Написание бакалаврской работы начинается с выбора темы и научного руководителя работы. Выбору темы предшествуют написание курсовых работ, производственная практика, подготовка докладов на конференциях, участие в научно-исследовательской работе.
При выборе темы бакалаврской работы студенту может помочь научный руководитель, учитывая способности и успеваемость студента, его научные наклонности, интересы, базу практики. Тему выпускной квалификационной работы необходимо согласовать с научным руководителем и утвердить на заседании кафедры, на которой работает научный руководитель. Для этого студент должен написать заявление, образец которого приведен в приложении А. После утверждения темы необходимо составить план-график организации подготовки бакалаврской работы и получить задание на ее выполнение.
План работы – это не только организационный документ, он задает и общую логику исследования, поскольку при разработке плана намечается содержание бакалаврской работы.
Следует различать содержательный план, в котором выделяются главы и параграфы, и рабочий план-график научно-исследовательской работы. Они должны соответствовать друг другу и стимулировать студента к равномерному распределению ресурсов, к оптимизации временных затрат на выполнение работы.
Содержательная работа, как правило, начинается с изучения научной, методической, нормативной литературы по выбранной теме, просмотр которой целесообразен еще до составления плана работы. Обращение к первоисточникам пронизывает весь процесс написания бакалаврской работы, но особенно активно научная литература анализируется на первоначальном этапе.
Обзор первоисточников - очень объемная, кропотливая, сложная, но необходимая задача. Важно изначально определить порядок с фиксированием первоисточников по разделам, направлениям (главам, параграфам), поскольку, делая обзор по одному тематическому направлению, целесообразно фиксировать иные.
Следует помнить, что работа с первоисточниками - это не формальные требования, а содержательная деятельность. При тщательном анализе первоисточников рождаются новые мысли, идеи. Работа с первоисточниками - это творческая деятельность, вследствие которой, вырабатываются критерии анализа, появляется собственная точка зрения. Надо учитывать, что литературный обзор должен быть критическим.
При выборе литературы нужно, прежде всего, обращать внимание на монографии и научные статьи в профильных журналах, а число учебников свести к минимуму, использовать их только при написании глоссария.
Следующим этапом выполнения бакалаврской работы является выбор методологической базы исследования.
У каждой БР должна быть методологическая основа — те принципиальные научные положения, на которых она строится, раскрывается ее тема, вырабатывается новое знание. Науки социально-гуманитарного, экономического профиля являются полипарадигмальными, то есть имеют несколько (много) методологических подходов, что усложняет выбор и обоснование методологической базы.
При этом следует подчеркнуть, что одни ученые используют термин «методологическая основа», другие - «теоретическая основа», третьи - «теоретико-методологическая основа». Методология - это способ достижения и построения нового знания, а теория - результат процесса познания, некоторая совокупность новых знаний. В этом заключаются их различия. Однако теории, будучи проверены общественной практикой, могут выполнять методологическую функцию, т.е. служить направляющим началом исследовательской деятельности. Поэтому целесообразно выделять методологический и теоретический аспекты в теоретико-методологической основе (базе) исследования, хотя четких границ между ними проследить невозможно.
Методологические основы выпускной работы лучше излагать в хронологической последовательности. Можно выделить более общий подход, в нем теоретическое направление, затем более узкую концепцию, на которую будет опираться автор.
Определившись с методологической базой исследования, раскрыв ее, автору предстоит сформировать собственные исследовательские (теоретические, методические) позиции.
Как правило, существует два пути формирования авторской точки зрения: 1) эвристическая идея, гипотезы, их проверка, наполнение работы доказательствами, аргументами (с помощью цитат, статистических данных, экспериментальных сведений, собственных исследований); 2) выработка авторской позиции в ходе аналитического обзора источников, экспериментальной работы.
