Проблема метода в гуманитарном знании

Проблема метода в гуманитарном знании

1. Метод и методология филологических наук.

2. Понятие парадигмы в концепции истории науки Т.Куна ("Структура научных революций"). Содержание понятий "научное сообщество", "нормальная наука", "кризис в науке", "научная революция"

3. Гуманитарное знание как система парадигм.

4. Анализ методов гуманитарных наук в работах Ф.Ницше "Мы филологи" и "О пользе и вреде истории для жизни". Тезис Ф.Ницше о «конце метафизики» и критика в терминах «жизни» понятий Разум, Абсолютный Дух, истина.

5. Разделение познания как "науки о природе" и "науки о духе" и оформление представления о "понимании" как специфике последних (В.Дильтей).

6. Кризис идеи эволюционного развития истории и поиск онтологических оснований гуманитарного знания. Отказ от гносеологического метода; культура как «игра». Морфология культуры в концепции О.Шпенглера ("Закат Европы"). Постановка новой методологической задачи в «Школе анналов»: не «история идей», а «история людей» («Апология истории» М.Блока).

7. Понятия современной филологической методологии: значение, понимание, смысл, текст, истолкование. Полиметодологизм как альтернатива филологического метода.

 

Задание к практическому занятию.

Подготовить в виде доклада ответ к одному любому вопросу практического занятия.

 

Литература

Т. Кун. Введение к кн.: Структура научных революций (любое изд.). 

Ф. Ницше. Мы филологи // Ницше Ф. Избр. произв. в 3 т. Т. 3. М: Пор-Рояль, 1994. С. 267-325.

Чувакин А.А. Основы филологии: учебное пособие М.: Флинта, 2016. - 240 с.

Калиниченко В.В. Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. – 1988. – № 4. – С. 128–134.

Основы литературоведения: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. С. – 404–412.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

 

Практическое занятие № 2-3

Методики и направления исследований

В отечественной и зарубежной филологии. Основные концепции современного литературоведения

1. Мифологическая школа в отечественном литературоведении (значение работ Ф.И. Буслаева и А.Н. Афанасьева). Мифокритика в зарубежном литературоведении.

2. Культурно-историческая школа в литературоведении (А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов). Сопоставление с концепцией И.Тэна.

3. Сравнительно-исторический метод (А.Н. Веселовский). Развитие положений метода в XX веке (литературная компаративистика, функциональное литературоведение, школа рецептивной эстетики).

4. Психологический метод, его связь с биографическим. Психоаналитические теории в зарубежном литературоведении. Структурно-психоаналистическое литературоведение и концепция Ж.Лакана. Открытие «бессознательного». Э.Мах: «я» не инстанция объективной истины, а «комплекс ощущений».

4. Методологические установки формального метода (Р.Якобсон, В.Шкловский, Ю.Н. Тынянов). Формалистские концепции в зарубежном литературоведении. "Новая критика" в 50-60-е гг. Пристальное прочтение как методика работы с текстом в "новой критике".

 5. Структуральная школа в отечественном и зарубежном литературоведении.

6. Социологический метод в литературоведении.

7. Постструктурализм как реакция на методологичекий кризис современной науки о литературе (деконструктивизм, диалогическая критика, дискурсивный анализ, интертекстуальный индетерминизм, нарратология, неомарксизм, новый историзм и др.).

Задания к практическому занятию.

1. Подготовьте небольшой, но содержательный доклад и электронную презентацию по одной из предложенных тем. При подготовке можно выбрать любой интересующий аспект рассмотрения внутри обозначенных общих тем.

2. Рассмотрите произведение А.Камю "Миф о Сизифе" с точки зрения:

1 вариант: мифологической школы.

2 вариант: культурно-исторической школы.

3 вариант: психоаналитической школы.

4 вариант: сравнительно-исторического метода.

5 вариант: социологического метода.

6 вариант: постструктурализма и деконструктивизма.

 

 

Практическое занятие № 4

Задания к практическому занятию.

Задание 1: Подготовить в виде доклада ответ к одному любому вопросу практического занятия.

ИЛИ Задание 2: Написать небольшое эссе или творческую работу по одной из предложенных тем:

1. Объясните приведенное утверждение. Как соотносятся объяснение и практика. Что привносит в объяснение философия. А.Франс: "Непонимание тревожит".

Задания к практическому занятию.

Проблема метода в гуманитарном знании

1. Метод и методология филологических наук.

2. Понятие парадигмы в концепции истории науки Т.Куна ("Структура научных революций"). Содержание понятий "научное сообщество", "нормальная наука", "кризис в науке", "научная революция"

3. Гуманитарное знание как система парадигм.

4. Анализ методов гуманитарных наук в работах Ф.Ницше "Мы филологи" и "О пользе и вреде истории для жизни". Тезис Ф.Ницше о «конце метафизики» и критика в терминах «жизни» понятий Разум, Абсолютный Дух, истина.

5. Разделение познания как "науки о природе" и "науки о духе" и оформление представления о "понимании" как специфике последних (В.Дильтей).

6. Кризис идеи эволюционного развития истории и поиск онтологических оснований гуманитарного знания. Отказ от гносеологического метода; культура как «игра». Морфология культуры в концепции О.Шпенглера ("Закат Европы"). Постановка новой методологической задачи в «Школе анналов»: не «история идей», а «история людей» («Апология истории» М.Блока).

7. Понятия современной филологической методологии: значение, понимание, смысл, текст, истолкование. Полиметодологизм как альтернатива филологического метода.

 

Задание к практическому занятию.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 12.