Работа с контрольно-обучающими тестами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К практическому занятию

на тему: «Микробиология эшерихиозов, шигеллезов, сальмонеллёзов (брюшного тифа, паратифов)»

 

 

 Модуль _______________Частная микробиология________________________________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля) _____микробиология, вирусология__________________

 

для специальности__ 060101 Лечебное дело _________________________

(шифр-наименование специальности)

 

курс ___3_______ семестр ____5_____

 

     Составитель: Раков А.В., к.м.н.   Рецензент: Зайцева Е.А., д.м.н., профессор  

 

Владивосток - 2013г.

1. Тема занятия: «Микробиология эшерихиозов, шигеллезов, сальмонеллёзов (брюшного тифа, паратифов)»

2. Мотивация изучения темы. Большой удельный вес представителей родов Escherichia , Shigella , Salmonella в классификационной схеме семейства энтеробактерий, их родство с возбудителями других кишечных инфекций по целому ряду признаков значительно затрудняют дифференциальную диагностику. В то же время, широкая распространенность и, следовательно, высокая эпидемическая значимость их в инфекционной патологии человека создают предпосылки к необходимости углубленного изучения их биологических свойств, рациональных методов лабораторной диагностики, знакомства с проблемами профилактики и лечения, в том числе специфических.

Знания этого раздела микробиологии, как и кишечных инфекций – вообще, усвоение этой темы расширяет круг знаний студентов. Они пригодятся им в изучении других дисциплин (эпидемиологии, инфекционных болезней), будут полезны врачам, занимающимся клинической деятельностью и санитарно-эпидемиологическим надзором.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС-03 по специальности 060101 – Лечебное дел о: формировать способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1, ПК-6, ПК-32), формировать умение работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, выделять основные положения, делать выводы, развивать личностные качества (ОК-3, ОК-5, ПК-6, ПК-11). Сформировать у студентов современное представление об этиологии, биологических свойствах возбудителей, таксономической характеристике, патогенезе брюшного тифа и других сальмонеллезов, характерных особенностях, клиническом течении и иммунитете. Научить студентов выбору методов лабораторной диагностики, материала исследования, забору, направлению его в лабораторию, научить соотносить результаты лабораторных исследований с этапами формирования инфекционного процесса и достигать решения конкретных клинико-лабораторных задач по индикации возбудителей названных заболеваний, их профилактике и лечению. Активно использовать современные достижения науки, особенно подчеркивая роль отечественных ученых в разработке данной темы (ОК-3, ПК-31).

 

Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

«Знать» - удельный вес кишечных инфекций в патологии человека, биологическую характеристику возбудителей, патогенез, особенности формирования инфекционного процесса при эшерихиозах, шигеллёзах и сальмонеллезах, принципы диагностики, терапии и основы профилактики.

«Уметь» - обучающиеся способны сопоставлять биологические свойства возбудителей кишечных инфекций с патогенетическими механизмами, анализировать их с учетом динамики развития, выбирая методы лабораторной диагностики, материал исследования; забирать материал, направить его в лабораторию, ставить некоторые методы диагностики - реакцию агглютинации (реакции Видаля, Нобля, Кастеллани); оценивать диагностические титры, определить стадии заболевания (начало, разгар, конец заболевания, прививочный, анамнестический), определить возможность бактерионосительства в РПГА (с эритроцитарным Vi – диагностикумом); выбрать препараты для специфической диагностики, терапии и профилактики возбудителей кишечных инфекций.

«Владеть» - навыками клинической интерпретации результатов микробиологического исследования.

 

4. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

4.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ВВОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:

1. Этиология возбудителей

- класс, порядок, семейство, род, вид;

- генетическая взаимосвязь отдельных представителей;

- морфотинкториальные, культуральные свойства возбудителей;

- антигенные варианты;

- патогенность, факторы патогенности;

- резистентность, адаптация, характер изменчивости;

- антигенная структура S.typhi, S.paratyphi A и В;

- эпидемиологические маркеры сальмонелл (биовары, фаговары, плазмиды).

