МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВА

 

 

УТВЕРЖДЕНО

 

                                                             на заседании учебно-издательского

                                                             совета ДонНТУ

                                                             протокол № 1 от 17.02.2016г.

 

 

                                                                                                        

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« ИСТОРИЯ»

 

                                                                                                                   

                                                                         РАССМОТРЕНО

                                                                             на заседании кафедры

                                                                                    истории и права

                                                                                    21.01. 2016г. 

                                                                                     протокол № 6

 

                                                                                             

 

Донецк, 2016

 

УДК 340(075.8)

 

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «История». – Донецк, ДонНТУ, 2016. – 10 с.

 

        В методических указаниях рассматриваются основные формы проведения практических и семинарских занятий по дисциплине «История». Особое внимание сосредоточено на вопросах подготовки студентами рефератов. Акцентируется внимание на таких этапах подготовки студентов к семинарским занятиям, как подбор и изучение исторической литературы; работа над дискуссионной темой, подготовка сообщений и др.

 

Составители: проф. Саржан А.А., проф. Липинский В.В., доц. Борбачева Л.В., доц. Рощина Л.А., ст. преп. Тюльченко И.К.

 

 

Рецензент: к.и.н., доц. Ступак И.А., Донецкая академия внутренних дел МВД ДНР

 

 

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Семинар в переводе с греческого означает “школа”. Эта форма работы предполагает рассмотрение той или иной проблемы на основе проработки студентами источников соответствующего материала учебников и научной литературы. Основным ориентиром в подготовке к занятия план семинара, согласно которого студент изучает материал учебников, источники, дополнительную литературу. В ходе изучения проблемы, которая обозначена как тема семинара, записываются в отдельную тетрадь факты, их толкование, выводы со ссылкой на источники. На семинаре во время выступления студент может пользоваться конспектом, однако не рекомендуется его зачитывать.

Студент должен свободно владеть материалом. Кроме успешного обсуждения темы семинарского занятия, используется тестирование, целью которого является блиц-контроль за уровнем подготовки всей академической группы.

В выступлениях на семинаре уместно также использовать фрагменты художественных произведений, в частности, стихов, репродукций работ известных художников исторической тематики, устного народного творчества. Все это повышает интерес к научной проблеме, обогащает личность студента. Критериями оценки выступления на семинаре являются: степень использования источников и научной литературы, уровень раскрытия темы, научность выводов, понимание значения исторического опыта в решении проблемы современности.

По каждой теме семинарского занятия предлагаются темы дополнительных сообщений, которые либо дополняют, либо углубляют вопросы семинара.
Работу над сообщениями целесообразно начинать с подбора литературы по проблеме. Частично эту литературу приведены в рабочей программе. Студент с помощью преподавателя и консультанта отдела каталогов библиотеки ведет поиск необходимых источников и научных изданий. При этом стоит оставлять без внимания популярные и устаревшие издания. Если проблема оказалась дискуссионной, следует раскрыть сущность дискуссии, высказать и обосновать свое видение проблемы. При раскрытии темы обязательна ссылка на источники. Не забывайте, что фактический материал - основа для выводов. Там, где это уместно, надо связать исторический материал с современными проблемами нашего общества.

Критериями оценки выступления студентов являются уровень сбора источниковой базы, степень раскрытия темы, научность выводов, связь с современностью.

 


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Семинар №1. Приазовье и Подонцовье в древности (до V в. н.э.).

План

1. Освоение людьми территории современного Донбасса: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

2. Экспансия восточных кочевых народов на земли Приазовья и Подонцовья. Киммерийцы, скифы, сарматы.

3. Земли Донбасса в период Великого переселения народов (III - VIIст.): аланы, готы, гунны.

                                                   Темы рефератов:

1. Донецкий регион – древнейший центр добычи кремния и металлообработки Восточной Европы.

2. Расселение в южнорусских степях индоевропейских племен.

