Неодушевлённые существительные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неодушевлённые существительные

 

Книга, ручка, улица, школа, парта, лампа, щётка, гиря.

 

 

Придумай и назови существительные женского рода

С окончаниями -А, -Я

Средний род — окончания -О, -Е (Ё)

Неодушевлённые существительные

Перо, окно, мыло, дерево, зеркало, крыльцо, гнездо, озеро, яблоко, ведро, колесо, расписание, поле, полотенце, ружьё.

 

Придумай и назови существительные среднего рода с окончаниями -О, -Е (Ё)

Существительные мужского и женского рода

С Ь на конце

 

 

Мужской род                         Женский род

Одушевлённые существительные

Люди и животные:

учитель, гусь, медведь, тюлень,                             мать, дочь, выпь, лань,

олень, лось, конь.                                мышь, лошадь, рысь.

Придумай и назови существительные мужского и женского рода

С Ь на конце


 

 

Падежи Вопросы
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? что? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? О КОМ? О ЧЕМ?            

 



Падежи

Вопросы

Падежей

Е склонение

Е склонение

3-е склонение муж. род жен. род муж. род ср. род жен. род И. кто? что? дядя вода стол яйцо степь Р. кого? чего? ДЯДИ воды стола яйца степи д. кому? чему? дяде воде столу яйцу степи в. кого? что? дядю воду стол яйцо степь т. кем? чем? дядей водой столом яйцом степью п. о ком? о чём? о дяде о воде о столе о яйце о степи

 

 

1-е склонение имён существительных

К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -А, -Я — ВОДА, ДЯДЯ.

 

 

Падежи Одушевлённые Неодушевлённые
И. (кто?) сестра, дядя (что?) земля, книга
Р. (кого?) сестры, дяди (чего?) земли, книги
д. (кому?) сестре, дяде (чему?) земле, книге
В. (кого?) сестру, дядю (что?) землю, книгу
Т. (кем?) сестрой, дядей (чем?) землей, книгой
П. (о ком?) о сестре, о дяде (о чем?) о земле, о книге

 

 

                             2-е склонение имён существительных

Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода, не имеющие окончания — МЯЧ, ВРАЧ, КОНЬ, и имена существительные среднего рода с окончаниями -О, -Е(Ё) - СЕЛО, ЯЙЦО, КОЛЬЦО, ПОЛЕ, РУЖЬЁ.

 

 

Падежи Вопросы

Мужской род

Средний род

И. кто? что? стол конь дом сарай село поле
Р. кого? чего? стола коня дома сарая села поля
д. кому? чему? столу коню дому сараю селу полю
В. кого? что? стол коня дом сарай село поле
Т. кем? чем? столом конём домом сараем селом полем
П. о ком? о чем? о столе о коне о доме о сарае о селе о поле

                            3-е склонение имён существительных

К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с Ь на конце — СТЕПЬ, РОЖЬ.

 

Падежи Одушевлённые Неодушевлённые
И. (кто?) лошадь, (что?) дверь
Р. (кого?) лошади, (чего?) двери
Д. (кому?) лошади, (чему?) двери
В. (кого?) лошадь, (что?) дверь
Т. (кем?) лошадью, (чем?) дверью
П. (о ком?) о лошади, (о чем?) о двери

Падежные окончания имён существительных в единственном числе

Примечание. Черточка «-» означает, что у существительных нет окончания.

 

Падежи

Вопросы

Падежей

1-е склонение

Е склонение

3-е склонение муж. род жен. род муж. род ср. род жен. род И. кто? что? -а, -я — -о, -е — Р. кого? чего? -ы, -и -а, -я -а, -я -и Д кому? чему? -е -у, -ю -у, -ю -и В кого? что? -у, -ю -а, -я, - -о, -е — Т. кем? чем? -ой, -ей (-ёй) -ом, -ем -ом, -ем (-ём) -ю П. о ком? о чём? -е -е -е -и


  


МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН                               СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

                   Имена существительные мужского рода

                                                          Окончание


 

Тигр — тигры,          крот — кроты,           арбуз — арбузы,          гриб — грибы,            стол — столы,           огурец — огурцы, топор — топоры, помидор — помидоры, пруд - пруды.

                                                                            Мальчик — мальчики, рак — раки,             жук — жуки,              орех — орехи,          лось — лоси,         ключ — ключи,          конь — кони            сарай — сараи                                                                                           .

 

 

Окончание

 

 

 


 


     
 

Глаз — глаза, рог — рога, рукав — рукава, берег — берега.


   Окончания -А, -Я Прут — прутья,               колос — колосья,                кол — колья,                    брат — братья.


 


 

 

Лев — львы,                                            осёл — ослы,           воробей — воробьи,       соловей — соловьи 

 

                                                Особые случаи               корень — корни,                пень — пни,               камень — камни,       ремень — ремни.















Падежные окончания

И. кто? что? -Ы, -И, -А, -Я

Для всех склонений

Р. кого? чего? без окончания, -ОВ, -ЕВ, -ЕЙ

 

Д. кому? чему? -AM, -ЯМ

 

В. кого? что?

       муж. род и жен. род                         СР. РОД

                                                               

без окончания, -Ы, -И, -А, -Я,       -А-Я

 -ОВ, -ЕВ, -ЕЙ

Т. кем? чем? -АМИ, -ЯМИ

Для всех склонений

П. о ком? о чём? -АХ, -ЯХ

 

Имена существительные множественного числа

в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже имеют окончания -Ы, -И, -А, -Я:

коровы, кони, колёса, моря.                                                                                     В РОДИТЕЛЬНОМ падеже — окончания -ОВ, -ЕВ, -ЕЙ, или без окончания:

лесов, вагонов, крыльев, кроватей, книг.                        В ДАТЕЛЬНОМ падеже - окончания - AM , -ЯМ:

мышам, книгам, врачам, полям.                                              В ТВОРИТЕЛЬНОМ падеже - окончания -АМИ, -ЯМИ:

мышами, книгами, врачами, полями.                            В ПРЕДЛОЖНОМ падеже - окончания -АХ, -ЯХ:

о мышах, о книгах, о врачах, о полях.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж множественного числа имеет свои особенности: у оду­шевлённых существительных совпадают окончания винительного и родительно­го падежей (отцов, пришельцев, коней, дочерей, подруг), у неодушевлённых — винительного и именительного падежей (корзины, фонари, окна, поля).

ПАДЕЖИ И ПРЕДЛОГИ


 




Повтори!

 

Падежи Вопросы падежей Слова-помощники
Именительный кто? что? есть
Родительный кого? чего? (откуда? где?) нет
Дательный кому? чему? куда? где? подошёл, рад
Винительный кого? что? куда? вижу
Творительный кем? чем? где? доволен
Предложный о ком? о чём? где? думаю

 

 

Именительный падеж            Родительный падеж

 

Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж


 






Запомни предлоги падежей

--                                                                                

К, ПО

Существительные

Образец: Что болит у Толи? У Толи болит зуб.


     
 

Что растёт на огороде? Кто испугал волков? Кто съел траву на лугу? Кто надел шубу? Кто громко кукарекает? Кто варит кашу?


 

 




Существительные


 

Образец: ... строит дом.


 


     
 


Ответь на вопросы


         
   

Что цветёт на клумбе? Кто пошёл в кино? Кто играет на гитаре? Кто читает книги? Что растёт в лесу?


