на предприятии образуются и расходуются определенные суммы денежных средств, движение которых и определяет финансовую сторону работы предприятия. Таким образом, финансы предприятия – это совокупность всех денежных средств и их оборотов.
Материальной основой финансов является производство, а основным источником поступления денежных средств явл. реализация продукции. Финансы предприятия выполняют две основные функции:
1. Распределительная – сущность этой функции в распределении национального дохода страны. Основными финансовыми формами явл.: 1.использование налоговой системы, 2.формирования общественных фондов потребления, 3.формирование страховых и резервных фондов.
2. Контролирующая – сущность этого метода заключается в проверке правильности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Финансовый контроль осуществляется как в нутрии самого предприятия, так и со стороны вышестоящих организаций – финансовые и банковские учреждения.
Производственная и финансовая деятельность предприятия тесно связаны между собой, но главным является производство, а вторую необходимо рассмотреть как инструмент, обеспечивающий денежное выполнение производственной программы. В связи с этим в современных условиях повышают роль валовой продукции, которая должна быть направлена на движение денежных поступлений в хозяйство. Финансовый план предприятия состоит из двух частей – доходной и расходной.
Главные статьи доходной части финансового плана: 1.прибыль от реализации продукции, 2.кредиты банков, 3.амортизационные отчисления,4.ассигнования и бюджет.
Главной статьей расходной части финансового плана являются:1.инвестиции, 2.погошение кредитов, 3.плотежи в бюджет, 4.отчисления в фонд экономического отчисления.
Основным финансовым планом страны является госбюджет. В правильно составленном бюджете расходная часть должна быть равна доходной части. Если доходная часть превышает расходную, то наблюдается дефицит бюджета, то есть живет в долг. Если доходная часть превышает расходную, то наблюдается профицит бюджета.
3. С/х производство имеет сезонный характер, поэтому поступление и расходование денежных средств неравномерно. Поэтому в случаях производства продукции предприятия используют банковский кредит. Кредит – это предоставление предприятиям денежных средств для обеспечения их потребностей. Кредитование предприятий осуществляется по следующим принципам: важнейшим финансовым документом явл. баланс. Баланс представляет собой таблицу в левой части, которой отражен состав средств предприятия, а в правой источники образования этих средств. Левая часть баланса показывает актива, а правая пассив.
Литература: В.К.Буга «Организация производства и управления на с/х предприятиях», Минск «Ураджай» Ст.374-396.
Тема№17 Валовая и товарная продукция.
1. Понятие о валовой продукции предприятия.
2. Понятие о товарной продукции предприятия.
3. Пути увеличения валовой продукции.
1. Валовая продукция – это стоимость всей продукции, за определенный период, с/х продукции. В валовую продукцию предприятия включается:
1. Продукция растениеводства – валовой сбор всех производимых с/х культур.
2. Продукция животноводства – то есть стоимость валового надоя молока, прироста животных и др.
3. Продукция подсобных производств – то есть стоимость продукции рыбоводства, пчеловодства и др.
Общий объем валовой продукции предприятия определяется в стоимостном ворожении. При этом используют два вида цен:
1. Текущие цены – это цены данного хозяйственного года.
2. Сопоставимые цены – это неизменные цены применяемые в течении длительного периода.
Стоимость ВП предприятия можно записать в виде формулы: ВП=МЗ+ФЗП+ЧД1 , где МЗ – материальные затраты, ФЗП – фонд зарплаты, ЧД1 – чистый доход.
2. Товарная продукция – это часть ВП, которая реализуется с/х предприятиями государству и др. потребителям. Уровень товарности продукции определяется по формуле: Ут=ТП/ВП·100% (%), где ТП – стоимость товарной продукции.
Уровень товарности с/х продукции и ее объем тесно связан с объемом ВП – чем выше объем ВП, тем больше и объем товарной продукции и соответственно уровень товарности.
3. Существуют следующие пути увеличения производства продукции:
1. Повышение урожайности с/х культур.
2. Расширение посевных площадей.
3. Сокращение потерь при уборке, транспортировке и хранении.
4. Увеличение продуктивности с/х животных.
5. Увеличение поголовья с/х животных.
6. Борьба с болезнями растений и животных.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.145-151
Тема №18 Себестоимость с/х продукции.
1. Понятие о стоимости с/х продукции.
2. Понятие о себестоимости с/х продукции.
3. Классификация затрат при калькуляции себестоимости.
1. Для того, что бы производить материальные блага, в том числе и с/х продукцию обществу необходимо осуществить определенные затраты. В связи с этим выделяют 2 понятия – стоимость и себестоимость продукции.