3. Кочевой мир Великой степи: киммерийцы, скифы, сарматы.

4. Танаис – узловой центр торговых и политических контактов эллинов, меотов и племен кочевников.

Литература: 3, 7, 8, 9, 14, 15.

 

 

План

1. Колонизация земель Подонцовья и Приазовья кочевыми племенами и Киевская Русь (VI - начало XIII вв.): авары, хазары, печенеги, половцы.

2. Подонцовье и Приазовье в ордынский период (XIII - первая половина XIV вв.).

3. Формирование централизованного Московского государства и усиление его юго - западных рубежей (XIV - XVI вв.). Куликовская битва.

4. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в.

                                       Темы рефератов:

1. Земли Подонцовья, Приазовья и Киевская Русь (VI – начало XIII вв.)

2. Борьба Руси с набегами кочевников Х-ХІІ вв.

3. Проникновение русичей на земли Подонцовья в XIV в. Средневековые путешественники в крае.

4. Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии (середина XIV – начало XVI вв.).

5. Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией (XVI - XVIIст.)

Литература: 1, 3, 7, 8, 9, 14, 15.

План

1. Переселенческая политика России в Приазовье и Подонцовье в ХVШв. Образование Славяносербии.

2. Административно-территориальное устройство региона (XVIII в.).

3. Русско-турецкие войны 1768-1774гг. и 1789-1791гг. и их последствия. Формирование Новороссии. Многонациональный состав населения региона.

4. Особенности хозяйственного развития Донбасса в XVIII в.

 

                                                     Темы рефератов:

1. Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья в начале XVIIIв.

2. Укрепление пограничных крепостей и строительство новых в первой половине XVIIIв.

3. Формирование и заселение земель Новороссии. 

4. Начало становления Донецкого бассейна как нового экономического района России (последняя четвертьXVIII века).

Литература: 1, 3, 7, 8, 9, 14, 15.

 

 

План

1. Административно-территориальное устройство и хозяйственное развитие края в первой половине XIX в. Крымская война и ее последствия.

2. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. Промышленный переворот на Донбассе в последней трети трети XIX в.

3. Эпоха государственно-монополистического капитализма. Опережающее развитие промышленности Донбасса (начало ХХст.).

4. Общественно-политическая и хозяйственная жизнь в Донбассе в годы буржуазно-демократической революции и Первой мировой войны.

                                    Темы рефератов:

1. Хозяйственное развитие Донбасса в первой половине XIX в.

2. Начало добычи угля на Донбассе.

3. Развитие местного самоуправления на Донбассе в пореформенную эпоху (вторая половина ХІХв.).

4. Изменение национального состава населения Донбасса (вторая половина ХІХв.).

5. Результаты проведения Столыпинской аграрной реформы в Донбассе.

Литература: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 14, 15.

 

 

План

1. Свержение самодержавия в России. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Донбассе (февраль– сентябрь 1917г.).

2. Соцально-экономический кризис в регионе. Октябрьская революция в Петрограде и приход к власти большевиков.

3. Донбасс в годы гражданской войны (1918 – 1920гг.).

4. Донецко-Криворожская Советская Республика. Поддержка большевистской России.

                                            Темы рефератов:

1. Политические силы Донбасса и их отношение к событиям в Петрограде и Киеве. Активизация политической борьбы.

2. Провозглашение Республики Советов в Украине и формирование центральных органов власти.

3. Донецко-Криворожская Советская Республика.  

4. Донбасс в годы гражданской войны. Поддержка большевистской России.

Литература: 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15.

 

 

План

1. НЭП в Донбассе: суть, особенности проведения, результаты, итоги.

2. Модернизация экономики Донбасса на основе политики индустриализации в СССР.

3. Коллективизация сельского хозяйства.

4. Культурная революция в Донбассе (1920 – 1930-е годы): успехи и проблемы.

5. Политические репрессии в Донецком регионе.

