Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Рыночная экономика обусловливает необходимость развития финансового анализа в первую очередь на микроуровне - то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия ( при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики. Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников.

    Данная дипломная работа имеет своей целью дать оценку результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия АО "Ставропольэнерго”, охарактеризовать его имущественное и финансовое положение в условиях продолжающегося экономического кризиса, сопровождаемого спадом производства и ростом взаимных неплатежей во всех звеньях производственного механизма. Проблемы, вызванные общим неудовлетворительным состоянием экономики России, усиливаются политической нестабильностью в стране и криминогенной обстановкой в Северокавказском регионе.

    Энергетическая отрасль отличается от большинства производственных отраслей рядом специфических особенностей, характеризующих ее как одну из важнейших в структуре не только государственной, но и мировой экономической системы и социальной сферы. Можно выделить следующие отличительные особенности:

1. Глубокое проникновение во все отрасли экономического хозяйства.

2. Значительное влияние на социальную и экологическую среду общества.

3. Широкая взаимозаменяемость различных видов энергии и топлива при решении различных энергетических задач, взаимозаменяемость способов транспортирования или передачи различных видов энергии и энергетических ресурсов, взаимозаменяемость энергогенерирующих установок.

4. Совмещение во времени процессов производства, распределения и потребления энергии при ограниченных возможностях ее аккумулирования.

5. Неравномерность производства и потребления электрической и тепловой энергии при ограниченных возможностях ее аккумулирования.

6. Неравномерность производства и потребления электрической и тепловой энергии в течении часа, суток, недели, месяца, года.

7. Необходимость обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, что обусловливает обязательное создание резервов.

8. Территориальное несовпадение между основными центрами производства и районами потребления энергии, а также источниками энергетических ресурсов.

9. Высокая степень концентрации производства и передачи энергии с применением сложных и дорогих видов энергооборудования и сооружений.

10. Централизация снабжения народного хозяйства энергией на основе поддержки Единой электроэнергетической системы России.

   Эти особенности отрасли требуют технического и частично экономического единства всего энергетического хозяйства как комплекса взаимосвязанных систем от добычи и производства энергетических ресурсов до конечного потребления энергии. В связи с этим и было создано Российское Акционерное общество энергетики и электрификации на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.08.92 г. № 923 и основными целями которого являются обеспечение надежного функционирования и развития Единой Электроэнергетической системы Российской Федерации, осуществление централизованного оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС России.

 

    В современных рыночных условиях, несмотря на разделение собственности и образование акционерных обществ на базе уже созданной при социализме системе энергетических предприятий, существует острая технологическая необходимость единого взаимодействия всей топливно-энергетической системы страны, и с другой стороны, существует высокая степень монополизма в производстве и распределении данного товара. Все это порождает потребность государственного экономического регулирования функционирования отросли. С этой целью был введен в действие Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 г. № 41-ФЗ. Согласно этого Закона созданы органы государственного управления, устанавливающие тарифы на тепловую и электрическую энергию, это:

   Региональная энергетическая комиссия (РЭК) - орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (услуги на потребительском рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности)) по вопросам, отнесенным к ее полномочиям в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами РФ и Положением о РЭК, утвержденным органом государственной власти (управления) субъекта Российской Федерации.

  Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с действующим законодательством к ее полномочиям.

   В рамках выполнения Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.96. №793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)", согласно которому дается определение федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), как сферы купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России.

   В соответствии с федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" РЭК устанавливает тарифы:

- на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (включая потребителей - перепродавцов) потребителям, расположенным на территории региона;

- на электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию мощность) поставляемую производителями, не являющимися субъектами ФОРЭМ;

- размер платы за услуги, оказываемые на потребительском рынке электрической и тепловой энергии.

Регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также услуги, оказываемые на потребительском рынке электрической энергии и тепловой энергии, производится по инициативе организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на этом рынке.

РЭК ведет реестр всех энергоснабжающих организаций региона и обеспечивает контроль за применением на розничном рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) тарифов, установленных в соответствии с законом О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

    Рассматриваемое в данной работе предприятие АО "Ставропольэнерго" является неотъемлемой частью Единой электроэнергетической системы России и по этому его экономическая деятельность полностью подчиняется действующим в отрасли законам и принимаемым вышестоящими инстанциями решениям по регулированию этой деятельности.

   Проведение анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия АО "Ставропольэнерго" по основным, наиболее важным направлениям методики финансового анализа, ложится в основу механизма финансового управления на предприятии, является отправной точкой финансового менеджмента. Правильная оценка результатов анализа создает необходимую почву для эффективного управления активами и капиталом предприятия, грамотного управления денежными потоками. Исходя из вышеизложенного проанализируем финансово-хозяйственную деятельность предприятия в основной части работы.

 

Заключение

Подводя итог , можно сделать некоторые выводы о финансово-хозяйственной деятельности предприятия АО "Ставропольэнерго", его имущественном и финансовом состоянии. Прежде всего, хочется еще раз отметить отраслевые особенности предприятия АО"Ставропольэнерго", его принадлежность к Единой Энергетической Системе России, что вносит в хозяйственную деятельность предприятия ряд принципиальных особенностей. На первом плане можно выделить естественный монополизм предприятия в предложении потребителю такого товара как электроэнергия. Как следствие этого - осуществление государственного экономического регулирования деятельности предприятия в части принятия тарифных ставок по расчету за потребляемую энергию. По сути дела, предприятие находится в жестких рамках в отношении свободы планирования и регулирования своей производственно-хозяйственной деятельности.