Стоимость продукции в рыночных условиях определяется спросом и предложением и включает 3 составные части: 1) стоимость израсходованных средств производства – то есть матер. затраты ( запасные части, ГСМ, семена), 2) стоимость продукта созданного трудом для себя – определяется фондом заработной платы, 3) стоимость продукции созданного трудом для общества – определяется величиной прибавочного продукта.
2. Себестоимость продукции представляет собой вороженные в денежной форме затраты конкретного предприятия на производство продукции. Себестоимость включает, затраты данного хозяйства на оплату труда и израсход. средства производства, но не включает прибавкой продукт. Себестоимость продукции складывается из затрат прошлого труда – то есть его оплата.
Себестоимость продукции является одним из важнейших экономических показателей, поскольку эффективная работа предприятия невозможна без планирования, анализа и снижения себестоимости продукции.
3. Исчисление себестоимости продукции называется калькуляцией. В растениеводстве основной калькуляционной ед. является центнер и гектар выполненной работы, а в животноводстве - центнер продукции и содержание одной головы животного.
С/х продукция подразделяется на 3 вида: 1)основная – это та продукция для получения которой организовано производство (зерно, мясо), 2) сопряженная – это 2 и более основных продукта явл. результатом одного и того же производственного процесса (шерсть и прирост в овцеводстве), 3) побочная – это та продукция которая получается одновременно с основной но имеет второстепенное значение (солома, ботва). Себестоимость единицы продукции рассчитывается по формуле: С\с=С/В; (руб/ц), где С – себестоимость всей продукции, В – выход или количество продукции.
В случаях когда от одной культуры получается несколько видов продукции, то общую сумму затрат распределяют следующим образом: 1)с помощью коэффициента находим объем условной ВП, 2)находим удельный вес в процентах каждого вида продукции в общем объеме условной продукции, 3)согласно удельного веса находим затраты на каждый вид продукции, 4) затраты отнесли к количеству продукции и получаем себестоимость единицы продукции.
При калькуляции себестоимость продукции все затраты делятся на основные и накладные. К основным затратам относятся такие, которые непосредственно связаны с производством продукции – это заработная плата производственных работников, стоимость семян, кормов, удобрений. К накладным относятся затраты связанные с управлением и обслуживанием хозяйства.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст. 151-156
Тема№19 Себестоимость с/х продукции.
1. Понятие структуры себестоимости с/х продукции.
2. Основные виды себестоимости с/х продукции.
3. Значение и пути снижения с/х продукции.
1. Для того, что бы иметь полное представление о затратах на производство продукции необходимо знать структуру этих затрат, то есть структуру себестоимости. Под структурой себестоимости понимают соотношение отдельных статей затрат в процентах к общей сумме затрат на производство продукции.
В структуру себестоимости с/х продукции наибольший удельный вес занимают затраты на корма, семена, зарплаты, освещение и прочие основные затраты. Затраты труда особенно высоки в тех отраслях, где низкий уровень механизации процессов. Важнейшей задачей с/х предприятий нашей Республики является снижение себестоимости всех видов продукции.
2. В зависимости от сроков определения выделяют следующие виды себестоимости:
1. Плановая – рассчитывается при составлении планов развития хоз. на определенную перспективу.
2. Отчетная или фактическая – рассчитывается на основании фактических данных о затратах на производство продукции.
3. Провизорная или ожидаемая – рассчитывается на основании фактических данных об уже произведенной продукции и плановых данных о качестве продукции и затратах на нее до конца года.
Кроме этого различают производственную и коммерческую или полную себестоимость. В производственную себестоимость включают все затраты связанные с производством продукции. В коммерческую себестоимость кроме производственных затрат включены затраты связанные реализацией продукции – реклама, упаковка, транспортировка и др. затраты.
Различают так же индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость продукции. Индивидуальная себестоимость показывает затраты на производство конкретного хозяйства. Среднеотраслевая себестоимость характеризует средние затраты в целом по данной отросли народного хозяйства.
3. Уровень себестоимости продукции качественно характеризует работу хозяйств, поскольку, чем ниже себестоимость продукции, тем большая получаемая прибыль выше уровень рентабельности и эффективности производства в целом. Существуют следующие пути снижения себестоимости с/х продукции:
1. Рост урожайности с/х культур и продуктивность животных.
2. Дальнейшая механизация производственных процессов в с/х.
3. Использование в с/х обоснованных норм выработки и прогрессивных систем оплаты труда.
4. Экономия затрат в том числе и энергоресурсов при производстве с/х продукции.
5. Снижение потерь с/х продукции при уборке, транспортировке, хранении.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст. 156-160
Тема№20 Цены на продукцию АПК.
1. Понятие о цене и ценообразовании.
2. Функции цен.
3. Система цен на продукцию АПК.
