора.
3)Денежный — экономический коэффициент, равный отношению денежной массы к денежной базе и характеризующий степень роста количества денег за счёт кредитных банковских операций.
4)Кредитный – это отношение динамики объема кредитования, который осуществляется группой однородных кредитных организаций, к динамике резервных активов, вызвавшей изменение объема кредитов. Простой кредитный мультипликатор определяется по следующей формуле: D = (1/(c + r))R,
где D – результирующий рост банковских депозитов; R – первоначальный рост банковских депозитов; с – предпочитаемое заемщиком отношение наличности в структуре выдаваемых кредитов; r – норма обязательных резервов конкретного банковского учреждения. Размер мультипликатора выражается отношением: 1/(c + r).
5)Мультипликатор государственных расходов (kg) – это коэффициент, показывающий отношение изменения дохода к вызвавшему данное изменение первичному и однонаправленному изменению в государственных расходах.
. Поскольку Су + Sy = 1 Þ .
6)Мультипликатор внешней торговли — коэффициент, характеризующий влияние добавочного экспорта товаров и услуг, зарубежных инвестиций на внешний доход. Суть мультипликационного эффекта заключается в том, что доход увеличивается в большей степени, чем экспорт товаров, услуг и капитала. Формула имеет следующий вид:
где К — мультипликатор; МРС — предельная склонность к потреблению товаров местного производства
АКСЕЛЕРАТОР (accelerator) — отношение между величиной чистых, или индуцированных, инвестиций (валовые инвестиции минус инвестиции на замещение), и темпом изменения национального дохода. Быстрый рост дохода и расходов на потребление оказывает давление на существующие производственные мощности и стимулирует предпринимателей к инвестициям не только на замещение существующего капитала (по мере того, как он изнашивается), но и к вложению средств в новые заводы и оборудование, чтобы удовлетворить повышение спроса.
Рис. 2. Акселератор. Изменение валового национального продукта и уровня инвестиций во времени.
Принцип акселератора – это теория, в соответствии с которой совокупные чистые инвестиции ( ) зависят от ожидаемого изменения реального объёма национального производства. В наиболее простом виде этот принцип может быть представлен следующей формулой:
, где
- чистые инвестиции в текущем году;
а – коэффициент акселерации;
Dуt-1 – изменение реального объёма национального производствав предыдущем году;
Так как валовые инвестиции в текущем году ( ) представляют собой сумму чистых инвестиций ( ) и инвестиций связанных с возмещением выбывшей части основного капитала ( ), функция валовых инвестиций принимает вид:
, где
- текущие инвестиции, связанные с возмещением выбывшей части основного капитала.
В данной теории Dуt-1 выступает в качестве приближённой оценки ожидаемого изменения реального объёма национального производства, так как сторонники принципа акселератора полагали, что представители бизнеса строят свои инвестиционные планы на основе изменений объёма производства в прошлом периоде (гипотеза адаптивных ожиданий).
Таким образом, коэффициент акселерации (а) показывает во сколько раз возрастают новые чистые инвестиции в ответ на изменение реального объёма национального производства в предыдущем периоде (Dуt-1).
Теория также утверждает, что новые чистые инвестиции должны возрастать несколько быстрее, чем реальный объём национального производства (т.е. коэффициент акселерации а должен быть больше единицы), так как стоимость машин и оборудования превышает стоимость производимой с их помощью годовой продукции. Кроме того, по мнению сторонников принципа акселератора, фирмы обычно стремятся поддерживать постоянное отношение между необходимой величиной основного капитала и ожидаемым (планируемым) объёмом производства из чего следует, что a = const.
.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 247.