ПРОГРАММА научно-исследовательской работы
(получение первичных навыков научно-исследовательской работы, учебная практика)
(вид практики)
11.04.01 — РАДИОТЕХНИКА _____________________________________________________________________________
(код и направление подготовки / специальности)
Магистерская программа "Радиотехника"
_____________________________________________________________________________
(наименование профиля подготовки / специализации/ магистерской программы)
Магистратура
_____________________________________________________________________________
(уровень высшего образования)
Заочная
_____________________________________________________________________________
(формы обучения)
Севастополь
2018 г.
Программа научно-исследовательской работы составлена на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 11.04.01 — Радиотехника, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 года № 925.
Программа научно-исследовательской работы рассмотрена и одобрена на заседании
кафедры «Радиоэлектроника и телекоммуникации»
Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.
Руководитель образовательной программы _____________ И. В. Лащенко
(подпись) (И.О. Фамилия)
Программа составлена: | ||
Доцент, канд. техн. наук, доцент | _____________ | И. В. Лащенко |
(должность, ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
Рецензент: | ||
Доцент кафедры РТ, к.т.н., зам. директора ИРИБ | _____________ | А. А. Савочкин |
(должность, ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
Цель научно-иследовательской работы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 11.04.01 — Радиотехника, научно-исследовательская работа (НИР), так же как и набор практик относится к Блоку 2 «Практики» учебного плана. Поскольку одной из задач профессиональной деятельности магистерской программы является научно-исследовательская, то научно-исследовательская работа является обязательной.
В основной образовательной программе (ООП) подготовки магистров по направлению 11.04.01 — Радиотехника на кафедре «Радиоэлектроника и телекоммуникации» СевГУ определена основная цель научно-исследовательской работы — подготовка к исследовательской деятельности, формирование первичных навыков и умений в научно-исследовательской работе, формирование профессионального сознания в условиях реального научно-исследовательского процесса.
Структура НИР
Структура НИР представлена в виде набора этапов, повторяющегося каждый семестр:
— организационный (выдача задания, инструктаж);
— ознакомительный (только для 1 семестра или в случае смены темы НИР и прохождения НИР на предприятии);
— планово-аналитический (анализ индивидуального задания НИР, разработка планов НИР и выбор методик решения поставленных задач);
— работа с источниками информации (может проводиться параллельно с предыдущим этапом, представляет собой сбор и систематизацию информации по теме научного исследования);
— исследовательский (проведение исследований, опытов, моделирования и др., согласно поставленным задачам);
— подготовка отчетных материалов (отчета НИР, дневника НИР, публикаций в сборниках и докладов на конференциях, подготовка заявок на изобретение);
— контрольный (зачет по НИР на основании представленного отчета НИР, дневника НИР и сделанной презентации на итоговом научном семинаре семестра).
Таким образом, структура научно-исследовательской работы студентов заочной формы обучения представлена в таблице 6.1.
Таблица 6.1 — Структура НИР для ЗФО
Семестр | Этапы НИР | Форма контроля | |||
Название этапа | Трудоемк., ч. | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||
1 | Организационный | 2 | — вводное занятие; — инструктаж по технике безопасности; — оформление направления на НИР (по необходимости); — выдача перечня предварительных тем НИР; — выдача дневника НИР | — выбор студентом предварительной темы (индивидуального задания) НИР, информирование руководителя НИР учебной группы; — подготовка соответствующих документов для НИР на предприятии. | — Руководитель НИР учебной группы закрепляет (на вводных занятиях) за студентом выбранную предварительную тему НИР первого семестра; — контроль записей в дневнике НИР студента |
Ознакомительный | 4 | —ознакомление студентов с организацией научно-исследовательских работ, с тематикой актуальных исследований путем: 1) проведения экскурсий в организациях научно-исследовательского профиля; 2) семинаров-лекций преподавателей кафедры, занимающихся научной деятельностью (аудиторные занятия этапа проводятся в рамках дисциплины «Научный семинар «Современная радиоэлектроника») | — проведение студентом самостоятельного анализа с помощью доступных источников по представленным актуальным темам с целью выбора интересующего перспективного направления для научной деятельности, а также научного руководителя в течение семестра | — руководитель НИР учебной группы в рабочем режиме контролирует: — посещаемость семинаров-лекций и организованных экскурсий; — записи в дневнике НИР; — усилия студента по выбору направления исследования и научного руководителя | |