1. Цена – это стоимость товара, выраженная в деньгах. Экономически обоснованная цена должна возместить предприятию себестоимость продукции и обеспечить получение прибыли необходимой для осуществления расширенного воспроизводства и выполнений обязательств перед обществом, уплаты налогов, страховых платежей, отчислений в общественный фонд потребления.
Ц=С+П; С=МЗ+ФЗП; Ц=МЗ+ФЗП+П.
Прибыль должна быть такой, что бы уровень рентабельности составлял
20-30% и более процентов. R=П/С·100%;
Ценообразование на продукцию может основываться на издержках, спросе и конкуренции. Издержка – цена, устанавливаемая исходя из уровня издержек производства и обслуживания, вылечены накладных расходов и расчетной прибыли. Спрос – это цена, определяемая после изучения потребностей покупателя в товарах и анализах в зависимости спроса от цены. В трех случаях цена товара может быть определена на уровне рыночной, а так же выше или ниже.
2. Цена выполняет следующие функции:
1. Дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов.
2. Во вторых она стимулирует наибольшие экономические способности производства.
3. Через цену происходит распределение доходов хоз. субъектов.
3. На внешнем и внутреннем рынке сложилось множество цен на продукцию и услуги АПК. Высшим их уровнем служат цены мирового рынка, которые призваны возместить затраты производства, заготовку и транспортировку продукции зарубежным покупателям с прибавлением минимально необходимой прибыли на всех этапах продвижения экспортируемых товаров. На внутреннем рынке высшим уровнем служат розничные цены, возмещающие производителям продукции издержки производства и прибыль, а торговым предприятиям – торговые издержки и прибыль. Розничные цены устанавливаются на продукцию реализуемой в государственной рыночной сети.
Наиболее распространенными являются закупочные цены, по которым государство закупает с/х продукцию у населения, фермерских хозяйств и с/х предприятиях. Государственные закупочные цены призваны возмещать издержки производства и обеспечивать необходимую прибыль, каждому нормально работающему субъекту хозяйствования.
В АПК широко используется и договорные цены на продукцию , которая реализуется с/х предприятиями сверх госзаказа. Эти цены устанавливаются по согласованию между производителями и покупателями с/х продукции.
В АПК применяются и оптовые цены – это цены на средства производства реализуемые промышленными предприятиями к ним относятся: с/х техника, транспортные средства, сырье, топливо, материалы.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст. 161-165
Тема№21 Качество с\х продукции
1. Понятие качества с\х продукции
2. Управление качеством с\х продукции.
3. Понятие о стандарте, сертификате.
1. Качество продукции – это совокупность свойств продукции, ее способность удовлетворять определенные способности человека.
Качество продукции зависит от множеств факторов – плодородие почвы, погодные условия, сорт растений, породы животных, срока и выполнения всех операций по производству продукции, обеспечения техническими средствами, наличие квалифицированных рабочих.
Для того, что бы эффективно влиять на множество факторов определяют качество продукции, необходимо единая система управления качеством продукции.
2. Комплексная система управления качеством продукции – это совокупность методов и средств, направленных на обеспечение необходимого качества с\х продукции. Комплексная система предусматривает разработку следующих мероприятий:
1. экономические мероприятия – включают материальное стимулирование качества продукции, а так же планирование повышения качества продукции.
2. технические мероприятия – предусматривают совершенство производственной базы и применяемы технологий.
3. организационные мероприятия – включают повышение квалификации кадров, а так же совершенствование труда в с\х предприятиях.
3. Особое значение в управлении качеством продукции имеет стандарт.
Стандарт – это документ, который содержит комплекс норм и требований, как на продукцию, так и на технологические процессы и операции.
Например, при производстве с\х культуры устанавливают показатели глубины обработку почвы, равномерность т глубины заделки семян и удобрений, сроков выполнения работ, качество уборки. Стандарты указываю границы качества за приделами, которых продукция считается не качественной. Стандарты делят продукцию по качеству на категории, классы, сорта.
Стандарты подразделяются на государственные, отраслевые и стандарты предприятия. В условиях рыночных отношений соблюдение требования стандартов дает возможность товаропроизводителям обеспечить высокую конкурентоспособность продукции. Стандартизация, как неотъемная часть современного рынка неразрывно связана с сертификацией.
Сертификат – это документ подтверждающий соответствие продукции и услуг, обяз. требованиям стандартов.
Основными функциями сертификации являются:
1. подтверждение показателей качества продукции и услуг.
2. содействие потребителей в компетентном выборе продукции.
3. контроль безопасности продукции и услуг для окружающей среды, а так же здоровья и жизни потребителей.
В Республике определена номенклатура продукции для обязательной сертификации. К ней относятся пищевые продукции.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.267-282
Тема№22 Эффективность с\х производства.
1. Понятие и виды эффективности с\х производства.
2. Показатели эффективности с\х производства.
