История медицины как наука. Цели и задачи истории медицины. Место истории медицины в формировании мировоззрения будущего врача.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уч.гг.

История медицины как наука. Цели и задачи истории медицины. Место истории медицины в формировании мировоззрения будущего врача.

 

Медицина представляет собой систему взглядов, научных знаний о болезнях и здоровье и соответствующих действий людей по лечению и предупреждению заболеваний, укреплению и сохранению здоровья, продлению жизни человека, а также и общественную практику, реализующуюся через медико-социальные системы, здравоохранение.

История медицины (ИМ) – наука, изучающая развитие медицинских знаний и медицинской деятельности в тесной связи с уровнем общественно-экономического развития общества, культурой и господствующим мировоззрением.

И М условно делится на:

1. Общую (изучает основные закономерности, особенности, тенденции).

2. Частную (изучает историю жизни ученых, врачевателей, исторических открытий).

Цели и задачи ИМ - определить

1. Где, как и когда возникла медицина?

2. Какие этапы и периоды проходила медицина? Особенности каждого периода (тенденции, достижения закономерности) медицины в той или иной культуре, цивилизации, государстве.

3. Основные условия, необходимые для того или иного уровня развития медицины.

4. Вклад и степень влияния на развитие медицины тех или иных выдающихся ученых, врачей.

Значение ИМ:

1. Расширяет общие знания, развивает кругозор. Является частью общегуманитарной подготовки. Пушкин А.С.: “Уважать своих предков не только нужно, но и должно. Не изучать – есть постыдное малодушие”.

2. Дает целостное представление о развитии медицины. Вносит элементы профессионализма.

3. Учит исторически мыслить – рассматривает каждое явление в историческом контексте (возникновение, развитие, современной состояние).

Виды медицины и их краткая характеристика.

Народная медицина- это совокупность знаний и практических методов (объяснимых и необъяснимых) которые применяются для диагностики, профилактики и ликвидации нарушений физического, психического и социального равновесия и опираются исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение, как в устной, так и в письменной форме, не оцениваемые медицинскими специалистами как научно-обоснованные.

 Традиционная медицина -имеет теоретич, религиозн, натур-филосовское обоснование. Пример – древнекитайская, древнеиндийская, тибетская системы.

Научная медицина -опирается на научный эксперимент, в ходе которого проверяются эмпирические знания , научные и философские идеи, создаются концепции, гипотезы, теории.

Современное значение народной медицины.

Народная медицина-совокупность знаний и научных методов, которые применяются для диагностики, профилактики и ликвидации нарушений физического, психологического и социального равновесия и опираются исключительно на практический опыт и наблюдения, передающиеся из поколения в поколение в устной или письменной форме и не оцениваемые, как научно-обоснованные.

Значение: использование лекарственных растений.

 

Характерные черты медицины эпохи Древнего мира. Храмовая медицина, возникновение, цели, задачи.

Чжень-цзю терапия. Учение о пульсе

Представление о круговом движении крови – это одно из величайших достижений Древнего Китая.

Врачевание в странах Древнего Востока: медицина Индии.

Принципы ЗОЖ

• Эмоциональное очищение: Йога, тантра, режим труда и отдыха

• Физическое очищение: правильное дыхание, питание, движение, выделение, гигиена тела

 

Врачевание в странах Древнего Востока: медицина Тибета.

 

Тибет – автономный район Китая (центр Лахаса).

Религия буддизм и индуизм, трансформировалась в ламаизм (Лама – высший, Далай-лама – первосвященник). В основе пантеон богов, карма, достижение нирваны.

Диагностика

· Учил видеть (не смотреть, а видеть).

· Учил слышать (ухом – симптом кипения уксуса или скрип кожаного ремня – крепитация).

· Изучать системы выделительные – потоотделение, мочеотделение.

Принципы лечения

· Не навреди

· Природа дает здоровье, а врач лечит

· Мудрость врача – в поддержании сил природы.

