«Правовое регулирование положение детей на сегодняшний день является актуальной и трудноосуществимой деятельностью по урегулированию правоотношений детей в частности несовершеннолетних рожденные в браке так и вне брака. В данном разделе дается определение правового статуса ребенка, анализируются его структура и природа, рассматриваются права ребенка и их нормативное закрепление, проводится сравнительный анализ профильного законодательства Казахстана и международно-правовых документов.
Защита прав человека характеризуется в настоящее время как одно из ведущих направлений в деятельности демократических государств. В связи с тем, что Казахстан, вступил в период поступательного развития демократических начал общественной жизни и построения правового государства, заявил о приоритете в своей политики обще человеческих ценностей – жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, прав и законных интересов личности, первостепенное значение приобретают вопросы определения и юридического закрепления в национальной правовой системе правового статуса ребенка, чьи права нуждаются в особой защите со стороны государства и общества». [31]
Регистрация рождения детей производится органами записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей либо одного из них. Если родители не состоят в браке между собой, рождение может быть зарегистрировано по месту жительства лица, признающего себя отцом ребенка, тогда одновременно с заявлением о рождении подается заявление об установлении отцовства. Регистрация рождения детей, родившихся в экспедициях и в отдаленных местностях, а также во время нахождения матери на морском, речном, воздушном судне или в поезде, производится в органах записи актов гражданского состояния по месту жительства родителей или одного из них по возвращении их к месту жительства. Заявление о регистрации рождения должно быть подано в органы записи актов гражданского состояния не позднее двух месяцев со дня рождения. В случае рождения ребенка на дому, рождение регистрируется на основании справки врача лечебного учреждения, другого медицинского работника или, при их отсутствии, заявление не менее двух свидетелей. При исключительных обстоятельствах, когда документ, удостоверяющий личность одного из родителей или обоих родителей, не может быть представлен (неизвестно место нахождения, длительная командировка), орган регистрирующий акты не вправе отказать в регистрации рождения. Сведения о родителях, если не представлен документ, удостоверяющий их личность, записываются на основании свидетельство о браке или при наличии в данном органе записи акта о заключении брака родителей, на основании этой актовой записи. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них. Основанием для такой записи является свидетельство о браке. Если регистрация рождения ребенка производится не родителями, а другими лицами, то должен быть представлен документ, удостоверяющий личность заявителей. Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка – по совместному заявлению отца и матери ребенка или по заявлению отца ребенка или отец записывается согласно решению суда. В случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка – по ее указанию. Если родители (или один из них) не достигли восемнадцатилетнего возраста, то рождения ребенка регистрируется в обычном порядке. Регистрация рождения ребенка у несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке и не достигших шестнадцатилетнего возраста, производится в присутствии законного представителя. Регистрация рождения детей, родившихся методом искусственного оплодотворения или путем имплантации эмбриона осуществляется в общем порядке.
При регистрации рождения фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилии родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. По желанию родителей фамилия ребенка может быть произведена от имени отца или деда с учетом национальных традиций. Разногласия, возникшие между родителями в отношении фамилии ребенка, разрешаются в судебном порядке. Не допускается присвоения ребенку двойной фамилии, однако если родители (или один из них) носят двойную фамилию, орган регистрирующий акты не вправе отказать в присвоении этой фамилии ребенку. Ребенку может быть присвоена фамилия, производная от имени отца и деда в соответствии с национально-историческими традициями.
Имя ребенку дается по соглашению родителей, в случае отсутствия соглашения между родителями вопрос о присвоении имени ребенку решается в судебном порядке.
Отчество ребенку присваивается по имени отца либо по имени лица, записанного в качестве отца. Если отец в соответствии с документом, удостоверяющим личность, имеет несколько имен, отчество ребенку присваивается по одному из них по выбору родителей. Лицам других национальностей по их желанию написание их фамилии, имен и отчеств также может быть произведена в соответствии с их национальными особенностями. На основании составленной записи акта о рождении выписывается свидетельство о рождении, которое выдается лицу, подавшему заявление о регистрации рождения. Вместе со свидетельством о рождении в обязательном порядке выдается справка на получение единовременного пособия по случаю рождения ребенка для предъявления по месту работы.При регистрации рождения детей иностранных граждан и лиц без гражданства требуется предъявление документов, удостоверяющих личность обоих родителей, а также, в обязательном порядке, их перевод на государственном или русском языках, заверенный нотариально.