3. Пути повышения эффективности с\х производства.
1. Эффективность производства – это соотношение результата эффекта деятельности человека к затраченным трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
Развитие общества и экономики страны предполагает систематическое повышение эффективности во всех областях человеческой деятельности. Поскольку эффект бывает экономическим и выражается в приросте продукции, суммы прибыли, а так же социальным, которые выражаются в улучшении условий труда, сохранности окружающей среды и здоровья человека, то соответственно выделяется два вида эффективности:
1. Экономическая эффективность.
2. Социальная эффективность.
В современных условиях хозяйствования социальный эффект производства означает недоступность увеличения объемов выпуска продукции или получения прибыли. За счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения др. показателей жизнедеятельности человека.
Показатели экономической эффективности разнообразны, что обуславливает различием видов затрат и получения результатов.
2. Эффективность производства в первую очередь определяется ростом объемов валовой и товарной продукции. Кроме этого существуют следующие показатели эффективности производства:
1. производство ВП. ВД=МЗ+ВП
2. производство чистого дохода: ЧД=ВП-С
3. получено прибыли : П=В-С
4. себестоимость продукции: С=МЗ+ФЗП
5. производительность труда: П=ВП/Ч
6. фондоотдача: Фо=ВП/ОПФ
7. фондовооруженность: Фв=ОПФ/Ч
8. фондообеспеченность: Фоб=ОПФ/S ·100
9. срок окупаемости инвестиций: Т=К/П
10. рентабельность производства: R=П/СЧ100%
11. Общая эффективность кап. вложений: Э=(ЧД1-ЧД)0/К=∆ЧД/К
12. Экономия от снижения себестоимости: Э=(С1-С0)/К ЧП
3. Существуют следующие пути повышения эффективности производства:
1. внедрение интенсивных методов ведения хозяйства.
2. всесторонняя индустриализация с\х производства.
3. использование биологических фондов в развитии современного с\х.
4. правильная специализация и концентрация с\х производства.
5. решение социальных задач в с\х производстве, то есть занятость, жилье и т.д.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.242-255
Тема №23 Экономический анализ хозяйственной деятельности.
1. Понятие экономического анализа.
2. Задачи экономического анализа.
3. Организация экономического анализа в с\х организациях.
1. В процессе управления с/х производством ведется постоянный поиск и выбор наилучших вариантов хозяйствования, а для этого необходимо хорошо знать экономику хозяйства. Обеспечить это можно только при условии постоянного проведения экономического анализа хозяйственной деятельности. В широком смысле слова анализ означает разложение сложных явлений и процессов на составные части, а так же сопоставление частных показателей. Без анализа невозможна сознательная деятельность людей. Таким образом экономический анализ – это изучение работы предприятия с целью выявления и использования резервов для улучшения всех показателей хозяйственной деятельности.
2. Основными задачами экономического анализа деятельности с\х предприятий является:
1. Проверка степени выполнения плановых заданий и достигнутого уровня развития производства по отраслям и в целом по хозяйству.
2. Оценка экономических результатов использования земли, техники, трудовых ресурсов, финансовых ресурсов.
3. Выявление причин, которые оказывают влияние на достигнутые результаты.
4. Изыскание наиболее рациональных путей увеличения производства продукции, снижение ее себестоимости, повышение производительности труда и рентабельности производства.
5. Выявление внутренних резервов с целью повышения эффективности производства.
3. Главный экономист с\х предприятия организует и руководит всей работой по проведению анализа важнейших показателей деятельности хозяйства:
1. Выполнению плана производства и продажи продукции.
2. Снижение себестоимости продукции.
3. Увеличение суммы прибыли, а так же валового и чистого дохода.
Главный экономист разрабатывает конкурентные мероприятия по улучшению внутрихозяйственного планирования, каждого вида продукции, внедрению новых форм организации труда, использованию прогрессивных систем оплаты труда.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.242-255.
Тема №24 Виды и этапы экономического анализа хозяйственной деятельности с/х организаций.
1. Виды экономического анализа.
2. Этапы экономического анализа.
3. Источники экономического анализа.
1. В зависимости от периода проведения экономического анализа подразделяется на три основных вида:
1. Оперативный (текущий) – охватывает хозяйственную деятельность за короткий период времени (смена, неделя, декада).
2. Предварительный – проводится до завершения процесса производства или какого-то периода времени.
3. Итоговый – проводится по окончанию процесса производства или какого-то периода времени. Этот вид анализа является наиболее полным, так как охватывает все стороны хозяйственной деятельности предприятия.
2. Экономический анализ проводится в три этапа.
На первом этапе составляется план проведения работы, подбираются нужные материалы, устанавливают какие конкретно показатели необходимо определить для решения поставленной задачи.
