Современная гуманистическая педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой самодетерминирующейся, самоорганизующейся личности, ее творческо-преобразующей деятельности, направленной на саморазвитие.
В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям, ее готовности к анализу своих и средовых возможностей, потенциалов, она может формироваться в самых различных направлениях, имеющих для нее личностный смысл. Если педагог в ходе воспитательной деятельности актуализирует внутренний личностный потенциал учащегося, стимулирует его деятельность к самоопределению, самореализации и самоутверждению на основе помощи в раскрытии его потенциальных возможностей и возможностей социума по их реализации, он будет саморазвиваться в направлении своего личностно-смыслового развития, проявляя при этом творческо-преобразующую активность в своем личностном развитии. Это позволяет утверждать, что воспитание играет доминирующую роль в развитии (саморазвитии) личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на мотивацию ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его саморазвитие.
Хотя саморазвитие и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат. persona - личность, facere - делать). Персонификация выполняет следующие функции: обеспечивает конкретизацию воспитания, развития, саморазвития личности исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке; повышает действенность, результативность педагогических воздействий по отношению к отдельной личности; повышает возможности школьника в саморазвитии, позволяет преодолеть формализм в педагогическом процессе. В соответствии с этим все внешние, социализирующие личность, факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию лишь тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой (потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д.) и оказывают на них положительное влияние. В этом заключается глубинная сущность процесса воспитания и его связи с процессами развития и саморазвития личности.
Выступая в качестве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию. В педагогическом процессе первостепенное значение имеет не только знание воспитателем возраста и личных особенностей детей, но и личных черт и возможностей воспитанников. Персонификация понимается как опора на личностные свойства (направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся жизненные установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении и т.д.).
Принцип персонификации в воспитании требует, чтобы воспитатель:
− систематически выявлял и учитывал в своей профессиональной деятельности особенности характера, вкусы, привычки, способности, образ мышления, мотивы, жизненные планы, установки, направленность каждой личности, специфику ее поведенческих проявлений, систему ее отношений к окружающей действительности, самому себе, труду, учебе;
− умел пользоваться диагностическими методиками для выявления личностных свойств и качеств воспитуемых;
− привлекал детей к разнообразным видам посильной и по мере усложняющейся деятельности, обеспечивающей прогрессивное формирование запроектированного образа личности;
− своевременно выявлял и минимизировал предпосылки, которые могут помешать достижению цели, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новейших сложившихся условий и событий;
− во всех видах организуемой деятельности стимулировал активность личности в саморазвитии, развивал их самостоятельность, самодеятельность и инициативу воспитанников; не столько управлял, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность;
− сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, способов, форм самовоспитания.
Комплексная реализация этих требований позволяет обеспечить оптимальность педагогического процесса на основе возрастного и личностно-ориентированного подходов, так как опирается на закономерности педагогического процесса.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 271.