К теоретическим наработкам относятся: дефиниции; классификации признаков, принципов, факторов, возможных последствий, условий функционирования; механизмов реализации и т.д.; структуры объектов; схемы взаимосвязей, взаимодействий; методологические подходы анализа. Методические наработки - различные методы: сравнения, познавательные и практические, методы группировок и др.
Как правило, используется два основных варианта представления собственных изысканий: 1) критический обзор имеющихся позиций по одному направлению темы, затем своя точка зрения; так же и по другим направлениям; 2) обзор различных точек зрения, а затем в отдельном параграфе, пункте собственная позиция по всему кругу вопросов.
Обычно после выработки теоретико-методических положений работы переходят к экспериментально-практическому этапу исследования.
Большинство бакалаврских работ носит теоретико-прикладной характер и содержит экспериментальную часть. В качестве последней могут выступать: анализ ситуации на каком-то предприятии, в какой-то отрасли, в каком-то регионе по определенному тематическому направлению за некоторый период времени; проведение эксперимента на отдельных участках, в подразделениях, сравнительный анализ в экспериментальных и прочих подразделениях; проведение социологических, социально-психологических исследований, в том числе повторный анализ ранее проведенных исследований; анализ статистических материалов и т. п.
Проведенный эмпирический анализ важен не только потому, что он показывает исследовательские навыки студента, но и потому, что он дает материал для выработки конкретных предложений, рекомендаций по теме исследования, формулирования направлений совершенствования изучаемого объекта. Поэтому и при рассмотрении теоретических вопросов, и во время экспериментального этапа соискатель должен быть нацелен на получение практического выхода своего исследования. Поэтому завершающей главой работы обычно бывают предложения по оптимизации функционирования и развития того или иного объекта.
Обзор научной литературы, формирование теоретических основ работы, экспериментально-практическая деятельность студента сопровождаются формированием текста выпускной работы. Однако ближе к окончанию написания работы необходимо вернуться к подготовленным на предыдущих стадиях материалам и привести их в порядок, учитывая ряд требований: соответствие содержания работы поставленной цели и задачам; логичность, последовательность изложения материала; использование понятного, доступного языка; оптимальное сочетание теоретического и эмпирического (практического) материала.
Студент своей бакалаврской работой должен продемонстрировать глубину изучения выбранной темы, умение аргументировано и убедительно вести научную дискуссию, формировать собственную исследовательскую позицию, правильно распределять имеющийся материал, делать логичные переходы от одного вопроса к другому, обобщать сказанное, формулировать выводы. Последние желательно делать в конце каждой главы.
Бакалаврская работа должна быть выдержана в научном стиле, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, научному стилю характерно использование конструкций исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Необходимо применять терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить следующее:
− последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
− переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимости остановиться на, необходимо рассмотреть);
− противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
− причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
− различную степень уверенности и источник сообщения (конечно,разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
− итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, всесказанное позволяет сделать вывод, резюмируя сказанное, отметим …).
Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).
Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, -, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».
В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается употребление римских цифр.
При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15,6 тыс. руб., 18,5 м2).
Изложение материала в бакалаврской работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.
После проверки работы научным руководителем заполняется бланк отзыва (Приложение Г).
8 Общие требования к оформлению бакалаврской работы
Общие технические требования:
поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм, правое – 15 мм;
интервал: основной текст и список литературы – полуторный; примечания (постраничные сноски) – одинарный;
гарнитура: Times New Roman;
размер кегля: основной текст и список литературы – 14 пт.; примечания (постраничные сноски) – 12 пт. Название Главы – 14 пт., полужирный. Название параграфов, рисунков и таблиц – 14 пт., полужирный;
выравнивание текста: по ширине;
перенос – автоперенос, переносы в словах из прописных букв - исключить;
абзацы печатаются с красной строки; от левого поля – отступ равен 1,25 см;
расстояние между абзацами = 0;
расстояние между заголовками главы и параграфа выдерживается в 1 отступ (полтора интервала). Расстояние между текстом предыдущего параграфа и названием следующего должно равняться двум отступам. Каждая глава начинается с новой страницы;
нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры печатаются только со второго листа. Кроме титульного листа все страницы нумеруются арабскими цифрами, которые ставятся в центре нижней части листа, без точки.