На втором этапе устанавливают и изучают конкретные факторы, которые повлияли на выполнение плановых заданий или конечных результатов. Этот этап является основным, так как от него зависит, насколько полно будут скрыты причины, которые оказали влияние на производственную деятельность предприятия.
На третьем заключительном этапе подводятся результаты экономического анализа, разрабатывается конкретные мероприятия по улучшению деятельности хозяйства и рационального использования скрытых резервов.
По результатам анализа оформляются необходимые материалы, разрабатываются графики, диаграммы, которые позволяют более наглядно отразить результаты анализа хозяйственной деятельности.
3. Источником информации для экономического анализа являются всевозможные документы, в которых отражается хозяйственная деятельность:
1. Бухгалтерская отчетность.
2. Статистическая отчетность.
3. Годовые планы хозяйствования.
4. Годовые отчеты хозяйствования.
5. Приказы и распоряжения по хозяйствам.
6. Акты ревизий.
7. Материальные заседания и совещаний.
8. Первичные документы (путевой лист, ведомость взвешивания животных).
Литература: В.К.Буга «Организация производства и управления на с/х предприятиях», Минск «Ураджай» Ст. 219-225
Тема №25 Методы экономического анализа хозяйственной деятельности с/х предприятий.
1. Метод сравнения.
2. Метод группировки.
3. Метод цельных подстановок.
1. Наиболее часто в процессе экономического анализа используют метод сравнения. Сравнение плановых и отчетных показателей позволяет сделать вывод о уровне выполнения задания.
В процессе сравнения за несколько лет появляется возможность оценки тенденции развития хозяйства. Важное значение имеет сравнение показателей хозяйства с другими хозяйствами, а так же с показателями по району, что позволяет дать объективную оценку работы хозяйства.
2. В процессе анализа широко используют и метод группировки. Группировка – это разделение изучаемой совокупности на однородные составные части потому или иному признаку.
При анализе хозяйственной деятельности наибольшее распространение получили следующие группировки:
1. По урожайности с\х культур.
2. По продуктивности с/х животных.
3. По производительности труда.
4. По средней зарплате.
5. По выработке на 1 трактор.
3. Важнейшим методом экономического анализа является метод ценных подстановок. Его сущность заключается в том, что рассчитывается условный показатель, используя который находят влияние определенных факторов на поперечные результаты хозяйственной деятельности.
Суть этого метода разберем на следующем примере:
Показатель | План | Факт | отклонения(+;-) | |
1 | Посевная площадь Урожайность Валовой сбор | 200 28 5600 | 180 32 5760 | -20 +4 +160 |
1. Найдем плановый валовой сбор умножением посевной площади на урожайность:
200*28=5600 ц
2.Найдем фактический валовой сбор:180*32=5760 ц
3.Найем условный валовой сбор умножением фактической площади на плановую урожайность:180*28=5040 ц
4.Вычитая из условного валового сбора плановый сбор получим, что сокращение посевных площадей привело к недобору следующего количества зерна:
5040-5600=-560
5.Вычитая из фактического валового сбора условный валовой сбор получим, что рост урожайности увеличил валовой сбор зерна на следующее количество:
5760-5040=720
6.Общее влияние двух факторов на валовой сбор найдем суммированием двух результатов: -560+720=160
Литература: В.К.Буга «Организация производства и управления на с/х предприятиях», Минск «Ураджай» Ст.225-230
Тема №26 Продовольственный комплекс страны.
1. Понятие и значение продовольственного комплекса.
2. Структура продовольственного комплекса.
3. Особенности управления продовольственным комплексом.
1. Важнейшей составной частью продовольственной политики страны является обеспечение устойчивого роста с/х производства, как основы обеспечения населения продовольствием в то же время стабильность динамики производства, может быть достигнут только на основе внедрения достижений НТП в аграрной сфере, а так же в отраслях ее обеспечивающих. Таким образом, рост общественных потребностей и прогресс производительных сил обусловили формирование новой системы продовольственного комплекса. Продовольственный комплекс – это группа взаимосвязанных отраслей народного хозяйства страны, обеспечивающих население продовольствием.
Продовольственный комплекс является составной частью агропромышленного комплекса, который характеризуется тем, что в его функцию входит удовлетворение потребителей, не только в продовольствии, но и в др. предметах потребления производимых их с/х сырья.
2. Структура продовольственного комплекса состоит из следующих сфер:
1. Производство средств производства для продовольственного комплекса - то есть тракторное машиностроение, с/х машиностроение, машиностроение для животноводства и др.
2. Производство с/х продукции – продукции рыбоводства, пчеловодства, добыча минеральных вод и др.
3. Переработка с/х продукции и ее реализация .
4. Инфраструктура продовольственного комплекса.