 

2. Эпидемиология заболевания:

- источник, механизм передачи, восприимчивый организм;

- раскрыть источник заболевания;

- объяснить фекально-оральный механизм передачи;

- указать на сезонные, возрастные особенности развития заболеваний.

 

3. Патогенетические аспекты кишечных инфекций:

- особенности коли-инфекции в зависимости от типов кишечных палочек: энтеропатогенные, энтеротоксигенные, энтероинвазионные, энтерогеморрагические, энтероадгезивные;

- естественная резистентность человека к кишечным инфекциям;

- входные ворота инфекции;

- клинические формы (острая, подострая, хроническая, атипичная и т.п.);

- фазы патогенеза, клиники (особенности течения: острое, подострое, хрони-ческое); выздоровление: полное и неполное; бактерионосительство.

 

4. Принципы лабораторной диагностики:

- правила сбора, транспортировки материала для исследования;

- оформление направления в бактериологическую лабораторию;

- схема выделения чистой культуры возбудителей колиэнтерита, дизентерии, сальмонеллеза;

- общность и различия схем выделения.

- серологический метод диагностики: реакции агглютинации – реакции Видаля, Нобля, Кастеллани. Диагностические титры, определение стадии заболевания (начало, разгар, конец заболевания, прививочный, анамнестический), определение возможного бактерионосительства в РПГА (с эритроцитарным Vi – диагностикумом);

- дифференциация острого и хронического процессов с помощью Ig разных классов;

- аллергодиагностика (in vivo, in vitro);

- фагодиагностика.

 

5. Принципы терапии:

- основные препараты и их применение;

- возможные осложнения.

 

6. Основы профилактики:

- общие мероприятия;

- специфическая профилактика.

 

4.2. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо в рабочей тетради заполнить протокол практического занятия по теме (зарисовать препараты, составить комплексные таблицы, развернутые схемы, заключения и т.д.):

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЛНЫМ РЕГЛАМЕНТОМ ПРОТОКОЛА ЗАНЯТИЯ И ЕГО ОФОРМЛЕНИЕМ

Наименование учебного элемента Методическое решение Регламент протокола
1. Посев крови больного для накопления возбудителя, его выделения в чистой культуре (гемокультура) и идентификация микробного вида с а) определением чувствительности к антибиотикам, б) фаготипированием. Приложение № 1. Зарисовать все этапы схемы, подписать.
2. Составить схему выделения копрокультуры. Приложение № 2. Записать в протокол. Зарисовать.
3. Ускоренный бактериологический метод диагностики. Зарисовать. Приложение № 5. Зарисовать.
4. Выполнить ускоренную кровяно-капельную реакцию агглютинации по Минкевичу. Капля крови из пальца на предметное стекло + дистиллированная вода + диагностикум. Покачивая через 2-3 мин., в положительных случаях наблюдают появление агглютината. Оформить контроли: кровь без АГ, физ.раствор + АГ. Зарисовать в протоколе и записать.
5. Заполнить схему реакции Видаля с сывороткой крови больного тифопаратифозным сальмонеллезом, прочитать и оценить готовый результат. Приложение № 4. В четырех рядах пробирок развести испытуемую сыворотку от 1:50 до 1:6400 в физ.растворе 0,85%. В каждый ряд внести диагностикумы по схеме. Записать, согласно приложения, результаты. Дать заключение в протоколе.
6. На демонстрационном материале оценить реакцию Кастелани, РПГА. Составить схему постановки: а) реакции Кастеллани. Приложение №5. б) РПГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом. Приложение № 6. Зарисовать в протоколе, дать заключение по реакциям.
7. Ознакомиться по схеме с материалом, временем его анализа в связи с фазами патогенеза тифо-паратифозной инфекции. Суммирование клинико-патогенетических и лабораторно-диагностических данных. Приложение№7. Записать подробно в протокол.
8. Ознакомиться с: а) питательными средами; б) иммунобиологическими препаратами. Приложение № 8. Приложение № 9. Записать в протокол.  
9. Тестовый контроль усвоения материала. Приложение №10.  