«Структура правового статуса ребенка должно включать, с нашей точки зрения, следующие элементы:
- правовые нормы, устанавливающие правовой статус ребенка;
- основные права ребенка, закрепленные в Конституции и Законах Республики Казахстан, а также в международно-правовых документах, ратифицированных Казахстаном;
- гражданство ребенка;
- законные интересы ребенка;
- правосубъектность ребенка;
- правоотношения, в которые вступает ребенок.
Для характеристики правового статуса ребенка требуют юридического уточнения такие базовые понятия, как:
- «ребенок»;
- «интересы ребенка»;
- «общественные отношения», «правоотношения», «субъект правоотношения»;
- содержание понятий «права ребенка», «социальный статус ребенка» и «социализация ребенка».
Согласно преамбуле Конвенции о правах ребенка, ребенок «нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Вместе с тем, из всего текста упомянутой Конвенции явствует, что здесь имеются в виду права ребенка уже рожденного, правового же защита зачатого, но еще не рожденного ребенка не попадает в сферу регулирования этого международного документа. Генеральная Ассамблея провозглашает Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер. Принципы Декларации о правах ребенка: ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство; ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения, ему должно принадлежать право на здоровый рост и развития с этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему так и его матери, включая надлежащий дородовой и после родовой уход, должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния; ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании, он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства быть разлучаемым со своей матерью, на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях не имеющих достаточных средств к существованию; ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях, ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные данной Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных Конвенцией, в отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные и отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок способный сформулировать свои собственные взгляды и поэтому государства-участники обеспечивают ребенку право выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающие ребенка причем уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Некоторые государства-участники Конвенции вправе сами устанавливать в своих законодательствах, с какого момента человеческое существо надлежит считать ребенком. Но в любом случае это не должно быть позже момента отделения ребенка от организма матери. Поскольку ребенок признается «лицом несамостоятельным, физически и умственно незрелым», то при определении его социального и правового статусов необходимо руководствоваться дополнительно нормативно правовым критерием, связанным с разницей в социальном положении и правовом регулировании разновозрастных категории детей. В определении возрастного рубежа, до достижения которого ребенок должен пользоваться особой правовой защитой, Международное гуманитарное право исходит из собственных подходов. Согласно превалирующей в Международном гуманитарном праве норме, такой границей считается возраст до пятнадцати лет. Однако в ряде актов Международного гуманитарного права установлена возрастная граница до восемнадцати лет. Общественные отношения, правоотношения, субъект правоотношения, в современной правовой доктрине «правоотношения» определяется как общественное отношение, урегулированное правом. Ребенок не всегда является участником общественных отношении, поскольку не во всех случаях оказывается социально активным в необходимой степени и способным реализовать актуальные для себя интересы. Кроме того, он не обладает правом контроля за действиями взрослого участника общественных отношении. Поэтому дети вступают, как правило не в общественные а в фактические отношения». [32]
«Сегодня мало кто оспаривает тот факт, кто ключевая роль в семье и что роль принадлежит женщине. Именно ее сознание, поведение, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней высокие требования. Несомненно, что профессиональная деятельность, общение с людьми, участие в общественной жизни расширяют кругозор женщины, обогащают ее интеллектуальный и эмоциональный мир и уже этим создают возможность для возрастания шансов матери как воспитательницы, повышают ее авторитет в глазах ребенка. Но наряду с этим вовлечение женщин в общественное производство нередко оборачивается и серьезными потерями в области воспроизводства главной производительной силы общества – человека. Статистика фиксирует обратную корреляцию между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. Причем на уход за детьми профессионально занятые женщины тратят значительно меньше времени, чем неработающие. Время, специально отведенное для общения с детьми работающей матерью, практически малозначимо. Эта тенденция сокращения рождаемости особенно наглядно проявляет себя в условиях социальной неопределенности, что характерно на нынешнем этапе рыночных отношений. Эта двойственность влияния профессиональной занятости женщин непосредственно переносится и на процесс воспитания. Однако положительные и отрицательные моменты данного воздействия зависят как от нравственно-психологического климата в семье, так и от личности матери, уровня ее образованности, общей культуры, авторитета у ребенка. Следовательно, есть семьи и профессии, где указанное влияние является положительным, но немало и таких (речь идет о малоквалифицированном труде), где профессиональная работа матери приносит больше вреда, чем пользы. Огромная роль женщины как организатора семьи, как хранительницы семейного очага в самом лучшем смысле этого слова. Однако невозможность вступления ребенка в общественные отношения порой зависит не только от субъективных причин – отсутствия у него «достаточно зрелой социальной активности», но и от причин объективного свойства, когда закон не наделяет ребенка как субъекта взаимоотношения сторон необходимым объемом правомочии. Участники таких отношении являются субъекты права – физические и юридические лица, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Понятие «субъект права» и «субъект правоотношение» близки по смыслу. Однако некоторые ученые видят между ними различия, что новорожденные и малолетние дети, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношении. В таком случае фактически и юридически представителями детей становятся их родители (или лица, законно их заменяющие) при совпадении их интересов с интересами детей. Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ. Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой – от нравственно-психологического климата в ней. И наконец, говоря о воспитательной функции семьи, следует отметить, что, как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении сложных и важных для ребенка и подростка проблем и так далее». [33]
В основе социального статуса ребенка лежит его фактический социальный статус, то есть реальное положение в конкретной системе общественных отношении. Правовой и социальный статусы соотносятся как форма и содержание. Причем первый статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки государственно-правовых основ общества, сложившийся политико-юридической системы и характер следования государства общепризнанным принципам демократии. Социализация ребенка, термин «социализация» вошел в научный оборот в ХХ веке, одним из его создателей является французский социолог и философ Э. Дюркгейм. Он обозначал этим термином процесс введения новых поколений людей, «асоциальных к моменту своего рождения», в сферу «социальной жизни» и тесно связывал это понятие с воспитанием личности. В настоящее время под социализацией понимается усвоение индивидом – членом социума системы знаний, ценностей и норм того общества (сообщества) к которому он принадлежит.
Личные права ребенка – это совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающие индивидуальность и оригинальность личности ребенка во взаимоотношениях с государством и обществом. К личным правам ребенка относятся: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на нормальные условия жизни и надлежащее семейное воспитание, право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, право на фамилия, имя, отчество, гражданство, право на выражение собственного мнения, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право на особую заботу при утрате родительского попечения. В том случае, когда несовершеннолетнее лицо само становится родителем, у этого лица, наряду с сохранением за ним прав ребенка, возникают и родительские права. Социально-экономические права касаются поддержания и нормального закрепления социальных и материальных условий жизни ребенка, определяют его положение в обществе и гарантируют его социальную защищенность. Степень реализованности этих прав зависит как от возможностей самой семьи ребенка, так и от уровня экономического развития государства.
К социально-экономическим правам ребенка в частности, относятся: право на охрану здоровья, право на образование, право на жилище, право на социальное обеспечение, право на благополучную окружающую среду, право на свободу труда, право на отдых и досуг. В данной главе подробно имеются каждое из упомянутых прав, раскрывается их содержание, выделяются особенности, а также указываются существующие проблемы в сфере их защиты. Так, право ребенка жить и воспитываться в семье – автономно, оно не связано с иными его правами. Реализация права ребенка на нормальные условия жизни и семейное воспитание зависит прежде всего от его родителей, которые несут за это предусмотренную законом ответственность. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В соответствии со статьей 64 Закона Республики Казахстан «О браке и семье» родителям запрещается причинять вред физическому и психическому здоровью и нравственному развитию своих детей. Право ребенка на надлежащее семейное воспитание имеет приоритетный характер, воспитанию ребенка в семье отдается предпочтение в сравнении с его воспитанием разного рода воспитательных учреждениях. Именно поэтому ребенка, потерявшего родителей , семью, надлежит устраивать в соответствии с требованиями статьи 120 Закона О браке и семье с начало в другую семью (на усыновления (удочерения), опеку (попечительство), патронат), и только если это оказывается невозможным, он направляется в воспитательное учреждение. Анализ осуществления социально-экономических прав детей в Казахстане позволяет сделать вывод о том, что многие положения Конвенции о правах ребенка в нашей стране не выполняются в силу экономических причин. Вместе с тем государство обязано обеспечить приоритет интересов детей в жизни общества, это будет соответствовать и общим принципам Конституции Республики Казахстан, и положениям Конвенции о правах ребенка». [34]
«Сравнительный анализ – международного и национального законодательства о правах ребенка» - выделяются три группы норм, содержащиеся в различных международных актах и документах касающихся прав детей. К первой из них относятся нормы, направленные на охрану материнства и детства; ко второй относятся нормы, семейного права, направленные на охрану прав детей; к третьей относятся нормы, запрещающие рабство, институты и обычаи, сходные с рабством, а также нормы, направленные на охрану труда детей и подростков. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается важность проявления особой заботой государства и общества относительно социально депривированных групп детей: сирот, инвалидов, беженцев а также правонарушителей. Однако международные акты по правам ребенка не оказывают непосредственного воздействия на его жизнь. Цель закрепленных в них норм и возлагаемых на ратифицировавшие эти акты государства соответствующих обязательств – в том, чтобы дать ориентиры для национального законодателя. Воздействия Конвенции на жизнь ребенка в конкретной стране могут быть реализованы лишь в той мере, в которой ее нормы учтены в национальном законодательстве. Также анализируются важнейшие положения тех международно-правовых документов, в которых наиболее полно освещены вопросы, связанные с несовершеннолетними осужденными и которые смогли быть включены в законодательство Республики Казахстан. Это – Эр-Риядские руководящие принципы, Пекинские правила, Правила Организаций Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Таким образом, международное защита прав человека, включая права ребенка, представляет собой систему, куда органично входят: мировые стандарты (перечни) прав человека, закрепленные международным и национальным правом; гарантии осуществления защиты прав человека на международных и национальных уровнях; юридические механизмы прав человека – как международные, так и национальные, созданные во исполнения международных договоров по правам человека; ответственность государства за невыполнения и (или) нарушение взятых на себя обязательств по обеспечению прав человека.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка в 1989 году был учрежден Комитет по правам ребенка Организацией Объединенных Наций, которому государства-участники конвенции должны представлять доклады о мерах, принятых в целях ее реализации. «Ювенальное право как элемент национальной правовой системы» - делается вывод о необходимости выделения прав ребенка в отдельный объект правового регулирования. Практически во всех правоотношениях присутствуют ювенальные отношения, затрагивающие в той или иной степени личные, имущественные и прочие права, свободы и законные интересы несовершеннолетних.
Анализ регулирования ювенальных правоотношений позволяет определить ряд фундаментальных положений:
- объект регулирования - общественные ювенальные правоотношение;
- предмет общественных отношений – права, свободы и законные интересы несовершеннолетних;
- метод правового регулирования – системно комплексное использование всех методов, применяемых в отраслях, составляющих ювенальное право.
««Субъекты защиты интересов и прав детей» – рассматриваются составляющая роль родителей и законных представителей детей, деятельность органов опеки и попечительства и других субъектов системы профилактики, а также социально-педагогические функции органов народного образования в сфере защиты прав детей». В литературе по-разному решаются вопросы о правовой природе законного представителя и его месте по отношению к другим правовым институтам. Например, представительство в судебном процессе существует в двух видах: договорное и законное. Первое основано на договоре между участниками процесса, второе на родстве. Важную роль в защите прав несовершеннолетнего призван выполнять его законный представитель, который является самостоятельным субъектом процессуальных правоотношении. Обеспечение прав несовершеннолетнего в ходе уголовного судопроизводства предполагает свою специфику при проведении следственных и иных процессуальных действии с участием несовершеннолетнего, принятие отдельных процессуальных решений и применение мер уголовно-процессуального принуждения. Отмеченная специфика обуславливается особым уголовно-процессуальным статусом несовершеннолетнего. Органы и учреждения по профилактике правонарушении несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности – рассматриваются особенности деятельности каждого субъекта системы профилактики. Результативность борьбы с указанными негативными явлениями, эффективность соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в большей степени зависит от координации деятельности всех субъектов профилактики между собой, а также с другими заинтересованными структурами. От того, насколько четко будет осуществляться эта координация, зависит снижение количества правонарушении несовершеннолетних. С принятием Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года была в основном создана правовая база для создания системы профилактики. «Органы образования» - рассматривается современное состояние казахстанской системы образования, развивающейся в условиях проводимой государственной программы в сфере образования в целях поэтапного вхождения этой системы в мировое образовательное пространство. Школе вменено обязанность в выполнении социально-педагогических функций, что должно будет обеспечить каждому ребенку соблюдение его правового статуса и правовой защиты и создать условия для реализации его личных и социально-экономических прав». [35]
Всеобщая Декларация прав человека призывает все мировое сообщество содействовать признанию, уважению прав человека и стремлению к их всеобщему соблюдению и эффективному осуществлению. Этот призыв прозвучал на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году и был институализирован с провозглашением Организации Объединенных Нации Десятилетие образования в области прав человека (1995-2004 годы). В этой связи всем международным организациям и национальным учреждениям, субъектам гражданского общества и отдельным лицам было предложено сосредоточить солидарные усилия в деле информирования общественности в области права, правового обучения, что в конечном счете приведет к повышению уровня правовой культуры каждого человека и всего общества в целом. По мнению автора, необходимо придать большую значимость учебному курсу «права человека» в рамках школьной программы, поскольку его усвоения учащимися как в теоретическом, так и в практическом аспектах дает им возможность с большей эффективностью отстаивать как собственные права, так и права других людей. «Пути совершенствования юридического механизма правового обеспечения интересов и защиты прав детей» – излагаются концептуальные основы совершенствования защиты прав несовершеннолетних, а также рассматриваются основные направления формирования в правовой системе Казахстана ювенальной юстиции.
