Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Порядок осуществления этих полномочий.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возможность делегирования отдельных государственных полномочий предусмотрена ст. 132 Конституции РФ, толкование которой позволяет определить основные принципы делегирования полномочий:

  • наделение этими полномочиями осуществляется только законом, но т.к. определение правового статуса местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то наделение полномочиями может осуществляться законом РФ и законом субъекта РФ;
  • объем передаваемых полномочий не может быть слишком велик. В Конституции РФ говорится об отдельных государственных полномочиях;
  • наделение государственными полномочиями сопровождаются передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
  • государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочий, т.е. возможности оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, с точки зрения законности, но и по мотивам целенаправленности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.

Глава 4 Федерального закона № 131-фз регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления являются полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Отдельные государственные полномочия могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов и органам местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Положения законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом о федеральном бюджете (бюджете субъекта РФ) на очередной финансовый год при условии, что в бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Рассматривая данный вопрос нельзя обойти отдельные дискуссионные и проблемные моменты делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В частности, Федеральным законом № 131-ФЗ не определены категории полномочий, которые могут передаваться органам местного самоуправления, однако этот вопрос имеет немаловажное значение. Так, очевидно, что нельзя наделять органы местного самоуправления полномочиями государственных органов, отнесенными не только к их исключительному ведению, но и в целом к их компетенции Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. Также не следует допускать передачу государственных полномочий, если это приведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина. В этой связи, представляется, что конституционные принципы делегирования полномочий органам местного самоуправления, обозначенные нами в начале рассмотрения вопроса, следует дополнить рядом дополнительных принципов, которыми необходимо руководствоваться в данном вопросе, а именно: интересы населения, экономическая целесообразность, рациональность децентрализации, наличие кадров.

Кроме того, в Законе № 131-ФЗ не затрагивается вопрос о выражении согласия органами местного самоуправления выполнять передаваемые государственные полномочия. Имеют ли право органы местного самоуправления отказаться? Если да, то при каких условиях? Эти вопросы на сегодняшний день остаются без ответа.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.