Социального развития Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерства здравоохранения и

Социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)

 

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

Специальность лечебное дело.

 

Методические рекомендации для студентов

 

«Значение ухода за больными. Особенности организации работы терапевтического стационара. Транспортировка больных»

 

 

Тюмень 2011г.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей.

Подготовили: доцент, к.м.н. Яркова В.Г., асс. Жмуров Д.В..

Под редакцией зав.кафедрой, профессора, д.м.н. Жмурова В.А.

 

 

Утверждены на заседании кафедры «15»декабря 2011г.

 

Заведующий кафедрой,

 профессор                                                            Жмуров В.А.

 

 

1. Тема занятия: Значение ухода за больными. Особенности организации работы терапевтического стационара. Транспортировка больных.

2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы:

Уход за больными представляет собой самостоятельную дисциплину и в широком смысле охватывает многие аспекты помощи больным.

 

 

4. Цель обучения:

Научить студентов санитарной обработке больных и личной гигиене   больного. Питанию больных.

5. Задачи:

Знать

1. Значение ухода за больными.

2. Организацию ухода за больными.

3. Деонтологические аспекты ухода за больными.

4. Организацию работы терапевтического стационара

5. Транспортировки больных

а) на каталке

б) на руках

в) на носилках

г) на кресле каталке

Воспитательный компонент.

Значение ухода за больными трудно переоценить. Успех лечения зависит от проводимого ухода. На протяжении изучения темы будут формироваться человеческие качества, такие как чуткость, отзывчивость, забота и внимание, а так же усваиваться знания о правовой регуляции деятельности медицинских работников, четкую регламентацию их должностных обязанностей.

7. Место проведения занятия: в учебных комнатах; в палатах, гастроэнтерологическом отделении (палате) клинической больницы.

8. Оснащение занятия.

- весы горизонтальные и напольные

- ростомеры горизонтальные и вертикальные)

- сантиметровая лента

- таблицы, схемы, структуры, диаграммы

- медицинская документация

- методические пособия, рекомендации для обучающихся

- муляжи, фантомы

- кровать функциональная с постельными принадлежностям

- кушетка

- наглядные пособия

- планшеты по темам занятий

- результаты лабораторных исследований (в норме и при патологии).

- лабораторная посуда для забора материала на исследование (банки, пробирки, предметные стекла и т.д.)

- спиртовые шарики

 - марлевая салфетка

 - валик.

 - учебное пособие "Общий уход за больными"

 - перчатки

 - судно, «Утка»

 

9. План изучения темы:

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.

 

 

10. Вопросы для самоподготовки:

 

12. Практическая работа с ориентировочной основой действия:

 

Использование медицинского халата

Цель:

· создание барьера, препятствующего распространению и передаче инфекции от пациента к персоналу и от персонала к пациенту;

· обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены;

· охрана здоровья персонала.

Показания:

· все виды персональной деятельности в ЛПУ;

ОСНАЩЕНИЕ:

· одноразовый или полотняный халат с застёжкой сзади с длинным рукавом (или медицинский костюм);

· клеенчатый фартук (при необходимости);

· зеркало.

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

Этапы Обоснование
1. Вымыть руки стандартным способом Удаление бытовой грязи, временных микроорганизмов, продуктов жизнедеятельности кожи
2. Надеть чистый медицинский халат, завязав поясок сзади. Халат должен полностью закрывать личную одежду   Халат (костюм) создаёт барьер, препятствующий передаче микроорганизмов, уменьшает распыление роговых чешуек кожи с тела. Защитные барьеры сокращают риск попадания инфекции в организм медперсонала
3. При выходе за пределы кабинета (или отделения) медицинский халат снимается, а если это невозможно, следует надеть верхний халат, а по возвращении его снять Предупреждается вынос инфекции за пределы отделения и загрязнение окружающей среды
4. В конце рабочей смены или в случае загрязнения, халат снять, выворачивая наизнанку, прикасаясь только к его внутренней поверхности Во время ношения медицинская одежда загрязняется микроорганизмами, увлажнение способствует интенсивному росту микробов, увеличивается риск перекрёстной инфекции
5. Использованный халат свернуть и поместить в мешок/ёмкость для последующей обработки  

Цель:

· создание барьера, препятствующего перекрёстной инфекции;

· обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены;

· охрана здоровья персонала.