· Противоположное излечивается противоположным

Труды по этике

«Клятва» – свод моральных правил и принципов. • Почитание учителей • Избегание вреда • Врачебная тайна • Отрицание эвтаназии и абортов • Не допустимость сексуальных отношений между врачом и пациентом   «О благоприличном поведении» • Воспитывать презрение к деньгам • Совестливость • Решительность • Отвращение к пороку • Бороться со страхом перед богом • Врач излечись сам «Наставления» «Закон»    

Медицина :

• становление фармации и фармакологии, как самостоятельной науки. Первая аптека – в Багдаде.

• Высокая организация больничного дела (первые больницы - в 7 веке).

• При больницах – школы и библиотеки. Обучение в школах шло как теоретическое, так и практическое.

• Зародившись в Иране, госпитали (маристан) получили широкое распространение на Востоке,

• Выделение хирургии как самостоятельной области медицины.

• Высокое развитие гигиены и профилактики болезней.

 

Авиценна родился в 980 г. недалеко от Бухары. К 16 годам он стал признанным врачом. В возрасте 22 лет, он покинул Бухару – город, где прошло его становление как ученного-энциклопедиста. В течении нескольких лет жил в Хорезме и входил в «Академию Мамуна». Там же он начал работу над «Каноном медицины» и писал его около 20 лет.

Канон медицины – энциклопедия медицинских знаний того времени.     Состоит из 5 книг.

· 1 книга – общие принципы медицины. Разделял гуморальную теорию. Обоснование профилактического направления.

· 2 и 5 книги - лекарствоведению (простые лекарства, сложные яды и противоядия.

· 3 – описание отдельных болезней.

· 4 – хирургическое лечение.

Современное значение Канона:

• Материалистическое направление

• Систематизация и обобщение мед опыта Востока и Запада

• Практическая направленность

• Профилактическая направленность

• Сохранение Греко-Римского наследия, учения Гиппократа

Характерные черты эпохи Возрождения в Западной Европе. Открытие кровообращения (У. Гарвей, М. Мальпиги, М. Сервет), развитие анатомии ( Деятельность Леонардо да Винчи, А. Везалия.)

Научная революция – новый этап развития науки, который повлек радикальное изменение процесса и содержания ситемы научного позниния, обусл. переходом: а)к новым теор. и метологическим основаниям,                б) к новым фундаментальным понятиям и методам

· В эпоху Возрождения начинается отход от религии, антропоцентрическая модель мировоззрения.

· Прославление человека, его величия, творческих возможностей. Зарождается новое явление культуры – гуманизм.

· Огромный интерес к науке, знаниям. Новый тип ученого – Homo universum (человек универсальный, пример – Леонардо да Винчи, у которого свыше 7 тыс. трудов, на основе вскрытий – 13 работ по анатомии – «Анатомические тетради»).

· Наука становиться экспериментальной

Амбруаз Паре (1517 – 1590)

- обосновывает лечение огнестрельных ран с повязоками с настоями трав

- усовершенствовал технику хирургических операций,

- сконструировал ряд новых хирургических инструментов, ортопедических конструкций

 

21. Реформа медицинского образования в Западной Европе. Лейденский университет: Сильвиус и Бургаве. Понятие клинического преподавания.

В конце XVII – начале XVIII в. решающая роль в разработке и внедрении клинического преподавания в Западной Европе принадлежала Лейденскому университету (Голландия). При университете была организована клиника, которой руководил врач, химик и педагог Герман Бурхааве 1668-1738, возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии, практической медицины, ректор университета.

По его утверждению, «клинической называется медицина, которая наблюдает больных у их ложа». Тщательное обследование больного Г. Бурхааве сочетал с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями. Бурхааве первый применил в клинической практике усовершенствованный термометр Г. Д. Фаренгейта и использовал лупу для анатомических исследований.

Клиническая школа, созданная Г. Бурхааве, сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. Последователями Г. Бурхааве были создатели  венской клинической школы Г. ван Свитен и де Гаен Бидлоо – основатель первого в России московского госпиталя и медицинской школы при нем.

22. Становление методов физикальной диагностики: открытие аускультации.

