Методический практикум по сказкотерапии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сказка о созвездиях

Здравствуйте, мои милые друзья! Маленькие и большие, шустрые и задумчивые, фантазеры и художники! Меня зовут Звездная Фея, и я поведу вас в волшебную страну Зодиакалию.

Кто-то из вас, может быть, уже был в этой стране, когда смотрел на ночное звездное небо. Там много-много звезд живут своей особой тайной жизнью. Они дружат между собой и поэтому образуют на небе красивые узоры, которые люди называют созвездиями.

С давних времен люди смотрели на небо и любовались созвездиями. Им казалось, что одно созвездие похоже на прекрасного барашка, другое — на сильного быка, третье — на двух человечков-близнецов. А были такие люди, которые, глядя на звезды, могли сказать человеку о том, какой у него будет жизнь, то есть могли предсказать его судьбу. Этих людей называли Звездочетами.

Звездочеты заметили, что 12 узоров на звездном небе, 12 созвездий, как и 12 месяцев, влияют на жизнь людей на Земле; на их характер; на то, что они любят и чего не любят; на то, с кем они дружат; и на то, что они делают. Звездочеты поняли, что эти 12 созвездий живут в одной звездной стране. И они дали ей имя Зодиакалия. Каждому созвездию тоже дали имя. Теперь вы знаете, кто живет в звездной стране Зодиакалии. В этой стране живут 12 созвездий, и каждое имеет свое имя. Давайте с ними познакомимся.

Вот созвездие, которое так похоже на прекрасного барашка. Его зовут Овен.

А вот созвездие, которое похоже на сильного, могучего быка. Его зовут Телец.

Вот на небе стоят юноша и девушка. Они похожи друг на друга как две капли воды. Это созвездие называется Близнецы.

А вот созвездие, похожее на речного жителя — рака. Оно так и называется — Рак.

Вот на небе сидит благородный царь зверей. Это созвездие носит название Лев.

Теперь мы видим рисунок прекрасной девушки. Это созвездие зовут Дева.

Когда небесный ветер играет в Зодиакалии звездную музыку, созвездия кружатся в удивительном танце. Давайте потанцуем вместе с ними!..

А теперь продолжим наше путешествие по Зодиакалии.

Присмотритесь-ка, вот созвездие, которое зовут Весы.

А еще, видите, кто-то ползет по звездному небу? Это созвездие — Скорпион.

А сейчас вы удивитесь, потому что увидите на звездном небе странное существо: оно похоже на коня, но вместо конской головы и шеи у него человеческое тело. Получеловек-полуконь держит в руках лук — оружие древних людей, с помощью которого они охотились. Это созвездие называется Стрелец.

Если вы и дальше будете смотреть на звездное небо, то удивитесь еще больше. Перед вами — невиданное животное. Где же еще можно увидеть козла с хвостом рыбы?! Только на звездном небе. Это удивительное созвездие — Козерог.

А если вы поднимете голову чуть выше, то обнаружите прекрасного юношу, льющего воду из кувшина. Это созвездие — Водолей.

И последний житель страны Зодиакалии. Видите на небе двух милых рыбок? Это созвездие — Рыбы.

Ну, вот мы и познакомились с жителями страны Зодиакалии. Не так-то просто сразу запомнить всех новых знакомых. Не печальтесь, вы их запомните, потому что я расскажу вам интереснейшие сказки о каждом жителе этой звездной страны. О том, как каждый из них пришел в Зодиакалию; о том, как дружат люди Земли и жители страны Зодиакалии; и о многом-многом другом.

А теперь возьмите свои краски, карандаши и фломастеры, побольше бумаги и нарисуйте того жителя страны Зодиакалии, которого вы разглядели лучше всего и который вам больше всего понравился.

Теперь, когда ты знаешь, что люди называют созвездиями:

Нарисуй ночное звездное небо. Расскажи о том, что ты чувствуешь, когда смотришь на него.

Нарисуй или вылепи того жителя Зодиакалии, которого ты ярче всего представил, когда Звездная Фея рассказывала сказку.

Какое созвездие тебе было сложнее всего представить, рассмотреть на звездном небе?

Нарисуй того жителя Зодиакалии, под созвездием которого ты родился.

Скажи, пожалуйста, сколько всего жителей в стране Зодиакалии?

