МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К практическому занятию
на тему: «Микробиология эшерихиозов, шигеллезов, сальмонеллёзов (брюшного тифа, паратифов)»
Модуль _______________Частная микробиология________________________________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля) _____микробиология, вирусология__________________
для специальности__ 060101 Лечебное дело _________________________
(шифр-наименование специальности)
курс ___3_______ семестр ____5_____
Составитель: Раков А.В., к.м.н. Рецензент: Зайцева Е.А., д.м.н., профессор |
Владивосток - 2013г.
1. Тема занятия: «Микробиология эшерихиозов, шигеллезов, сальмонеллёзов (брюшного тифа, паратифов)»
2. Мотивация изучения темы. Большой удельный вес представителей родов Escherichia , Shigella , Salmonella в классификационной схеме семейства энтеробактерий, их родство с возбудителями других кишечных инфекций по целому ряду признаков значительно затрудняют дифференциальную диагностику. В то же время, широкая распространенность и, следовательно, высокая эпидемическая значимость их в инфекционной патологии человека создают предпосылки к необходимости углубленного изучения их биологических свойств, рациональных методов лабораторной диагностики, знакомства с проблемами профилактики и лечения, в том числе специфических.
Знания этого раздела микробиологии, как и кишечных инфекций – вообще, усвоение этой темы расширяет круг знаний студентов. Они пригодятся им в изучении других дисциплин (эпидемиологии, инфекционных болезней), будут полезны врачам, занимающимся клинической деятельностью и санитарно-эпидемиологическим надзором.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС-03 по специальности 060101 – Лечебное дел о: формировать способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1, ПК-6, ПК-32), формировать умение работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, выделять основные положения, делать выводы, развивать личностные качества (ОК-3, ОК-5, ПК-6, ПК-11). Сформировать у студентов современное представление об этиологии, биологических свойствах возбудителей, таксономической характеристике, патогенезе брюшного тифа и других сальмонеллезов, характерных особенностях, клиническом течении и иммунитете. Научить студентов выбору методов лабораторной диагностики, материала исследования, забору, направлению его в лабораторию, научить соотносить результаты лабораторных исследований с этапами формирования инфекционного процесса и достигать решения конкретных клинико-лабораторных задач по индикации возбудителей названных заболеваний, их профилактике и лечению. Активно использовать современные достижения науки, особенно подчеркивая роль отечественных ученых в разработке данной темы (ОК-3, ПК-31).
Конкретные цели и задачи.
В результате изучения темы студенты должны:
«Знать» - удельный вес кишечных инфекций в патологии человека, биологическую характеристику возбудителей, патогенез, особенности формирования инфекционного процесса при эшерихиозах, шигеллёзах и сальмонеллезах, принципы диагностики, терапии и основы профилактики.
«Уметь» - обучающиеся способны сопоставлять биологические свойства возбудителей кишечных инфекций с патогенетическими механизмами, анализировать их с учетом динамики развития, выбирая методы лабораторной диагностики, материал исследования; забирать материал, направить его в лабораторию, ставить некоторые методы диагностики - реакцию агглютинации (реакции Видаля, Нобля, Кастеллани); оценивать диагностические титры, определить стадии заболевания (начало, разгар, конец заболевания, прививочный, анамнестический), определить возможность бактерионосительства в РПГА (с эритроцитарным Vi – диагностикумом); выбрать препараты для специфической диагностики, терапии и профилактики возбудителей кишечных инфекций.
«Владеть» - навыками клинической интерпретации результатов микробиологического исследования.
4. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
4.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ВВОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:
1. Этиология возбудителей
- класс, порядок, семейство, род, вид;
- генетическая взаимосвязь отдельных представителей;
- морфотинкториальные, культуральные свойства возбудителей;
- антигенные варианты;
- патогенность, факторы патогенности;
- резистентность, адаптация, характер изменчивости;
- антигенная структура S.typhi, S.paratyphi A и В;
- эпидемиологические маркеры сальмонелл (биовары, фаговары, плазмиды).
2. Эпидемиология заболевания:
- источник, механизм передачи, восприимчивый организм;
- раскрыть источник заболевания;
- объяснить фекально-оральный механизм передачи;
- указать на сезонные, возрастные особенности развития заболеваний.
3. Патогенетические аспекты кишечных инфекций:
- особенности коли-инфекции в зависимости от типов кишечных палочек: энтеропатогенные, энтеротоксигенные, энтероинвазионные, энтерогеморрагические, энтероадгезивные;
- естественная резистентность человека к кишечным инфекциям;
- входные ворота инфекции;
- клинические формы (острая, подострая, хроническая, атипичная и т.п.);
- фазы патогенеза, клиники (особенности течения: острое, подострое, хрони-ческое); выздоровление: полное и неполное; бактерионосительство.