 

 

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ БЕЗ ПРЕДЛОГА










Кого? Чего? Мужской род

Окончания -А, -Я

Средний род

 

Окончания -А, -Я

Женский род

Окончания -Ы, -И

С предлогом ОТ

 


     
 

Поезд отошёл ... Лист оторвался ... Кирпич отвалился ... Лес далеко ...           Дети ждут письмо ... Наш лагерь недалеко Пастух спас овцу ... Маша отстала ...


 

 




Закончи предложения


 

Машина отъехала... (от чего?) Мальчик отошёл... (от чего?) Олень бежит... (от кого?) Лодка отплыла..: (от чего?) Заяц убежал... (от кого?) Птичка спряталась... (от кого?)




 

 





Предлогом ИЗ

ИЗ ТРУБЫ. ИЗ ЛЕСА.              ИЗ ШКАФА. ИЗ ЧАШКИ.        ИЗ ЦВЕТОВ.

Галя достала тарелку (откуда?)...                                                   Женщина пьет чай (из чего?)...                                                                  Девочки сплели венок (из чего?)...                                                       Олень выбежал (откуда?)...                                                                      Дым идёт (откуда?)...


Кому? Чему?

 

Мужской и средний род

 

Окончания -У, -Ю

Прочитай предложения. Обрати внимание на окончания выделенных существительных

Девочка сыплет зерно (кому?) ПЕТУХУ.             Мама дарит (кому?) СЫНУ велосипед.            Учитель дает тетрадь (кому?) УЧЕНИКУ. Ученики рады (чему?) ПРАЗДНИКУ.                    Дети рады (чему?) ЛЕТУ и (чему?) СОЛНЦУ. Мальчик привязывает хвост воздушному (чему?) ЗМЕЮ.

 

Женский род

 

Окончание –Е

Прочитай предложения. Обрати внимание на окончания выделенных существительных

Учитель даёт книгу (кому?) УЧЕНИЦЕ.                     Зина шьет платье (кому?) ПОДРУГЕ.                      Девочка даёт сено (кому?) КОЗЕ.                                Дети рады (чему?) ЗИМЕ.                                          Птицы рады (чему?) ВЕСНЕ.

Школьница отвечает урок (кому?) УЧИТЕЛЬНИЦЕ



Существительные

Образец: Мама купила книгу дочке, а мяч (кому?) сыну.


 

Коля позвонил другу, а Катя (кому?)...                 Маша дала одно яблоко сестре, а другие (кому?)... Ваня написал бабушке и (кому?)...                   Вечером папа читал сказку сыну и (кому?)... Серёжа показал свой дневник папе и (кому?)... Саша подарил марки Сергею и (кому?)...              Дети принесли цветы бабушке и (кому?)...              Дима даёт корм кошке и (кому?)...


 

Ответь на вопросы, используя образец и данные




Существительные


Образец: Таня любит читать? Тане книгу.

Таня любит читать?

Петя собирает значки?

Максим собирает марки?

Катя любит музыку?

Борис любит играть в футбол?

Вера любит рисовать?

Виктор любит играть в шахматы?

Миша любит фотографировать?

Олег любит кататься на велосипеде?

— Да, и поэтому мама подарила (кому?)

 

ПЛАСТИНКИ ВЕЛОСИПЕД КНИГУ              МАРКИ

ФОТОАППАРАТ ШАХМАТЫ КРАСКИ МЯЧ ЗНАЧКИ


Ответь на вопросы, используя образец

Образец: Кому ты чистишь туфли? Я чищу туфли своей сестре.

Кому ты пишешь письмо?                                     Кому ты звонишь по телефону?                              Кому ты посылаешь поздравление?                       Кому ты показываешь дневник?                            Кому ты показываешь фотографии?                     Кому ты покупаешь газеты?                                 Кому сестра помогает шить платье?                     Кому врач советовал лечиться?                             Кому Катя помогла решить задачу?                                                                  Кому мама разрешила купить мороженое?                                                    Кому учитель советовал повторить домашнее задание?


 

 

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГАМИ К, ПО К кому? К чему? По кому? По чему? (Где?)




С предлогом К


 

 

Собака подбежала (к кому?) ... Коршун спускается (к кому?) ... Кошка подкралась (к кому?) ... Лиса подбиралась (к кому?) ... Пуговицу пришили (к чему?) ... Дети подошли (к чему?) ...       Витя подошёл (к чему?) ...


К ПТИЧКЕ.            К ПАЛЬТО.              К МАЛЬЧИКУ. К КАЧЕЛЯМ.          К ЦЫПЛЯТАМ. К ТРАМВАЮ.          К МЫШКАМ.


 

 











Существительным




     
 






С предлогом ПО


 

Мальчик идёт (по чему?).. Белка прыгает (по чему?)...                            Дети бегали (по чему?) ... Машина едет (по чему?)... Паровоз едет (по чему?) ...                             Жук ползёт (по чему?) ...


  ПО МОСТУ.                          ПО РЕЛЬСАМ.             ПО ТРАВЕ.            ПО БРЕВНУ.        ПО ВЕТКАМ.           ПО ЛЕСТНИЦЕ.


 





С предлогом ПО


     
 

Пароход плывёт...                Мяч катится... Мальчики разбрелись... Тучи ползли...               Дети идут...              Журавль шагает...


ПО ПОЛЮ. ПО ЛЕСУ. ПО НЕБУ.  ПО РЕКЕ. ПО БОЛОТУ. ПО УЛИЦЕ.


 




ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ БЕЗ ПРЕДЛОГА

 







Кого? Что?

 

Мужской род

 

Без окончания. Окончания -А, -Я

Женский род

 

Окончания -У, -Ю

Существительные

Образец: Что читает мальчик? Мальчик читает письмо.

 

 

 КНИГУ 

Что читает мужчина?

ТЕЛЕГРАММУ        

ПИСЬМО

 ЖУРНАЛ               

ГАЗЕТУ      


     
 

 

 

Что рисует художник?

 

Что слушают дети?

Что ест корова?

Кого Катя встретила в школе?

Кого мальчик увидел в лесу?

Кого зрители увидели в цирке?


КАРТИНУ

НАТЮРМОРТ

ПЕЙЗАЖ

ПОРТРЕТ

МОРЕ

 

СЕНО

ЗАЙЦА

МУЗЫКУ

КЛОУНА

ПОДРУГУ


 

Ответь на вопросы, используя образец

Образец: Как зовут твою подругу? Мою подругу зовут Ира.

Как зовут

                                   твоего БРАТА? твоего ОТЦА?

твою СЕСТРУ?

                                       твоего ДРУГА?                                                                                                                                                                              

                                                        вашего УЧИТЕЛЯ?


                     

 

 

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГАМИ В, НА

 







Про кого? Про что?

Под кого? Под что? (Куда?)

С предлогом ПОД


     
 

Жёлуди упали... Ласточка влетела... Лодка поплыла... Заяц прыгнул... Кошка убежала... Собака спряталась..

ПОД КУСТ.

ПОД мост.

ПОД КРЫЛЬЦО. ПОД ДИВАН. ПОД КРЫШУ. ПОД ДУБ.


 

 

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГОМ ЗА

 




За кого? За что? (Куда?)

 

СКВОЗЬ



СКВОЗЬ или ЧЕРЕЗ


 

Дети перепрыгнули... ЛУЖУ.                    Самолёт пролетел... ОБЛАКА.                   Человек переплыл... РЕКУ.                       Войска прошли... ДЕРЕВНЮ.                   Пожарники прошли... ОГОНЬ.                Ледокол прошёл... ЛЬДЫ.                                 ... ТУМАН были видны горы.                                        ... ДОРОГУ перешли пешеходы.                    Поезд проехал ... ТОННЕЛЬ.                   Лыжники шли... ПУРГУ.                                     ... СТЕКЛО террариума были видны змеи. Старик перешагнул... КАНАВУ.                               ... РЕКУ был перекинут мост.                            ... РУЧЕЙ было положено бревно.                     Лошадь перепрыгнула... ПРЕПЯТСТВИЕ.