Показания:

· медицинскую шапочку и маску следует носить постоянно при работе в процедурном кабинете, перевязочной, операционном блоке, родильном зале, отделении реанимации и палате интенсивной терапии;

· при выполнении инвазивных манипуляций;

· в боксах, инфекционных отделениях;

· в период эпидемий воздушно-капельных инфекций.

Оснащение:

· зеркало;

· чистая одноразовая или полотняная, не содержащая ворса медицинская шапочка;

· чистая маска одноразовая или четырёхслойная марлевая многократного применения.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

Этапы Обоснование
1. Вымыть руки стандартным способом   Удаление бытовой грязи, транзиторной и частично резистентной микрофлоры, продуктов жизнедеятельности кожи
2. Глядя в зеркало, надеть полотняную или одноразовую шапочку, убрав под неё все волосы Волосы и перхоть – возможные источники бактерий  
3. Стерильным пинцетом достать стерильную маску из бикса или из упаковки, взяв её за тесёмки  
4. Глядя в зеркало надеть маску, чтобы она плотно прилегая, закрывала рот и нос   Лицевая маска препятствует распространению инфицированной слюны с помощью фильтрации и меняет направление распылений из верхних дыхательных путей во время разговора, кашля, дыхания
5. При выполнении инвазивных манипуляций надеть защитные очки   Лицевые маски и защитные очки сокращают вероятность инфицирования слизистой оболочки рта, носа и глаз
6. Маска меняется по мере увлажнения и загрязнения, но не реже, чем через каждые два часа Маски становятся влажными и насыщаются микроорганизмами  
7. Маски нельзя спускать на шею или убирать в карман   Возможно инфицирование при повторном использовании или прикосновении
8. Снимать маску, прикасаясь только к завязкам  
9. Использованную маску сбросить в емкость для последующей дезинфекции Предупреждение загрязнения окружающей среды

 

 

социальный уровень Обработки рук (1 уровень)

Цель:

· обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала;

· механическое удаление транзиторной микрофлоры;

· обеспечение чистоты и гигиены.

Показания:

· перед и после осмотра пациента;

· перед и после выполнения различных процедур;

· перед приготовлением и раздачей пищи, перед едой;

· после посещения туалета;

· после сморкания.

ОСНАЩЕНИЕ:

· раковина с локтевым краном в процедурном кабинете, перевязочной, операционном блоке и на посту медицинской сестры отделения новорождённых; кран с барашками на посту палатной медсестры, в кабинете амбулаторного приёма и др.,

· мыло жидкое в дозаторе;

· теплая вода;

· индивидуальные разовые бумажные полотенца.

Необходимые условия:

· ногти должны быть коротко подстриженными, чистыми, и не покрыты лаком;

· не должно быть наклеенных искусственных ногтей;

· руки должны быть хорошо ухоженными – без заусениц, микротрещин и пр.;

· на руках не должно быть ювелирных украшений – колец, перстней, браслетов, часов.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