Планово-аналитический | 10 | — | — анализ проблем и перспектив в выбранной предварительной теме НИР (анализ индивидуального задания НИР); — разработка рабочего плана и программы проведения научного исследования на семестр | — руководитель НИР учебной группы на заключительном этапе НИР 1-го семестра проверяет: — соответствующие записи в дневнике НИР; — наличие указанного вида работ в отчете НИР | |
Работа с источниками информации | 40 | — | — сбор, обработка, систематизация и анализ научно-технической информации по теме исследований | — руководитель НИР учебной группы проверяет записи в дневнике НИР и качество библиографического списка в итоговом отчете НИР | |
Исследовательский | 40 | — | Проведение исследований по выбранному предварительному направлению | — руководитель НИР учебной группы проверяет записи в дневнике НИР | |
Подготовка отчетных материалов | 10 | — | Подготовка итогового отчета НИР и презентации для представления на семинаре. Заявления о выбранном руководителе и направлении НИР | — руководитель НИР учебной группы проверяет дневник и отчет НИР с отраженными результатами работы, контроль наличия заявления о выборе научного руководителя и направления НИР на следующие семестры | |
Контрольный (зачет НИР) | 2 | Итоговый научный семинар с представлением презентации проведенной в семестре работы | — | ||
2 | Организационный | 4 | — вводное занятие; — инструктаж по технике безопасности; — оформление направления на НИР (при необходимости); — выдача дневника НИР | — подготовка соответствующих документов для НИР на предприятии (при необходимости) | Научный руководитель выдает индивидуальное задание на семестр, контролирует записи в дневнике НИР |
Планово-аналитический | 10 | — | — анализ индивидуального задания НИР; — разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований; — выбор методик и средств решения сформулированных задач. | — руководитель НИР учебной группы проверяет: 1) соответствующие записи в дневнике НИР; 2) наличие указанного вида работ в отчете НИР. — экспертный анализ плана и выбор методик осуществляет научный руководитель студента | |
Работа с источниками информации | 40 | — | — сбор, обработка, систематизация и анализ научно-технической информации по теме исследований | — руководитель НИР учебной группы, проверяет записи в дневнике НИР и качество библиографического списка в итоговом отчете НИР; — экспертный анализ проведенного обзора и литературы проводит научный руководитель студента в отчете НИР (ВКР) | |
Исследовательский | 40 | — | —проведение исследований: выполнение научно-исследовательских, производ-ственных и научно-производственных заданий, наблюдения, измерения, проведение вычислительных и натурных экспериментов, проектирование радиотехнических и телекоммуникационных устройств, приборов, систем и комплексов с учетом заданных требований, моделирование радиотехнических процессов, устройств и систем | — руководитель НИР учебной группы проверяет записи в дневнике НИР, — экспертный контроль качества и правильности проведения исследования осуществляет научный руководитель, отражая оценку в виде отзыва руководителя НИР в дневнике НИР и отзыве на ВКР магистра | |
Подготовка отчетных материалов | 10 | — | Подготовка итогового отчета НИР и презентации для представления на семинаре. Подготовка публикаций, участие в конкурсах научных работ, подготовка заявок на изобретение. | — руководитель НИР учебной группы проверяет дневник и отчет НИР с отзывом научного руководителя | |
Контрольный | 4 | Итоговый научный семинар | — |
Содержание НИР
Организационный этап.
В начале каждого семестра обучения руководитель НИР от кафедры проводит организационное собрание, на котором студентам разъясняются цели и задачи НИР, выдаются дневники НИР.
Студент самостоятельно выбирает область исследований из формируемого ежегодно списка направлений научной деятельности кафедры «Радиоэлектроники и телекоммуникаций» и научного руководителя.
Индивидуальное задание формируется руководителем НИР (сотрудником кафедры «Радиоэлектроники и телекоммуникаций») в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Тема НИР может быть скорректирована в каждом семестре, окончательная формулировка должна быть связана с темой ВКР и утверждена не позже, чем за 3 месяца до защиты ВКР.
При необходимости оформляется направление на предприятие — места прохождения НИР. Если проводится вводный инструктаж по ТБ, инструктаж на рабочем месте — производится запись в дневнике НИР.
Ознакомительный этап.
Ознакомление с научно-исследовательским процессом предприятия: на первом этапе планируется ознакомление студентов с научно-исследовательским процессом, реализуемым в Севастопольском государственном университете в целом и на кафедре «Радиоэлектроника и телекоммуникации».
