Социально-экономическое развитие и культура России XVII в. Новые явления экономики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике:

1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.

Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.

В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» МелетияСмотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинскоебарокко.Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.

 

17.  Культура в России во второй половине XVII в.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.Главными событиями русской истории XVII века стали: переход от средневековой истории к истории Нового времени, ослабление влияния церкви. Соответственно главной чертой культуры стало начало обмирщения культуры, то есть разрушение средневекового религиозного сознания и проникновение в культуру светских элементов. Образование и письменность. Литература. Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках. Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына). В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине. При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов. Архитектура. В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь. Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова. Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.Изобразительное искусство.В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись. При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков. Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица». В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.