Неопубликованные источники информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ü Диссертация - квалификационная научная работа в определенной области

наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или крупные изобретения, внедренные в производство технологические процессы и др.

ü Депонированные рукописи - переданные на хранение в орган депозита-

рий научные работы, выполненные индивидуально или в соавторстве и рассчитанные на ограниченный круг потребителей.

Депонированные рукописи приравниваются к публикациям. Авторы сохраняют право на публикацию статей в научных изданиях. Ограничения по объему депонированных рукописей значительно меньше, чем для публикаций, что позволяет автору более полно представить результаты своей работы.

ü Научный отчет - отчет научной организации о проведенном исследова-

нии, доступен организациям и частным лицам, хранится в фондах НИИ и ВНТИЦентра.

Вторичные источники служат посредником между документами и реципиентами (читателями, зрителями, слушателями):

ü Аннотация - краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

ü Реферат - получается при объединении аннотации и резюме. Состоит из

трех частей: аннотационной, фактографической и резюмирующей. Согласно ГОСТ 7.9-95, реферат - это сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами

ü Реферативный журнал (РЖ) - представляет собой периодическое изда-

ние, в котором публикуются библиографические описания, рефераты, аннотации научных документов из первичных периодических изданий, материалов научных конференций, книг, депонированных научных работ и других научно-технических документов.

 

В зависимости от изучаемого вопроса и анализируемой магистром информации обзор литературных источников всегда начинают с описания актуальности изучаемой проблемы научного исследования. В нем описываются существующие взгляды на изучаемую проблему, их эволюция, называются основные представители научной мысли, работавшие над этим вопросом, приводятся их достижения.

Вводный раздел обзора литературы зачастую не содержит точного описания проблемы и результатов исследований. Располагать описание лучше в хронологическом порядке с указанием того, кто, в какой период и под чьим руководством проводил исследование, приведением краткой характеристики объекта исследования и эксперимента. Это должно избавить исследователя от необходимости воспроизведения одной и той же информации при каждом следующем цитировании.

Основная часть обзора литературы создается на основе публикаций, содержащих материалы непосредственных исследований. Их обзор следует начать с краткого описания проведенных экспериментов, перечня основных результатов, для того, чтобы понимать, когда, кем и на каком объекте было проведено исследование, в котором были получены те или иные результаты и, при необходимости, сам магистр обратиться к первоисточникам. При этом следует осторожно обращаться с экспериментальными материалами, полученными в других исследованиях. Не стоит воспроизводить целые таблицы, ограничиваясь лишь отдельными показателями. Любой конкретный результат должен иметь ссылку к источнику, включать не только точное указание на публикацию, но и страницу, где приводится данный результат.

Обзор литературы должен быть аналитическим, поэтому к изложению фактов необходимо подходить грамотно. Анализ литературы необходимо строить вокруг проблемы, а не публикаций. Проводя анализ, следует подчеркивать как сходство в практических результатах работ и их совпадение с теоретическими предположениями, так и несоответствия, расхождения, слабую изученность тех или иных вопросов. Анализируя источники, требуется определить слабые места в трудах, найти ранее неизученные аспекты. При этом не нужно торопиться излагать свое видение вопроса, так как главной задачей анализа литературы является лишь выявление проблем и ознакомление с современным состоянием области исследования.

 

Основные рекомендации сбора информации для литературного обзора:

ü Первичный поиск литературы (библиографический поиск) по проблеме исследования

Подбор литературы, логика и последовательность работы над ней определяются спецификой выбранной темы исследования. Эффективность работы магистра напрямую зависит от количества и качества литературы.

При выборе литературы рекомендуется, в первую очередь, остановиться на каком-либо более обширном фундаментальном источнике, в котором рассматривается выбранная тема, и двигаться дальше в направлении от общего к частному – от базисных положений к более конкретным. Лучше обращаться к источникам, авторы которых обладают наибольшим научным авторитетом в данной области. В ходе изучения выбранного источника в его тексте, подстрочных ссылках и перечне использованной литературы можно обнаружить ссылки на литературу, в которой рассматривается избранная тема (проблема).

Кроме того, следует вести поиск узкоспециализированного материала – научных статей в периодических изданиях; в монографиях, статьях, журналах, справочных материалах и т.д. и в сети Интернет (поисковые системы электронных библиотек и сайтов, где размещены журналы, монографии и др. литературные источники).

ü Проведение поверхностного и глубокого анализасобранных

материалов: чтение, систематизация материала, отбор необходимых фактических данных. Начиная работать с литературой, магистр сразу приступает к составлению библиографического списка использованных литературных источников.

Так как объем литературы в процессе работы растет, возникает необходимость правильно организовать работу с найденным библиографическим материалом – сортировать по степени важности и сложности.

Выстраивая свою работу, магистр должен четко определить какие теории и концепции он принимает как базовые, а на какие только ссылается в процессе анализа литературных источников, а также обосновать почему.

Кроме того, немало важным станет при написании литературного обзора составление краткого конспекта после изучения каждого источника информации необходимо конспектировать (цитировать, перефразировать) наиболее важные моменты, создавать своеобразный банк данных по выделенной теме, которые могут пригодиться в дальнейшей исследовательской работе, как-то: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения, цитаты и тезисы.

ü Классификация материала: группирование, сопоставление,

сравнение и т.п. Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем проникнуть в суть рассматриваемой темы. Она облегчает поиск и помогает установить ранее незамеченные связи и закономерности. Классификацию следует проводить в течение всего процесса изучения материала. Она является одной из центральных частей общей методологии любого научного исследования, которое выполняет магистр самостоятельно.

ü Составление плана литературного обзора

План должен отражать актуальность исследования, отображать порядок, в котором будут представляться литературные источники в литературном обзоре. Он должен быть конкретным, структурированным и реалистичным с учетом имеющейся в наличии литературы, за основу лучше взять хронологический принцип.

ü Написание литературного обзора согласно плану.

ü Написание заключения к литературному обзору: краткие выводы проведенного анализа

 литературы, сформулирована цель планируемой исследовательской работы.

ü Оформление ссылок в тексте: либо в квадратных скобках сразу

после упоминания в тексте, где указывается номер источника из списка литературы и через запятую номер страницы (диапазон страниц); либо в виде сносок, размещаемых в нижнем поле страницы. Ссылки в тексте оформляются в соответствии с ГОСТ 7.05-2008.

ü Составление и оформление списка литературы (библиографии) обусловлена легкостью дальнейшего нахождения использованной литературы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.