На кафедре «Радиоэлектроника и телекоммуникации» проводятся научно-исследовательские работы, а также работы по развитию учебно-лабораторной базы по следующим направлениям:
— радиотехнические системы, комплексы и устройства формирования сигналов, передачи, приёма и обработки информации;
— РЭ системы, РЭ комплексы и РЭ устройства контроля, индикации и сигнализации;
— радиоизмерительные приборы и комплексы;
— микропроцессорные и цифровые устройства обработки сигналов;
— РЭ устройства и РЭ комплексы измерения неэлектрических величин;
— РЭ устройства и РЭ комплексы автоматизации производственных процессов, обеспечения безопасности и реализации функций системы «интеллектуального здания»;
— электронные медицинские приборы и комплексы;
— антенно-фидерные устройства и устройства микроволновой техники;
— специализированные цифровые и аналоговые микросхемы;
— источники электропитания РЭ средств;
— телекоммуникационные системы, комплексы и устройства;
— судовое оборудование радиосвязи и радионавигации.
Обучающийся имеет право выбрать тему из приведенного списка, а также предложить собственную тему, обосновав её целесообразность. Если тема связана с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами других организаций и предприятий, то обучающийся имеет право предложить кандидатуру консультанта от организации или предприятия, которая должна быть утверждена на заседании кафедры.
Кафедрой организуется цикл лекций ведущих специалистов радиоэлектронных предприятий Севастополя и руководителей НИР Севастопольского государственного университета. Могут быть дополнительно организованы экскурсии в профильные организации, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям: посещение исследовательских лабораторий, ознакомление с тематикой проводимых сотрудниками исследований, ознакомление с функциональными возможностями и техническими характеристиками аппаратуры и программных средств, используемых при проведении исследований. Для обучающихся заочной формы обучения эти занятия могут быть организованы в течении сессии.
Обучающиеся по направлению 11.04.01 в течении всего времени обучения приглашаются к участию во всех научно-технических конференциях, проводимых кафедрой: знакомятся с принципами организации этих мероприятий, участвуют в пленарных и секционных заседаниях, как докладчики и слушатели, принимают участие в обсуждении актуальных проблем, слушают лекции приглашенных ведущих специалистов отрасли.
Планово-аналитический этап.
Планирование работы начинается с анализа индивидуального задания НИР, требуется конкретизировать, уточнить цель и задачи научно-исследовательской работы, выявить направления работы, позволяющие обеспечить новизну и практическую ценность работы. С помощью руководителя НИР должны быть определены требуемые характеристики объекта исследования с учетом заданных ограничений.
Обучающийся должен в каждом семестре в отчете по НИР в разделе «Планирование НИР» выделять основные проблемы в своей предметной области, разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований, выбирать и обосновывать методы и средства их решения, выбирать необходимое оборудование и программное обеспечение.
Руководитель НИР должен развивать у обучающегося способность самостоятельно осуществлять постановку задач исследования, формирование плана реализации, в частности — готовность определять цели, осуществлять постановку задач проектирования, умение подготавливать технические задания на выполнение проектных работ, в том числе подготовку отдельных заданий для исполнителей программы экспериментальных исследований (в случае организации коллективной исследовательской деятельности), выбирать методы экспериментального исследования, численного моделирования и обработки результатов, разработку рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.
В отчете по НИР, начиная с 1 семестра, необходимо приводить план дальнейшей работы с указанием календарных сроков, руководитель НИР должен контролировать в дневнике НИР степень выполнения разделов плана.
Исследовательский этап.
Основной этап научно-исследовательской работы включает выполнение научно-исследовательских и научно-производственных заданий, проектирование нового оборудования, разработку принципов действия, структурных схем, проведение вычислительных и натурных экспериментов, моделирование радиотехнических процессов, устройств и систем, наблюдения, измерения, анализ погрешностей.
Для конкретных задач, определенных планом исследований, выбираются и при необходимости обосновываются методики исследований. Для конкретных расчетов, экспериментов указываются режимы работы оборудования, условия проведения экспериментов, диапазоны изменения влияющих факторов и т.п.
При представлении материалов, следует избегать прямого приведения фактических результатов всех экспериментов, расчетов, измерений; необходимо на основании анализа полученных данных сделать самостоятельные выводы, проиллюстрировав их наиболее значимыми результатами. Материалы научных исследований могут быть использованы для подготовки разделов основной части выпускной квалификационной работы и публикации как самостоятельных работ.
