Введение
История развития маркетинга
1.1 Развитие маркетинга в зарубежных странах
1.2 Развитие маркетинга в России
Понятие и сущность маркетинга
2.1 Понятие маркетинга. Принципы маркетинга
2.2 Этапы маркетингового цикла. Маркетинг в действии
Цели маркетинга
3.1 Цели маркетинга
3.2 Роль маркетинга в бизнесе
3.3 Организация маркетинга
Функции маркетинга и его особенности в России
4.1 Функции маркетинга
4.2 Консьюмеризм и маркетинговая служба
4.3Особенности российского маркетинга
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рынок – сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархически построенной структурой. Рынок вовлекает в свою сферу миллионы юридических и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. На рынке перемещается как в экономическом, так и в географическом пространстве огромная масса разнообразных товаров, обмениваемых на деньги. Для того чтобы разобраться в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная ситуация – выгоду или разорение, необходимо обеспечить «прозрачность» (информативность) рынка и предсказуемость его развития. Предприниматель заинтересован в ограничении стихийности рыночных процессов, в том, чтобы рынок был упорядочен, а рыночные операции базировались на определенных научных принципах, которые позволили бы оптимизировать затраты и планировать соответствующую прибыль.
Еще в начале XX в. были разработаны основы науки, показывающей, каким образом надо управлять рыночной деятельностью, чтобы с меньшим риском добиться максимальных результатов, как регулировать некоторые рыночные процессы, чтобы обеспечить себе преимущество на рынке, и как, наконец, нужно изучать рынок, чтобы не действовать методом проб и ошибок, а представлять себе четкую перспективу действий. Эта наука и отрасль прикладной деятельности получили название маркетинга.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что сегодня, даже оперируя в условиях относительно стабильного рынка, выпуская давным-давно известные изделия, традиционные товары, нужно заботиться не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении хотя бы некоторых потребительских свойств своей продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого, собственно, и нужен маркетинг.
Маркетинг не противоречит стремлению к социальной справедливости, поскольку его основной принцип – ориентация на потребности. Маркетинг уважает и защищает права потребителя. Современный маркетинг (так называемый социально-этический) требует учитывать интересы всего общества, в частности в области охраны окружающей среды. Одновременно маркетинг является системой защиты продавца и покупателя, государственного поощрения производства и торговли.
Основная цель курсовой работы состоит в изучении понятия и сущности маркетинга, его характеристик.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Ø изучить историю развития маркетинга в зарубежных странах и России;
Ø дать определение понятию маркетинга, раскрыть его сущность и рассмотреть классификацию видов маркетинга;
Ø охарактеризовать цели маркетинга;
Ø определить функции маркетинга и его особенности в России.
История развития маркетинга
Понятие и сущность маркетинга
Цели маркетинга
Цели маркетинга
Общая цель маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение спроса потребителей, предъявляемого на рынке, и за счет этого получить максимально возможную прибыль. К глобальным целям как составной части рыночного механизма относятся следующие требования:
→ сделать рынок упорядоченным (подчиняющимся определенным правилам), «прозрачным» (позволяющим оценивать его состояние, параметры и тенденции развития) и предсказуемым (обеспечивающим возможность прогнозировать его изменения);
→ ограничить стихийность рынка путем регулирования некоторых рыночных процессов;
→ сделать конкуренцию упорядоченной, подчиняющейся определенным ограничениям, исключить возможность недобросовестной конкуренции;
→ подчинить производство и торговлю требованиям рынка, т.е. интересам потребителя;
→ разработать и внедрить в рыночную деятельность принципы научно обоснованной технологии товародвижения и распределения (дистрибьюции);
→ обеспечить высокую эффективность рекламной и другой маркетинговой деятельности по влиянию на рынок и формированию привлекательного образа товара в представлении потенциальных и фактических покупателей.
Каждая фирма, выступая на рынке, разрабатывает свою систему целей (древо целей), которая закладывается в основу маркетинговой стратегии. Выделяются конечные цели (обычно это или захват некоторой доли рынка, или сбыт какого-то объема товара, или получение определенной суммы прибыли), а также промежуточные цели. Достижение первых обусловливает развитие фирмы, ее коммерческий успех, место, которое она займет на рынке. Вторые представляют собой средства, обеспечивающие возможность осуществления конечных целей.