 




 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИМЕНИТЕЛЬНОГО И ВИНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ

 






Родительный падеж

У ДЕВОЧКИ пропала кошка.                                                ВОЗЛЕ ОЛЕНЯ скакал олененок.                               ОКОЛО БАБУШКИ бегают внуки.                                     ДЛЯ КОШКИ купили корм.                                                   ИЗ-ПОД КРЫЛЬЦА выбежала мышка.                                   ВОКРУГ ДОМА бегали дети.                                            ИЗ ЛЕСА выскочил волк.                                                         ОТ МАГАЗИНА отъехала машина.                                           Мы быстро дошли ДО РЕКИ.                                                     ОТ ДОЖДЯ дети спрятались под елью.

 

 


 

Винительный падеж

Я забралась НА ЧЕРДАК.

СКВОЗЬ ПЕЛЕНУ дождя ничего не было видно. Машина ссыпала песок ПОД ЗАБОР.                        ПОД СОБАКУ положили подстилку.                           НА ДЕВОЧКУ надели новое платье.                              Мальчики играли В МЯЧ.                                       Самолёт залетел ЗА ГОРУ.                                          Ребята побежали В ЛЕС.                                              Белка забралась В ДУПЛО.





Кем? Чем?


 


Существительные

Образец: Кем работает Галя? Галя работает пекарем.

БИБЛИОТЕКАРЕМ ПОЧТАЛЬОНОМ ГЕОЛОГОМ ПАРИКМАХЕРОМ

Кем работает мужчина?                                                                   Кем работает девушка?                                                         Кем работает парень?                                                                   Кем работает Марина?                                                                  

 

                   Ответь на вопросы используя образец,                                                                                                                                                                                              

 Образец: Чем режут колбасу? Колбасу режут ножом.

Чем чистят картошку?                                                                                                             Чем нарезают сыр?         Чем чистят лук?               Чем едят борщ?                 Чем едят кашу?                                                                                                                       Чем едят мясо?                                                                                                                       Чем едят варенье?                                                                                                                    Чем едят салат?                                                                                                                          Чем наливают суп?


ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГОМ С


 




С кем? С чем?

Составь предложения, используя образец Образец: Коля учится в одной школе (с кем?) с товарищем.

учится в одной школе (с кем?)

                                                           С ПОДРУГОЙ.                                                                                                                                                                                                 С БРАТОМ .                                                              С ДРУГОМ.                                                                              .                                                          С СЕСТРОЙ

                                                           С СОСЕДКОЙ.


Во множественном числе

Образец: Лена идёт гулять (с кем?) с подругой.

           Лена идёт гулять (с кем?) с подругами.


 







Первые блюда

1. Суп с мясом.

2. Суп с капустой.

3. Суп с лапшой.

4. Щи со сметаной.

5. Борщ со сметаной.

Вторые блюда

1. Мясо с рисом.

2. Мясо с картофелем.

3. Каша с маслом.

4. Каша с молоком.

5. Блинчики с творогом.

6. Блинчики с мясом.

 

Третьи блюда

1. Чай с сахаром.

2. Чай с лимоном.

3. Кофе с молоком.

4. Компот с курагой.


 


Кто?                                                                    С кем?

... СБЕЖАЛ С КРЫЛЬЦА...                                    С СЕСТРОЙ.

... СЫГРАЛ В ШАХМАТЫ...                                  С ДРУГОМ.

 

 


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЬНОГО И                                   ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ

 

Прочитай предложения. Сравни вопросы падежей, предлоги и окончания существительных




Родительный падеж

 

С кого? С чего?

С МАЛЬЧИКА сняли пальто. Мама убрала цветы СО СТОЛА. Снег сбросили С КРЫШИ. Машина свернула С ДОРОГИ. Кошка спрыгнула С ОКНА.       Белка спрыгнула С СОСНЫ. Девочка скатилась С ГОРЫ.

 

Творительный падеж

С кем? С чем?

Девочка играет С СЕСТРОЙ.          Собака гуляет С ХОЗЯИНОМ.        Собака подралась С КОШКОЙ.         Дети съели бутерброды С СЫРОМ. Мы пили чай С САХАРОМ.                 Мама сварила суп С РЫБОЙ.             Гости принесли торт С КРЕМОМ.


 

 


С предлогом НАД


     
 

Жаворонок летает (над чем?) ... Бабочка порхает (над чем?) ... Стрекоза летает (над чем?) ... Орёл кружит (над чем?) ... Майский жук летает (над чем?)... Ласточка промчалась (над чем?) .


НАД КУСТОМ. НАД ПОЛЕМ. НАД ЦВЕТКОМ. НАД ТРАВОЙ. НАД ЗМЕЁЙ. НАД ЗЕМЛЁЙ.






С предлогом ПОД


     
 

Грибы нашли (где?) ... Вова стоит (где?) ... Мяч лежит (где?) ... Пастух сидит (где?) ... Метро проходит (где?) Ласточка живёт (где?) . Лодка плывёт (где?) ... Жёлуди лежат (где?) ...

ПОД ЁЛКОЙ.

ПОД столом.

ПОД ДУШЕМ. ПОД ДЕРЕВОМ. ПОД МОСТОМ. ПОД ЗЕМЛЁЙ. ПОД КРЫШЕЙ. ПОД ДУБОМ.


 

 

Ответь на вопросы, используя слова для справок. Сравни предлоги НАД и ПОД

 


     
 

Слова для справок


         
   

Над чем висит лампа?     Над кем светит солнце? Самолёт летит над чем? Над чем висит картина?


НАД столом     ПОД лампой НАД людьми ПОД солнцем НАД облаками ПОД самолётом НАД креслом ПОД картиной


Под чем стоит стол?                      Под чем загорают люди?                   Под чем проплывают облака? Под чем стоит кресло?


 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВИНИТЕЛЬНОГО И ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ

 

 

Прочитай предложения. Сравни вопросы падежей, предлоги и окончания существительных

 

Винительный падеж                Творительный падеж

Под кого? Под что?                    Под кем? Под чем?


Ручка упала ПОД ПАРТУ.               Девочка спряталась ПОД СТОЛ. Мышка убежала ПОД ПОЛ.                Мяч закатился ПОД КРОВАТЬ.

 

 

Человек мылся ПОД ДУШЕМ.                 Девочка пряталась ПОД СТОЛОМ.        Заяц сидит ПОД КУСТОМ.                   Метро проходит ПОД ЗЕМЛЁЙ.


Закончи предложения, используя данные слова. Определи падеж

выделенных существительных


     
 

Жёлуди упали ... Ложка упала ...         Змея уползла ... Уголь добывают ... Шофёр залез ... Собака спряталась Шишки лежат ... Туфли стояли ...

ПОД СТОЛ.             ПОД ДУБ.                   ПОД ЗЕМЛЁЙ.             ПОД ПЕНЬ.             ПОД КРЫЛЬЦО.          ПОД МАШИНУ.      ПОД ВЕШАЛКОЙ. ПОД ЁЛКОЙ


 

 

Прочитай предложения. Ответь на вопросы, используя образец

 

Образец: Таня положила письмо ПОД книгу.

        Где лежит письмо? Письмо лежит (под чем?) ПОД книгой.