3. Рост эффективности производства всех отраслей продовольственного комплекса может быть осуществлен только при условии совершенствования управления продовольственным комплексом. Это означает, что продовольственный комплекс должен быть организационно оформлен как объект самостоятельного управления. Хозяйственный механизм продовольственного комплекса должен быть ориентирован на укрепление экономического управления, на повышение самостоятельности и инициативы трудовых коллективов, на улучшение организации труда и материальной заинтересованности работников. Управления продовольственным комплексом как единым целым позволит ускоренно развивать те звенья комплекса от развития, которого зависит решение продовольственной безопасности.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.315-323
Тема №27 Экономика производства зерна.
1. Значение производства зерна определяются его особой ролью в формировании продовольственных ресурсов страны. Зерно является незаметным сырьем для производства таких продуктов как хлеб, макароны и др. Зерно широко используется так же в качестве фуража, то есть корма для животных. Зерно используют в технических целях для производства спирта, клея и др. продуктов. Зерно хорошо хранится, его усушка составляет не более 3% в год. По характеру использования все зерновые культуры делятся:
1. Продовольственные – рожь пшеница.
2. Фуражные – овес, кукуруза, ячмень.
3. Промышленные – ячмень, кукуруза.
Зерновые культуры возделываются во всех районах Республики, и под них отводится 50% пахотных земель. Потребность зерна состоит около 10 млн. т. Урожайность средняя по Республике составляет – 25-28 ц/га. Экономическая активность производства зерна характеризуется системой показателей:
1. Урожайность (ц/га).
2. Производительность (ц/га час).
3. Себестоимость (руб/ц).
4. Трудоемкость (чел.час/ц).
5. Валовой доход 1га (руб/га).
6. Чистый доход на 1 га (руб/га).
7. Прибыль на один гектар (руб/га).
8. Рентабельность производства зерна %.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.323-332
Тема №28 Экономика производства технических культур.
1. Экономика производства сахарной свеклы.
2. Экономика производства льна.
3. Экономика производства картофеля.
1. Выращиванию сахарной свеклы предается важное значение, так как сахар является одним из основных продуктов питания. В Республике на душу населения потребляется примерно 35 кг сахара в год, что сравнимо показателями развитых стран. В Республике посевы сахарной свеклы в основном сосредоточены в Гродненской, Минской и Брестской областях, где производится свыше 3 млн. т корней при средней сахаристости 14-17%. Переработку сахарной свеклы производят ч-ре предприятия:1.Скивельский,2.Гродненский, 3.Жабинковский, 4.Слуцкий.
В условиях нашей республики сахарная свекла является высоко продуктивной культурой и при урожайности 300 ц/га, можно получить 40 ц сахара, а так же жом, патоку и ботву, что является хорошим кормом для животных. Экономическая эффективность производства сахарной свеклы характеризуется системой показателей:
1. Урожайность ц/га.
2. Производительность ц/га чел.
3. Себестоимость руб/ц.
4. Сахаристость свеклы %.
5. Выход сахара с 1 га ц/га.
6. Прибыль 1 га руб/га
2. Республика располагает благоприятным почвенно-климатическим условиями для возделывания льна в необходимых объемах как для внутреннего рынка так и для выхода на внешний рынок. Льносеянием занимаются все области, но размещены посевы на территории не равномерно – почти 60% посевов приходится на Витебскую и Минскую области, а на остальные от 8-12%. Лен является ценнейшей технической культурой, которая является основным источником натуральных волокон для производства тканей. Из 1 кг льна производится до 2,5 м льняных тканей.
Льносемя имеет большое значение в виде сырья для производства масла, отходы которого в виде жмыха являются ценным вторичным сырьем. Потребность в волокне для внутреннего рынка определяется из расчета 2 кг на душу населения, что составляет20 тыс.т. Учитывая, что объемы производства превышают этот уровень, льноводство Республики имеет четко выраженную экспортную ориентацию.
3. Картофель является ценнейшим продуктом питания , который содержит крахмал, минеральные соли и др. элементы. Ежегодно в нашей Республике на продовольственные цели используют около 20 млн.т клубней, или 20-25% валового производства. Беларусь является ведущим регионам мира по производству картофеля, на душу населения этот показатель доходит до 1 тыс. кг. В ближайшие годы посевные площади картофеля сохранятся на уровне 650-700 тыс.га. Что бы обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособность необходимо, что бы средняя урожайность составляла не менее 200-250 ц/га. Экономическая эффективность производства картофеля характеризуется системой показателей:
1. Урожайность ц/га.
2. Производство труда ц/чел.час
3. Себестоимость руб/ц.
4. Уровень товарности %
5. Уровень рентабельности производства. %
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.348-369
Тема №29 Кормовая база с/х.
1. Понятие кормовой базы.
2. Источники формирования кормовой базы.
3. Пути укрепления кормовой базы.
