Написание бакалаврской работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Написание бакалаврской работы начинается с выбора темы и научного руководителя работы. Выбору темы предшествуют написание курсовых работ, производственная практика, подготовка докладов на конфе­ренциях, участие в научно-исследовательской работе.

При выборе темы бакалаврской работы студенту может помочь научный руководитель, учитывая способности и успеваемость студента, его научные наклонности, интересы, базу практики. Тему выпускной квалификационной работы необходимо согласовать с научным руководителем и утвердить на заседании кафедры, на которой работает научный руково­дитель. Для этого студент должен написать заявление, образец которого приве­ден в приложении А. После утверждения темы необходимо составить план-график организации подготовки бакалаврской работы и получить задание на ее выполнение.

План работы – это не только организационный документ, он задает и общую логику исследования, поскольку при разработке плана намечается содержание бакалаврской работы.

Следует различать содержательный план, в котором выделяются главы и параграфы, и рабочий план-график научно-исследовательской работы. Они должны соответствовать друг другу и стимулировать студента к равномерному распределению ресурсов, к оптимизации временных затрат на выполнение работы.

Содержательная работа, как правило, начинается с изучения научной, методической, нормативной литературы по выбранной теме, просмотр которой целесообразен еще до составления плана работы. Обращение к первоисточникам пронизывает весь процесс написания бакалаврской работы, но особенно активно научная литература анализируется на первоначальном этапе.

Обзор первоисточников - очень объемная, кропотливая, сложная, но необходимая задача. Важно изначально определить порядок с фиксированием первоисточников по разделам, направлениям (главам, параграфам), поскольку, делая обзор по одному тематическому направлению, целесообразно фиксировать иные.

Следует помнить, что работа с первоисточниками - это не формальные требования, а содержательная деятельность. При тщательном анализе первоисточников рождаются новые мысли, идеи. Работа с первоисточниками - это творческая деятельность, вследствие которой, вырабатываются критерии анализа, появляется собственная точка зрения. Надо учитывать, что литературный обзор должен быть критическим.  

При выборе литературы нужно, прежде всего, обращать внимание на монографии и научные статьи в профильных журналах, а число учебников свести к минимуму, использовать их только при написании глоссария.

     Следующим этапом выполнения бакалаврской работы является выбор методологической базы исследования.

У каждой БР должна быть методологическая основа — те принципиальные научные положения, на которых она строится, раскрывается ее тема, вырабатывается новое знание. Науки социально-гуманитарного, экономического профиля являются полипарадигмальными, то есть имеют несколько (много) методологических подходов, что усложняет выбор и обоснование методологической базы.

При этом следует подчеркнуть, что одни ученые используют термин «методологическая основа», другие - «теоретическая основа», третьи - «теоретико-методологическая основа». Методология - это способ достижения и построения нового знания, а теория - результат процесса познания, некоторая совокупность новых знаний. В этом заключаются их различия. Однако теории, будучи проверены общественной практикой, могут выполнять методологическую функцию, т.е. служить направляющим началом исследовательской деятельности. Поэтому целесообразно выделять методологический и теоретический аспекты в теоретико-методологической основе (базе) исследования, хотя четких границ между ними проследить невозможно.                                          

Методологические основы выпускной работы лучше излагать в хронологической последовательности. Можно выделить более общий подход, в нем теоретическое направление, затем более узкую концепцию, на которую будет опираться автор.

Определившись с методологической базой исследования, раскрыв ее, автору предстоит сформировать собственные исследовательские (теоретические, методические) позиции.

Как правило, существует два пути формирования авторской точки зрения: 1) эвристическая идея, гипотезы, их проверка, наполнение работы доказательствами, аргументами (с помощью цитат, статистических данных, экспериментальных сведений, собственных исследований); 2) выработка авторской позиции в ходе аналитического обзора источников, экспериментальной работы.

К теоретическим наработкам относятся: дефиниции; классификации признаков, принципов, факторов, возможных последствий, условий функционирования; механизмов реализации и т.д.; структуры объектов; схемы взаимосвязей, взаимодействий; методологические подходы анализа. Методические наработки - различные методы: сравнения, познавательные и практические, методы группировок и др.

Как правило, используется два основных варианта представления собственных изысканий: 1) критический обзор имеющихся позиций по одному направлению темы, затем своя точка зрения; так же и по другим направлениям; 2) обзор различных точек зрения, а затем в отдельном параграфе, пункте собственная позиция по всему кругу вопросов.

Обычно после выработки теоретико-методических положений работы переходят к экспериментально-практическому этапу исследования.

Большинство бакалаврских работ носит теоретико-прикладной характер и содержит экспериментальную часть. В качестве последней могут выступать: анализ ситуации на каком-то предприятии, в какой-то отрасли, в каком-то регионе по определенному тематическому направлению за некоторый период времени; проведение эксперимента на отдельных участках, в подразделениях, сравнительный анализ в экспериментальных и прочих подразделениях; проведение социологических, социально-психологических исследований, в том числе повторный анализ ранее проведенных исследований; анализ статистических материалов и т. п.

Проведенный эмпирический анализ важен не только потому, что он показывает исследовательские навыки студента, но и потому, что он дает материал для выработки конкретных предложений, рекомендаций по теме исследования, формулирования направлений совершенствования изучаемого объекта. Поэтому и при рассмотрении теоретических вопросов, и во время экспериментального этапа соискатель должен быть нацелен на получение практического выхода своего исследования. Поэтому завершающей главой работы обычно бывают предложения по оптимизации функционирования и развития того или иного объекта.

