Финансовые ресурсы организаций представляют собой денежные средства, которые направляются на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы и потребление. Это та часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, которая предназначена для выполнения хозяйствующими субъектами своих функций, финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
Все финансовые ресурсы организаций подразделяются на собственные и заемные:
- к собственным относятся уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления, паевые и членские взносы и т.п.;
- к заемным финансовым ресурсам относятся кредиты банков и другие привлеченные денежные средства, например полученные авансы, а также отложенные финансовые обязательства (задолженность по заработной плате, задолженность перед бюджетом).
Уставный капитал является важнейшим источником формирования имущества любого хозяйствующего субъекта. Он образуется из взносов учредителей. Способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.
При создании организации ее уставный капитал направляется на приобретение основных (внеоборотных) средств и формирование оборотных средств в размерах, которые необходимы для осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности; вкладывается в приобретение соответствующих лицензий, патентов, технологий, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором развития хозяйствующего субъекта.
Таким образом, первоначальный капитал организации направляется в производство, в процессе которого создается добавленная стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму — выручку от реализации произведенной продукции, которая затем поступает на расчетный счет организации. Минимальные размеры уставных капиталов для хозяйствующих субъектов устанавливаются законодательными и нормативными актами.
Прибыль — следствие кругооборота денежных средств организации. Прибыль, которая остается в ее распоряжении, называется чистой прибылью и направляется на пополнение капитала и расширение производства. Величина прибыли организации формируется под воздействием определенных факторов, таких как себестоимость продукции, объем реализации, эффективность производственного менеджмента, уровень действующих цен и т.д.
Амортизационные отчисления — денежные средства, которые получает организация в результате переноса части стоимости основных (внеоборотных) средств на готовую продукцию или на товары с тем, чтобы в дальнейшем можно было заменить изношенное оборудование на новое. Амортизационные отчисления направляются хозяйствующим субъектом на накопление и могут рассчитываться самостоятельно. Для начисления амортизации могут применяться следующие методы:
- линейный — согласно данному методу амортизация начисляется равными частями в течение всего срока службы различных видов внеоборотных активов (основных средств) организации до полного перенесения их стоимости на стоимость производимой продукции;
- метод уменьшаемого остатка — в этом случае амортизация начисляется не по первоначальной (восстановительной стоимости), а по остаточной стоимости. В результате этого величина амортизационных отчислений, переносимых на стоимость продукции, будет ежегодно уменьшаться в соответствии с уменьшением остаточной стоимости внеоборотных активов (основных средств);
- метод списания стоимости в соответствии с количеством лет полезного срока использования. В этом случае амортизация начисляется по линейному способу, однако амортизационный срок службы увеличивается на период, в течение которого конкретные виды внеоборотных активов (основных средств) находились на профилактике, в ремонте или проходили модернизацию и в течение которого начисление амортизации не проводилось;
- метод списания стоимости пропорционально объему производимой продукции (работ). На основе этого метода полный перенос стоимости оборудования и других видов внеоборотных активов (основных средств) производится на определенный объем продукции, а амортизация по временным периодам начисляется исходя из той доли продукции, которая была произведена в этом периоде, по отношению к заранее определенному объему продукции.
Однако, несмотря на возможность применения различных методов начисления амортизации, определяющим фактором амортизационной политики для хозяйствующего субъекта, которая нацелена на достижение наилучших финансовых результатов, должен быть выбор оптимального амортизационного срока службы различных категорий внеоборотных активов (основных средств). Амортизационные отчисления являются элементом текущих затрат и участвует в формировании финансовых ресурсов организации, поэтому могут считаться частью ее дохода.
Вложения во внеоборотные активы (капитальные вложения) — эта та часть финансовых ресурсов организации, которая направляется на непосредственное развитие производства. К такого рода затратам относят:
- приобретение земельных участков и объектов природопользования;
- строительство и приобретение объектов основных средств;
- приобретение животных.
Классическое определение капитала выглядит следующим образом: капитал — это стоимость, которая приносит дополнительную стоимость. Движение капитала осуществляется по схеме, предложенной К. Марксом:
Д-Т-Д', где Д — авансированные денежные средства (в товар, производство и т.д.); Т — товары, сырье, материалы, рабочая сила; Д' — денежные средства, которые получены в результате реализации произведенной продукции или перепродажи товаров.
Капитал должен постоянно находиться в обороте и приносить своему владельцу дополнительную стоимость. Чем больше оборотов осуществляет капитал, тем больше у его владельца будет прибыль.
Внеоборотные активы (основные средства) представляют собой средства труда, которые многократно используются в производственно-хозяйственной деятельности организации, не теряя при этом своей материально-вещественной формы. Совокупность денежных средств организации, авансированных на приобретение внеоборотных активов (основных средств) и нематериальных активов, составляет недвижимое имущество хозяйствующего субъекта.
Нематериальные активы представляют собой вложение денежных средств организации в объекты нематериальной сферы, которые необходимы организации для осуществления ее финансово-хозяйственной деятельности.