Этапы Обоснование
1. Проверить целостность кожи, снять часы и украшения с рук Повреждения кожи, украшения и длинные ногти могут быть рассадником резистентных микроорганизмов
2. Открыть кран  
3. Увлажнить кисти рук и предплечья Предварительное увлажнение уменьшает возможность кожных реакций
4. Намылить руки мылом и тщательно тереть их друг о друга не менее 30 сек, начиная от кончиков пальцев, затем межпальцевые пространства, тыльную и ладонную поверхность кисти, и вращательными движениями основания больших пальцев Механическое удаление бытовой грязи, микроорганизмов, предупреждение их размножения во влажной среде и возвращения на вымытые руки при закрытии кранов  
5. Смыть все остатки мыла и грязи  
6. Намылить кончики пальцев, тщательно вымыть и ополоснуть барашки кранов Во избежание дополнительного загрязнения рук от окружающих поверхностей
7. Еще раз обильно намылить руки мылом и тщательно тереть их друг о друга, начиная от кончиков пальцев, затем межпальцевые пространства, тыл и ладонь кисти, и вращательными движениями основания больших пальцев. Области под ногтями вычистить приспособлением для чистки ногтей под проточной водой Механическое удаление бытовой грязи, продуктов жизнедеятельности кожи, временных и некоторых резистентных микроорганизмов. Под ногтями количество микробов растёт очень быстро, несмотря на обработку  
8. Промыть руки теплой проточной водой до полного удаления мыла. Держать руки так, чтобы вода стекала с кистей в сторону локтя  
9. Закрыть кран  
10. Просушить руки бумажным полотенцем   Для замедления размножения микроорганизмов, которое интенсивно ускоряется во влажной среде
11. Использованное полотенце сбросить в специальную емкость для последующей утилизации  

Цель:

· обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала;

· уничтожение транзиторной микрофлоры, задержка роста резидентной микрофлоры;

· обеспечение чистоты и гигиены.

Показания:

· перед выполнением инвазивных процедур;

· перед работой с особо восприимчивыми пациентами;

· перед и после манипуляций с ранами и катетерами;

· после контакта с любыми биологическими жидкостями пациента.

ОСНАЩЕНИЕ:

· раковина с локтевым краном в процедурном кабинете, перевязочной, операционном блоке и на посту медицинской сестры отделения новорождённых; кран с барашками на посту палатной медсестры, в кабинете амбулаторного приёма и др.,

· мыло жидкое в дозаторе;

· теплая вода;

· 70% спирт или спиртосодержащие кожные антисептики, разрешенные к применению в РФ в установленном законом порядке;

· ватные тампоны (салфетки) или дозатор;

· стерильные перчатки;

· индивидуальные разовые бумажные полотенца.

Необходимые условия:

· ногти должны быть коротко подстриженными, чистыми, и не покрыты лаком;

· не должно быть наклеенных искусственных ногтей;

· руки должны быть хорошо ухоженными – без заусениц, микротрещин и пр.;

· на руках не должно быть ювелирных украшений – колец, перстней, браслетов, часов.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

Способ

Этапы Обоснование
1. Проверить целостность кожи, снять часы и украшения с рук Повреждения кожи, украшения и длинные ногти могут быть рассадником резистентных микроорганизмов
2. Открыть кран  

Мытье рук с мылом

3. Вымыть руки с мылом по принципу «руки-барашки-руки» (порядок действий смотри выше) Механическое удаление бытовой грязи, микроорганизмов, предупреждение их размножения во влажной среде и возвращения на вымытые руки при закрытии кранов   4. Закрыть кран   5. Просушить руки бумажным полотенцем   Для замедления размножения микроорганизмов, которое интенсивно ускоряется во влажной среде 6. Использованное полотенце сбросить в специальную емкость для последующей утилизации  

Способ

Этапы Обоснование
1. Проверить целостность кожи, снять часы и украшения с рук Повреждения кожи, украшения и длинные ногти могут быть рассадником резистентных микроорганизмов
2. Открыть кран при помощи локтевого смесителя  

Мытье рук с мылом

3. Вымыть руки с жидким мылом из настенного дозатора (не менее 30 сек) Механическое удаление бытовой грязи, микроорганизмов, предупреждение их размножения во влажной среде 4. Закрыть кран при помощи локтевого смесителя Закрытие крана при помощи локтя, предупреждает повторную контаминацию рук медперсонала 5. Просушить руки бумажным полотенцем   Для замедления размножения микроорганизмов, которое интенсивно ускоряется во влажной среде 6. Использованное полотенце сбросить в специальную емкость для последующей утилизации  

Цель:

· создание барьера, препятствующего распространению и передаче инфекции от пациентов к персоналу, от персонала к пациенту и от пациента к пациенту;

· обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены;

· охрана здоровья персонала.