1. Увеличение производства высококачественных продуктов животноводства может быть обеспечено только за счет значительного повышения продуктивности животных при увеличении их поголовья. Основой роста производства продукции животноводства является создание в каждом хозяйстве прочной и устойчивой кормовой базы. Это система производства и использования кормов в хозяйстве.
Корма – это продукты растительного и животного происхождения, а так же минеральные вещества (поваренная соль, косная мука) употребляемые для кормления с/х животных. Корма обеспечивают животных энергией и питательными веществами необходимыми для поддержания жизнедеятельности организма, его роста и произведения продукции. Корма должны производиться в таких количествах и ассортименте, что бы можно было удовлетворять возрастающие потребности в них общественного животноводства и создавать необходимые страховые запасы.
2. В каждом хозяйстве состав кормовые балансы, в которых сопоставляется потребность в кормах с их наличием и источником поступления. Кормовая база животноводства формируется за счет разных источников основными из которых являются:
1. Полевое кормопроизводство – то есть возделывание на пашне различных кормовых культур (ячмень, овес, кормовые корнеплоды).
2. Луговое кормопроизводство – то есть использование естественных и улучшенных сенокосов и пастбищ для кормления животных.
3. Побочная продукция полеводства – солома, ботва.
4. Промышленное кормопроизводство – то есть производство комбикорма и кормовых добавок.
5. Побочная продукция промышленных предприятий – сахарные и молочные заводы.
3. Основными путями укрепления кормовой базы являются следующие:
1. Дальнейшая интенсификация производства кормов, как на естественных кормовых угодьях, так и на пашне.
2. Организация специализированных подразделений по производству кормов – отрядов, бригад, звеньев.
3. Борьба с потерями в процессе заготовки, скармливания и хранения кормов.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.349-351
Тема №30 Экономика кормопроизводства.
1. Производство кормов на естественных кормовых угодьях.
2. Производство кормов на пахотных землях.
3. Экономическая эффективность производства кормов.
1. Средний сбор кормов в республике с 1 га пашни составляет ≈40 ц. к. ед., с 1 га пастбищ составляет ≈20 ц. к. ед., с 1 га сенокосов ≈ 10 ц. к. ед. Поэтому повышение продуктивности естественных кормовых угодий является важнейшей задачей, решение которой позволит значительно укрепить кормовую базу животноводства. Важнейшими экономически эффективными мероприятиями для достижения этой цели являются:
1. Подсев травосмесей многолетних трав.
2. Поверхностное внесение минеральных удобрений.
3. Очистка угодий от сорной растительности.
4. Удаление кустарников, камней, кочек.
5. Организация загонной системы пастьбы животных.
2. Важнейшим источником производства кормов является пахотные земли, на которых получают:
1. Зернофуражные корма (ячмень, кукуруза).
2. Сочные корма (силос, сенаж).
3. Грубые корма (солома, ботва).
Важнейшим фактором кормопроизводства на пахотных землях является освоение рациональной системы севооборотов. В хозяйствах вместе с полевыми севооборотами необходимо внедрять и кормовые севообороты. Важное значение имеет так же обоснованная структура посевных площадей кормовых культур и осуществление мероприятий по повышению урожайности. Культуры, которые обеспечивают наибольший выход кормовых единиц. С 1 га при низкой их себестоимости и наименьших затратах труда должны занять основное место в посевах кормовых культур.
3. Экономическая оценка эффективности производства кормовых культур производится по следующим показателям:
1. Выход кормовых единиц (ц/га).
2. Затраты труда на 1 ц кормовых единиц (чел. Час/ц).
3. Себестоимость 1 ц кормовых единиц.
Для расчета этих показателей необходимо использовать следующие данные:
1. Урожайность кормовых культур.
2. Содержание кормовых единиц к 1 ц корма.
3. Себестоимость 1 ц корма.
4. Затраты труда на 1 ц корма.
Для объективной оценки этих данных необходимо брать в среднем за несколько последних лет. Данные берутся по культурам, продукция которых входит в состав рациона животных основной отрасли животноводства хозяйства.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.351-353
Тема №31 Экономика производства молока.
1. Общая характеристика молочного комплекса Республики.
2. Экономическая эффективность молочного скотоводства.
3. Пути повышения эффективности производства молока.
1. Молочный комплекс является из важнейших элементов АПК нашей страны. Значительное место молочного комплекса определенно высокой ценности его конечной продукции в структуру питания населения Республики. Молоко по пищевым достоинствам занимает первое место среди всех животноводческих продуктов и является источником многих полезных веществ для человека. Научно обоснованная норма потребления молока и молочных продуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них молока – 120 кг, творога – 8 кг, сыра – 7 кг и т. д. Молочное скотоводство дает свыше 25% валовой продукции с/х страны. На ряду с обеспечением населения, продукцией молочный комплекс является поставщиком молодняка для откорма КРС. Молочный комплекс занимает значительный удельный вес АПК и включает в себя:
1. Молочное скотоводство .