последовательность страниц:
Титульный лист – страница 1 (не нумеруется);
Задание – страница 2;
Отзыв научного руководителя – вшивается без нумерации;
Содержание – страница 3;
Введение – страница 4 и т. д. (Приложения Д, Е).
Результат отчета проверки на заимствования – вшивается без нумерации последней страницей работы после приложений;
кавычки должны иметь вид «Текст» (печатные кавычки). Использование кавычек вида “Текст” допускается лишь в случае двойного цитирования («Текст: “Текст”»). Использование кавычек вида “Текст” не допускается.
Правила оформления рисунков и таблиц:
Рисунки (словом «рисунок» обозначаются все иллюстративные примеры, графики, диаграммы, схемы и т.п.) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки в пределах раздела (например, 1.1, 1.2, … - для рисунков первой главы; 2.1, 2.2, … - для рисунков второй главы и т. д.). Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. На все рисунки должны быть ссылки в тексте работы. Пример оформления рисунка:
Рисунок 3.1 - Название рисунка
Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места в конце страницы, то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, следующий за таблицей. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится. На все таблицы должны быть указания в тексте работы. Пример оформления таблицы:
Таблица 3.1 - Название таблицы
Столбец 1 | Столбец 2 | Столбец 3 | Столбец 4 | Столбец 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
… | … | … | … | … |
… | … | … | … | … |
… | … | … | … | … |
При переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над другими частями пишут «Продолжение таблицы». Пример оформления таблицы:
Таблица 3.2 - Название таблицы
Столбец 1 | Столбец 2 | Столбец 3 | Столбец 4 | Столбец 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
… | … | … | … | … |
… | … | … | … | … |
… | … | … | … | … |
Продолжение таблицы 3.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
… | … | … | … | … |
… | … | … | … | … |
… | … | … | … | … |
Если в работе требуется поместить таблицу, размещенную горизонтально, она выносится в Приложение.
Правила оформления формул. Если в тексте бакалаврской работы приводятся формулы, то рекомендуется располагать их на отдельной строке. Выше и ниже формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. При внесении в текст нескольких формул, если на них есть ссылки, формулы нумеруются общей сквозной нумерацией (допускается нумерация в пределах раздела). Пример оформления формулы:
, (1.1)
где:
ROI – простая норма прибыли
I0 – первоначальные инвестиции, руб.
Рr - денежные поступления в среднем за год, руб.
Правила оформления списков и перечислений. Принято выделять три типа списков:
− маркированные списки используются при перечислении или выделении отдельных фрагментов текста;
− нумерованные списки применяются в тех случаях, когда нужно определить порядок изложения;
− многоуровневые списки, используются при необходимости выделения нескольких уровней. В таких списках допустимы как нумерованные элементы, так и символы маркера.
Примеры оформления списка (сравните):
Для проведения совещания необходимо знать: − стоимость продукции; − маркетинговую позицию; − и т.д., и т.п. | Необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1. Что представляет продукт? 2. Какие известны недостатки? 3. И т.д., и т.п. |
Правила оформления списка использованных источников. Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Примеры оформления (Приложение Ж):
Книга с одним автором
Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика [Текст] / Г. В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2010. – 268 с.
Книги с двумя авторами
Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе [Текст] / А. Д. Ершов, П. С. Конопаева. – СПб.: Знание, 2009. – 232 с.
Книги трех авторов
Кибанов, А. Я. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М.: Экзамен, 2011. – 575 с.
Книги четырех авторов
Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала [Текст] / К. Д. Скрипник [и др.]. – М.: Приор, 2009. – 189 с.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 243.