Выбрать правильный ответ:

Основная:

1. Лекция по теме.

2. Методическая разработка по теме.

3. Микробиология и иммунология / Под ред. академика РАМН, проф. А.А. Воробьева //М.: Медицина, 2008.464с.

4. Поздеев О.К. Медицинская микробиология /М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. 768 с.

5. Борисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология /М., 2008. 736 с.

6. Шаркова В.А., Забелина Н.Р., Воропаева Н.М., Диго Р.Н., Коршукова О.А., Карпенко Н.В. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов медицинских вузов /Учебно-методическое пособие. 2011. Владивосток: Медицина ДВ. 179 с.

Дополнительная:

1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. М., 2005. С. С. 30 – 40; С. 41-45.

2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Под ред. Воробьева А.А. М., 2006. С. 17 – 50; С. 30-50.

3. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. С-Пб, 2002. С. 7 - 32.

4. Медицинская микробиология. Под ред. Королюка А.М., Сбойчакова В.Б. С-Пб, 2002. С.21-29.

5. Биргер М.О. (под ред.) Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования. М., 1982. С. 20 -28.

6. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. Воробьева А.А., Быкова А.С. М., 2003. С. С.21 -29. С.78-82, 85-92, 141-181.

 

Разведения сыворотки

Диагностикум 1 : 100 1 : 200 1 : 400 1 : 800 1 : 100 1 : 200 1 : 400 1 : 800 1 : 100 1 : 200 1 : 400 1 : 800 О-монодиагностикум сальмонелл брюшного тифа +++ +++ +++ +++ +++ - - - ++ + - - Н-монодиагностикум сальмонелл брюшного тифа +++ +++ ++ - +++ +++ + - +++ +++ + - ОН-диагностикум сальмонелл парафита А ++ - - - + - - - +++ +++ - - ОН-диагностикум сальмонелл парафита В + - - - + - - - +++ ++ - -

 


                                                                   Приложение № 5

Схема реакции адсорбции по Кастеллани

 


                         РА положительно с бр.т. и n/m A.

Условие:

1.Антигенная структурасальмонелл

  брюшного тифат(Т.) – «АВСД»

2.Антигенная структура сальмонелл

   парафита А (А.) – «СДЕ»

Сыворотка больного    - Компоненты «СД»- групповые

       (антитела абсд)        - Компоненты «АВ»- специфические

 

 


  Б.Т. (АВСД)                                 П.А. (СДЕР)

      адсорбировались все                  адсорбировались только

      (и специфические и                    групповые (сд), а

РА # групповые)              РА # специфические (ав)

                                                     остались

 

 


        Центрифигируем,

разливаем,

добавляем антигены-

                   Б.Т.            П.А.                      Б.Т.            П.А. диагностикумы

 

     РА -      РА -                РА #          РА –

Реакция отрицательная в обеих  Оставшиеся Реакция отрицательная, т.к.

пробах, т.к. все антитела на      специфические антитела адсорбируют

на первом этапе адсорбировались. антитела дают

                                                      реакцию.

 

 

       Заключение: В данном случае у больного брюшной тиф, т.к. только

                              специфический антиген адсорбирует из сыворотки все

                              антитела и специфические и групповые.

 

 

 

 

Приложение № 6

Реакция пассивной гемагглютинации (РПГА)

 

1. Исследуемая сыворотка в разведении (от 1:10 до 11280)





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К практическому занятию

на тему: «Микробиология эшерихиозов, шигеллезов, сальмонеллёзов (брюшного тифа, паратифов)»

 

 

 Модуль _______________Частная микробиология________________________________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля) _____микробиология, вирусология__________________

 

для специальности__ 060101 Лечебное дело _________________________

(шифр-наименование специальности)

 

курс ___3_______ семестр ____5_____

 

     Составитель: Раков А.В., к.м.н.   Рецензент: Зайцева Е.А., д.м.н., профессор  

 

Владивосток - 2013г.

