Введение
Лекция 1 Содержание дисциплины финансы, денежное обращение и кредит
План:
1 Содержание дисциплины и её задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.
2 Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
1 Содержание дисциплины и её задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики
Курс «Финансы, денежное обращение и кредит» является одним из базовых в системе подготовки специалистов в области экономики.
Основы этого курса были заложены в начале 1950-х годов и в целом соответствовали представлениям финансовой науки, сложившимся в условиях СССР.
Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки.
Одной из самых актуальных областей современной экономической теории и практики являются финансы и кредит. В практической деятельности денежные вопросы решаются ежедневно и повсеместно, но по-разному: гласно и тайно, продуманно и методом проб, но в любом случае посредством экономических отношений в условиях взаимодействия тех или иных субъектов общества.
Длительное время в экономической науке социалистического периода развития нашей страны финансы и кредит рассматривались исключительно в аспекте государства.
Частных финансов и кредита не было, утверждалась исключительно личная собственность на предметы потребления в рамках общепринятых норм социалистического общежития. Финансы предприятий носили условный характер.
В зарубежной экономической литературе, наоборот, был взят крен на описание движения частных денежных ресурсов и технологии получения доходов. При этом использовались экономико-математические методы, институциональные подходы, которые так же, как и идеологические инструменты, не всегда приводили к желаемому результату. Характерен в этом отношении отказ западной практики от монетаризма как всеобщего направления и основы социально-экономического развития. Все это говорит о том, что, во-первых, до сих пор нет однозначных ответов на многие финансово-кредитные вопросы, во-вторых, для позитивного развития общества необходимо дальнейшее изучение механизма финансов и кредита.
Конечное назначение финансов и кредита состоит в обеспечении простого и расширенного воспроизводства жизненных ценностей для удовлетворения растущих потребностей членов общества. Это общая цель, которой подчиняются все денежные потоки экономических субъектов.
Таким образом, финансы и кредит выступают характерным явлением рыночной экономики, управление которым в первую очередь предполагает необходимость разработки методологии и методики их изучения.
2 Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности
Процесс освоения финансов и кредита, как и любой науки, складывается из методологии (общей части) и методики (конкретной части) изучения. Общий механизм познания финансов состоит в следующем.
Исходным материалом исследования является практика, используемая, с одной стороны, как исходный материал, а с другой, и в этом главное ее назначение, - как критерий познания истины, оценка достоверности знаний, средство проверки теоретических положений. Финансы и кредит рассматриваются как единство экономической категории и субъективного стоимостного инструмента жизнедеятельности общества. Изучать финансово-кредитные отношения в отрыве от субъектов, их интересов неправомерно и практически несостоятельно. Это первая важнейшая методологическая посылка.
Вторую посылку составляет тезис, что человек (индивид) – первичное понятие, а группа, общество есть совокупность индивидов, явления вторичные. Поэтому при анализе фактов используется метод восхождения от части к общему, от конкретного к абстрактному и при проверке, наоборот, от абстрактного к конкретному, частному.
Обязательным условием любого анализа служит объективность исследования. Она требует, чтобы мысли, сугубо личные отношения, симпатии, социальные предпочтения оставались за рамками науки. В противном случае при походе к явлению с позиций собственных интересов весь процесс познания от сбора и отбора фактов до получения результатов будет носить односторонний, субъективный, т.е. ненаучный характер.
Методы изучения зависят от уровня исследования.
Первый уровень – это работа с эмпирическим материалом, отбор, группировка, обобщение статистических и фактологических данных. Здесь используются статистические, социологические, экономические, экономико-математические и другие приемы. Возможные ошибки данного этапа - недоохват или перебор данных. Избежанию их поможет четкое описание объекта и предмета изучения. Например, есть понятия «налог», «сбор», «плата», «пошлина», «отчисления». Согласно этой терминологии, говоря о налогообложении, мы должны абстрагироваться от всех выражений, кроме налогов. Но в США отчисления на социальное страхование считаются налоговыми платежами. Отсюда только четкая исходная терминология, однозначные понятия – первое неотъемлемое правило установления рамок объекта и проведения его научного анализа.
Заканчивается уровень обобщением статистического материала для дальнейшего изучения теоретических положений.
Второй уровень – изучение материала посредством диалектики и системного подхода в анализе финансово-кредитных отношений.
Контрольные вопросы:
1 Каково содержание дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»?
2 Перечислите задачи дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит».
3 Какова связь дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики?
4 Каково значение дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 309.