Карандаш упал ПОД СТОЛ. Где лежит карандаш?           Нож упал ПОД СТУЛ. Где лежит нож?                           Ручка упала ПОД ПАРТУ. Где лежит ручка?                 Щётка упала ПОД ЗЕРКАЛО. Где лежит щётка?               Ваня сел ПОД ДЕРЕВО. Где сидит Ваня?


ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГОМ МЕЖДУ

 

Между чем? Между кем?


Прочитай предложения, выделяя предлоги интонационно. Обрати внимание на окончания выделенных существительных

Кошка пробежала МЕЖДУ ДОМОМ и ЗАБОРОМ. МЕЖДУ ДОМАМИ шёл человек.

Волк крался МЕЖДУ КУСТАМИ.                                                        ((/?

МЕЖДУ ДЕРЕВЬЯМИ была видна лесная поляна.     МЕЖДУ ВЕТКАМИ ели промелькнула белка.             МЕЖДУ НОГАМИ пробежала серая мышка.

МЕЖДУ (КЕМ? ЧЕМ?)

Составь предложения, используя данные слова 

 

                        МАЛЬЧИКАМИ продолжался громкий спор.                       СОСНАМИ виднелась старая мельница.                                 БЕРЕГАМИ реки был протянут паром.                           СПОРТСМЕНАМИ велись соревнования.                    ФУТБОЛИСТАМИ шла напряженная борьба.                           ГОРОДОМ и ДЕРЕВНЕЙ было проложено шоссе. ШАХМАТИСТАМИ состоялся интересный матч.                                  ЛЬВАМИ на арене стоял дрессировщик.

 

                          Закончи предложения, используя данные слова

 

 

                                                                                        МАЛЬЧИКОМ и ДЕВОЧКОЙ.

Шёл разговор МЕЖДУ (КЕМ?)

                                 ДЕВОЧКОЙ и МАМОЙ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           УЧЕНИКОМ и УЧИТЕЛЕМ.                                                                                                                                                                                      ВРАЧОМ и БОЛЬНЫМ.                                                                                                                                                                                                                                                                                   ПРОДАВЦОМ и ПОКУПАТЕЛЕМ. РАБОЧИМ и ИНЖЕНЕРОМ.                   МАТРОСОМ и КАПИТАНОМ.           ЛЕСНИКОМ и ЕГЕРЕМ.


 

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГОМ ЗА

За кем? За чем?

 

Закончи предложения, используя данные существительные

с предлогом ЗА


     
 

Девочка шла ... Мальчик плывёт Лиса охотится ... Музыка слышна . Собака бежит ... Цыплята бегут ... Дерево растёт ... Мальчик стоит ... Дети сидят ...

ЗА ЗАЙЦЕМ.            ЗА СТЕНОЙ.              ЗА ХОЗЯИНОМ.       ЗА КУРИЦЕЙ.           ЗА БРАТОМ.             ЗА ЗАБОРОМ.          ЗА ЛОДКОЙ.           ЗА ДЕРЕВОМ.          ЗА СТОЛОМ.


 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВИНИТЕЛЬНОГО И ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ

 

Прочитай предложения. Сравни вопросы падежей, предлоги и

окончания существительных


Винительный падеж

За кого? За что?

Мальчика наказали ЗА ДВОЙКУ. Машина заехала ЗА ДОМ.               ЗА ЗАБОР сбросили дрова.               Девочка спряталась ЗА ДЕРЕВО. Сестра волновалась ЗА БРАТА.

 

 

Творительный падеж

За кем? За чем?

ЗА КОШКОЙ бежала собака.

ЗА РЕКОЙ виднелся лес.

Дети спрятались ЗА ЗАБОРОМ.

ЗА СТОЛОМ сидели гости.

ЗА МАЛЫШОМ пришла бабушка.


Определи падеж выделенных существительных

ЗА ГОРОДОМ много лесов и полей.                                  ЗА ДЕРЕВНЕЙ был огромный лес.                             Мы поехали отдыхать ЗА ГОРОД.                       Мальчика наказали ЗА ДРАКУ.                                    ЗА ОБЕДОМ нельзя разговаривать.                          Люди молча сидели ЗА СТОЛОМ.                              Все дети сели ЗА СТОЛ завтракать.                               ЗА РАБОТУ на школьном участке детям объявили благодарность.

 

 

Спиши предложения, вставляя предлог ЗА. Определи падеж выделенных существительных

 

Река течёт... ДЕРЕВНЕЙ.                     Птичка сидит... ОКНОМ.

Мама пошла... ХЛЕБОМ.                       Мальчик убежал... ВОРОТА.

Мячик упал... ДИВАН.                            Самолёт летит... ОБЛАКАМИ.

Машина свернула... УГОЛ дома.       Утята плывут... УТКОЙ.

 

 

Закончи предложения, используя данные слова. Определи падеж выделенных существительных

 


 


     
 


 

 

Прочитай предложения. Ответь на вопросы. Сравни окончания существительных, стоящих в винительном и творительном падежах

Образец. Коля спрятался за дерево (за что? — винительный падеж).                 Где спрятался Коля?

Коля спрятался за деревом (за чем? — творительный падеж).

Таня спряталась ЗА ДОМ. Где спряталась Таня?                                             Володя спрятался ЗА МАШИНУ. Где спрятался Володя?                             Мальчик спрятался ЗА САРАЙ. Где спрятался мальчик?                                     Миша спрятался ЗА БЕРЁЗУ. Где спрятался Миша?                                         Девочка спряталась ЗА СКАМЕЙКУ. Где спряталась девочка?                                                   Мышка спряталась ЗА КРЫЛЬЦО. Где спряталась мышка?

 

 

По картинке придумай предложения с предлогом ЗА


ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГОМ ПЕРЕД

 Перед кем? Перед чем?

Прочитай предложения, поставь вопросы к выделенным существительным, обрати внимание на их окончания

ПЕРЕД КЕМ? ПЕРЕД ЧЕМ?

ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ стоит ученик.                               ПЕРЕД ДОМОМ растут деревья                                  . ПЕРЕД НОРОЙ сидела лиса.                                                      ПЕРЕД СОБАКОЙ стояла миска.                                                                             ПЕРЕД САДОМ стоял забор. 

   ПЕРЕД МАЛЫШОМ поставили тарелку каши.        ПЕРЕД ТЕАТРОМ стоит памятник.

ПЕРЕД ПАМЯТНИКОМ А.С. Пушкину было много цветов.

ПЕРЕД КОШКОЙ поставили молоко.

ПЕРЕД ДВЕРЬЮ лежал старый ковёр.

 

Закончи предложения, используя данные существительные Проверь окончания существительных

 

 

Цветы растут ПЕРЕД (чем?)

                                                                                                                                                                                                   ДОМ                                                                                  ТЕАТР                                                                ПАМЯТНИК                                                                  МАГАЗИН                                                                              ШКОЛА                                                              ВЫСТАВКА                                                                  МУЗЕЙ                                                                                                                                                          ИНСТИТУТ                                                       БОЛЬНИЦА                                                                ЗАВОД                                                                                                                                            

                                                     ДЕТСКИЙ САД


 

 

       По картинке придумайте предложения с предлогом ПЕРЕД

 

 

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

 

 

О ком? О чём? На ком? На чём? В ком? В чём? (Где?)

 


ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГАМИ О, ОБ О ком? О чём?