Поводом для первого применения метода посредственной аускультации при помощи бумажного стетоскопа послужила полнота 19-летней девушки.

Лаэннек попросил несколько листов бумаги, свернул их в тугой

цилиндр, приставил один его конец к области сердца и приложил ухо к другому. Он услышал более ясные и отчетливые удары сердца.

Первые стетоскопы Лаэннек клеил из плотной бумаги, затем стал

вытачивать их из дерева. Изобретение первого в истории медицины прибора физической диагностики – стетоскопа прославило имя Лаэннека, но его вклад в медицину определяется прежде всего разработкой патологической анатомии, изучением клинической картины и диагностики

заболеваний легких, чему изобретение стетоскопа способствовало в значительной степени.

23. Становление методов физикальной диагностики: открытие перкуссии.

Леопольд Ауэнбруггер 1722-1809 – автору метода перкуссии, т.е. выстукивания. В течение семи лет он тщательно изучал звуки, издаваемые при

простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Изложил результаты своих исследований в сочинениях «Новый способ, как путем выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри груди болезни».

Перкуссию встретили враждебно. Ее возродил Жан Николя Корвизар де Маре, он стал выстукивать ладонью.

 

Луи Пастер

В возрасте 36 лет он защитил докторскую диссертацию, представив две работы: по химии и физике кристаллов.

Основными открытиями Пастера являются:

· ферментативная природа молочно-кислого, спиртового и масляно-кислого брожения

· изучение болезней вина и пива

· опровержение гипотезы самопроизвольного зарождения

· исследование болезней шелковичных червей—пебрина

· основы представлений об искусственном иммунитете   

· создание вакцины против Сибирской язвы 

· создание антирабической вакцины (1885).

В 1885 г. Пастер организовал в Париже первую в мире антирабическую станцию. Вторая антирабическая станция была создана И. И. Мечниковым в Одессе в 1886 г. Затем бактериологические станции стали организовываться в Петербурге, Москве, Варшаве, Самаре и других городах России раньше, чем в других странах.

В 1888 г. в Париже был создан институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями. Работой института руководил Пастер.

Вклад Н.Бидлоо

Руководство первым высшим медицинским учебным заведением было возложено на лейб–медика Н. Бидлоо, голландского врача, получившего степень доктора в Лейденском университете, человека весьма одаренного, искусного врача и хирурга. Н.Бидлоо был и талантливым педагогом. Составленные им учебные пособия по анатомии и хирургии на протяжении многих десятилетий были учебниками русских врачей. Строго контролировался отбор в госпитальную школу. Так как преподавание велось на латинском языке, Н. Бидлоо предложил отбор учащихся вести из духовных славяно–греко–латинских школ. Окончившие эти школы знали языки и хорошо были подготовлены по многим дисциплинам: риторике, философии, математике, истории и т.д.

Бидлоо сам обучал «производству хирургических операций», был в высокой степени предан своему делу и посвятил госпиталю и училищу всю свою жизнь. Для организации обучения была проделана огромная работа. При открытии госпиталя в нем не было не только ни одного скелета, но даже ни одной кости для обучения остеологии. Лекарь-учитель должен был служить в одно и то же время и прозектором, и препаратором, и ординатором госпиталя, и хирургом, и репетитором всех специальных медицинских предметов, и главным помощником доктора, и распорядителем госпиталя. Бидлоо преподавал анатомию, хирургию и повивальное дело, открыл анатомический театр, производил вскрытие трупов. Составил три учебных пособия, сохранившиеся в рукописях: "Медико-практический сборник", "Зеркало анатомии", "Инструкция для изучения хирургии в анатомическом театре".

Особое внимание в труде Бидлоо уделялось пиротехники - использованию в хирургической практике различных прижиганий; видимо, он сам нередко использовал этот метод лечения. Различалось термическое прижигание, которое производили раскаленным железом или раскаленным веществом при какой-либо болезни, и вытравляющее прижигание с помощью прижигающих и разъедающих лекарств (сублимата ртути, преципитата ртути, негашеной извести, купороса и др.)