Показания:

· при асептических процедурах;

· во всех случаях возможного контакта с кровью, другими биологическими жидкостями или инфицированными поверхностями, предметами;

· при возможном контакте с химическими веществами: моющими и дезинфицирующими средствами.

Противопоказания:

· гнойничковое или другое поражение кожи, трещины, раны.

Необходимые условия:

· достаточное количество перчаток стерильных и нестерильных, разовых и многократного применения;

· смена перчаток после каждого пациента.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

Этапы Обоснование
1. Вымыть руки и провести гигиеническую дезинфекцию одним из стандартных способов Удаление бытовой грязи, продуктов жизнедеятельности кожи, снижение числа резидентных микроорганизмов, уничтожение транзиторной микрофлоры
2. Выбрать перчатки в зависимости от предстоящей процедуры: стерильные перчатки при инвазивных процедурах, нестерильные чистые перчатки при выполнении других процедур  

Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)

 

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

Специальность лечебное дело.

 

Методические рекомендации для студентов

 

«Значение ухода за больными. Особенности организации работы терапевтического стационара. Транспортировка больных»

 

 

Тюмень 2011г.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей.

Подготовили: доцент, к.м.н. Яркова В.Г., асс. Жмуров Д.В..

Под редакцией зав.кафедрой, профессора, д.м.н. Жмурова В.А.

 

 

Утверждены на заседании кафедры «15»декабря 2011г.

 

Заведующий кафедрой,

 профессор                                                            Жмуров В.А.

 

 

1. Тема занятия: Значение ухода за больными. Особенности организации работы терапевтического стационара. Транспортировка больных.

2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы:

Уход за больными представляет собой самостоятельную дисциплину и в широком смысле охватывает многие аспекты помощи больным.

 

 

4. Цель обучения:

Научить студентов санитарной обработке больных и личной гигиене   больного. Питанию больных.

5. Задачи:

Знать

1. Значение ухода за больными.

2. Организацию ухода за больными.

3. Деонтологические аспекты ухода за больными.

4. Организацию работы терапевтического стационара

5. Транспортировки больных

а) на каталке

б) на руках

в) на носилках

г) на кресле каталке

Воспитательный компонент.

Значение ухода за больными трудно переоценить. Успех лечения зависит от проводимого ухода. На протяжении изучения темы будут формироваться человеческие качества, такие как чуткость, отзывчивость, забота и внимание, а так же усваиваться знания о правовой регуляции деятельности медицинских работников, четкую регламентацию их должностных обязанностей.

7. Место проведения занятия: в учебных комнатах; в палатах, гастроэнтерологическом отделении (палате) клинической больницы.

8. Оснащение занятия.

- весы горизонтальные и напольные

- ростомеры горизонтальные и вертикальные)

- сантиметровая лента

- таблицы, схемы, структуры, диаграммы

- медицинская документация

- методические пособия, рекомендации для обучающихся

- муляжи, фантомы

- кровать функциональная с постельными принадлежностям

- кушетка

- наглядные пособия

- планшеты по темам занятий

- результаты лабораторных исследований (в норме и при патологии).

- лабораторная посуда для забора материала на исследование (банки, пробирки, предметные стекла и т.д.)

- спиртовые шарики

 - марлевая салфетка

 - валик.

 - учебное пособие "Общий уход за больными"

 - перчатки

 - судно, «Утка»

 

9. План изучения темы:

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.

 

 

10. Вопросы для самоподготовки:

 

12. Практическая работа с ориентировочной основой действия:

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 168.