Нормативно-правовая база деятельности вожатого
Часто в период подготовки к работе студенты, будущие воспитатели (вожатые), задают такой вопрос: «А какая ответственность может наступить в случае неисполнения своих обязанностей, которые повлекли за собой несчастный случай?». Ответ на него можно найти в ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 24.05.1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г.). Статья 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Приводим ее полностью:
«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».
Администрация предприятия, в частности оздоровительного лагеря, должна проводить специальный инструктаж со всеми работниками, в том числе и с воспитателями (вожатыми), практикантами по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда.
Основные нормативные документы.
Для того, чтобы работа с детьми в детском лагере доставляла удовольствие и не создавала дополнительных проблем, воспитателю (вожатому) необходимо почувствовать личную ответственность за жизнь и безопасность вверенных детей. Поэтому знание и изучение соответствующих законодательных документов необходимо и поможет в создании комфортных условий для детей.
Конвенция о правах ребенка.
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Рекомендации к ознакомлению:
Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до 18-летнего возраста), утверждают один из основных принципов Конвенции — приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав.
Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих); право на воссоединение с семьей.
Статьи 12—17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.
Статьи 20—26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям: сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; отмечают также права детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей — на социальную помощь.
Статьи 28—31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной и языковой культурой; право детей на отдых и досуг.
Статьи 32—36 определяют права ребенка на защиту со стороны го сударства, от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.
Статьи 37—40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Статьи 41—45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указывается об учреждении Международного Комитета по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.
Статьи 46—54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.
Какие действия следует предпринять в отношении существующих у детей дорогих вещей (украшения, мобильные телефоны, деньги), а также предметов, представляющих в определенной ситуации опасность для жизни или здоровья других детей.
Основополагающим тезисом здесь должен быть следующий: согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Вряд ли на это ребенок что-либо сможет возразить.
Если у ребенка есть сигареты, нож, спички (зажигалки), легковоспламеняющиеся вещества и аналогичные – данные предметы необходимо изъять и либо передать родителям (если имеется такая возможность), либо написать расписку, что указанные предметы «как представляющие угрозу для здоровья детей получены на хранение и подлежат возврату родителям по окончании смены».
Ценные вещи! на хранение не брать!
Ребенок самостоятельно несет риск сохранения принадлежащих ему вещей. Отдельный вопрос – деньги. С точки зрения закона, ограничить ребенка в праве самостоятельно хранить и распоряжаться ими нельзя (сами деньги опасности не представляют и прав других лиц не нарушают), но желательно. Самый лучший способ – уговорить ребенка сдать их на хранение; какие-то части выдавать ему по письменным заявлениям, а остальные возвратить в конце смены. При этом какой-либо гарантии, что ребенок отдал все деньги, естественно, нет. Поэтому за детьми (за всеми детьми) необходимо вести постоянное наблюдение (контроль) и в случае приобретения ими сигарет, алкогольных напитков и пр. ставить вопрос не о существовании у них денег, а о нарушении лагерной дисциплины с последующими оргмерами.
Если говорить совсем коротко – данное значение исключительно велико. Все знакомы с пословицей «кабы знать, где упадешь – соломку бы подстелил», но мало кто ей следует, по-видимому, предпочитая другую: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». Самое главное – не забывать делать то, что определено в инструкциях по лагерю.
В качестве примеров:
- приняли у ребенка деньги – напишите расписку и пусть ребенок распишется;
- сдали деньги или вещи администрации лагеря – получите соответствующий документ;
- выдали часть денег – необходима расписка;
- отпустили с родителями – родители должны написать записку, в которой подтвердить, что заботу о - ребенок нарушил правила – необходима докладная;
- забрали сигареты – напишите обязательство возвратить их родителям по окончании смены;
- если дети старшего возраста (13-15 лет) сознательно вредят «по мелочам» - ознакомьте их с правилами пребывания в детском лагере, с ответственностью за нарушение дисциплины и заставьте в этом расписаться (или организуйте подпись двух-трех вожатых, что ребенок ознакомлен, но расписаться отказался – и сразу докладную руководителю) и т.д.
В сложной ситуации именно данные документы подтвердят, что вы предвидели сложность обстановки и предприняли все возможное, чтобы избежать проблем; кроме того, о возникших трудностях официально ставятся в известность руководители, которые по должностному положению и обязаны данные ситуации разрешать.
Рекомендации.
1. Строго соблюдать инструкции.
2. При нарушении детьми лагерной дисциплины (а тем более при совершении административных правонарушений) вожатый пишет служебную записку начальнику смены. Затем необходимо потребовать от ребенка написать объяснительную записку, в которой он бы описал и само нарушение.
3. Для избежания многих неприятностей в дальнейшем уделить внимание скрупулезной письменной фиксации потенциально опасных ситуаций (прием и выдача денег, ценных вещей, опасных для здоровья вещей; объяснительные от детей; ознакомление старших детей с инструкцией «с подписью» и т.п.).
