Результаты исследования по экспериментальной методике «Геометрические фигуры»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Результаты методики «Геометрические фигуры» [26] показывают, что преобладающим стилем управленческого взаимодействия является аналитический.

Для аналитического стиля характерно то, что общая характеристика задания отсутствует, но предоставляется необходимая информация о способах пошагового выполнения задания (меры углов, размеры изображаемых фигур). Подчиненные инструктируются детально, вплоть до мелочей, однако не указывается общая характеристика цели. Таким образом, подчиненные максимально информированы о том, как действовать, но им не достает информации о том, зачем. Цель как образ конечного результата не формируется у подчиненных. А это говорит о том, что подчиненному не дается право выбора способа решения задач и не дается право на риск.

Только результаты двух испытуемых говорят об использовании ими синтетического стиля, для которого характерно то, что мастер изначально дает общую характеристику задания (например, указание на то, что задание состоит из двух групп геометрических фигур, расположение групп фигур в плоскости листа, указание из каких по форме геометрических фигур состоят группы).

Результаты исследования по экспериментальной методике «Разговор по телефону»

Шесть руководителей в конфликтной ситуации находятся в Эго-состоянии Родителя. Если интерпретировать полученные результаты в рамках концепции Э.Берна [2], то руководитель строит взаимодействие с подчиненными из позиции Родителя, т.е. сам принимает решение и сам несет за него ответственность, приучая, таким образом, подчиненного к позиции Ребенка, который готов демонстрировать безответственность и оправдание в ситуации неудачи. Руководитель не позволяет подчиненному быть самостоятельным. Родитель видит себя в положении над людьми, более сильным, умелым, мудрым, чем они. В окружающих склонен видеть несамостоятельность, слабость, безответственность, считает, что они в нем нуждаются и без него не добьются успеха. Он бывает двух типов: контролирующий, т. е. требовательный, придирчивый, склонный к применению негативных санкций, он инструктирует, проверяет, упрекает, заставляет; опекающий, т. е. заботливый, обучающий, помогающий, наставляющий, он склонен брать на себя ответственность за подчиненных, воздействует на них преимущественно поощрениями, дает советы.

У двух испытуемых в ситуации конфликта преобладает Эго-состояние Взрослого, это проявляется в общении с подчиненным на равных. Взрослый считает себя достаточно сильным, умелым, ответственным, но и в других склонен видеть партнеров. Мастер дает возможность подчиненному самому решить проблему и выбрать из множества альтернативных решений одно верное.

Эго-состояние Ребенка преобладает у двух испытуемых из десяти. Руководитель в такой ситуации и сам не принимает никакого решения, и подчиненному не предоставляет возможности этого сделать. Ребенок избегает личной ответственности, предпочитает быть за чьей-то спиной, склонен видеть в окружающих родителей. В ответе можно уловить преобладание эмоциональной реакции на ситуацию, наличие чувства обиды по отношению к подчиненному, и стремление манипулировать его поведением.

 

Выводы

1. В структуре деятельности руководителя первичного звена управления преобладают организационный и контрольный компоненты. В наименьшей степени представлен компонент «планирование».

2. Для большинства руководителей первичного звена управления характерны следующие стилевые особенности управленческого взаимодействия:

· низкий и средний уровни делегирования полномочий своим подчиненным;

· стремление заранее планировать свои действия и следовать намеченному плану без изменений;

· преобладание стратегий ухода и компромисса при разрешении конфликтных ситуаций указывает на то, что проблемы решаются локально, без попытки рассмотреть возникшую проблему как сигнал к пересмотру управленческих механизмов;

· склонность принимать решения за подчиненного, не предоставляя ему возможность самому решить проблему; преобладание у мастеров Эго-состояния Родителя;

· инструктирование подчиненного детально, вплоть до мелочей, без указания общей характеристики цели, что не дает подчиненному права на выбор способа достижения поставленной цели.

3. Характерно сочетание управленческих и исполнительских функций. На реализацию исполнительских функций руководителем отводится около половины рабочего времени.

4. Таким образом, гипотезы, поставленные в нашем исследовании, нашли свое подтверждение.

 



Рекомендации

В целях оптимизации деятельности руководителя первичного звена управления, с психологической точки зрения целесообразно:

1) Пересмотреть позицию руководителей более высокого уровня управления по отношению к деятельности руководителей первичного звена, т.к. руководители первичного звена управления воспринимаются частично как исполнители.

2) При проведении внутрифирменного обучения руководителей первичного звена управления необходимо включать задания, которые будут способствовать осознанию мастерами сложившегося стиля управления деятельностью и осознанию себя больше как исполнителей, чем руководителей. Соответственно, одной из целей обучения будет являться цель формирования системного видения мастером своей деятельности, формирования способности анализировать проблему, как сигнал к пересмотру управленческих механизмов, а не повод к быстрому решению оперативных задач.

3) В целях повышения эффективности управленческой деятельности целесообразным является разработка программы развития управленческих компетенций, в рамках которой будет осуществляться развитие способности к делегированию полномочий и умения гибко действовать в условиях нестабильности производственного процесса.

 



Заключение

Управленческое звено промышленных предприятий все чаще вынуждено действовать в часто меняющихся условиях. Изменения во внешней среде порождают изменения и внутри организации. Для повышения эффективности своей деятельности предприятия начинают инвестировать средства не только в оборудование и технологии, но и в компетентность самих руководителей. Т.к. именно от руководителей и их умения гибко адаптироваться к изменениям среды зависит выполнение планов, реализация управленческих решений. Деятельность руководителя является сложной и неоднородной по своей структуре. Руководитель каждый день решает множество разных, часто не связанных друг с другом задач. В данной работе исследовались психологические особенности деятельности руководителя первичного звена управления.

Эмпирической базой исследования являлось одно из промышленных предприятий г. Калуги, осуществляющее деятельность в сфере приборостроения. В исследовании приняло участие 10 мастеров производственных участков.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что были разработаны рекомендации по оптимизации деятельности руководителя первичного звена управления. Одним из факторов оптимизации деятельности является внутрифирменное обучение мастеров производственных участков, рамках которого будет осуществляться развитие способности к делегированию полномочий и умения гибко действовать в условиях нестабильности производственного процесса. Развитие управленческих компетенций целесообразно проводить с помощью активных форм обучения, таких как тренинги, деловые и ролевые игры, решение практических ситуаций.

Возможные направления развития исследования: в процессе анализа результатов исследования была сформулирована гипотеза о том, что уровень делегирования полномочий обусловлен организационными факторами. С целью проверки данной гипотезы возможно проведение дальнейшего исследования, выборкой которого будут уже два промышленных предприятия. В рамках будущих проектов возможно исследование не только различий в организационной культуре предприятий, но и в управленческом стиле руководства каждого их них.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 139.