Маркетинг –активная форма предпринимательской деятельности. Конечно, маркетинг предполагает, что предприниматель должен поступаться частицей своего рыночного суверенитета, но он снижает уровень риска, позволяет использовать коллективно накопленный опыт и в конечном счете дает определенные гарантии успеха.
Роль маркетинга в бизнесе
Роль маркетинга в бизнесе показана на рис. 2.
Изучение и
Информация о рынке прогнозирование спроса
Предприниматель |
Потребитель |
Маркетинг |
Разработка производственной и удовлетворение потребностей торгово-сбытовой программ(спроса)
Рис. 2. Место маркетинга в рыночных взаимоотношениях«предприниматель –потребитель»
Роль маркетинга в бизнесе определяется тем, что он раскрывает потенциальные возможности производства и сбыта товара, разрабатывает оптимальную товарную политику, определяет направления конкурентной борьбы и завоевания рынка, предлагает набор инструментов для стимулирования спроса, создает эффективную систему товародвижения, позволяет изучить и спрогнозировать состояние и развитие рынка.
Маркетинг –наука, изучающая, какие товары и в каком количестве следует производить, как выгоднее и быстрее сбыть (продать) товар с меньшим риском, оптимальными затратами и максимально возможной прибылью.
Однако роль маркетинга в конкретном бизнесе и отношение к нему предпринимателя в немалой степени зависят от того, на каком рынке выступает предприятие. Например, на рынке продавца, где предложение отстает от спроса и производитель осуществляет диктат над потребителем, предприниматель заинтересован в маркетинге значительно меньше, чем на рынке покупателя, где предложение опережает спрос и продавец ищет покупателя.
Организация маркетинга
Место маркетинговых служб в организационной структуре фирмы.
Возрастание роли маркетинга в связи с изменением ситуации на рынке и превращение последнего в «рынок покупателя» оказывают влияние на развитие отделов маркетинга, их место в организационной структуре фирмы и взаимодействие с другими подразделениями. Если на фирмах, ориентирующихся на совершенствование товара и производства, как правило, нет отдела маркетинга, а значительное число функций, включая исследование и разработку нового продукта, выполняет производственный отдел (рис. 3), на фирмах, ориентирующихся на интенсификацию коммерческих усилий, вся деятельность по планированию сбыта, обслуживанию клиентов, рекламе, исследованию рынка сосредоточена в отделе продаж(рис. 4), то маркетинговая ориентация фирмы приводит к существенным организационным изменениям и передает значительное число функций во вновь созданный отдел маркетинга (рис. 5). При полной интеграции маркетинга на фирме все службы подчиняются службе маркетинга (рис. 6). Таким образом, маркетинг может быть интегрирован в деятельность фирмы частично или полностью. Частичная интеграция означает, что маркетинг представляет собой равноправную функцию фирмы. При полной интеграции маркетинг является главной функцией[7].
Рис. 3. Организационная структура фирмы, ориентированная на производство
Рис. 4. Организационная структура фирмы, ориентированная на продажу
Рис. 5. Организационная структура фирмы, ориентированная на маркетинг.
Рис. 6. Полная интеграция маркетинга на рынке.
Способы организации отделов маркетинга.
Претворение маркетинговых решений в жизнь требует многих навыков, в том числе способности структурировать ресурсы организации наиболее рациональным способом. Маркетинговая стратегия, организационная структура и процесс выполнения маркетинговой программы –все эти элементы тесно взаимосвязаны. Грамотная стратегия при ненадлежащей ее реализации и плохой организационной структуре может привести к неудаче так же, как и слабая стратегия при надлежащем ее выполнении и хорошей организационной структуре. В сегодняшних условиях жесткой глобальной конкуренции способность адаптироваться к изменениям рыночной среды и поддерживать высокий уровень конкурентоспособности приобретает для компании особое значение, поэтому компания должна обладать быстрой реакцией на происходящие изменения.