 

Прочитай предложения, выделяя предлоги интонационно. Обрати внимание на окончания выделенных существительных

 


 

(О ком?) О СТАРИКЕ часто вспоминали.                          (О чём?) О СТАТЬЕ в газете много говорили.                           (О чём?) ОБ УРАГАНЕ рассказывали со страхом.                     Девочка часто вспоминала (о ком?) О ПОДРУГЕ.                 (О чём?) О ЦИРКЕ написано много книг.                               (О ком?) ОБ АРТИСТЕ писали статьи и рассказы.                (О чём?) О ТЕАТРЕ много говорили на уроке.                    Кошка думала (о ком?) О МЫШИ.


 

Закончи предложения, используя данные существительные. Проверь окончания существительных

 


     
 

ЛЕТО

ДРУГ

СОБАКА

СЕСТРА

КНИГА

ШКОЛА

ЗООПАРК

 

ЦИРК

ТЕАТР

БАБУШКА

ДЕДУШКА

ФИЛЬМ

ЛОШАДЬ

ПРАЗДНИК


ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

С ПРЕДЛОГОМ НА

 На ком? На чём? (Где?)

 

 

Прочитай предложения, выделяя предлоги интонационно. Обрати внимание на окончания выделенных существительных

 


 

Книга лежит (на чём?) НА СТОЛЕ.                Девочка сидит (на чём?) НА СТУЛЕ.                  Картина висит (на чём?) НА СТЕНЕ.                  Куры спрятались (где?) НА ДВОРЕ.                 Цветы стоят (где?) НА ОКНЕ.                        Учитель пишет (на чём?) НА ДОСКЕ.              Наездник скачет (на ком?) НА ЛОШАДИ.


 

 

Закончи предложения, используя данные существительные

с предлогом НА

 


     
 

Инженер работает .. Пальто висит ... Птичка сидит ... Чайник стоит ... Жёлуди растут ... Белка сидит ...         Цветы растут ...         Мячик лежит ...

НА ПЛИТЕ.        НА ДУБЕ.              НА БЕРЁЗЕ.         НА КЛУМБЕ.          НА ЗАВОДЕ.       НА ВЕШАЛКЕ. НА ВЕТКЕ.           НА ТЕРРАСЕ.


 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВИНИТЕЛЬНОГО И ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖЕЙ

 

Прочитай предложения. Сравни вопросы падежей, предлоги и окончания выделенных существительных


Винительный падеж

 

На кого? На что?

Петя обиделся НА БРАТА.                 Мальчик сел НА СКАМЕЙКУ.                            НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ пришли дети.                        НА СТЕНУ повесили картину.

 

Предложный падеж

 

На ком? На чём?

Мальчик ехал НА ЛОШАДИ.

НА ДОРОГЕ было много неровностей.

НА ПОЛЕ росла пшеница.

НА ДОРОГЕ стояла большая машина.


 

Прочитай предложения. Определи падеж выделенных

существительных


НА ГРЯДКЕ рос лук.

НА СТОЛЕ стояла посуда.

НА СТОЛ поставили чайную посуду.

Надя повесила шубу НА ВЕШАЛКУ.

НА ПАРТЕ лежали книги и тетради.

У девочки НА РУКЕ была царапина.

НА УЛИЦЕ дети увидели снеговика.                  НА СТУПЕНЬКЕ сидел котёнок.                     НА ПОДОКОННИКЕ стояли цветы.               НА ОКНО поставили красивый цветок. Мальчики залезли НА ДЕРЕВО.                      НА ДЕРЕВЕ было гнездо вороны.


 

Закончи предложения, используя данные слова. Определи падеж выделенных существительных


     
 

Кастрюля стоит ... Кастрюлю поставили Птичка села ...       Птичка сидит ...         Зерно везут ...           Зерно мелют ...          Пальто висит ... Костюм повесили ...

НА ВЕТКЕ.            НА ПЛИТУ.             НА ПЛИТЕ.           НА ВЕШАЛКУ. НА МЕЛЬНИЦЕ. НА МЕЛЬНИЦУ. НА ВЕТКУ.              НА ВЕШАЛКЕ.


 


ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГОМ В

 

В ком? В чём? (Где?)

Прочитай предложения, выделяя предлоги интонационно. Обрати внимание на окончания выделенных существительных


 

Вера была (где?) В МУЗЕЕ.

Дети были (где?) В ТЕАТРЕ.

Летом ребята отдыхали (где?) В ЛАГЕРЕ.

(1де?) В ШКОЛЕ было весело и интересно.          Дети жили (где?) В красивом ДОМЕ.               Собака спала (где?) В КОНУРЕ.                              Белка сидит (где?) В ДУПЛЕ.                                Ключ оставили (где?) В ДВЕРИ.

 


Закончи предложения, используя данные существительные

В ГНЕЗДЕ.

с предлогом В                     „

 

В КУРЯТНИКЕ

В ГНЕЗДЕ

 

Дедушка сидит...

Чашки стоят...

В БУФЕТЕ.

Птичка сидит...

В КРЕСЛЕ.

Куры и цыплята спят...

В КОРОВНИКЕ. -

Лиса с лисятами живёт...

В КОРЗИНЕ.

Корова живёт...

В ПРУДУ

Яблоки лежат...

В ЛЕСУ.

Цветы стоят...

В ВАЗЕ.

... много рыбы.


Ответь на вопрос, используя образец и данные существительные. Проверь окончания существительных

 

Образец: Ученики с учителем были (где?) в школе.

Ученики с учителем были (где?) В

ТЕАТР                        КИНО            ДЕРЕВНЯ          МУЗЕЙ БИБЛИОТЕКА ЗООПАРК          ЛАГЕРЬ             ПАРК                    ЦИРК


 

 

Закончи предложение, используя образец и данные существительные. Проверь окончания существительных

 

 

Образец: Человек живёт (где?) в доме.

 

 

Человек живет (где?) В                                                                           КВАРТИРА                                                                                                                                       ШАЛАШ                                                                                               ПАЛАТКА                                                                           ОБЩЕЖИТИЕ                                                                        ГОРОД                                                                                      СЕЛО                                                                             ДОМ

ДЕРЕВНЯ

                   


 

         ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВИНИТЕЛЬНОГО И ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖЕЙ

 

Прочитай предложения. Сравни вопросы падежей, предлоги и окончания существительных


Винительный падеж

В кого? Во что? (Куда?)

Дети поехали В ДЕРЕВНЮ.                  Машина въехала ВО ДВОР.                  Воду налили В КУВШИН.                   Кашу положили В ТАРЕЛКУ.                   В АКВАРИУМ пустили рыб.             Ребята забежали В РЕКУ.                   В КЛАСС вошли ученики.                    Ёлку поставили В ЗАЛ.                            В ПОДВАЛ дома привезли трубы.                  В БАССЕЙН налили чистую воду.

Предложный падеж

В ком? В чём? (Где?)

Дети живут В ДЕРЕВНЕ.

ВО ДВОРЕ стоит машина.

В КУВШИНЕ стоят цветы.

В ТАРЕЛКЕ лежит каша.

Рыба плавает В АКВАРИУМЕ.

В РЕКЕ плавают ребята.

В КЛАССЕ было много учеников.

Ёлка стояла В ЗАЛЕ.

В ПОДВАЛЕ дома должны менять трубы.

В БАССЕЙНЕ купались дети.


 

Прочитай предложения. Определи падеж выделенных

существительных

Ира идёт В БИБЛИОТЕКУ.                                В БИБЛИОТЕКЕ много книг.                                             Мы пошли В ЗООПАРК.                                                          Мы были В ЗООПАРКЕ.                                                            В КОМНАТУ внесли шкаф и диван.                                           В КОМНАТЕ стало тесно.                                                             В МАГАЗИН привезли продукты.                                                   В МАГАЗИНЕ стояла очередь.                                                    В КОРЗИНУ положили яблоки.                                                      В КОРЗИНЕ лежат яблоки.                                                        В БУФЕТ привезли пирожные.                           В БУФЕТЕ продавали пирожные.


