Общественный контроль (т. е. контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т.д.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение. 3

1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. 5

2. Методика аудита. 10

Заключение. 18

Список литературы.. 20



Введение

Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Финансовый контроль — особая функция финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений — своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер. Обладая стоимостным характером, он, в отличие от других видов контроля, имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Поэтому можно утверждать, что финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т. е. уровне управления экономической единицей (в данном случае — организацией), имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов (здесь — коммерческих организаций).

Систему финансового контроля организаций правомерно подразделить на следующие элементы или структурные уровни:

государственный контроль;

аудиторский контроль (его часто называют также независимым контролем);

внутренний контроль (т. е. контроль, организованный на уровне непосредственно экономических единиц);

Общественный контроль (т. е. контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т.д.).



Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

Впервые в послевоенной отечественной истории институт аудиторов был упомянут в статье 29 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г.: «Проверка для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями осуществляется аудиторскими организациями РСФСР».

Однако следует отметить, что до принятия этого закона, фактически устанавливающего институт общего аудита в Российской Федерации (пока лишь только для предприятий с иностранными инвестициями), уже существовала регламентация банковского аудита, изложенная в Положении об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 6 февраля 1991 г[1].

Начало новейшего периода аудиторской деятельности в Российской Федерации датировано 22 декабря 1993 г. - датой принятия Указа Президента Российской Федерации N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым были утверждены правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми под аудиторской деятельностью понимается «предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию аудиторских услуг».

При этом пунктом 5 данных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации установлено, что «основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации».

Данными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации установлено, что для получения права на аудиторскую деятельность физические лица должны пройти аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться либо аудиторской фирмой, либо индивидуальным предпринимателем, для необходимо получить лицензию по соответствующем виду аудита.

В Российской Федерации установлены четыре вида аудита:

Банковский аудит,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке» были утверждены основные критерии для необходимости проведения обязательной аудиторской проверке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 408 основные критерии были уточнены.

Статьей 86 Федерального закона Российской Федерации «Об акционер-

ных обществах» N 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. установлено, что аудитор (гражданин или аудиторская организация) осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности общества. При этом аудитор должен быть утвержден общим собранием акционеров, а размер оплаты его услуг определяется советом директоров общества. Статьей 87 данного закона установлено, что в заключении аудитора должно содержаться подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетности, а также информация о фактах нарушения правовых актов[4].



Методика аудита

Аудит основных средств и нематериальных активов. Проверяется система учета основных средств и нематериальных активов, правильность оформления всех первичных документов, разделения объектов основных средств на производственные и непроизводственные, а также и обоснованность начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обоснованность проведенных переоценок.

При решении вопроса об отнесении основных средств к производственным следует руководствоваться пунктом 4.7. «Инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности», утвержденной приказом Министерства финансов РФ N 115 от 19 октября 2001 г., которым, в частности, предусмотрено:

«К производственным основным средствам относятся средства, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. с производством промышленной продукции, строительством, сельским хозяйством, торговлей и общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции и другими аналогичными видами деятельности.

К основным средствам непроизводственного назначения относятся числящиеся на балансе и не связанные с осуществлением уставной деятельности средства жилищного и коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, народного образования, культуры и т.п.».

За неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, а также за накопление в кассе наличных денег сверх лимита установлен штраф в 3-кратном размере сверхлимитной кассовой наличности.

Соблюдение «Порядка ведения кассовых операций», утвержденного Центральным банком Российской Федерации 4 октября 1993 года N 18 (утвержденного советом директоров ЦБ РФ 20.09.1993 г. N 40), правильность ведения кассовой книги и всех сопутствующих первичных документов.

Аудит сырья и материалов. Основными задачами проверки учета сырья и материалов являются:

проверка наличия технологических инструкций (смет, лимитно-заборных карт, нормативов), обосновывающих номенклатуру и количество списываемых на производство сырья и материалов.

С банками,

По совместной деятельности,

Т.п.

В данном случае основная задача аудитора состоит в выявлении всех фактов необоснованного отнесения на себестоимость произведенных расходов, которые наносят (или могут нанести) ущерб проверяемому субъекту.

Аудит выпуска готовой продукции. При проверке необходимо установить:

правильность и своевременность оформления документов на сдачу продукции из производства на склад,

правильность определения производственной себестоимости готовой продукции,

правильность расчета суммы отклонений фактической себестоимости от плановой и обоснованность ее отражения в бухгалтерском учете,

Первичным документам.