Чтобы адекватно реагировать на современную рыночную среду, компании разработали множество внутренних структур –от простой функциональной организации и организации, ориентированной на конкретный товарный рынок, до более сложной организации, подстроенной по матричному принципу. Каждая структура имеет свои преимущества и недостатки. Оптимальная структура маркетингового подразделения зависит от различных факторов, определяющими из которых являются цели предприятия, ее внутренние возможности и состояние внешней среды.
Рассмотрим некоторые базисные организационные структуры. Организация маркетинговых отделов может проводиться по выполняемым функциям, географическим районам, товарам, потребителям.
Функциональная организационная структура –самая распространенная и наиболее простая. Специалисты-маркетологи, такие, как менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по рыночным исследованиям, подчиняются вице-президенту фирмы по маркетингу и отвечают за исполнение конкретных функций. Специализация, стандартизация управленческих процессов, четкое разграничение полномочий определяют высокую эффективность этой организационной структуры, особенно в стабильной среде. Однако она не может быстро адаптироваться к изменениям и дает сбои, когда число производимых товаров, обслуживаемых сегментов рынка и функций растет. В особенности она не приспособлена к обслуживанию разнообразных глобальных рынков[8].
Для преодоления координационных проблем в рамках функциональной организации иногда вводится управление по продуктам. В этом случае менеджер по продукту несет ответственность за один продукт или группу однородных изделий от момента их внедрения до момента снятия с производства. Его задача –координация работы различных служб компании по освоению и внедрению на рынок данного продукта. Управляющие по продуктам могут подчиняться либо непосредственно руководству компании, либо руководителю отдела маркетинга. В компаниях, как правило, исторически преобладал первый вариант, когда наряду с менеджерами по исследованию рынка, рекламе, сбыту в отделе маркетинга работал менеджер по продуктам. Однако в этом случае менеджер по продукту имеет ограниченную возможность влияния на различные области деятельности компании. Второй вариант лишен данного недостатка, хотя и здесь существуют определенные проблемы разграничения полномочий.
При дивизиональной организации отдела маркетинга деление происходит не по функциям, а по объектам, в качестве которых могут выступать рынки, продукты, клиенты. Организация, ориентированная на объект, не заменяет собой функциональную, а имеет дополнительный уровень управленческих должностей –менеджеров, отвечающих за конкретный товар, торговую марку или рынок, в чьи обязанности входит координация всех действий, имеющих отношение к конкретному товару, торговой марке или рынку.
Организация отдела маркетинга по товарам и маркам целесообразна в том случае, когда компания ориентируется на диверсификацию или когда значительное число продуктов не контролируется при функциональной организации. Задача менеджера по определенному продукту состоит в разработке соответствующих планов, их внедрении, отслеживании результатов и корректировке в случае необходимости.
Географическая организация маркетинговых отделов характерна для фирм, работающих в регионах с различными требованиями к товару. В этом случае менеджер по продажам, например, на внутреннем рынке руководит региональными торговыми менеджерами, у которых в подчинении находятся зональные менеджеры. Такая структура дает преимущества компаниям, осуществляющим широкую деятельность на зарубежных рынках. Однако она имеет и недостатки. В частности децентрализация может привести к дублированию ряда функций и в определенной степени затруднить координацию деятельности функциональных подразделений. Кроме того, подобная структура недостаточно эффективна для фирм, производящих наукоемкие неоднородные товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям.
При организации по клиентам менеджеру поручается какая-либо отдельная группа клиентов или часть рынка (например, работа с оптовой торговлей, розничной торговлей и промышленными предприятиями).
Иногда за менеджером может быть закреплен один, но очень важный клиент. Данный подход целесообразно использовать в том случае, когда всех покупателей можно разделить на несколько групп, отличающихся по своим предпочтениям и поведению. При этом сегменты рынка должны быть достаточно емкими и различаться между собой. Организация отдела маркетинга по клиентам соответствует принципу дифференцированного подхода к рынку, позволяя фирме приспособиться к специфическим потребностям покупательских групп и установить с ними долговременные связи. Проблемы такой структуры заключаются в основном в координации общих функций (исследования, снабжение и т.д.) и отдельных направлений деятельности.
К преимуществам дивизиональной структуры относится ее большая адаптивность, синергия, сравнительно низкий потенциал конфликтов в управлении, лучшая мотивация сотрудников.