Методический практикум по сказкотерапии

 

Дорогие коллеги! Милые, чуткие мамы и папы, бабушки и дедушки! Перед вами — не простые сказки. Вы не найдете в них захватывающего, полного рискованных приключений сюжета. Они созданы для того, чтобы передать нашим детям глубинные Законы Бытия и внести покой в их душу. Многие люди подолгу смотрят на ночное звездное небо. Это неудивительно — ведь именно там скрывается Тайна. Когда мы смотрим на звезды, в наши души приходят покой и уникальное чувство единства с окружающим миром. Современные дети проявляют большой интерес к астрологии. Многие знают, под каким знаком Зодиака рождены они и их близкие, и даже пытаются на основании этих знаний объяснить некоторые черты характера. И было бы недальновидным обойти стороной интерес современных детей к астропсихологии.

ВВЕДЕНИ Дорогие коллеги! Милые, чуткие мамы и папы, бабушки и дедушки! Перед вами — не простые сказки. Вы не найдете в них захватывающего, полного рискованных приключений сюжета. Они созданы для того, чтобы передать нашим детям глубинные Законы Бытия и внести покой в их душу. Многие люди подолгу смотрят на ночное звездное небо. Это неудивительно — ведь именно там скрывается Тайна. Когда мы смотрим на звезды, в наши души приходят покой и уникальное чувство единства с окружающим миром. Современные дети проявляют большой интерес к астрологии. Многие знают, под каким знаком Зодиака рождены они и их близкие, и даже пытаются на основании этих знаний объяснить некоторые черты характера. И было бы недальновидным обойти стороной интерес современных детей к астропсихологии. «Сказки звездной страны Зодиакалии» относятся к разряду медитативных сказок. Они отличаются бесконфликтным сюжетом, насыщенностью положительными энергетизирующими образами, метафорическим изображением разных видов общения людей друг с другом. Само слово «медитация» стало в наше время весьма популярным и ассоциируется у многих с духовной практикой. Но, наверное, среди читателей есть люди, которые относятся к этому слову с настороженностью. Слишком часто его стали использовать шарлатаны, пользуясь тем, что смысл слова не всегда ясен. Медитация есть полное погружение в какой-либо процесс. Когда мы что-то увлеченно делаем: рисуем, сочиняем, играем — это можно назвать медитацией. Однако если мы самозабвенно «колдуем» над каким-либо блюдом, стираем любимую вещь, думая о том, как «волшебно» проявляется чистота, как приятны вода и нежная мыльная пена, — это тоже медитация. А вот когда любящая мама, читая ребенку сказку, одновременно готовит обед и следит за стиральной машиной — это уже совсем не медитация. Только полное погружение в процесс, глубокое его проживание является основой развития души. Назначение медитативных сказок — стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическая «под­зарядка». Но главное — сообщение нашему бессознательному «Я» позитивных, «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми. В системе комплексной сказкотерапии выделяются три вида медитативных сказок: 1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной) и кинестетической (ощущения от движений). Принцип построения текста сказок прост: «Мы переносимся с вами в удивительную Сказочную страну, в самое ее сердце — на Волшебную поляну. Мы лежим на Волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы, шелестит листва, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба — его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... Шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...» Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Но главное — при систематических занятиях учат ощущать прелесть Настоящего. Дело в том, что множество проблем у взрослых людей создается еще и от того, что жизнь, как правило, протекает только в двух временах: в Прошлом и Будущем. Думая о прошлых ошибках и достижениях, мы психологически находимся в Прошлом. Строя планы, генерируя опасения и тревоги, мы фактически находимся в Будущем. А где же тогда Настоящее? Что же называется жизнью? Быть может, это только «миг между Прошлым и Будущим»? А он включает в себя наши ощущения, мысли, эмоции «здесь и сейчас». Очень непросто научиться жить в Настоящем. Но медитативные сказки могут нам в этом помочь. 2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений между родителями и детьми. Это образы, которые могут стать впоследствии духовными ориентирами. Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам из неблагополучных семей, в которых существует дефицит эмоционального комфорта, поддержки и тепла. Как известно, от этого многие дети становятся озлобленными, «ершистыми», то есть проблемными. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает того, что их вообще не существует. Знание о том, «как это может быть», дает ребенку веру в хорошие отношения между людьми и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения. Вот пример медитативной сказки, создающей позитивный образ семьи, взаимоотношений детей и родителей, самоактуализации ребенка: Давным-давно в одной далекой волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом, и были верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них скоро будет ребенок. Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него. Шло время, Принц вырос. И захотелось ему посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц рассказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав об этом. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой шар: «Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам». Принц поблагодарил родителей, взял Золотой шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к сердцу. И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого шара. Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел красивый дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей к дворцу. Когда Принц вошел во дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот дворец специально для него. Золотой шар, который находился все время рядом с сердцем Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по дворцу своей легкой и уверенной походкой. Сейчас и мы с вами тоже находимся в прекрасном дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите... Через 7—10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так: «Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох... Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам». 3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценки, а также на исследование различных явлений нашей жизни. К этому виду сказок относится программа «Сказки звездной страны Зодиакалии». Она рассчитана минимум на 13 занятий. Основная идея программы — передать ребенку знания о его высоком предназначении посредством раскрытия базового принципа его зодиакального знака. Эти сказки изначально создавались для трудных детей в возрасте 5-7 лет. Они все ломали, уже в этом возрасте мало во что верили, имели серьезные проблемы в обучении. Многое было перепробовано, чтобы их увлечь. Единственное, что их «зацепило», — знаки Зодиака. Они задавали вопросы типа: «Ну, а если я — Весы, то какой я?» Эти ребята привыкли, что их все время ругают, у них выработался своеобразный «иммунитет против наказания». А ведь им так хотелось услышать о себе что-то хорошее! И даже не конкретно о себе, а о том Высшем Хорошем, к которому они принадлежат по дню своего рождения. Заложенная в сказках идея о том, что каждый человек изначально хорош и имеет свое предназначение, просто сотворила чудо. Ребята просветлели, более мудро, философски стали смотреть на мир, стали лучше учиться — ибо появились высокая цель, смысл. Безусловно, не все полностью осозналось, но интуитивный процесс личностного роста начался. Когда программа зодиакальных сказок создавалась, предполагалось, что ее можно будет использовать для занятий с детьми пяти лет и старше. Но после того, как она прошла большую проверку практикой, оказалось, что и трехлетние малыши слушают эти сказки с удовольствием. Часто родители читают их детям перед сном, и это оказывает позитивное, гармонизирующее воздействие и на взрослого, и на ребенка. Наши коллеги используют программу в работе с асоциальными подростками и тяжелобольными взрослыми, а также в коррекционных занятиях с детьми-инвалидами (со значительной степенью умственной отсталости). Многие педагоги применяют зодиакальные сказки на уроках по развитию речи и валеологии. В настоящее время программа переводится на английский язык. В каждом человеке присутствует не один житель Зодиакалии, которого мы вычисляем по числу и месяцу его рождения, а все двенадцать. И каждый из них наделяет наши душу, характер, желания своими оттенками... Из сказок дети узнают много нового о созвездиях. Поймут, что нет «хороших» и «плохих» знаков — каждый несет в себе что-то особенное и имеет свою историю. Почувствуют, что у жителей Зодиакалии есть и общее — они передают доброту, любовь, взаимопонимание, связаны с повседневными и вечными проблемами. Как работать с медитативными сказками? Прежде всего желательно запастись хорошей спокойной музыкой, направленной на расслабление. Сейчас в продаже появились альбомы «Звуки Природы», «Зодиакальная музыка» и многие другие. Медитативные сказки лучше читать под музыку медленно, делая небольшие паузы между абзацами. Комната для занятий должна быть достаточно теплой, но не душной. В холодном помещении мышцы тела непроизвольно находятся в тонусе и не позволяют ребенку полностью расслабиться. Важно, чтобы в процессе медитации не было посторонних, особенно резких, звуков. Желательно еще, чтобы вы сами, читая сказку, находились в спокойном, эмоциональном стабильном состоянии. В противном случае ваше беспокойство может передаться ребенку. Занятие можно построить так. Сначала вы спрашиваете у детей, смотрел ли кто-нибудь из них на звезды, нравилось ли им это занятие, что в это время они чувствовали, о чем думали, чего им хотелось? Потом можно показать детям карту звездного неба: «С давних времен люди смотрели на звезды и даже рисовали то, что видели». Когда дети рассмотрят карту, можно их спросить: «А когда вы разглядывали звезды на ночном небе, не видели ли вы Звездную Фею?» Ребята с развитым воображением наверняка ответят, что видели, и не один раз. Другие могут сказать, что не знают, кто это. «Ну что ж, тогда устраивай­тесь поудобнее. Те из вас, кто видел Звездную Фею, — познакомится с нею поближе, а кто с ней еще не знаком — узнает о ней». С этими словами вы предлагаете детям занять удобное для них положение (сидя или лежа), включаете спокойную музыку, просите их закрыть глаза. «Мы отправляемся в путешествие к звездам! Глубоко вдохните... выдохните... Итак, в путь»... Теперь можно начинать читать сказки. Когда сказка подойдет к концу, можно приступать к выполнению задания Звездной Феи или обсудить с детьми, что они запомнили, что они видели, а также предложить им какую-либо другую творческую работу: нарисовать, вылепить или как-то иначе изобразить героев сказки; изготовить куклы персонажей; придумать продолжение и многое другое. О том, как это делается, вы сможете узнать из нашей следующей книги.