Особое внимание должно быть обращено на все случаи бартера, по которым момент определения выручки может быть определен только по товарообменным документам, которые должны быть предусмотрены в договорах мены (бартера).

Аудит финансовых результатов. Проверяется обоснованность и соответствия приказу по учетной политике определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также по реализации основных средств и прочих активов. Внереализационные доходы сопоставляются с расходами по их получению.

Особое внимание уделяется выявлению убытков по этим операциям, так как при реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения налогом на прибыль и НДС должен приниматься расчетный (а не фактический) результат, а при выбытии основных средств и прочих активов отрицательный результат от реализации не должен уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Аудит фондов и резервов. Проверяется обоснованность (в соответствии с учредительными документами и приказом по учетной политике) создания фондов и резервов:

Резерва на отпуска,

Ремонтного фонда,

Резервного фонда,

В случае получения кредитов на приобретение основных средств, нематериальных активов - отражение по дебету счета «Капитальные вложения» со списанием в дальнейшем на: издержки обращения - в случае приобретения производственных основных средств, чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов - в случае приобретения непроизводственных основных средств, в случае получения кредитов на приобретение товаров следует руководствоваться особенностями учета затрат в торговле.

Учет отраслевых особенностей проверяемой организации. Помимо уже упоминавшегося нами «Положения о составе затрат...», существуют также нормативные документы, регулирующие отраслевые особенности, которыми следует руководствоваться при аудите организаций, осуществляющих соответствующие виды деятельности: «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», «Методическими рекомендациями по составу затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства и формированию финансовых результатов», «Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость геолого-разведочных работ», «Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ» и другими подобными нормативными документами.

 


Заключение

 

Российский аудит только складывается в качестве самостоятельного института и ему еще предстоит нелегкий путь завоевания своего достойного места в противоречивой структуре российской рыночной экономики.

В большинстве своем международный опыт аудита мало применим в России, имеющей свою собственную историю бухгалтерского учета и налогообложения, которая во многом определяется российскими историческими традициями превалирования государственного управления экономикой над самоуправляемыми акционерными обществами. Отсутствие в России широкого простора для частнопредпринимательской инициативы тормозило развитие капиталистических отношений, что в конечном итоге и обрекало на неудачу все попытки введения в России института аудита как формы независимого финансового контроля: в 1894 г., в 1912 г. и в 1928 г.

Тем не менее, опираясь на современную российскую аудиторскую практику и личный опыт, в данной дипломной работе обобщены и проанализированы основные принципы организации и методики проведения общего аудита.

Следует отметить, что в Российской Федерации творческим процессом в области аудита помимо государственных органов, к которым относится и Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, занимаются также и общественные организации, объединяющие аудиторов. Так, например, Аудиторская палата России (АПР) утвердила Кодекс профессиональной этики аудиторов, который в принципе носит исключительно рекомендательный характер, и то лишь для членов АПР. При анализе данного проекта Кодекса вызывает недоумение ряд положений. Так, например, согласно п.3.3. Кодекса, аудитор обязан отказаться от защиты интересов клиента, если они «возникли в нарушение закона либо справедливости». Что касается закона - то вопросов нет, а каким мерилом аудитору следует измерять «нарушение справедливости»? Очевидно, что аудитору навязывается явно несвойственная ему функция, проверить исполнение которой невозможно. Вместе с тем следует отметить содержащееся в п.9.6. проекта Кодекса положение: «Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги». Очевидно, что настоящая независимость аудитора от клиентов может быть обеспечена лишь финансово, а аудитор, обслуживающий лишь одного клиента, в конечном итоге превратится в структурное подразделение внутреннего аудита, полностью зависимое от руководства проверяемой организации. Пунктом 8.4. Кодекса предусмотрено, что «рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме», чем ответственность аудитора перед Законом и клиентом закрепляется документально.



Список литературы

 

Содержание

 

Введение. 3

1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. 5

2. Методика аудита. 10

Заключение. 18

Список литературы.. 20



Введение

Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Финансовый контроль — особая функция финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений — своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер. Обладая стоимостным характером, он, в отличие от других видов контроля, имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Поэтому можно утверждать, что финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т. е. уровне управления экономической единицей (в данном случае — организацией), имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов (здесь — коммерческих организаций).

Систему финансового контроля организаций правомерно подразделить на следующие элементы или структурные уровни:

государственный контроль;

аудиторский контроль (его часто называют также независимым контролем);

внутренний контроль (т. е. контроль, организованный на уровне непосредственно экономических единиц);

общественный контроль (т. е. контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т.д.).




Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.