Организация, построенная по матричному принципу, основывается как минимум на двух критериях структурирования, например товар / рынок или функция / товар. Каждая группа матричной структуры имеет двойное подчинение: с одной стороны, ее руководителем является, например, менеджер по продукту, а с другой –менеджер, возглавляющий отдел снабжения. С помощью этих структур фирмы пытаются преодолеть проблемы, характерные для одномерных структур. К их преимуществам следует отнести малые потери информации и лучшую координацию деятельности. Такая организация целесообразна для компаний с большим числом товаров и рынков. Однако подобная система достаточно дорога и создает предпосылки к возникновению и развитию конфликтных ситуаций в процессе управления. Для ее эффективного функционирования необходимы большое количество сотрудников, причем достаточно коммуникабельных, четкое разделение полномочий, высокая степень специализации различных служб.
По мере роста компаний с большим числом товаров / рынков они могут преобразовывать свои основные товарно-рыночные группы в отдельные подразделения. Последние создают собственные отделы и службы. Это дает возможность избежать чрезмерного усложнения системы управления фирмой.
Для решения нестандартных задач и задач высокой степени сложности и новизны компании могут создавать временные организационные подразделения. Например, при разработке новой продукции функциональная организационная структура управления предполагает сотрудничество между функциональными отделами, такими, как отделы маркетинга, НИОКР и производства, которые все вместе используют официальные, бюрократические каналы руководства и коммуникации. Руководство осуществляется менеджерами высшего звена или менеджерами по товару, чья задача –скоординировать процесс разработки новой продукции, хотя они и не имеют достаточных полномочий для управления этим процессом. Вместе с тем создание постоянной или временной группы руководящих работников из различных функциональных отделов предполагает, что они обладают коллективными полномочиями и несут коллективную ответственность за проект. Члены команды временно переводятся из своих подразделений и привлекаются к работе над конкретным проектом. Часто менеджеру приходится одновременно быть членом нескольких межфункциональных команд, работающих над несколькими проектами.
Межфункциональные команды оптимально подходят для проектов, связанных с новыми концепциями и технологией. Они самостоятельны в оперативной работе и выборе путей решения задач. Руководство компании контролирует затраты и результаты их работы. Однако временные организационные подразделения могут лишь дополнять существующую структуру.
При проектировании структуры отдела маркетинга важно добиться того, чтобы она была простой и ее легко можно. было изменить, адаптировать к меняющимся условиям рынка, а также чтобы она стимулировала предприимчивость. Каждая компания создает собственную схему маркетинговой службы, обеспечивающей максимальную эффективность, используя при этом комбинации различных форм организации.
Функции маркетинга
Маркетинг осуществляет определенный набор функций, которые позволяют фирме выполнять полный цикл маркетинговой деятельности. Функции маркетинга группируются по пяти блокам (рис. 7).
Рис. 7. Блок-схема функций маркетинга
Блок 1. Планово-исследовательские, контрольные и организационные функции:
1.1 –маркетинговое исследование (сбор и анализ информации, прогнозирование рынка);
1.2 –разработка маркетинговой стратегии;
1.3 –составление плана и бюджета маркетинга, разработка оперативной программы маркетинговых мероприятий;
1.4 –маркетинговый контроллинг;
1.5 –организация маркетинга.
Блок 2. Функции формирования рынка и ценообразования:
2.1 –поиск и раздел рынка сбыта;
2.2 –сегментация рынка;
2.3 –разработка нового товара или модернизация старого;
2.4 –тестирование рынка, самосертификация товаров;
2.5 –разработка ЖЦТ;
2.6 –разработка и осуществление ценовой стратегии маркетинга;
2.7 –разработка и защита марки товара.
Блок 3, Функции регулирования рынка:
3.1 –стимулирование спроса и предложения;
3.2 –регулирование товарных запасов;
3.3 –регулирование цен.
Блок 4. Функции товародвижения и дистрибьюции:
4.1 –выбор дистрибьюторов (торговых посредников), формирование и эксплуатация каналов товародвижения;
4.2 –организация сбыта и продажи товаров;
4.3 –управление перемещением и складированием товаров (логистика);
4.4 –научная организация торгового процесса;
4.5 –организация франчайзинга, лизинга и факторинга.