Закончи предложения, используя данные слова. Определи падеж выделенных существительных


 

Грибы растут ... Саша едет ...      Ручка лежит ... Белка спряталась Чай налили ...         Вова поехал ... Дрова лежат ... Попугай сидит ... Ученик вошёл ... Письмо опустили

 

В ЧАШКУ.          В ДУПЛО.          В ЛЕСУ.                В ТРАМВАЕ. В ПЕНАЛЕ.         В КЛЕТКЕ.      В ЯЩИК.           В КЛАСС.          В ЛАГЕРЬ.   В САРАЕ.


 


     
 


 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Спиши предложения, вставляя пропущенные предлоги. Определи падеж выделенных существительных

Мальчик рисует ... АЛЬБОМЕ.                            Девочка пишет ... ДОСКЕ.                                       Дети бежали ... ДОЖДЯ.                                     Сестре скучно ... БРАТА.                                  ТРОЛЛЕЙБУС отъехал ... ОСТАНОВКИ.                                     Дым идёт ... ТРУБЫ.                                                  Поставь ведро ... КРАН!                                                     Дети слушали сказку ... ЗОЛУШКУ.                                 Груша упала ... ВЕТКИ.                                                   Убери учебник ... ПАРТУ.                                             Мальчик был... ДРУГА.                                        РЕКА протекает ... ДОМОМ.                                  Река протекает ... ДОМА.                                             Пчелы летают ... ЛУГОМ.                                   ОХОТНИК спрятался ... ДЕРЕВО.                              Лида идёт гулять ... БРАТОМ.                                 Утка плавает ... РЕКЕ.                                           Картофель убрали ... ПОДВАЛ.                     МАЛЫШИ бегали ... ЛУГУ.                                  Птицы улетели ... ЮГ.


 

Зимой ... УЛИЦЕ холодно.                                    Пианист играет ... РОЯЛЕ.                                   Ребёнок залез ... ДЕРЕВО.                          СТАДО идёт ... РЕКЕ.                                        Коровы пьют воду ... РЕКИ.                                    Дети катаются ... КАРУСЕЛИ.                            Мышка выскочила ... КРЫЛЬЦА.                          Земляника растёт ... ПОЛЯНЕ.                          Мама пила чай ... ЛИМОНОМ.                      Бабушка живёт ... ДЕРЕВНЕ.                            Цветы посадили ... ДОМА.                                         Коля стоит ... ЗОНТИКОМ.                                     Старик перешёл ... ДОРОГУ.                                        ... ТУМАН видны очертания леса.                                ... БАБУШКОЙ и ДЕДУШКОЙ шёл внук.                 Я читал сказку ... КОТА в сапогах.                        Витя пришёл ... ДРУГА.                                        Шалун убежал ... МАМЫ.                                        Козу выгнали ... САДА.                                             Птенец вылупился ... ЯЙЦА.                                  Гвозди делают ... ПРОВОЛОКИ.                          Трактор едет ... ПОЛЮ.                                            Жук ползёт ... ЗЕМЛЕ.                                     ЛОШАДЬ привязали ... ЗАБОРУ.


 

              Вспомни предлоги падежей. Придумай предложения с данными глаголами и предлогами, определи падежи существительных с    предлогами




 

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

 

 

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА

 

Падежи

Мужской род

Средний род

И. какой? молодой дубок какое? молодое дерево
Р. какого? молодого дубка какого? молодого дерева
д. какому? молодому дубку какому? молодому дереву
В. какой? молодой дубок какой? молодое дерево
Т. каким? молодым дубком каким? молодым деревом
п. о каком? о молодом дубке о каком? о молодом дереве


 

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА

Какой?


 

-ои

 

БОЛЬШОЙ

свитер

Окончания

-ый

 

ТЁПЛЫЙ

свитер

 

-ИЙ

 

СИНИЙ

свитер


                                                                                                                                                                                    

 

В именительном и винительном падежах имён прилагательных мужского рода произносится и пишется: под ударением окончание -ОИ, в безударном положении окончания -ЫЙ, -ИИ.


 

Прочитай предложения, интонационно выделяя окончания

Прилагательных

 

Вдали блеснул ЯРКИЙ огонёк.                                                          Путник перешёл СНЕЖНЫЙ перевал.                                                    На стволе дуба сидел ПЁСТРЫЙ дятел.                                                    За спиной у мальчика был ЗЕЛЁНЫЙ ВЕЩЕВОЙ мешок.                       НЕЖНЫЙ МЯГКИЙ ветер гладил его лицо.                                            На улице поднялся НАСТОЯЩИЙ СНЕЖНЫЙ буран.                            МЕЛКИЙ ОДНООБРАЗНЫЙ дождь барабанил в окна.               БОЛЬШОЙ БУРЫЙ медведь медленно брёл по лесу.

 

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА

Какого?

Окончания


-ОГО

 

ГОЛУБОГО цветка ГОЛУБОГО платья

-ЕГО

 

СИНЕГО цветка СИНЕГО платья


Прочитай предложения, интонационно выделяя окончания

прилагательных

Весной проснутся пчёлы после ЗИМНЕГО сна. Тень СТАРОГО дуба падает на дорогу. С СИНЕГО неба лились лучи ЯРКОГО солнца. Наша деревня стоит около БОЛЬШОГО поля.

 


ТВОРИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА

Каким? О каком?


Творительный падеж

Каким?

 

-ЫМ, -ИМ

ГОЛУБЫМ, СИНИМ, КРАСНЫМ, ЖЁЛТЫМ

платком (муж. род)

платьем (ср. род)

Предложный падеж

О каком?

 

Окончания

-ОМ, -ЕМ

О СИНЕМ, О ГОЛУБОМ, О КРАСНОМ, О ЖЁЛТОМ

платке (муж. род)

платье (ср. род)


 

 

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА

 

Падежи Вопросы Примеры
И. какая? чистая вода, синяя кофта
Р. какой? чистой воды, синей кофты
д. какой? чистой воде, синей кофте
в. какую? чистую воду, синюю кофту
т. какой? чистой водой, синей кофтой
п. о какой? о чистой воде, о синей кофте
     

 

 

Безударные окончания имён прилагательных женского рода пишутся так же, как и окончания под ударением (МОЛОДАЯ — СНЕЖНАЯ). Их правописание проверяется вопросом КАКАЯ?

 

Кофта (какая?)

СТАРАЯ, ШЕРСТЯНАЯ, ШЁЛКОВАЯ, БЕЛАЯ             Корова (какая?)

РОГАТАЯ, ПЁСТРАЯ, ЗДОРОВАЯ, БОЛЬШАЯ

 

ВИНИТЕЛЬНЫЙ И ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА

 

 

Винительный падеж                        Творительный падеж

Какую?                                          Какой? (Какою?)

 

Окончания

-УЮ, -ЮЮ                                                                    -ОЙ (-ОЮ), -ЕЙ (ЕЮ)

НОВУЮ СИНЮЮ кофту.                                                  НОВОЙ СИНЕЙ кофтой.