Сказка о созвездиях

Здравствуйте, мои милые друзья! Маленькие и большие, шустрые и задумчивые, фантазеры и художники! Меня зовут Звездная Фея, и я поведу вас в волшебную страну Зодиакалию.

Кто-то из вас, может быть, уже был в этой стране, когда смотрел на ночное звездное небо. Там много-много звезд живут своей особой тайной жизнью. Они дружат между собой и поэтому образуют на небе красивые узоры, которые люди называют созвездиями.

С давних времен люди смотрели на небо и любовались созвездиями. Им казалось, что одно созвездие похоже на прекрасного барашка, другое — на сильного быка, третье — на двух человечков-близнецов. А были такие люди, которые, глядя на звезды, могли сказать человеку о том, какой у него будет жизнь, то есть могли предсказать его судьбу. Этих людей называли Звездочетами.

Звездочеты заметили, что 12 узоров на звездном небе, 12 созвездий, как и 12 месяцев, влияют на жизнь людей на Земле; на их характер; на то, что они любят и чего не любят; на то, с кем они дружат; и на то, что они делают. Звездочеты поняли, что эти 12 созвездий живут в одной звездной стране. И они дали ей имя Зодиакалия. Каждому созвездию тоже дали имя. Теперь вы знаете, кто живет в звездной стране Зодиакалии. В этой стране живут 12 созвездий, и каждое имеет свое имя. Давайте с ними познакомимся.

Вот созвездие, которое так похоже на прекрасного барашка. Его зовут Овен.

А вот созвездие, которое похоже на сильного, могучего быка. Его зовут Телец.

Вот на небе стоят юноша и девушка. Они похожи друг на друга как две капли воды. Это созвездие называется Близнецы.

А вот созвездие, похожее на речного жителя — рака. Оно так и называется — Рак.

Вот на небе сидит благородный царь зверей. Это созвездие носит название Лев.

Теперь мы видим рисунок прекрасной девушки. Это созвездие зовут Дева.

Когда небесный ветер играет в Зодиакалии звездную музыку, созвездия кружатся в удивительном танце. Давайте потанцуем вместе с ними!..

А теперь продолжим наше путешествие по Зодиакалии.

Присмотритесь-ка, вот созвездие, которое зовут Весы.

А еще, видите, кто-то ползет по звездному небу? Это созвездие — Скорпион.

А сейчас вы удивитесь, потому что увидите на звездном небе странное существо: оно похоже на коня, но вместо конской головы и шеи у него человеческое тело. Получеловек-полуконь держит в руках лук — оружие древних людей, с помощью которого они охотились. Это созвездие называется Стрелец.

Если вы и дальше будете смотреть на звездное небо, то удивитесь еще больше. Перед вами — невиданное животное. Где же еще можно увидеть козла с хвостом рыбы?! Только на звездном небе. Это удивительное созвездие — Козерог.

А если вы поднимете голову чуть выше, то обнаружите прекрасного юношу, льющего воду из кувшина. Это созвездие — Водолей.

И последний житель страны Зодиакалии. Видите на небе двух милых рыбок? Это созвездие — Рыбы.

Ну, вот мы и познакомились с жителями страны Зодиакалии. Не так-то просто сразу запомнить всех новых знакомых. Не печальтесь, вы их запомните, потому что я расскажу вам интереснейшие сказки о каждом жителе этой звездной страны. О том, как каждый из них пришел в Зодиакалию; о том, как дружат люди Земли и жители страны Зодиакалии; и о многом-многом другом.

А теперь возьмите свои краски, карандаши и фломастеры, побольше бумаги и нарисуйте того жителя страны Зодиакалии, которого вы разглядели лучше всего и который вам больше всего понравился.

Теперь, когда ты знаешь, что люди называют созвездиями:

Нарисуй ночное звездное небо. Расскажи о том, что ты чувствуешь, когда смотришь на него.

Нарисуй или вылепи того жителя Зодиакалии, которого ты ярче всего представил, когда Звездная Фея рассказывала сказку.

Какое созвездие тебе было сложнее всего представить, рассмотреть на звездном небе?

Нарисуй того жителя Зодиакалии, под созвездием которого ты родился.

Скажи, пожалуйста, сколько всего жителей в стране Зодиакалии?

Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.