В Казахстане рассматривается и решается вопрос о создании детского института (омбудсмена) это - «Институт уполномоченный по правам ребенка (омбудсмена) как одна из гарантии соблюдения и защиты интересов и прав детей» – анализируется относительно новый для правовой системы Республики Казахстан и пока малоисследованный институт детского омбудсмена. Необходимость в этом институте вызвана тем, что дети являются наиболее уязвимой социальной группой, ибо они практически лишены возможности прибегать к помощи со стороны правозащитных организаций. В силу своей социально-возрастной зависимости от взрослых дети не могут быть полностью защищены от нарушения своих прав в семье и обществе, поэтому, по разделяемому нами мнению российских правоведов, желательно создание вневедомственной структуры, способной отстаивать права и законные интересы детей на всех уровнях.
На сегодняшний день проблема детства является актуальной темой исследования, его правового статуса, социализации личности ребенка в период кардинальных политико-правовых и социально-экономических реформ в Казахстане является своевременным и актуальным, поскольку позволяет определить приоритеты государственной политики в интересах детей, совершенствовать законодательную базу, направленную на обеспечение прав и законных интересов целого поколения молодых граждан. Одним из главных приоритетов в стратегии Казахстан – 2030 названо образование детей, защита их прав и законных интересов в соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан. Детство является главным этапом в жизни человека, когда формируется. Первые попытки исправить положение детей предпринимались в Советских Социалистических Союзов Республик еще в 80 годы ХХ века, когда государством были созданы законодательные предпосылки, регламентирующие условия ухода за малолетним ребенком, установлены пособия по его содержанию. Женщины, воспитывающие детей, были освобождены от работы. Совершенствование государственной поддержки продолжалось и в 90 годы, когда выросло количество правовых гарантии по защите детства. Однако, шаги в этом направлении несоизмеримы с происходящими процессами в обществе, программы зачастую не финансируются, а нередко просто декларируются. В Казахстане за десятилетний период независимости и суверенитета сделано немало в становлении и развитии специально государственной молодежной политики, совершенствование законодательной базы по защите государством семьи и детства. Принятый 8 августа 2002 году Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» впервые определил основу осуществления государственной политики в области прав и законных интересов ребенка. Признание Конвенцией Организации Объединенных Нации о правах ребенка, как особой части общества, нуждающейся в специальных мерах защиты, предопределило использован в правовой системе государств международных договоров и определение международно-правовых норм в качестве непосредственного регулятора отношений и механизмов реализации прав и свобод человека. И хотя в мировой практике проблемы детей, защита их прав являлись объектом пристального внимания ученых, политиков, государственных органов задолго до принятия Конвенции, в Казахстане они еще не стали предметом особого внимания государства. В отечественной политологии отсутствуют базовые исследования по детской проблематике, развитию государственной политики в интересах детей. Недостаточно изучены и предпосылки становления и развития в Казахстане новой науки - ювеналогии (наука о подрастающем поколении, juveniles – молодость, юность, logos – знание), составляющей основу выделения нового социального и правового направления в государственной политике. Совершенствование законодательство Республики Казахстан в последние годы, ориентация его на соответствие международным принципам и стандартам, проблема развития системы социальной службы по защите прав и законных интересов ребенка, согласованных действии исполнительных органов власти и неправительственных организации, поддержка их государством остаются до конца не исследованными. Спорность многих позиции, идентичность проблем, изучаемых политологией, социологией, философией, юриспруденцией и педагогикой, не информированность об имеющихся в мировой практике эффективного подхода в реализации политики в интересах детей предопределили авторскую разработку методологических принципов государственной детской политики.