Почти тридцать лет оставался Бидлоо на посту главного врача госпиталя и директора госпитальной школы. С его деятельностью связана целая эпоха в становлении и развитии российской медицины и в подготовке национальных врачебных кадров. Таким образом, с именем Н.Л. Бидлоо связано становление медицинского образования в России.

Открытие академии наук в России.

Академия наук задумывалась как высшее учебное заведение. Поэтому Академия стала не только научным, но и учебным учреждением. При Академии предполагалось учредить академический университет в составе трех факультетов (юридический, медицинский и философский) и академическую гимназию для подготовки будущих студентов. Академический Университет при Академии наук развивал три направления: математическое, физическое и гуманитарное. При нем имелись библиотека, Кунсткамера, астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад. Со временем при Академии наук появились лаборатории, музеи, обсерватории.

Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михаило Васильевич Ломоносов (1711 —1765 гг.) - гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы.

35. Московский университет, его роль в развитии отечественной медицины (1755 г.).

Императорский Московский университет (ныне МГУ им. М.В.Ломоносова) был учрежден 25 января 1755 г. указом императрицы Елизаветы Петровны в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. Первоначально занятия на медицинском факультете (ныне Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова) проводились на трех кафедрах: анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии и натуральной истории. Первым русским профессором медицинского факультета Московского университета стал Семен Герасимович Зыбелин. Он был первым профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском (1768 г.), а не на латыни.

Деятельность С. Г. Зыбелина, передового русского врача XVIII века, первого русского профессора Московского университета, была чрезвычайно многогранной. Будучи прекрасным педагогом, образованнейшим человеком своего времени, он стремился не только передать молодежи свои знания, но привить ей любовь к науке, к врачебной деятельности, воспитать в ней веру в науку и критическую мысль.

С.Г. Зыбелин разрабатывал три основных направления:

1. С целью "охранения здравия" он предлагал проведение, ряда широких гигиенических мероприятий, выступая таким образом в качестве одного из первых русских гигиенистов.

2. С целью "исцеления его поврежденного" Зыбелин выдвигал свою лечебную систему. Как мы увидим, он был первым русским терапевтом, заложившим основные положения русской терапевтической школы.

3. Третья задача медицины, "продолжение жизни", побудила Зыбелина уделить особое внимание вопросам профилактики. Это выразилось в его специальных "Словах", посвященных профилактике детских заболеваний, общей профилактике, а также пропаганде "прививной оспы".

Н.М. Максимович-Амбродник

Акушерство-учение о беременности, родах, послеродовом периоде. 1757 в Москве и Петербурге созданы «бабичьи школы». 1797 в Петербурге основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем Повивальная школа на 22 учащихся.

· ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям. Фантом женского таза с деревянной куклой-ребёнком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам.

· издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» — первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров.

· первым в России описал асинклитическое вставление головки плода, при котором первой вставляется передняя часть или задняя часть теменной кости. Он одним из первых в России внедрил в практику наложение акушерских щипцов при операциях.

· был сторонником по возможности естественного протекания родов, он основоположник бережного ведения родового процесса, в основе которого лежит выжидательная тактика, которой придерживаются и современные акушеры.

· В России сочинения о болезнях и воспитании детей появляются в 18-19вв. важным событием в истории нашей страны было открытие по инициативе Бецкого воспитательных домов в Москве и Петербурге для детей-сирот.1ая в России и 2я в Европе детская больница на 60 коек была основана в Петербурге в 1834. 1ая в России самостоятельная кафедра дет. болезней была создана в Петербургской МХА в 1870-1876гг.

Д.А Самойлович

Окончил госпитальную школу в Петербурге в 1767 г. и затем 8 лет служил военным врачом, проводя мероприятия по борьбе с чумой в Молдавии. В 1770— 1771 гг. в Москве Д. С. Самойлович активно участвовал в борьбе с чумой.

· Опытным путем изучал чуму, пытаясь с по мощью микроскопа решить вопрос о возбудителе чумы, устанавливал пути передачи чумного заразного начала, проверял свои наблюдения и предположения патологоанатомическими вскрытиями, описал клинику болезни, усовершенствовал методы лечения и предупреждения чумы, создал систему противоэпидемических мероприятий .