В отчет по НИР включают аннотации к выполненным разделам (подразделам) ВКР. Следует обратить внимание на соответствие результатов и выводов поставленным задачам, сформулированной цели исследования.
Этап подготовки отчетных материалов.
Основным документом для проведения текущего контроля по научно-исследовательской работе в каждом семестре является отчет по НИР. Отчет должен содержать план и основные результаты выполнения НИР в каждом семестре. На заключительном этапе проведения НИР оформляется ВКР, содержащая итоговые результаты НИР за все время обучения.
Требования к оформлению отчета — в соответствии с [1].
Структура отчета по НИР:
— титульный лист;
— индивидуальное задание НИР;
— содержание;
— перечень задач НИР текущего семестра с указанием степени решения;
— основная часть — аннотации выполненных разделов;
— календарный план дальнейших работ (при необходимости — с указанием проведенной коррекции, уточнения по сравнению с представленным ранее);
— заключение;
— библиографический список;
— приложения (материалы опубликованных работ, документы, подтверждающие участие в конференциях, конкурсах).
Дневник НИР оформляется ежегодно и предназначен для текущего контроля выполнения отдельных этапов НИР.
На основании результатов проведенных исследований следует подготовить материал для обсуждения на студенческих, отраслевых и международных научно-технических конференциях, тезисы докладов публикуются, как правило, в открытой печати. Значимые результаты исследований оформляются как научные статьи в отраслевых журналах (см. п.9.3). Желательно участие в конкурсах научных работ, подготовка заявок на изобретение и патентных материалов.
Контрольный этап.
В конце каждого семестра, кроме последнего, проводится итоговый семинар по НИР, на котором каждый студент кратко представляет и анализирует результаты своей работы, подготовив электронную презентацию (в свободной форме), а также представляет планируемые к публикации материалы. На семинаре присутствуют руководители НИР всех обучающихся.
Зачет по НИР выставляется преподавателем, ответственным за проведение НИР в группе, с учетом результатов обсуждения работы, качества представленных материалов и отзыва руководителя НИР.
Итоги НИР обсуждаются на заседании выпускающей кафедры с возможным участием представителей профильных организаций. Отчеты по НИР регистрируются и хранятся на выпускающей кафедре.
Отчетные материалы по НИР в заключительном семестре отдельно не оформляются, так как итоговые результаты НИР представляются в ВКР.
Учебно-методическое и информационное обеспечение НИР
9.1. Основная литература
Кукушкина, В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров)/ В. Кукушкина. — М. : Инфра-М, 2011. — 272 с.
9.2. Дополнительная литература
— Бурда, А. Г. Основы научно-исследовательской деятельности : учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда. — Краснодар, 2015. — 145 с.
— Попков, А. В. Основы научной деятельности студентов: учебное пособие для студентов ВУЗов / А. В. Попков, И. М. Вельм, О. П. Дружакина, С. В. Широбоков. — Ижевск : изд-во «Удмуртский университет», 2009 — 228 с.
9.3. Периодические издания
Периодические издания (научные журналы по тематике «Электроника. Радиотехника»), имеющие полные тексты на ресурсе eLIBRARY.RU [убрать в перечень ссылок_http://elibrary.ru/titles.asp] представлены в таблице 9.3.