Прочитай предложения. От имени существительного поставь вопрос к прилагательному и определи падеж

 

Мы увидели ИЗВИЛИСТУЮ ДОРОЖКУ сада.                                                         Собака осторожно взяла зубами БОЛЬШУЮ КОСТЬ.             Девочка набрала корзину СПЕЛОЙ ЗЕМЛЯНИКИ.                        Мы нашли на чердаке ЧЁРНУЮ ШКАТУЛКУ.                     Медведь измазал мёдом МОХНАТУЮ МОРДУ.                        Ребята собрались в ДАЛЬНЮЮ ДОРОГУ.                                          Дети отправились в БЕРЁЗОВУЮ РОЩУ.                                       Легко дышится в ЗИМНЮЮ ПОРУ.                                                                 Дети увлеклись ИНТЕРЕСНОЙ ИГРОЙ.

 


Сравни окончания имён прилагательных. Придумай предложения с данными словосочетаниями


Женский род                        

Какая? -АЯ, -ЯЯ

 

 

ГОЛУБАЯ ШЁЛКОВАЯ НЕЙЛОНОВАЯ СИНЯЯ

 

 

Средний род

Какое? -ОЕ, -ЕЕ   ГОЛУБОЕ                       ТЁМНОЕ ГРОЗОВОЕ    СИНЕЕ


 

Прочитай предложения. Определи род имён прилагательных

 


 

Было РАННЕЕ ЗИМНЕЕ утро.           Погода стояла МОРОЗНАЯ.

«_»

СИЛЬНЫЙ мороз щипал щеки.

Вокруг озера стояла БЕЛАЯ СНЕЖНАЯ стена.


 

На краю рощи росло ВЫСОКОЕ МОГУЧЕЕ дерево.

РЕЗКИЙ ВЕТЕР дул с моря.

ЗИМНИЙ ХОЛОД морозил лицо.

Ребята шли УЗКОЙ ТРОПИНКОЙ.

Дети слушали ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ.

За БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ садилось солнце.

Мы подошли к КРАЙНЕЙ ИЗБЕ.


 

Составь предложения с данными прилагательными


 

Женский род

Какая?

Мужской род

МУЖСКАЯ

ЖЕНСКАЯ

МЕХОВАЯ

ШЕРСТЯНАЯ

НОВАЯ

СТАРАЯ

Какой?

КРАСНЫЙ                                 СИНИЙ                                                ЖЁЛТЫЙ                                             БЕЛЫЙ                                                ГОЛУБОЙ                                           ЛИЛОВЫЙ

 

Составь предложения с данными

 

ГОРЯЧАЯ вода                 ГОРЯЧЕЕ желание           ГОРЯЧИЙ пирог

 

ИНТЕРЕСНАЯ экскурсия ИНТЕРЕСНОЕ событие ИНТЕРЕСНЫЙ человек

 

КАМЕННАЯ лестница КАМЕННОЕ здание КАМЕННЫЙ памятник


Средний род

Какое?

ШЕРСТЯНОЕ

НОВОЕ

СТАРОЕ

ГРЯЗНОЕ

ЧИСТОЕ

ЛЕТНЕЕ

 

Словосочетаниями

 

ЗИМНЯЯ погода ЗИМНЕЕ солнце ЗИМНИЙ день

 

ТЯЖЁЛАЯ ноша ТЯЖЁЛОЕ чувство ТЯЖЁЛЫЙ груз

 

ДОБРАЯ девочка ДОБРОЕ слово ДОБРЫЙ волшебник


 

По рисункам составь словосочетания, употребляя

прилагательные


СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

 

Падежи Вопросы Примеры
И. какие? воздушные шары, сладкие ягоды
Р. каких? воздушных шаров, сладких ягод
д. каким? воздушным шарам, сладким ягодам
в. какие? воздушные шары, сладкие ягоды
т. какими? воздушными шарами, сладкими ягодами
п. о каких?  

 

 

Спиши стихотворение. Подчеркни прилагательные, стоящие

во множественном числе

Голубые, синие небо и ручьи,                                           В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

Лес и поле в зелени, синяя река,                      Белые, пушистые в небе облака.

Золотые, тихие рощи и сады,                        Нивы урожайные, спелые плоды.

Лес и поле белые, белые луга,                             У осин заснеженных ветки, как рога.

Е. Трутнева


 


     
 


Поставь в прилагательных правильные окончания.     Определи падежи существительных и прилагательных

 

Прежде всего зима стала добираться до (ЛЕСНЫЕ) ПТИЦ.

А птицы собрались и улетели за (СИНЕЕ) МОРЯ, в (ТЁПЛАЯ) СТРАНЫ.

Белки в (ТЁПЛОЕ) ДУПЛАХ грызут орехи.

Заволокли морозы (РАЗНОЦВЕТНЫЙ) УЗОРАМИ стёкла.

И маленькие ребятишки не боятся (ЗЛАЯ) ЗИМЫ.

Никто не боится (СЕРДИТАЯ) СТАРУХИ-ЗИМЫ.

 

 

Составь предложения с данными словосочетаниями


             
   

Составь предложения с данными словосочетаниями
Единственное число                         Множественное число


 

ЛЕСНАЯ глушь НЕБОЛЬШАЯ деревушка ХВОЙНЫЙ лес         БЕРЁЗОВАЯ роща ГРОЗОВАЯ туча            ЛЁГКОЕ облако            ЧИСТАЯ вода              БЫСТРЫЙ ручей           УСАТЫЙ сом

ЛЕСНЫЕ тропы ЦВЕТУЩИЕ сады БЕРЁЗОВЫЕ рощи   ГУСТЫЕ леса ДОМАШНИЕ животные ЕЗДОВЫЕ собаки ВЫСОКИЕ горы НОВОГОДНИЕ маски ВЕСЕННИЕ цветы


 

 

По рисункам составь предложения, употребляя прилагательные


 

Просклоняй словосочетания


ЗЕЛЁНОЕ поле ВЕСЕННИЙ лес ГРИБНОЙ дождь РАННЕЕ утро

КРАСНАЯ лента ЛЕТНЯЯ гроза УМНЫЕ дети ЗИМНИЕ каникулы


 

 

Повтори падежные окончания имён прилагательных

в единственном числе

 

 

Падежи Мужской род Средний род Женский род
И. -ый, -ий, -ой, -ое,-ее -ая, -яя
Р. -ого, -его -ого, -его -ой, -ей
д. -ому, -ему -ому, -ему -ой, -ей
В. -ый, -ий, -ой -ое, -ее -ую, -юю
Т. -ым, -им -ым, -им -ой (-ою), -ей (-ею)
П. -ом, -ем -ом, -ем -ой, -ей

 

Прочитай словосочетания, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Устно составь предложения


     
 

Ранн... утро.     За син... морем. Бел... берёзу. Ниж... полка. Хорош... ученика. Зимн... дорогу.      По хрупк... льду.

 

 

Резинов... сапоги.     По снежн... дороге.            В нов... доме.              С красив... куклой. Тёпл... шубу. Мехов... шапки. Огромн... костёр.


