Бюджетная система, её сущность и составляющие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных не бюджетных фондов.

Бюджетные устройства – организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Звеньями бюджетной системы являются:

1 Федеральный бюджет

2 Региональные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Он не имеет правовой нагрузки, однако его параметры используются в процессе свободного планирования, отчетности и анализа.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ:

1 Единство – единство денежной базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования, расходов бюджетов всех уровней.

2 Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – закрепление соответствующих видов полностью или частично или полномочий по осуществлению расходов за органами расходов государственной власти органами власти субъектов общественной власти и органами местного самоуправления.

3 Самостоятельность бюджетов.

4 Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных не бюджетных фондов – отражение в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

5 Сбалансированность – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6 Эффективности, экономность использования бюджетных средств

7 Общее покрытие расходов бюджета

8 Гласность – прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проектов бюджета на открытых заседаниях парламента, обязательное опубликование утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а так же отчетов об исполнении бюджетов, сообщение о ходе исполнения бюджетов в течение года.

9 Достоверность – надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов дохода и расхода бюджета.

10 Адресность и целевой характер бюджетных средств - они выделяются распоряжением конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетным процессом называется регламентируемая нормами права деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением.

Бюджетный федерализм является таким принципом бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы федерации с интересами каждого ее объекта и органов местного самоуправления.

Основа бюджетного федерализма определяет следующие принципы межбюджетных отношений, т.е. отношений между органами гос. власти РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса:

1 Распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

2 Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.

3 Равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований.

4 Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

5 Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Традиционное распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Бюджетное регулирование — это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 255.