 

                                               Темы рефератов:

1. Реализация новой экономической политики в Донбассе.

2. Донецкий регион в годы первых пятилеток: завоевания и просчеты.

3. Индустриализация на Донбссе.

4. Осуществление политики «украинизации» в Донбассе и её итоги.

5. Политические репрессии в Донецком регионе.

Литература: 3, 4, 5, 6, 8, 11, 12.

 

План

1. Нападение немецко-фашистской коалиции на Советский Союз. Оборона Донбасса.

2. «Новый режим» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе. Борьба партизан и подпольщиков Донбасса с оккупантами.

3. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

4. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства региона (1943 – начале 1950-х годов).

 

                                Темы рефератов:

1. Оборонительные бои Красной Армии на подступах к Донбассу.

2. Борьба советских партизан и подпольщиков с оккупантами на Донбассе.

3. Деятельность украинских националистов в Донбассе и крах их планов.

4. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

Литература: 2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 24, 25.

     

 

План

 

1. Экономическое и социально-политическое развитие Донбасса в условиях демократизации советского общества (1953 – 1964гг.).

2. Социально-экономическое развитие Донбасса (вторая половина1970-х – первая половина 1980-х годов): успехи и проблемы.

3. Донбасс в условиях углубления системного кризиса в стране (1985-1991 гг.).

4. Донбасс в независимой Украине (1991 г. – 2013гг.)

 

                                   Темы рефератов:

1. От реформ к стагнации и краху: опыт Донецкого региона (1953-1991 гг.).

2. Общественно-политическая жизнь в Донбассе (1953 – 1964гг.).

3. Культурное развитие Донбасса (вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х годов).

4. Донбасс в контексте государственной национальной политики («Україна для українців»).

Литература: 2, 3, 4, 5, 11, 12, 18, 24, 25.

 

План

1. «Майдан» в к. 2013 – начале 2014г. в Киеве: причины, основные события, обострение противостояния между сторонниками и противниками.

2. Нарастание протестного движения в Юго-восточной Украине весной (март-апрель) 2014 г. Образование ДНР и ЛНР.

3. Вооруженная агрессия киевской власти против населения Донбасса (апрель 2014 - декабрь 2015 гг.)

4. Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в народных республиках в условиях перемирия (осень 2014 – февраль 2016гг.).

                                   Темы рефератов:

1. Майдан и начало вооруженного противостояния между его сторонниками и противниками.

2. Подъем стихийного протеста в Донбассе весной (март-апрель) 2014 года.

3. Провозглашение Донецкой народной республики и Луганской народной республики.

4. Война на Донбассе (2014 - 2016гг.).

Литература: 2, 10, 11, 17, 21, 22, 23, 24, 25.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Николаец, Ю. О. Поселенческая структура населения Донбасса (этнополитический аспект динамики) = Ніколаєць, Ю. О. Поселенська структура населення Донбасу : (етнополітичний аспект динаміки) : монография / Ю. О. Николаець ; НАН Украины. - Киев : ИПиЕНД им. И. Ф. Кураса, 2012. - 188 с. - 4 экз.

2. Украинский национализм и Донбасс : историческая ретроспектива / изд. И. Ю. Житинский ; редкол.: Т. И. Мармазова и др. - Донецк : Астро, 2010. - 350 с. - (К 65-летию Великой Победы. Памяти жертв германского фашизма и украинского национализма). - 5 экз.

3. Бойко, О. Д. История Украины = Бойко, О. Д. Історія України : учебное пособие для ВУЗов / О. Д. Бойко. - 3-е изд. - Киев : Академиздат, 2010. - 688 с. – 47 экз.

 

Дополнительная

4. Платонов, В. А. Цена "черного золота" Донбасса. Кн. 2 / В. А. Платонов. – Донецк : Изд-во БВЛ, 2014. - 372 с. - 1 экз.