1. Тема занятия: «Микробиология эшерихиозов, шигеллезов, сальмонеллёзов (брюшного тифа, паратифов)»

2. Мотивация изучения темы. Большой удельный вес представителей родов Escherichia , Shigella , Salmonella в классификационной схеме семейства энтеробактерий, их родство с возбудителями других кишечных инфекций по целому ряду признаков значительно затрудняют дифференциальную диагностику. В то же время, широкая распространенность и, следовательно, высокая эпидемическая значимость их в инфекционной патологии человека создают предпосылки к необходимости углубленного изучения их биологических свойств, рациональных методов лабораторной диагностики, знакомства с проблемами профилактики и лечения, в том числе специфических.

Знания этого раздела микробиологии, как и кишечных инфекций – вообще, усвоение этой темы расширяет круг знаний студентов. Они пригодятся им в изучении других дисциплин (эпидемиологии, инфекционных болезней), будут полезны врачам, занимающимся клинической деятельностью и санитарно-эпидемиологическим надзором.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС-03 по специальности 060101 – Лечебное дел о: формировать способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1, ПК-6, ПК-32), формировать умение работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, выделять основные положения, делать выводы, развивать личностные качества (ОК-3, ОК-5, ПК-6, ПК-11). Сформировать у студентов современное представление об этиологии, биологических свойствах возбудителей, таксономической характеристике, патогенезе брюшного тифа и других сальмонеллезов, характерных особенностях, клиническом течении и иммунитете. Научить студентов выбору методов лабораторной диагностики, материала исследования, забору, направлению его в лабораторию, научить соотносить результаты лабораторных исследований с этапами формирования инфекционного процесса и достигать решения конкретных клинико-лабораторных задач по индикации возбудителей названных заболеваний, их профилактике и лечению. Активно использовать современные достижения науки, особенно подчеркивая роль отечественных ученых в разработке данной темы (ОК-3, ПК-31).

 

Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

«Знать» - удельный вес кишечных инфекций в патологии человека, биологическую характеристику возбудителей, патогенез, особенности формирования инфекционного процесса при эшерихиозах, шигеллёзах и сальмонеллезах, принципы диагностики, терапии и основы профилактики.

«Уметь» - обучающиеся способны сопоставлять биологические свойства возбудителей кишечных инфекций с патогенетическими механизмами, анализировать их с учетом динамики развития, выбирая методы лабораторной диагностики, материал исследования; забирать материал, направить его в лабораторию, ставить некоторые методы диагностики - реакцию агглютинации (реакции Видаля, Нобля, Кастеллани); оценивать диагностические титры, определить стадии заболевания (начало, разгар, конец заболевания, прививочный, анамнестический), определить возможность бактерионосительства в РПГА (с эритроцитарным Vi – диагностикумом); выбрать препараты для специфической диагностики, терапии и профилактики возбудителей кишечных инфекций.

«Владеть» - навыками клинической интерпретации результатов микробиологического исследования.

 

4. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

4.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ВВОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:

1. Этиология возбудителей

- класс, порядок, семейство, род, вид;

- генетическая взаимосвязь отдельных представителей;

- морфотинкториальные, культуральные свойства возбудителей;

- антигенные варианты;

- патогенность, факторы патогенности;

- резистентность, адаптация, характер изменчивости;

- антигенная структура S.typhi, S.paratyphi A и В;

- эпидемиологические маркеры сальмонелл (биовары, фаговары, плазмиды).

 

2. Эпидемиология заболевания:

- источник, механизм передачи, восприимчивый организм;

- раскрыть источник заболевания;

- объяснить фекально-оральный механизм передачи;

- указать на сезонные, возрастные особенности развития заболеваний.

