Банковская система России после кризиса 1998г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и отечественными кредиторам, восстановления доверия населения, реструктуризации и рекапитализации банковской системы.
Еще осенью 1998 г Банк России предложил определенные подходы к решению проблемы реструктуризации банковской системы, выступив с концепцией новой структуры банковской системы. Позднее его позиция была развита в "Программе неотложных мер по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", направленной в правительство в октябре 1998г. Суть этой позиции состояла в определении банков федерального значения (которые, в свою очередь, делились на банки с государственным участием и частные банки) и опорных региональных банков, которые Банк России считал необходимым поддерживать. Отношение ко всем прочим банкам (крупным, но не федерального значения, мелким и средним) строилось на принципе их полной независимости и незаинтересованности властей в их дальнейшей судьбе.
К сожалению, Центральный банк не располагает четкими критериями отнесения банков к той или иной группе, административными возможностями быстрой ликвидации неплатежеспособных банков, не имеет конструктивной позиции по вопросу об источниках средств на финансовую поддержку банков и о принципах ее выделения. В результате работа по определению групп банков и согласованию состава «опорных» банков затянулась до весны 1999г., и время для принятия конкретных решений было упущено.
Слабая сторона предложений Банка России, которая практически сделала невозможной их реализацию, заключалась в непроработанности важнейшего раздела об источниках финансирования программы рекапитализации банковской системы. Правительство считало, что подобные мероприятия не должны финансироваться из бюджета. Вместе с тем международный опыт показывает, что средства госбюджета играют существенную роль в банковской реструктуризации.
Можно выделить еще два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.
Первое – развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионах страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.
Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего, это снижение размера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших органов власти решительных действий.
Второе направление совершенствования банковской деятельности, имеющее перспективный характер, – расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.
Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской деятельности не застала их в врасплох, и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, подведем итоги. Банк – это финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск новых денег.
Современный банк – это универсальное предприятие. Как это было показано, осуществляя «пакетное» обслуживание, банки стремятся развивать как можно больше видов услуг. В области кредитной политики это не только краткосрочное, но и долгосрочное кредитование, кредитование клиента вне зависимости от характера его собственности и отраслевой принадлежности, кредитование и населения, и предприятий. Банки стремятся развивать валютные операции, участвовать в работе бирж, управлять портфелем ценных бумаг клиента, оказывать консультационные услуги. Современный банк предоставляет своему клиенту порядка ста различных видов услуг.
Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма; включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.
В данное время в России, как и в большинстве стран мира, функционирует двухуровневая банковская система: первый уровень – Центральный Банк, второй – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Функции ЦБ:
· банкнотная и безналичная эмиссия;
· денежно-кредитное регулирование экономики;
· контроль за деятельностью кредитных учреждений;
· аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
· кредитование коммерческих банков;
· кредитно-расчётное обслуживание правительства;
· хранение официальных золотовалютных резервов.
Главной функцией ЦБ является кредитное регулирование, которое осуществляется путем проведения политики минимальных резервов, открытого рынка и политике учётной ставки.
Основными функциями коммерческих банков являются:
· привлечение временно свободных денежных средств;
· предоставление ссуд;
· осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве;
· выпуск кредитных средств обращения;
· консультирование и предоставление экономической и финансовой информации.
Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов. Кризис в банковской системе России был обусловлен следующими причинами:
· отставание традиционного банковского кризиса;
· недостаток доходов;
· кризис ресурсной базы;
· кризис ликвидности;
· отсутствие квалифицированного персонала.
Чтобы банки смогли успешно вступать в новый этап экономической жизни России и выполнить свою задачу в подъеме отечественной экономики, им необходимо качественно освоить технологию инвестиционного кредитования реального сектора. А для этого следует как можно быстрее осуществить внутреннюю реорганизацию, серьезно повысив качество управления.
Список литературы.
1. Азрилиян А.Н. «Большой экономический словарь» - М, Фонд "Правовая культура", 1994.
2. Воронин Д.В. «Реструктуризация как стратегия преодоление кризиса» - Банковское дело, № 3, 1999.
3. Гамидов Г.М. «Банковское и кредитное дело» - М, Банки и биржи, 1994.
4. Егоров С.Е. «Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики» - Деньги и кредит, №6,1995.
5. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. «Банковское дело» - М, Финансы и статистика, 1995.
6. Коробов Ю.И., Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. «Портфель делового человека. Банковский портфель – 1» - М, СОМИНТЭК, 1994.
7. Лаврушин О.И. «Банковское дело» - М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.
8. Москвин В.А. «Банковское дело – послекризисное развитие» - Банковское дело, № 11, 1998.
9. Усоскин В.М. «Современный коммерческий банк» - М., ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994.
10. Усоскин В.М. «Управление и операции в банке» - М., ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994.
11. Ширинская Е.Б. «Операции коммерческих банков» - М, Финансы и статистика, 1995.
12. Ямпольский М.М. «Особенности деятельности коммерческого банка» - Деньги и кредит, №2,1994.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 167.