5. Реабилитированные историей = Реабілітовані історією. Кн. 7 : Донецкая область/ обл. ред. кол.: О. Л. Третяк и др. - Киев ; Донецк : Регион, 2010. - 624 с. - 1 экз.

6. Галкин, Ю. И. Сборник документов о пограничном споре между Россией и Украиной в 1920-1925 годах за Таганрогско-Шахтинскую территорию Донецкой области / Ю. И. Галкин. - Донецк : [б.и.], 2015. - 48 c. - 1 экз.

7. Багацкий, В. В. История Украины = Багацький, В. В. Історія України : учебник для ВУЗов / В. В. Багацкий, Л. И. Кормич. - Киев : Алерта, 2010. - 388 с. - 4 экз.

 

Учебно-методические издания, разработанные в ДОННТУ

 

8. Саржан, А. А. История Украины = Саржан, А. О. Історія України : учебное пособие / А. А. Саржан. - Донецк : ДонНТУ, 2008. - 434 с. - 2 экз.

9. Губарев, В. К. История Украины = Губарев, В. К. Історія України : конспект лекций для студентов и преподавателей / В. К. Губарев. - Донецк : БАО, 2008. - 352 с. - 121 экз.

10.  Борбачева, Л. В. Батальон «Восток» : исторический очерк о батальоне "Восток" (2014-н. 2015 гг.) / Л. В. Борбачева. - Донецк : Цифровая типография, 2016. - 133 c. - 1 экз.

 

Электронные образовательные ресурсы

11. Бунтовский, С. Ю. История Донбасса [Электронный ресурс] / С. Ю. Бунтовский. – 7 Мб. - Донецк : Донбасская Русь, 2015. - 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader.

12. Скворцова, Е. М. История Отечества [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. - 2-е изд., стер. - 8 Мб. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 1 файл. - (Cogito ergo sum). - Систем. требования: Acrobat Reader.

13. Корнилов, В. В. Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта [Электронный ресурс] / В. В. Корнилов. - 1 Мб. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader.

14. Гончарук, П. С. История Украины с давнейших времен до начала XX века = Гончарук, П. С. Історія України з найдавніших часів до початку XX століття [Электронный ресурс] : курс лекций : учебное пособие для ВУЗов / П. С. Гончарук. - 2-е изд. - (6Мб). - Киев : ЦУЛ, 2009. - 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader.

15. История Украины = Історія України [Электронный ресурс] : учебное пособие для ВУЗов / Л. М. Колганова [и др.] ; ГВУЗ "ДонНТУ", Каф. истории и права. - 1 Мб. - Донецк : ДонНТУ, 2012. - 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader.

16. Отечественная история [Электронный ресурс] : методические указания к самостоятельной работе студентов. Ч. 1 / А. А. Саржан [и др.] ; ГВУЗ "ДонНТУ", Каф. истории и права. - 1 Мб. - Донецк : ГВУЗ "ДонНТУ", 2015. - 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader.

 

Периодические издания

17. Новая Земля : журнал. - Донецк : Изборский клуб Новороссии (2015-2017)

18. Культура и цивилизация : научный журнал / ГВУЗ "ДонНТУ", УНЦ "Социально-гуманитарный институт". - Донецк : ДонНТУ. (2015)

19. Донбасс. - Донецк. (2009-2012).

20. Донеччина. - Донецк. (2012).

21. Восток = Схід : журнал (2008-2014).

 

Internet-ресурсы

22. Журнал исторических, политологических и международных исследований (2015-2016).- Режим доступа: http://www.donnu.ru/mhpmo/archiv.- Дата обращения 07.06.2017.

23. Изборский клуб (Русские стратегии) : журнал (2013-2017). - Режим доступа: https://izborsk-club.ru/magazine. - Дата обращения 07.06.2017.