4. Принципы лабораторной диагностики:
- правила сбора, транспортировки материала для исследования;
- оформление направления в бактериологическую лабораторию;
- схема выделения чистой культуры возбудителей колиэнтерита, дизентерии, сальмонеллеза;
- общность и различия схем выделения.
- серологический метод диагностики: реакции агглютинации – реакции Видаля, Нобля, Кастеллани. Диагностические титры, определение стадии заболевания (начало, разгар, конец заболевания, прививочный, анамнестический), определение возможного бактерионосительства в РПГА (с эритроцитарным Vi – диагностикумом);
- дифференциация острого и хронического процессов с помощью Ig разных классов;
- аллергодиагностика (in vivo, in vitro);
- фагодиагностика.
5. Принципы терапии:
- основные препараты и их применение;
- возможные осложнения.
6. Основы профилактики:
- общие мероприятия;
- специфическая профилактика.
4.2. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо в рабочей тетради заполнить протокол практического занятия по теме (зарисовать препараты, составить комплексные таблицы, развернутые схемы, заключения и т.д.):
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЛНЫМ РЕГЛАМЕНТОМ ПРОТОКОЛА ЗАНЯТИЯ И ЕГО ОФОРМЛЕНИЕМ
№ | Наименование учебного элемента | Методическое решение | Регламент протокола |
1. | Посев крови больного для накопления возбудителя, его выделения в чистой культуре (гемокультура) и идентификация микробного вида с а) определением чувствительности к антибиотикам, б) фаготипированием. | Приложение № 1. | Зарисовать все этапы схемы, подписать. |
2. | Составить схему выделения копрокультуры. | Приложение № 2. | Записать в протокол. Зарисовать. |
3. | Ускоренный бактериологический метод диагностики. Зарисовать. | Приложение № 5. | Зарисовать. |
4. | Выполнить ускоренную кровяно-капельную реакцию агглютинации по Минкевичу. | Капля крови из пальца на предметное стекло + дистиллированная вода + диагностикум. Покачивая через 2-3 мин., в положительных случаях наблюдают появление агглютината. Оформить контроли: кровь без АГ, физ.раствор + АГ. | Зарисовать в протоколе и записать. |
5. | Заполнить схему реакции Видаля с сывороткой крови больного тифопаратифозным сальмонеллезом, прочитать и оценить готовый результат. | Приложение № 4. В четырех рядах пробирок развести испытуемую сыворотку от 1:50 до 1:6400 в физ.растворе 0,85%. В каждый ряд внести диагностикумы по схеме. | Записать, согласно приложения, результаты. Дать заключение в протоколе. |
6. | На демонстрационном материале оценить реакцию Кастелани, РПГА. | Составить схему постановки: а) реакции Кастеллани. Приложение №5. б) РПГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом. Приложение № 6. | Зарисовать в протоколе, дать заключение по реакциям. |
7. | Ознакомиться по схеме с материалом, временем его анализа в связи с фазами патогенеза тифо-паратифозной инфекции. | Суммирование клинико-патогенетических и лабораторно-диагностических данных. Приложение№7. | Записать подробно в протокол. |
8. | Ознакомиться с: а) питательными средами; б) иммунобиологическими препаратами. | Приложение № 8. Приложение № 9. | Записать в протокол. |
9. | Тестовый контроль усвоения материала. | Приложение №10. |
Выбрать правильный ответ:
Основная:
1. Лекция по теме.
2. Методическая разработка по теме.
3. Микробиология и иммунология / Под ред. академика РАМН, проф. А.А. Воробьева //М.: Медицина, 2008.464с.
4. Поздеев О.К. Медицинская микробиология /М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. 768 с.
5. Борисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология /М., 2008. 736 с.
6. Шаркова В.А., Забелина Н.Р., Воропаева Н.М., Диго Р.Н., Коршукова О.А., Карпенко Н.В. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов медицинских вузов /Учебно-методическое пособие. 2011. Владивосток: Медицина ДВ. 179 с.
Дополнительная:
1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. М., 2005. С. С. 30 – 40; С. 41-45.
2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Под ред. Воробьева А.А. М., 2006. С. 17 – 50; С. 30-50.
3. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. С-Пб, 2002. С. 7 - 32.
4. Медицинская микробиология. Под ред. Королюка А.М., Сбойчакова В.Б. С-Пб, 2002. С.21-29.
5. Биргер М.О. (под ред.) Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования. М., 1982. С. 20 -28.
6. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. Воробьева А.А., Быкова А.С. М., 2003. С. С.21 -29. С.78-82, 85-92, 141-181.