Обзор научной литературы, формирование теоретических основ работы, экспериментально-практическая деятельность студента сопровождаются формированием текста выпускной работы. Однако ближе к окончанию написания работы необходимо вернуться к подготовленным на предыдущих стадиях материалам и привести их в порядок, учитывая ряд требований: соответствие содержания работы поставленной цели и задачам; логичность, последовательность изложения материала; использование понятного, доступного языка; оптимальное сочетание теоретического и эмпирического (практического) материала.

Студент своей бакалаврской работой должен продемонстрировать глубину изучения выбранной темы, умение аргументировано и убедительно вести научную дискуссию, формировать собственную исследовательскую позицию, правильно распределять имеющийся материал, делать логичные переходы от одного вопроса к другому, обобщать сказанное, формулировать выводы. Последние желательно делать в конце каждой главы.

Бакалаврская работа должна быть выдержана в научном стиле, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, научному стилю характерно использование конструкций исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Необходимо применять терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности  и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить следующее:                      

− последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

 переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимости остановиться на, необходимо рассмотреть);

− противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

− причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

− различную степень уверенности и источник сообщения (конечно,разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

− итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, всесказанное позволяет сделать вывод, резюмируя сказанное, отметим …).

Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).                                                                                     

Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, -, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».

В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается употребление римских цифр.

При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15,6 тыс. руб., 18,5 м2).

Изложение материала в бакалаврской работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.

После проверки работы научным руководителем заполняется бланк отзыва (Приложение Г).

 

8 Общие требования к оформлению бакалаврской работы

 

Общие технические требования:

поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм, правое – 15 мм;

интервал: основной текст и список литературы – полуторный; примечания (постраничные сноски) – одинарный;

гарнитура: Times New Roman;

размер кегля: основной текст и список литературы – 14 пт.; примечания (постраничные сноски) – 12 пт. Название Главы – 14 пт., полужирный. Название параграфов, рисунков и таблиц – 14 пт., полужирный;

выравнивание текста: по ширине;

перенос – автоперенос, переносы в словах из прописных букв - исключить;

абзацы печатаются с красной строки; от левого поля – отступ равен 1,25 см;

расстояние между абзацами = 0;

расстояние между заголовками главы и параграфа выдерживается в 1 отступ (полтора интервала). Расстояние между текстом предыдущего параграфа и названием следующего должно равняться двум отступам. Каждая глава начинается с новой страницы;

нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры печатаются только со второго листа. Кроме титульного листа все страницы нумеруются арабскими цифрами, которые ставятся в центре нижней части листа, без точки.

последовательность страниц:

Титульный лист – страница 1 (не нумеруется);

Задание – страница 2;

Отзыв научного руководителя – вшивается без нумерации;

Содержание – страница 3;

Введение – страница 4 и т. д. (Приложения Д, Е).

Результат отчета проверки на заимствования – вшивается без нумерации последней страницей работы после приложений;

кавычки должны иметь вид «Текст» (печатные кавычки). Использование кавычек вида “Текст” допускается лишь в случае двойного цитирования («Текст: “Текст”»). Использование кавычек вида “Текст” не допускается.

Правила оформления рисунков и таблиц:

Рисунки (словом «рисунок» обозначаются все иллюстративные примеры, графики, диаграммы, схемы и т.п.) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки в пределах раздела (например, 1.1, 1.2, … - для рисунков первой главы; 2.1, 2.2, … - для рисунков второй главы и т. д.). Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. На все рисунки должны быть ссылки в тексте работы. Пример оформления рисунка:

 

 

 

 



Рисунок 3.1 - Название рисунка

 

Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места в конце страницы, то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, следующий за таблицей. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится. На все таблицы должны быть указания в тексте работы. Пример оформления таблицы:

Таблица 3.1 - Название таблицы

 

Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Столбец 4 Столбец 5
1 2 3 4 5

При переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над другими частями пишут «Продолжение таблицы». Пример оформления таблицы:

 

Таблица 3.2 - Название таблицы

Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Столбец 4 Столбец 5
1 2 3 4 5

Продолжение таблицы 3.2

1 2 3 4 5

 

Если в работе требуется поместить таблицу, размещенную горизонтально, она выносится в Приложение.

Правила оформления формул. Если в тексте бакалаврской работы приводятся формулы, то рекомендуется располагать их на отдельной строке. Выше и ниже формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. При внесении в текст нескольких формул, если на них есть ссылки, формулы нумеруются общей сквозной нумерацией (допускается нумерация в пределах раздела). Пример оформления формулы:

                                  ,                                          (1.1)                                                                                   

 

где:

ROI – простая норма прибыли

I0 – первоначальные инвестиции, руб.

Рr - денежные поступления в среднем за год, руб.

Правила оформления списков и перечислений. Принято выделять три типа списков:

маркированные списки используются при перечислении или выделении отдельных фрагментов текста;

нумерованные списки применяются в тех случаях, когда нужно определить порядок изложения;

многоуровневые списки, используются при необходимости выделения нескольких уровней. В таких списках допустимы как нумерованные элементы, так и символы маркера.

Примеры оформления списка (сравните):

 

Для проведения совещания необходимо знать:стоимость продукции;маркетинговую позицию;и т.д., и т.п. Необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1. Что представляет продукт? 2. Какие известны недостатки? 3. И т.д., и т.п.

 

Правила оформления списка использованных источников. Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Примеры оформления (Приложение Ж):

Книга с одним автором

Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика [Текст] / Г. В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2010. – 268 с.

Книги с двумя авторами

Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе [Текст] / А. Д. Ершов, П. С. Конопаева. – СПб.: Знание, 2009. – 232 с.

Книги трех авторов

Кибанов, А. Я. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов [Текст] /  А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М.: Экзамен, 2011. – 575 с.

Книги четырех авторов

Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала [Текст] / К. Д. Скрипник [и др.]. – М.: Приор, 2009. – 189 с.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 216.