24. Культура и цивилизация : научный журнал / ГВУЗ "ДонНТУ", УНЦ "Социально-гуманитарный институт"(2015-2016). - Режим доступа: http://cic.sgi.donntu.org/index.php/2015-06-16-08-25-09. - Дата обращения 07.06.2017.

25. Вестник ДонНУ. Серия Б: Гуманитарные науки. (2016). – Режим доступа: http://www.donnu.ru/vestnikB/archive. - Дата обращения 07.06.2017.

26. Краеведение = Краєзнавство : журнал. (2008-2016). - Режим доступа: http://nsku.org.ua/?page_id=5603. - Дата обращения 07.06.2017.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВА

 

 

УТВЕРЖДЕНО

 

                                                             на заседании учебно-издательского

                                                             совета ДонНТУ

                                                             протокол № 1 от 17.02.2016г.

 

 

                                                                                                        

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« ИСТОРИЯ»

 

                                                                                                                   

                                                                         РАССМОТРЕНО

                                                                             на заседании кафедры

                                                                                    истории и права

                                                                                    21.01. 2016г. 

                                                                                     протокол № 6

 

                                                                                             

 

Донецк, 2016

 

УДК 340(075.8)

 

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «История». – Донецк, ДонНТУ, 2016. – 10 с.

 

        В методических указаниях рассматриваются основные формы проведения практических и семинарских занятий по дисциплине «История». Особое внимание сосредоточено на вопросах подготовки студентами рефератов. Акцентируется внимание на таких этапах подготовки студентов к семинарским занятиям, как подбор и изучение исторической литературы; работа над дискуссионной темой, подготовка сообщений и др.

 

Составители: проф. Саржан А.А., проф. Липинский В.В., доц. Борбачева Л.В., доц. Рощина Л.А., ст. преп. Тюльченко И.К.

 

 

Рецензент: к.и.н., доц. Ступак И.А., Донецкая академия внутренних дел МВД ДНР

 

 

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Семинар в переводе с греческого означает “школа”. Эта форма работы предполагает рассмотрение той или иной проблемы на основе проработки студентами источников соответствующего материала учебников и научной литературы. Основным ориентиром в подготовке к занятия план семинара, согласно которого студент изучает материал учебников, источники, дополнительную литературу. В ходе изучения проблемы, которая обозначена как тема семинара, записываются в отдельную тетрадь факты, их толкование, выводы со ссылкой на источники. На семинаре во время выступления студент может пользоваться конспектом, однако не рекомендуется его зачитывать.

Студент должен свободно владеть материалом. Кроме успешного обсуждения темы семинарского занятия, используется тестирование, целью которого является блиц-контроль за уровнем подготовки всей академической группы.

В выступлениях на семинаре уместно также использовать фрагменты художественных произведений, в частности, стихов, репродукций работ известных художников исторической тематики, устного народного творчества. Все это повышает интерес к научной проблеме, обогащает личность студента. Критериями оценки выступления на семинаре являются: степень использования источников и научной литературы, уровень раскрытия темы, научность выводов, понимание значения исторического опыта в решении проблемы современности.

По каждой теме семинарского занятия предлагаются темы дополнительных сообщений, которые либо дополняют, либо углубляют вопросы семинара.
Работу над сообщениями целесообразно начинать с подбора литературы по проблеме. Частично эту литературу приведены в рабочей программе. Студент с помощью преподавателя и консультанта отдела каталогов библиотеки ведет поиск необходимых источников и научных изданий. При этом стоит оставлять без внимания популярные и устаревшие издания. Если проблема оказалась дискуссионной, следует раскрыть сущность дискуссии, высказать и обосновать свое видение проблемы. При раскрытии темы обязательна ссылка на источники. Не забывайте, что фактический материал - основа для выводов. Там, где это уместно, надо связать исторический материал с современными проблемами нашего общества.

Критериями оценки выступления студентов являются уровень сбора источниковой базы, степень раскрытия темы, научность выводов, связь с современностью.

 


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.