Каналы («лифты») социальной мобильности:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает

Известный философ Питирим Сорокин выделил несколько таких каналов и дал их подробное описание:

• образование;                                                                         • армия или участие в военных действиях;

• фаворитизм - близость к тем, кто имеет власть и влияние; • церковь;

• семья;                                                                                     • собственность;

• удачный брак, т. е. брак с представителем более высокой социальной группы.

В современном обществе к таким каналам можно отнести участие в политических движениях и партиях, некоторые нелегальные каналы, например, организованная преступность. Значительную роль играют средства массовой информации.

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества.

Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение.

Люмпен (от нем. Lumpen - лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Он также позволяет определять и сравнивать процессы мобильности, происходящие в разных обществах.

 

 

Билет № 17

Выделите критерии развития информационного общества.

Информационное (постиндустриальное) общество – это этап развития современного общества, который следует после индустриального этапа, в первую очередь с самых развитых экономически, социально, политически и духовно странах.

Данное общество стало формироваться в последние десятилетия 20 века в странах Западной Европы, Северной Америки, в Японии. Каковы же его основные признаки?

Первый признак: Преобладание сферы услуг над сферой производства, вследствие модернизации (автоматизации, роботизации и компьютеризации) всех производственных процессов. Пример: если раньше на производства товара нужен был завод с десятью цехами, тысячью рабочими, то теперь для этого вполне достаточно трех цехов и пятидесяти-ста рабочих.

Второй признак: Переход рабочей силы из промышленности в сферу услуг. Пример: опять же уволенные рабочие вынуждены идти работать таксистами, охранниками, продавцами, и т.д.

Третий признак: Компьютеризация и информатизация всех жизненно-важных процессов. Пример: Компьютеры вошли во все сферы жизнидеятельности человека. Без них уже не обходятся нигде, от сложных производств, до управления дорогами, транспортом, медициной, искусство, и т.д.

Четвертый признак: Высшее образование (и даже не одно, а два-три) становится необходимым условием для реализации личностью всех своих способностей и для достижения успеха и высокого социального статуса в обществе. Пример: Раньше после окончания средней школы девушка могла пойти устроиться секретаршей и получать среднюю зарплату. Надо было всего лишь научиться печатать на машинке. Сейчас для этой должности нужно знание нескольких иностранных языков, владеть компьютером, иметь юридическое и экономическое образование.

Пятый признак: Информация становится главной ценностью общества, каковой в аграрном обществе была земля, в индустриальном капитал и средства производства. Пример: самые богатые люди планеты сейчас – это владельцы информационных ресурсов: телесетей и телеканалов, газет, журналов, Интернет порталов и т.д.

Критерии определения и параметры описания информационного общества

1. Технологический критерий. Ведущий футуролог Э. Тоффлер, особенно настойчиво и последовательно опиравшийся именно на технологический критерий, представлял мир как постепенно формирующийся в результате трех воли технологических инноваций. В связи с этим Джон Нэсбит писал: "Компьютерные технологии стали для информационного века тем же, чем была механизация для промышленной революции".

Технологии неотделимы от области социального - они отражают ценности социума. Таким образом, мы можем существенно уточнить суть технологического критерия: до тех пор, пока новые технологии нацелены на удовлетворение "старых" потребностей и реализацию "старых" ценностей, ни о каком "новом обществе" речь идти не может.

2. Экономический критерий. Он предполагает учет роста экономической ценности информационной деятельности: если в экономической деятельности информационная активность превалирует над деятельностью в области сельского хозяйства и промышленности, то можно говорить об информационном обществе.

3. Структура занятости населения: о наступлении информационного общества в соответствии с этим критерием говорит снижение занятости в сфере производства и увеличение в сфере услуг и информации (поскольку "сырьем" для нефизического труда является именно информация).

Так, в Западной Европе, Японии и Северной Америке более 70% населения заняты в "беловоротничковой" сфере. И здесь встает необходимость введения не только количественных, но и качественных показателей.

4. Пространственный критерий. Главный акцент в соответствии с этим критерием делается на информационные сети, которые, связывая различные места, изменяют представления о пространстве и времени. Однако само по себе наличие сетей (среди средств организации которых, кстати, давно существующие телефон и телеграф) вряд ли может считаться достаточным основанием для того, чтобы общество могло считаться информационным.

5. Критерий информационной насыщенности культурной среды. Данный критерий предполагает возрастание роли символических объектов по сравнению с объектами материальными. Этот критерий кажется наиболее оправданным по своей сути, но наименее поддающимся измерению.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 277.