2. Молочную и маслосыродельную промышленность.
3. Реализация молока и молочной продукции.
4. Производственную инфраструктуру.
5. Социальную инфраструктуру.
Молочный комплекс – это система взаимосвязанных производств в которую входят:
1. С/х предприятия.
2. Фермерские хозяйства.
3. Личные подсобные хозяйства.
4. Молочные заводы.
5. Предприятия розничной торговли и общественного питания.
2. Экономическая эффективность молочного скотоводства характеризуется следующими показателями:
1. Среднегодовой удой на 1 корову, кг.
2. Производство молокана 100 га с/х угодий, ц/100 га.
3. Произведено молока на 1 чел. час., ц/ чел. час.
4. Себестоимость 1 ц молока, руб/ц.
5. Затраты труда на 1 ц молока, чел. час./ц.
6. Рентабельность производства молока, %.
7. Получено прибыли, ВД, валовой продукции, на 1 чел. час. и и 1 рабочего.
3.К основным путям повышения эффективности производства молока относят:
1. Интенсификация молочного скотоводства путем создания современной МТБ.
2. Соответствующие ветеринарно-зоотехническое обслуживание.
3. Создание прочной кормовой базы.
4. Совершенствование размещения, концентрации и специализации молочного скотоводства.
5. Развитие селекционной работы в молочном скотоводстве.
6. Внедрения интенсивных технологий производства молока.
7. Внедрение прогрессивных методов организации труда и систем его оплаты.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.354-357
Тема №32 Экономика производства мяса.
1. Экономика скотоводства.
2. Экономика свиноводства.
3. Экономика птицеводства.
1. Мясной комплекс является одним из важнейших элементов АПК Республике. Здесь занято примерно 17% общей численности работников АПК. Значительное место мясного комплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения. Научно обоснованная норма потребления мяса и продуктов из него для жителей нашего региона состовляет80-82 кг на душу населения в год.
Рациональная структура потребления для жителей нашей Республики имеет следующий состав:
1. Говядина 43-45%.
2. Свинина 36-37%.
3. Мясо птицы 17-18%.
4. Мясо др. видов животных.
Производственный потенциал мясной отрасли Республики довольно высок и составляет 6% от общего объема мяса производимого в СНГ. Это 4-е место после России, Украины и Казахстана. КРС содержится во всех практически с/х предприятиях и размешен по территории Республики относительно равномерно. Максимальная плотность поголовья характерна для Брестской обл. и составляет 60 голов на 100 га с/х угодий. А наименьшая плотность Могилевская обл. – 45 голов на 100 га с/х угодий.
Экономическая эффективность производства мяса КРС характеризуется следующими показателями:
1. Среднесуточный привес, г.
2. Произведено мяса на 100 га с/х угодий, ц/100га.
3. Производительность труда, ц/Чел.час.
4. Трудоемкость производства, Чел.час/ц.
5. Себестоимость 1 ц мяса, руб./ц.
6. Средняя живая масса одного животного, кг.
7. Удельный вес реализованного скота высшей категории упитанности, %.
8. Рентабельность производства мяса, %.
2. Свиноводство имеет большое значение как наиболее скороспелая и плодовитая отрасль животноводства. Ее конечной продукцией является мясо, сало для питания населения, а так же кожа и щетина, как сырье для легкой промышленности. Свиньи отличаются всеядностью, хорошей окупаемостью кормов, многоплодностью, высоким выходом продукции при убое – около 80% от массы животного.
Экономическая эффективность свиноводства характеризуется следующими показателями:
1. Среднесуточный привес, г.
2. Выход продукции на 100 га пашни, ц/100 га.
3. Производительность труда, ц/Чел. час.
4. Трудоемкость производства, чел. час/ ц.
5. Себестоимость 1 ц , руб/ц.
6. Рентабельность производства свинины, %.
7. Плодовитость, шт.
8. Качество реализованной свинины – то есть доля 1 и 2 категории в общем объеме, %.
3. Птицеводство в Республике развивается быстрыми темпами и является одним из основных источников белковых продуктов питания для населения. Этому способствует высокая эффективность отрасли, которая обусловлена скороспелостью птицы и низкими затратами кормов на производство продукции.
Экономическая эффективность птицеводства характеризуется следующими показателями:
1. Продуктивность за год.
2. Среднесуточный привес.
3. Себестоимость 1 тес. яиц и 1 ц привеса.
4. Получено прибыли.
5. Уровень рентабельности производства продукции птицеводства.
Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.358-363
Дата: 2019-05-29, просмотров: 151.