Разведения сыворотки
Приложение № 5
Схема реакции адсорбции по Кастеллани
РА положительно с бр.т. и n/m A.
Условие:
1.Антигенная структурасальмонелл
брюшного тифат(Т.) – «АВСД»
2.Антигенная структура сальмонелл
парафита А (А.) – «СДЕ»
Сыворотка больного - Компоненты «СД»- групповые
(антитела абсд) - Компоненты «АВ»- специфические
Б.Т. (АВСД) П.А. (СДЕР)
адсорбировались все адсорбировались только
(и специфические и групповые (сд), а
РА # групповые) РА # специфические (ав)
остались
Центрифигируем,
разливаем,
добавляем антигены-
Б.Т. П.А. Б.Т. П.А. диагностикумы
РА - РА - РА # РА –
Реакция отрицательная в обеих Оставшиеся Реакция отрицательная, т.к.
пробах, т.к. все антитела на специфические антитела адсорбируют
на первом этапе адсорбировались. антитела дают
реакцию.
Заключение: В данном случае у больного брюшной тиф, т.к. только
специфический антиген адсорбирует из сыворотки все
антитела и специфические и групповые.
Приложение № 6
Реакция пассивной гемагглютинации (РПГА)
1. Исследуемая сыворотка в разведении (от 1:10 до 11280)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К практическому занятию
на тему: «Микробиология эшерихиозов, шигеллезов, сальмонеллёзов (брюшного тифа, паратифов)»
Модуль _______________Частная микробиология________________________________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля) _____микробиология, вирусология__________________
для специальности__ 060101 Лечебное дело _________________________
(шифр-наименование специальности)
курс ___3_______ семестр ____5_____
Составитель: Раков А.В., к.м.н. Рецензент: Зайцева Е.А., д.м.н., профессор |
Владивосток - 2013г.
1. Тема занятия: «Микробиология эшерихиозов, шигеллезов, сальмонеллёзов (брюшного тифа, паратифов)»
2. Мотивация изучения темы. Большой удельный вес представителей родов Escherichia , Shigella , Salmonella в классификационной схеме семейства энтеробактерий, их родство с возбудителями других кишечных инфекций по целому ряду признаков значительно затрудняют дифференциальную диагностику. В то же время, широкая распространенность и, следовательно, высокая эпидемическая значимость их в инфекционной патологии человека создают предпосылки к необходимости углубленного изучения их биологических свойств, рациональных методов лабораторной диагностики, знакомства с проблемами профилактики и лечения, в том числе специфических.
Знания этого раздела микробиологии, как и кишечных инфекций – вообще, усвоение этой темы расширяет круг знаний студентов. Они пригодятся им в изучении других дисциплин (эпидемиологии, инфекционных болезней), будут полезны врачам, занимающимся клинической деятельностью и санитарно-эпидемиологическим надзором.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС-03 по специальности 060101 – Лечебное дел о: формировать способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1, ПК-6, ПК-32), формировать умение работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, выделять основные положения, делать выводы, развивать личностные качества (ОК-3, ОК-5, ПК-6, ПК-11). Сформировать у студентов современное представление об этиологии, биологических свойствах возбудителей, таксономической характеристике, патогенезе брюшного тифа и других сальмонеллезов, характерных особенностях, клиническом течении и иммунитете. Научить студентов выбору методов лабораторной диагностики, материала исследования, забору, направлению его в лабораторию, научить соотносить результаты лабораторных исследований с этапами формирования инфекционного процесса и достигать решения конкретных клинико-лабораторных задач по индикации возбудителей названных заболеваний, их профилактике и лечению. Активно использовать современные достижения науки, особенно подчеркивая роль отечественных ученых в разработке данной темы (ОК-3, ПК-31).
Конкретные цели и задачи.
В результате изучения темы студенты должны:
«Знать» - удельный вес кишечных инфекций в патологии человека, биологическую характеристику возбудителей, патогенез, особенности формирования инфекционного процесса при эшерихиозах, шигеллёзах и сальмонеллезах, принципы диагностики, терапии и основы профилактики.
«Уметь» - обучающиеся способны сопоставлять биологические свойства возбудителей кишечных инфекций с патогенетическими механизмами, анализировать их с учетом динамики развития, выбирая методы лабораторной диагностики, материал исследования; забирать материал, направить его в лабораторию, ставить некоторые методы диагностики - реакцию агглютинации (реакции Видаля, Нобля, Кастеллани); оценивать диагностические титры, определить стадии заболевания (начало, разгар, конец заболевания, прививочный, анамнестический), определить возможность бактерионосительства в РПГА (с эритроцитарным Vi – диагностикумом); выбрать препараты для специфической диагностики, терапии и профилактики возбудителей кишечных инфекций.
«Владеть» - навыками клинической интерпретации результатов микробиологического исследования.
4. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
4.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ВВОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:
1. Этиология возбудителей
- класс, порядок, семейство, род, вид;
- генетическая взаимосвязь отдельных представителей;
- морфотинкториальные, культуральные свойства возбудителей;
- антигенные варианты;
- патогенность, факторы патогенности;
- резистентность, адаптация, характер изменчивости;
- антигенная структура S.typhi, S.paratyphi A и В;
- эпидемиологические маркеры сальмонелл (биовары, фаговары, плазмиды).
2. Эпидемиология заболевания:
- источник, механизм передачи, восприимчивый организм;
- раскрыть источник заболевания;
- объяснить фекально-оральный механизм передачи;
- указать на сезонные, возрастные особенности развития заболеваний.
3. Патогенетические аспекты кишечных инфекций:
- особенности коли-инфекции в зависимости от типов кишечных палочек: энтеропатогенные, энтеротоксигенные, энтероинвазионные, энтерогеморрагические, энтероадгезивные;
- естественная резистентность человека к кишечным инфекциям;
- входные ворота инфекции;
- клинические формы (острая, подострая, хроническая, атипичная и т.п.);
- фазы патогенеза, клиники (особенности течения: острое, подострое, хрони-ческое); выздоровление: полное и неполное; бактерионосительство.
4. Принципы лабораторной диагностики:
- правила сбора, транспортировки материала для исследования;
- оформление направления в бактериологическую лабораторию;
- схема выделения чистой культуры возбудителей колиэнтерита, дизентерии, сальмонеллеза;
- общность и различия схем выделения.
- серологический метод диагностики: реакции агглютинации – реакции Видаля, Нобля, Кастеллани. Диагностические титры, определение стадии заболевания (начало, разгар, конец заболевания, прививочный, анамнестический), определение возможного бактерионосительства в РПГА (с эритроцитарным Vi – диагностикумом);
- дифференциация острого и хронического процессов с помощью Ig разных классов;
- аллергодиагностика (in vivo, in vitro);
- фагодиагностика.
5. Принципы терапии:
- основные препараты и их применение;
- возможные осложнения.
6. Основы профилактики:
- общие мероприятия;
- специфическая профилактика.
4.2. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо в рабочей тетради заполнить протокол практического занятия по теме (зарисовать препараты, составить комплексные таблицы, развернутые схемы, заключения и т.д.):
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЛНЫМ РЕГЛАМЕНТОМ ПРОТОКОЛА ЗАНЯТИЯ И ЕГО ОФОРМЛЕНИЕМ
№ | Наименование учебного элемента | Методическое решение | Регламент протокола |
1. | Посев крови больного для накопления возбудителя, его выделения в чистой культуре (гемокультура) и идентификация микробного вида с а) определением чувствительности к антибиотикам, б) фаготипированием. | Приложение № 1. | Зарисовать все этапы схемы, подписать. |
2. | Составить схему выделения копрокультуры. | Приложение № 2. | Записать в протокол. Зарисовать. |
3. | Ускоренный бактериологический метод диагностики. Зарисовать. | Приложение № 5. | Зарисовать. |
4. | Выполнить ускоренную кровяно-капельную реакцию агглютинации по Минкевичу. | Капля крови из пальца на предметное стекло + дистиллированная вода + диагностикум. Покачивая через 2-3 мин., в положительных случаях наблюдают появление агглютината. Оформить контроли: кровь без АГ, физ.раствор + АГ. | Зарисовать в протоколе и записать. |
5. | Заполнить схему реакции Видаля с сывороткой крови больного тифопаратифозным сальмонеллезом, прочитать и оценить готовый результат. | Приложение № 4. В четырех рядах пробирок развести испытуемую сыворотку от 1:50 до 1:6400 в физ.растворе 0,85%. В каждый ряд внести диагностикумы по схеме. | Записать, согласно приложения, результаты. Дать заключение в протоколе. |
6. | На демонстрационном материале оценить реакцию Кастелани, РПГА. | Составить схему постановки: а) реакции Кастеллани. Приложение №5. б) РПГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом. Приложение № 6. | Зарисовать в протоколе, дать заключение по реакциям. |
7. | Ознакомиться по схеме с материалом, временем его анализа в связи с фазами патогенеза тифо-паратифозной инфекции. | Суммирование клинико-патогенетических и лабораторно-диагностических данных. Приложение№7. | Записать подробно в протокол. |
8. | Ознакомиться с: а) питательными средами; б) иммунобиологическими препаратами. | Приложение № 8. Приложение № 9. | Записать в протокол. |
9. | Тестовый контроль усвоения материала. | Приложение №10. |
Работа с контрольно-обучающими тестами
Выбрать правильный ответ:
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.