Блок 5. Функции управления продвижением товаров:
5.1 –организация рекламной деятельности;
5.2 –организация каналов маркетинговых коммуникаций;
5.3 –организация конкурентной борьбы;
5.4 –научная организация сервиса.
Таким образом, можно сформулировать функциональное определение маркетинга, которое складывается из управленческой деятельности, процессов регулирования некоторых рыночных процессов и изучения рынка[9].
Маркетинг –система управления рыночной деятельностью, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.
Важная роль в маркетинге принадлежит государственной деятельности и общественным формам воздействия. Государство выступает гарантом прав участников рыночного процесса, осуществляет арбитраж и судебную защиту, издает законы и другие акты, касающиеся рыночной деятельности, занимается макрорегулированием некоторых рыночных процессов, контролирует качество товаров и соблюдение правил торговли, обеспечивает экологическую безопасностьи т.д.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Маркетинг. Сущность и функции» можно сделать ряд выводов:
ü История развития маркетинга в зарубежных странах, с точки зрения Питера Друккера, начинается в Японии примерно в 1650 г. Основатель маркетинга – Мицуи, открывший в Токио первый универмаг. На Западе маркетинг возник в середине XIX века. Его реализовал Сайрус Маккормик, создав фирму «Интернэшнл Харвестер». Родиной современного маркетинга принято считать США. Там он основался в 1901 г. в Иллинойском и Мичиганском университетах. Дисциплину «Маркетинг» преподавали В.Е. Креузии Р. Батлер. Значительный вклад в развитие маркетинга как науки и искусства внесли зарубежные специалисты: Б. Берман, Г. Болт, М. Брук, X. Вайс, А. Вайман, Д. Гарднер, X. Гренросс, П. Друккер, Е. Дихтль, Р. Камп, Ф. Котлер и др.
ü Первые упоминания о маркетинге в России появились в начале 60-х годов. На начальном этапе становления маркетинга его воспринимали преимущественно как торговую деятельность, как систему рыночного распределения. В дальнейшем понимание маркетинга углубилось: была воспринята уже не только чисто сбытовая, но и организационно-коммерческая функция маркетинга. По мере развития рыночных отношений и нормализации самого рынка выделилось большое количество видов областей применения маркетинга. Родоначальниками российского маркетинга были: Г. Абрамишвили, И. Герчикова, А. Горячев, В. Демидов, П. Завьялов, К. Костюхин, И. Кретов, Б. Соловьев, Ю. Трусов и др.
ü Маркетинг возник как объективная потребность в упорядочении рыночной деятельности, снижении уровня стихийности рынка, обеспечении его «прозрачности» и предсказуемости развития. Под маркетингом понимают любую деятельность на рынке, направленную на удовлетворение потребностей, т.е. деятельность по доведению товаров от производителя до потребителя.
ü Концепция маркетинга основывается на теории приоритета потребителя и заключается в ориентации на интересы рынка. Ее естественным продолжением стала концепция социально-этического маркетинга, которая исходит из требования не только удовлетворения конкретных потребностей, но и обеспечения интересов общества в целом (в частности, экологической безопасности). Общественное влияние в маркетинге проявляется в форме консюмеризма –движения в защиту прав потребителей.
ü Общая цель маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение спроса потребителей, предъявляемого на рынке, и за счёт этого получить максимально возможную прибыль.
ü Функции маркетинга складываются из пяти блоков:
* планово-информационного;
* инновационно-сбытового и ценообразования;
* регулирования рынка;
* товародвижения и дистрибьюции;
* управления продвижением товаров.
Знание основ маркетинга необходимо не только любому экономисту, менеджеру и предпринимателю, в какой бы области бизнеса он ни работал, но и государственным чиновникам, контролирующие экономику государства.
Введение
История развития маркетинга
1.1 Развитие маркетинга в зарубежных странах
1.2 Развитие маркетинга в России
Понятие и сущность маркетинга
2.1 Понятие маркетинга. Принципы маркетинга
2.2 Этапы маркетингового цикла. Маркетинг в действии
Цели маркетинга
3.1 Цели маркетинга
3.2 Роль маркетинга в бизнесе
3.3 Организация маркетинга
Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.