«Конвенция о компетенции властей и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 года считает судебные учреждения и административные органы государства, в котором постоянно проживает несовершеннолетний, компетентными, уполномоченными в отношение обеспечения защиты прав этого несовершеннолетнего. Вместе с тем Конвенция поощряет применение мер по защите прав несовершеннолетнего властями любого государства-участника, Конвенции, на территории которого оказался несовершеннолетний». [36] «Необходимо знать содержание Конвенции о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе, принятую в Гааге в 1980 году. Государства-участники Конвенции обязались принимать меры по немедленному возвращению детей, незаконно увезенных или незаконно удерживаемых на территории одной из стран-участниц Конвенции. Кроме того, участники конвенции содействуют обеспечению прав ребенка». [37] «Аналогичное положение закреплено в статье 11 Конвенции о правах ребенка от 2 ноября 1989 года, участником которой является и Республика Казахстан: «Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы». [38] «Следует обратить внимание на Договор о международном гражданском праве 1940 года, в котором закреплено положение о том, что решение вопросов учреждения опеки (попечительства) привязываются к закону домицилия недееспособных лиц. К этому же закону осуществляется привязка права и обязанностей опекунов (попечителей). В Казахстане опека (попечительства) регулируется Законом «О браке и семье», в которой говорится о том, что опека (попечительства) над несовершеннолетними и над иностранцами, проживающими на территории Республики Казахстан, регламентируется Казахстанским законодательством. В зарубежных странах вопросами опеки (попечительства) занимаются казахстанские консулы. Консулы свои функции по установлению опеки (попечительства) осуществляют на основе законодательство своей страны и консульских Конвенции. Консулы имеют право предлагать властям государства пребывания конкретных лиц в качестве опекунов (попечителей) над гражданами своей страны, нуждающимися в опеки (попечительстве), а также вправе наблюдать за деятельностью опекунов (попечителей)». [39] «Эти полномочия казахстанских консулов вытекают, в частности, из содержания статьи 31 Консульской Конвенции между Республикой Казахстан и Российской Федерации от 28 марта 1994 года, статьи 15 Консульского договора между Республикой Казахстан и Украиной от 20 января 1994 года». [40] В последнее время в странах Содружества Независимых Государств имели место случаи незаконного или закамуфлированного усыновления усыновителями разных стран, что означало торговлю людьми. В Казахстане, к сожалению, нет отдельного Закона о защите детей в связи с иностранным усыновлением. Между тем, в Гааге 29 мая 1993 года была подписана международная Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. В данном международно-правовом акте изложены следующие требования для иностранного усыновления. Согласно статьи 4 Конвенции, власти государства могут разрешить иностранное усыновление: если они установили, что ребенок может быть усыновлен; определили, что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка; убедились в том, что будущие усыновители проконсультировались оба всех последствиях усыновления, что согласие усыновителей на усыновление было дано добровольно, без вознаграждения, а также убедились с учетом возраста и степени зрелости ребенка в том, что с ребенком советовались, принимали во внимание его желание и мнение, что ребенок дал согласие на усыновление (когда такое согласие требуется) и, что такое согласие было дано ребенком добровольно, не за вознаграждения. Казахстану следовало бы присмотреться к этой Конвенции, присоединиться к ней и на ее основе принять надлежащий закон, чтобы исключить коммерциализацию при осуществлении усыновления казахстанских детей иностранными усыновителями. Если вникнуть в содержание договоров Казахстана о взаимном оказании правовой помощи с другими государствами, то мы увидим, что при возникновении коллизионных вопросов договаривающиеся стороны указывают на необходимость применения закона страны гражданства усыновляемого или опекаемого лица. В свою очередь, казахстанское семейное законодательство ставит условие: «Если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан о браке и семье, то применяются правила международного договора».
Дата: 2019-04-22, просмотров: 513.