Таблица 9.3 — Рекомендуемые периодические издания
№ | Журнал | Имеет полные тексты на eLIBRARY.RU |
1 | Journal of Communications Technology and Electronics Pleiades Publishing, Ltd. (Плеадес Паблишинг, Лтд) | НЕТ |
2 | Journal of Russian Laser Research Springer New York Consultants Bureau | НЕТ |
3 | Quantum Electronics Turpion Limited | НЕТ |
4 | Radiophysics and Quantum Electronics Springer New York Consultants Bureau | НЕТ |
5 | Russian Microelectronics Pleiades Publishing, Ltd. (Плеадес Паблишинг, Лтд) | НЕТ |
6 | Автоматизация процессов управления Научно-производственное объединение «Марс» | ДА |
7 | Автометрия Издательство Сибирского отделения РАН | ДА |
8 | Антенны. — Издательство «Радиотехника» | НЕТ |
9 | Биомедицинская радиоэлектроника Издательство «Радиотехника» | НЕТ |
10 | Вестник Концерна ПВО Алмаз-Антей Концерн ПВО «Алмаз-Антей» | ДА |
11 | Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Радиотехнические и инфокоммуникационные системы Поволжский государственный технологический университет | ДА |
12 | Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета Рязанский государственный радиотехнический университет | НЕТ |
13 | Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) | ДА |
14 | Вопросы радиоэлектроники. Серия: Техника телевидения Научно-исследовательский институт телевидения | ДА |
15 | Гетеромагнитная микроэлектроника ОАО Научно-исследовательский институт «Тантал» | ДА |
16 | Датчики и системы «Сенсидат-Плюс» | ДА |
17 | Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | ДА |
18 | Журнал радиоэлектроники Институт радиотехники и электроники имени В. А. Котельникова РАН | ДА |
19 | Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина) | НЕТ |
20 | Известия высших учебных заведений. Материалы электронной техники Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | ДА |
21 | Известия высших учебных заведений. Электроника Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» | ДА |
22 | Известия Института инженерной физики Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики» | ДА |
23 | Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина) | НЕТ |
24 | Информационно-измерительные и управляющие системы Издательство «Радиотехника» | ДА |
25 | Информационные системы и технологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс» | ДА |
26 | Квантовая электроника Физический институт имени П. Н. Лебедева Российской академии наук | НЕТ |
27 | Мехатроника, автоматизация, управление Издательство «Новые технологии» | НЕТ |
28 | Микроэлектроника Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Российской академии наук. — Издательство «Наука» | НЕТ |
29 | Морская радиоэлектроника Отраслевые журналы | ДА |
30 | Нано- и микросистемная техника. — «Новые технологии» | ДА |
31 | Наноиндустрия Рекламно-издательский центр «Техносфера» | ДА |
32 | Практическая силовая электроника Закрытое акционерное общество «ММП-Ирбис» | ДА |
33 | Прикладная физика. — ООО «Издательский дом МФО» | ДА |
34 | Проектирование и технология электронных средств Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых | ДА |
35 | Радиопромышленность Центральный научно-исследовательский институт экономики, систем управления и информации «Электроника» | ДА |
36 | Радиотехника и электроника Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Российской академии наук — «Наука» | ДА |
37 | Радиотехнические и телекоммуникационные системы Муромский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» | ДА |
38 | Техника радиосвязи Омский научно-исследовательский институт приборостроения | ДА |
39 | Технологии электромагнитной совместимости Издательский дом «Технологии» | ДА |
40 | Успехи прикладной физики. — НПО «Орион» | ДА |
41 | Успехи современной радиоэлектроники. — «Радиотехника» | НЕТ |
42 | Физические основы приборостроения Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН | ДА |
43 | Цифровая обработка сигналов Российское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи имени А. С. Попова | НЕТ |
44 | Электроника: Наука, технология, бизнес Рекламно-издательский центр «ТЕХНОСФЕРА» | ДА |
45 | Электротехнические и информационные комплексы и системы Уфимский государственный университет экономики и сервиса | ДА |
Интернет-ресурсы
— Научная электронная библиотека. — http://elibrary.ru
— Библиографическая и реферативная база данных Scopus. — https://www.scopus.com
Информационные технологии
Перечень информационных технологий, используемых при проведении НИР, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) определяются тематикой исследований и приводятся в отчете по НИР.
Библиографический список
[1] Оформление текстовых работ: методические указания / СевГУ; сост. В. Г. Слёзкин, П. П. Ермолов. — Севастополь: Изд-во СевГУ, 2015. — 19 с.
ПРОГРАММА научно-исследовательской работы
(получение первичных навыков научно-исследовательской работы, учебная практика)
(вид практики)
11.04.01 — РАДИОТЕХНИКА _____________________________________________________________________________
(код и направление подготовки / специальности)
Магистерская программа "Радиотехника"
_____________________________________________________________________________
(наименование профиля подготовки / специализации/ магистерской программы)
Магистратура
_____________________________________________________________________________
(уровень высшего образования)
Заочная
_____________________________________________________________________________
(формы обучения)
Севастополь
2018 г.
Программа научно-исследовательской работы составлена на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 11.04.01 — Радиотехника, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 года № 925.
Программа научно-исследовательской работы рассмотрена и одобрена на заседании
кафедры «Радиоэлектроника и телекоммуникации»
Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.
Руководитель образовательной программы _____________ И. В. Лащенко
(подпись) (И.О. Фамилия)
Программа составлена: | ||
Доцент, канд. техн. наук, доцент | _____________ | И. В. Лащенко |
(должность, ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
Рецензент: | ||
Доцент кафедры РТ, к.т.н., зам. директора ИРИБ | _____________ | А. А. Савочкин |
(должность, ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 253.