4. Если у ребенка есть вещи опасные для жизни (нож, легковоспламеняющиеся вещества, сигареты и т.п.), то данные предметы необходимо изъять и передать родителям. Если такой возможности нет, то написать расписку: «Следующие предметы ____, как представляющие угрозу здоровью ребенка, получены на хранение и подлежат возврату родителям по окончанию смены».
5. Если у ребенка есть ценные вещи, то уговорить его сдать в камеру хранения, или обязать написать расписку: «Сдать ____ в камеру хранения отказываюсь и самостоятельно несу риск сохранения принадлежащей мне вещи».
6. Ограничить ребенка в праве хранить и самостоятельно распоряжаться деньгами, с точки зрения закона, нельзя. Однако, если педагог уговорит передать деньги на хранение «ответственному» и будет их выдавать по запросу ребенка, то удастся лучше контролировать ребенка. «Ответственный» за хранение детских денег может быть один человек (например, методист), который уполномочен на это приказом начальника смены.
Требование по охране жизни и здоровья детей в детском оздоровительном лагере.
Каждый работник оздоровительного лагеря обязан:
• в случае возникновения опасности состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения этой опасности;
• ликвидировать источники травматизма, устранять нарушения санитарного состояния, пожарной безопасности;
• не допускать нарушений правил техники безопасности;
• требовать от детей выполнения правил техники безопасности;
• контролировать правильность пользования утюгами и другими электронагревательными приборами;
• не допускать ремонтировать и разбирать электронагревательные приборы, выключатели, электрические щитки, теле-радио-аппаратуру;
• не разрешать детям трогать какие-либо электрические провода, кабели, набрасывать на провода различные предметы;
• не разрешать детям стоять и сидеть на перилах и ограждениях;
• не допускать, чтобы дети заходили в подвалы корпусов, зданий, технических служб;
• следить за тем, чтобы дети не заходили в места, где стоят указатели «кабель 10 кВ» (или другой указатель, в зависимости от особенностей данного лагеря) «посторонним вход запрещен», «опасно» и т. д.;
• не допускать контакта здоровых детей с больными.
• хождение посторонних лиц по территории детского оздоровительного учреждения запрещается.
Общие положения
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристик «педагог - организатор» и «старший вожатый», утвержденных приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
На должность вожатого назначается и освобождается от должности директором лагеря лицо не моложе 18 лет, имеющее документ об успешном окончании вожатских обучающих курсов.
Вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому (методисту), заместителю директора по воспитательной работе.
В своей деятельности вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания воспитанников; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами лагеря (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).
Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Функции
Основными направлениями деятельности вожатого являются:
§ попечение и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере;
§ организация свободной деятельности вверенного ему отряда.
Должностные обязанности
Вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
§ создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
§ организует семейные дела, игры, праздники, экскурсии и т.п.;
§ поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
§ организует выход детей на зарядку и совместно с инструктором по физкультуре обеспечивает ее проведение;
§ помогает руководителю студии (кружка) во время занятий;
§ обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;
§ организует и обеспечивает участие детей в культурно - массовых, спортивно - оздоровительных и трудовых мероприятиях;
§ использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
§ организовывает самоуправление в коллективе воспитанников;
§ изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;
§ соблюдает права и свободы воспитанников;
§ ведет в установленном порядке документацию и отчетность;
§ проходит периодические медицинские обследования;
§ соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту;
§ обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро- и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
§ оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
§ вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников.
Права
Вожатый имеет право:
§ участвовать в управлении лагеря;
§ на защиту профессиональной чести и достоинства;
§ знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
§ защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
§ на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
§ свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы;
§ давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.
Ответственность
Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников вверенного отряда, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
За виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
За употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а также допуск распития алкоголя и курения со стороны детей вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников вожатый несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
Нормативно-правовая база деятельности вожатого
Часто в период подготовки к работе студенты, будущие воспитатели (вожатые), задают такой вопрос: «А какая ответственность может наступить в случае неисполнения своих обязанностей, которые повлекли за собой несчастный случай?». Ответ на него можно найти в ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 24.05.1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г.). Статья 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Приводим ее полностью:
«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».
Администрация предприятия, в частности оздоровительного лагеря, должна проводить специальный инструктаж со всеми работниками, в том числе и с воспитателями (вожатыми), практикантами по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда.
Основные нормативные документы.
Для того, чтобы работа с детьми в детском лагере доставляла удовольствие и не создавала дополнительных проблем, воспитателю (вожатому) необходимо почувствовать личную ответственность за жизнь и безопасность вверенных детей. Поэтому знание и изучение соответствующих законодательных документов необходимо и поможет в создании комфортных условий для детей.
Конвенция о правах ребенка.
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Рекомендации к ознакомлению:
Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до 18-летнего возраста), утверждают один из основных принципов Конвенции — приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав.
Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих); право на воссоединение с семьей.
Статьи 12—17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.
Статьи 20—26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям: сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; отмечают также права детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей — на социальную помощь.
Статьи 28—31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной и языковой культурой; право детей на отдых и досуг.
Статьи 32—36 определяют права ребенка на защиту со стороны го сударства, от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.
Статьи 37—40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Статьи 41—45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указывается об учреждении Международного Комитета по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.
Статьи 46—54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.