· Главное место в работах Д. С. Самойловича занимали вопросы эпидемиологии чумы.

· Д. С. Самойлович предложил проводить аналогичные предохранительные прививки медицинским работникам, обслуживающим чумные больницы.

· Самойлович самоотверженно участвовал в борьбе с девятью эпидемиями чумы в России. Он разработал состав для окуривания; испытывал на себе дезинфицирующее действие средств, предложенных Комиссией. В опытах на себе он доказывал эффективность предлагаемых мер защиты от чумы, многократно надевая на себя снятую с больных и окуренную дымом одежду. Именно Д. С. Самойловичу принадлежит заслуга в разработке первых теоретических представлений о распространений и предотвращении чумы. Он впервые выдвинул положение о специфичности чумы, о живой природе «яду язвенного», был сторонником контагиозной (инфекционной) природы этого заболевания.

· Впервые в мире Д. С. Самойлович предложил предохранительную прививку против чумы, используя для этого содержимое созревшего бубона больного чумой.

Заслуги Д. С. Самойловича были отмечены избранием его почетным членом ряда академий и научных обществ во Франции, Италии и Германии. Вследствие недоброжелательства и происков ряда врачей-иностранцев Д. С. Самойлович не получил заслуженного признания на родине.

С.Ф Хотовитский

Хотовицкий Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой "Акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях" в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорождённых и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, включавший физиологию и патологию детей всех возрастных периодов, а также детские инфекции.

· Он чётко сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также её цели и задачи. Это даёт основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С.Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрика» (СПб., 1847), где он выделил следующие положения, лежащие в основе научной педиатрии:

a. Отличие детского организма от организма взрослого

b. Органические и функциональные особенности ребёнка не неизменны.

c. Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время.

d. В основе изменений детского организма, течения и проявлений заболеваний лежат возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

e. Предварительное изучение и знание особенностей детского организма и его реакций, детской семиотики, методики обследования и учёт всех этих особенностей необходимы при распознавании и лечении детских заболеваний.

· В 1836 г. при кафедре терапии МХА был открыт амбулаторный приём детей. С.Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и осуществил это в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до трёх лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания, в частности единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного.

 

 

Н.Ф Филатов

Филатов Нил Фёдорович (1847-1902) - выдающийся русский педиатр, по общепринятому мнению, «отец русской клинической педиатрии». Выдающийся клиницист.

· впервые выделивший как самостоятельные заболевания идиопатическое воспаление лимфатических желёз (инфекционный мононуклеоз, ранее называвшийся болезнью Филатова-Пфейфера), скарлатинозную краснуху и впервые описавший отрубевидное шелушение на слизистой оболочке щёк как ранний признак кори (симптом Филатова), специфический запах изо рта при дифтерии, «скарлатинозное сердце» и безбелковые отёки как признак «скарлатинозного нефрита».

·  впервые в России применил противодифтерийную сыворотку

· также люмбальную пункцию для диагностики менингита.

· Его монографии «Семиотика и диагностика детских болезней, «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей», «Краткий учебник детских болезней» «Клинические лекции» стали золотым фондом отечественной педиатрии и переведены на основные европейские языки.

Уч.гг.

История медицины как наука. Цели и задачи истории медицины. Место истории медицины в формировании мировоззрения будущего врача.

 

Медицина представляет собой систему взглядов, научных знаний о болезнях и здоровье и соответствующих действий людей по лечению и предупреждению заболеваний, укреплению и сохранению здоровья, продлению жизни человека, а также и общественную практику, реализующуюся через медико-социальные системы, здравоохранение.

История медицины (ИМ) – наука, изучающая развитие медицинских знаний и медицинской деятельности в тесной связи с уровнем общественно-экономического развития общества, культурой и господствующим мировоззрением.

И М условно делится на:

1. Общую (изучает основные закономерности, особенности, тенденции).

2. Частную (изучает историю жизни ученых, врачевателей, исторических открытий).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 443.