 

3. Патогенетические аспекты кишечных инфекций:

- особенности коли-инфекции в зависимости от типов кишечных палочек: энтеропатогенные, энтеротоксигенные, энтероинвазионные, энтерогеморрагические, энтероадгезивные;

- естественная резистентность человека к кишечным инфекциям;

- входные ворота инфекции;

- клинические формы (острая, подострая, хроническая, атипичная и т.п.);

- фазы патогенеза, клиники (особенности течения: острое, подострое, хрони-ческое); выздоровление: полное и неполное; бактерионосительство.

 

4. Принципы лабораторной диагностики:

- правила сбора, транспортировки материала для исследования;

- оформление направления в бактериологическую лабораторию;

- схема выделения чистой культуры возбудителей колиэнтерита, дизентерии, сальмонеллеза;

- общность и различия схем выделения.

- серологический метод диагностики: реакции агглютинации – реакции Видаля, Нобля, Кастеллани. Диагностические титры, определение стадии заболевания (начало, разгар, конец заболевания, прививочный, анамнестический), определение возможного бактерионосительства в РПГА (с эритроцитарным Vi – диагностикумом);

- дифференциация острого и хронического процессов с помощью Ig разных классов;

- аллергодиагностика (in vivo, in vitro);

- фагодиагностика.

 

5. Принципы терапии:

- основные препараты и их применение;

- возможные осложнения.

 

6. Основы профилактики:

- общие мероприятия;

- специфическая профилактика.

 

4.2. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо в рабочей тетради заполнить протокол практического занятия по теме (зарисовать препараты, составить комплексные таблицы, развернутые схемы, заключения и т.д.):

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЛНЫМ РЕГЛАМЕНТОМ ПРОТОКОЛА ЗАНЯТИЯ И ЕГО ОФОРМЛЕНИЕМ

Наименование учебного элемента Методическое решение Регламент протокола
1. Посев крови больного для накопления возбудителя, его выделения в чистой культуре (гемокультура) и идентификация микробного вида с а) определением чувствительности к антибиотикам, б) фаготипированием. Приложение № 1. Зарисовать все этапы схемы, подписать.
2. Составить схему выделения копрокультуры. Приложение № 2. Записать в протокол. Зарисовать.
3. Ускоренный бактериологический метод диагностики. Зарисовать. Приложение № 5. Зарисовать.
4. Выполнить ускоренную кровяно-капельную реакцию агглютинации по Минкевичу. Капля крови из пальца на предметное стекло + дистиллированная вода + диагностикум. Покачивая через 2-3 мин., в положительных случаях наблюдают появление агглютината. Оформить контроли: кровь без АГ, физ.раствор + АГ. Зарисовать в протоколе и записать.
5. Заполнить схему реакции Видаля с сывороткой крови больного тифопаратифозным сальмонеллезом, прочитать и оценить готовый результат. Приложение № 4. В четырех рядах пробирок развести испытуемую сыворотку от 1:50 до 1:6400 в физ.растворе 0,85%. В каждый ряд внести диагностикумы по схеме. Записать, согласно приложения, результаты. Дать заключение в протоколе.
6. На демонстрационном материале оценить реакцию Кастелани, РПГА. Составить схему постановки: а) реакции Кастеллани. Приложение №5. б) РПГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом. Приложение № 6. Зарисовать в протоколе, дать заключение по реакциям.
7. Ознакомиться по схеме с материалом, временем его анализа в связи с фазами патогенеза тифо-паратифозной инфекции. Суммирование клинико-патогенетических и лабораторно-диагностических данных. Приложение№7. Записать подробно в протокол.
8. Ознакомиться с: а) питательными средами; б) иммунобиологическими препаратами. Приложение № 8. Приложение № 9. Записать в протокол.  
9. Тестовый контроль усвоения материала. Приложение №10.  

Работа с контрольно-обучающими тестами

Выбрать правильный ответ:

Дата: 2019-07-24, просмотров: 166.