Они используются длительный период времени и приносят доход.
К нематериальным активам относятся объекты промышленной, интеллектуальной собственности, имущественные права (права пользования землей, недрами, природными ресурсами; патенты, лицензии ноу-хау, организационные расходы, программное обеспечение, товарные знаки, деловая репутация и т.п.).
Ноу-хау (с англ., «знаю как») — совокупность технических и коммерческих знаний и секретов.
К ноу-хау технического характера относятся:
- опытные незарегистрированные образцы изделий, машин, аппаратов, отдельных деталей и механизмов, инструменты, приспособления для их обработки;
- техническая документация — формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и их результаты, расчеты применительно к данному производству или технологии, данные о качестве материалов, учебные планы для подготовки персонала;
- инструктивные материалы о конструкции изделий и их изготовлении или применении;
- производственный опыт, описание технологий;
- практические указания по дизайну;
- технические рецепты, информация по планированию и управлению производством;
- информация в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;
- информация о таможенных и торговых правилах. К ноу-хау коммерческого характера относятся:
- адресные банки данных и картотеки клиентов;
- картотеки поставщиков продукции;
- данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции;
- данные по организации сбыта и распространению продукции;
- методы и формы рекламы;
- данные по обучению персонала.
При этом по характеру применения нематериальные активы похожи на основные средства: они используются длительное время, приносят прибыль и изнашиваются по истечении некоторого периода времени. Но у них есть своя специфика, которая характеризуется отсутствием материально-вещественной формы, в результате чего сложно определить их стоимость и прибыль, которые могут быть получены от их применения.
Существует несколько способов определения оплаты за ноу-хау.
Роялти — это постепенные выплаты за ноу-хау сумм, пропорционально определенным показателям в ходе его использования.
Роялти обычно начисляется в процентах исходя из показателей роста прибыли.
Паушальный платеж определяется как заранее оговоренный единовременный платеж. Он используется, когда сложно спрогнозировать эффект действия ноу-хау или стоимость их невысока.
Кост плас представляет собой выплаты за дополнительные услуги по согласованным тарифам сверх заранее оговоренной цены.
Для осуществления организацией своей финансово-хозяйственной деятельности ей наряду с основными средствами нужны и внеоборотные активы, которые включают в себя производственные запасы, остатки незавершенного производства, расходы будущих периодов, товарные запасы, денежные средства. Израсходованные в процессе производства оборотные активы вступают в сферу обращения уже в товарной форме в виде готовой продукции на складе или в отгрузке, которая затем, по мере ее реализации, превращается в денежную.
Главной задачей оборотных средств является обеспечение текущих потребностей организации. Их характерной особенностью является то, что при рациональном ведении хозяйственной деятельности они не покидают производственную сферу: оборотные средства не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта.
Ритмичность, бесперебойность и эффективность работы организации зависят от ее обеспеченности оборотными активами. К примеру, недостаток денежных средств, авансируемых на приобретение производственных запасов, может привести к сокращению объема производства, невыполнению производственной программы организации.
Напротив, излишнее же отвлечение денежных средств на материальные запасы, превышающие их действительную производственную потребность, приводит к «омертвлению» ресурсов, неэффективному их использованию. Поэтому очень важно правильно определить оптимальную потребность организации в оборотных средствах. Она рассчитывается на основе нормирования, главная цель которого — обеспечить максимальный объем производства и реализации готовой продукции при минимуме оборотных средств.
Первичное образование собственных оборотных активов происходит в момент формирования организации, когда создается ее уставный капитал. В дальнейшем первоначальный объем собственных оборотных активов может варьироваться в зависимости от объема, условий и результатов хозяйственной деятельности в данной организации.
Умелое выполнение хозяйствующим субъектом своей производственной программы, экономия фондов материальных и финансовых ресурсов, повышение качества продукции, бесперебойная ее реализация, результативный менеджмент — все эти факторы оказывают прямое воздействие на состояние оборотных активов, их сохранность и эффективность использования.
В период становления организации основными финансовыми ресурсами для нее, как правило, являются собственные денежные средства учредителей или банковский кредит. При этом заемными денежными средствами предпочитают пользоваться в первую очередь торговые организации. Им это необходимо для осуществления закупок товаров и оплаты аренды торговых площадей. Аналогичным образом действует и большинство строительных компаний.
Их работа, как правило, оплачивается после сдачи объекта, расходы на зарплату и строительные материалы приходится финансировать за счет банковских кредитов и частично — за счет предоплаты. И наоборот, в производственных организациях закупка сырья осуществляется в основном за счет собственных денежных средств, а кредиты берутся на этапе расширения производственных мощностей.
В ходе увеличения темпов производственного развития организации ее доля на рынке, как правило, возрастает. При этом хозяйствующему субъекту приходится диверсифицировать свою деятельность, а для этого необходимы значительные финансовые ресурсы. Их источниками наряду с банковскими кредитами выступают размещенные на рынке ценных бумаг эмитированные хозяйствующими субъектами свои облигации и акции.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 231.