Повтори падежные окончания имён прилагательных во множественном числе

 

 

Падежи Вопросы Падежные окончания
И. Какие? -ие, -ые
Р. Каких? -их, -ых
д. Каким? -им, -ым
В. Какие? -ие, -ые
Т. Какими? -ими, -ыми
П. О каких? -их, -ых
     

 


 



 

 

Просклоняй словосочетания


     
 

УМНЫЕ дети ТЁПЛЫЕ вечера ОСЕННИЕ листья

КРАСНЫЕ щеки ВЫСОКИЕ горы СМЕЛЫЕ люди


Просклоняй словосочетания. Проверь свои ответы по таблице


ГОЛУБОЙ дом СИНЕЕ небо

КРАСНАЯ кофта ГОЛУБЫЕ шары


 

 


                   Таблица склонения прилагательных

 

 

 

Па­дежи

Единственное число

Множественное число

мужской род средний род женский род
И. Голубой       красный дом     синий Голубое     красное небо      синее Голубая          красная кофта        синяя Голубые            красные шары        синие
Р. Голубого       красного дома синего голубого красного неба синего (как и в муж. роде) Голубой              красной  кофты         синей Голубых            красных шаров синих
д. Голубому красному дому синему голубому красному небу синему (как и в муж. роде) голубой                красной кофте         синей Голубым           красным шарам синим
В. голубой красный дом синий (как в имен, под.) Голубое         красное небо        синее (как в имей, пад.) Голубую              красную кофту    синюю Голубые            красные шары       синие (как в имен, пад.)
т. Голубым       красным домом синим Голубым         красным небом синим (как и в муж. роде) голубой красной кофтой     синей Голубыми    красными шарами синими
п. о голубом о красном доме о синем о голубом о красном небе о синем (как и в муж. роде) о голубой о красной кофте о синей (как в родит, пад.) о голубых о красных шарах о синих

 

 

 

Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО — единственное число.                   МЫ, ВЫ, ОНИ — множественное число.

 

 

 

Прочитай предложения, выделяя местоимения интонационно

Я пойду в театр.                             ВЫ пишете письмо.

ТЫ читаешь книгу.                        ОНА поёт песню.

МЫ играем в футбол.                  ОНИ гуляют в лесу.


 

Прочитай предложения. Назови число и лицо местоимений


 

Змея свернулась в клубок. ОНА хочет спать.                                   Дети идут на каток. ОНИ будут кататься на коньках.                             Зоя опоздала на урок. ОНА шла очень медленно.                          Мальчик заболел. ОН не пошёл в детский сад.                        Зверюшки бегали по клетке. ОНИ были очень подвижны.                 Яйцо положили на край стола. ОНО упало и разбилось.                  МЫ пели в хоре каждую неделю.                                                        ВЫ собирали грибы на опушке леса?

 


 

И. я ты он, оно она мы вы они
р. меня тебя его её нас вас их
д. мне тебе ему ей нам вам им
в. меня тебя его её нас вас их
т. мной тобой им ею нами вами ими
п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них





 

 

СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ ОН, ОНА

 


 

 

СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОНИ

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


 

Ответь на вопросы, используя данный образец и местоимения У МЕНЯ, У НЕГО, У НЕЁ, У НАС, У НИХ

 

Образец: У ТЕБЯ есть карандаш? У МЕНЯ есть карандаш.                                    У ВАС есть карандаши                                                                                                                   У ТЕБЯ есть чистая тетрадь?                                                                У НЕГО есть велосипед?                                                                            У НИХ есть краски?                                                                                   У НЕЁ есть шашки?

У ТЕБЯ есть фотоаппарат?                        

У ВАС есть часы?

 

Ответь на вопросы, используя образец и данные слова              Образец: Где Коля? ОН вышел из класса.

ИЗ КАБИНЕТА     ИЗ МАГАЗИНА        ИЗ БОЛЬНИЦЫ       ИЗ КЛАССА              ИЗ ЦЕХА                    ИЗ КУРЯТНИКА          ИЗ КОНУРЫ                ИЗ НОРКИ

 

Где ДИРЕКТОР?                                                                                                      ПРОДАВЕЦ?                                                                               Где ВРАЧ?                                                                                          Где ЛЕНА?                                                                                                  Где РАБОТНИЦА?                                                                                       Где КУРЫ?                                                                                                                    Где СОБАКА?                                                                                            Где МЫШКА?


                          Ответь на вопросы, используя образец

Образец: Сколько лет бабушке? ЕЙ шестьдесят лет.                    Сколько лет маме?                                                                                                    Сколько лет папе?                                                                                                         Сколько лет сестре?                                                                                                  Сколько лет брату?                                                                                                   Сколько лет дедушке?                                                                                            Сколько лет подруге?                                                                                        Сколько лет другу?

 


Ответь на вопросы, используя данные местоимения

                                                           СВОИ

МОИ








































































































































Твои

ЕГО

ЕЁ

ИХ

                                                              НАШИ

                                                      ВАШИ


         
   

 

 

СВОИХ



Моих

ТВОИХ ЕГО

 ЕЁ

ИХ

НАШИХ ВАШИХ


 


         
   


         
   

 

С кем встретился мальчик?


 

Прочитай предложения, заменяя выделенные существительные

местоимениями

Образец: Коле было весело на школьном вечере. Ему было весело на школьном вечере.


     
 

РЕБЯТАМ

УЧЕНИКАМ

ДЕВОЧКЕ

МАЛЬЧИКУ

УЧИТЕЛЬНИЦЕ


 

 

Прочитай предложения, заменяя выделенные существительные

местоимениями

Образец: Друзья играли в футбол. Они играли в футбол.

МАША собирает марки,

БОЛЬНОЙ лежит в больнице.

СТАРИК смотрит телевизор.

РЕБЯТА загорают на пляже.

ДЕВОЧКА решает задачу.

ДЕТИ надели шубы.

ПОЧТАЛЬОН принёс письмо.


Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу


 

местоимения

Мои друзья Коля и Дима. Ты знаешь ...?                              Саша вчера был в музее. Ты видел ... в музее?                       Мы сегодня были в театре. Ты видел ... в театре?                         У меня есть сестра Таня. Ты знаешь ...?


 

Прочитай предложения, заменяя выделенные существительные

местоимениями

 

Дети пришли на озеро. Озеро замёрзло, и лёд блестел, как стекло. А летом они в озере купались. На берегу озера растут деревья. Теперь на деревьях нет ни одного листочка. Летом под деревьями мы прятались от дождя.

 

 

Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу

местоимения

 

Много лет жили в густом лесу олени. Зимой забирались ... в молодой осинник и обгладывали кору. Рядом с ... жили волки. Однажды стая волков попыталась на ... напасть. Но ноги у оленей быстрые, они и выручили .... Спасли от острых зубов волков.

 

 

Закончи предложения, используя данные существительные


     
 

 

Я ПОСТАВИЛ ОКОЛО СЕБЯ ...

 

 

Я РИСУЮ ДЛЯ НЕГО ...


     
 

 

Я ПРИНЕСЛА ДЛЯ НЕГО ...

 

 

Я КУПИЛА ДЛЯ НЕЕ


 

 

 

 

Я ПРИНЕС ДЛЯ НЕГО ...

 

 

 

 

     
 

 

Я ПИШУ ЕМУ


 

НОВИКОВА Елена Викторовна

 

 

СЕКРЕТЫ ПРЕДЛОГОВ И ПАДЕЖЕЙ

 

Учебгю-шракжическое пособие

 

Нзддтеяь — А. Казаков Ответственный за вьшуск — М. Вишневская Редактор — Е. Алифанова Художник — Б. Алексеев, Н. Кулакова Обложка — Н. Панина Оригкнал-ыакет — А. Гриняев, Е. Капнулина

 

ООО «Издательство ГНОМ и Д» 103045, г. Москва, ул. Садовая-Спаская, д. 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-27-37,207-13-96, 151-74-91

 

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Слано в набор 4.01.2000 г. Подписано в печать 10.01.2001 г. Печать офсетная. Объем 8 п. л. Формат 84x108/16. Тираж 40 000 (1-й завод - 7000) экз. Заказ № 158

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова. 14

 

 
























Неодушевлённые существительные

 

Книга, ручка, улица, школа, парта, лампа, щётка, гиря.

 

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 380.