Другой отличительной чертой являются специфические особенности технологии производства, распределения и потребления энергии при ограниченных возможностях ее аккумулирования. В их основе лежит высокая степень концентрации сложных и дорогих видов энергооборудования и сооружений, требующих значительных амортизационных отчислений на их воспроизводство, поддержание в высокой эксплуатационной готовности.

Являясь составным звеном, а по юридическому статусу дочерним предприятием РАО "ЕЭС России", АО"Ставропольэнерго" строго придерживается выполнения заданных балансов производства, распределения и потребления электроэнергии, указаний Северо-Кавказского отделения РАО "ЕЭС России" Южэнерго и АО"Центральное диспетчерское управление ЕЭС России", обеспечивающих стандартную частоту электрического тока, уровень напряжения в узловых точках сети, статическую и динамическую устойчивость Единой энергетической системы России.

В то же время, предприятие АО"Ставропольэнерго" является самостоятельным хозяйственным субъектом, производящим продукцию и оказывающим услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, полноценным участником экономических отношений во всей их сложности и многообразии.

Проведенный анализ показал в целом устойчивое имущественное и финансовое положение предприятия АО"Ставропольэнерго". За анализируемый период выросли такие важные показатели состава и структуры основных и оборотных средств как обеспеченность основными средствами , фондоотдача , рентабельность ОПФ . Повысились показатели деловой активности. Так например, увеличился общий коэффициент оборачиваемости (с 0,48 до0,53) и коэффициент оборачиваемости собственных средств (с 0,54 до 0,61), что говорит о положительном направлении в использовании денежных средств предприятием.

 Даные анализа состояния и движения хозяйственных средств так же говорят о положительных тенденциях. Об этом свидетельствует увеличение общей стоимости имущества предприятия на 0,16 %, что составляет 4 818 тыс. рублей, увеличение производственных запасов на 67 288 тыс. рублей или на 86,9 %, отсутствие краткосрочных и долгосрочных займов.

Анализ финансового состояния подтверждает устойчивость и относительную стабильность деятельности предприятия. Оценка кредитоспособности предприятия показала достаточно высокую перспективную ликвидность активов баланса предприятия, его прогнозируемую платежеспособность. Несмотря на некоторое снижение коэффициентов ликвидности, большинство из них остались на хорошем уровне: промежуточный коэффициент покрытия составил 1,76 при нормативе на конец отчетного периода 0,7-0,8; общий коэффициент покрытия или текущей ликвидности составил 2,15 при нормативе не менее 2; удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств составил 0,39.

Оценка основных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия демонстрирует увеличение балансовой прибыли , что положительно характеризует его работу. Об этом же говорят показатели рентабельности, которые значительно возросли к концу отчетного периода.

 

Но не все так благополучно в деятельности предприятия. Основанием для этого утверждения могут служить многие результаты анализа. Анализ использования основного капитала предприятия показал невысокие коэффициенты: обновления производственных фондов (0,015), интенсивности обновления ОПФ (0,777), масштабности обновления ОПФ (0,015). При анализе оборотных средств наблюдаем большой удельный вес в статье "расчеты с предприятиями", что объясняется задержками в оплате потребителями за полученную электро и теплоэнергию и является большим минусом, отражаясь на всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия АО "Ставропольэнерго". Анализ оборотного капитала так же выявил некоторые негативные моменты. Прежде всего, это малый удельный вес наиболее ликвидных активов в структуре оборотных средств предприятия и его малое увеличение в отчетном периоде всего на 12 291 тыс. рублей, что так же явилось следствием неплатежей.

Отрицательные моменты видны в возмещении обоснованных материальных затрат, относимых на себестоимость производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии. Снижены затраты на основную заработную плату производственных рабочих. Уменьшился объем отчислений на социальное страхование. Снизились расходы на амортизацию производственного оборудования, что в последствии может стать причиной снижения эксплуатационной готовности сложного технологического оборудования. Как уже говорилось выше, это вынужденные меры, принимаемые руководством предприятия в нынешней сложной экономической ситуации, так как утвержденные тарифы, в некоторых случаях, ниже себестоимости потребляемой электроэнергии.

Останавливаясь на анализе имущественного состояния предприятия АО"Ставропольэнерго", можно отметить значительное увеличение дебиторской задолженности (на 8 596 тыс. рублей) и как следствие - рост кредиторской задолженности на 33 913 тыс. рублей. Причиной этому служат все те же задолженности перед предприятием. В результате предприятие само оказывается не в состоянии расплатится по долгам из-за недостатка денежных средств. Эта же причина послужила снижению такого важного показателя кредитоспособности как коэффициент абсолютной ликвидности, который в отчетном периоде достиг нежелательной отметки - 0,06.

В завершении хочется отметить значение и важность для всей экономики края результатов хозяйственной деятельности такого крупного, в региональном масштабе, предприятия, как АО "Ставропольэнерго". От его успешной работы зависит благополучие всей производственной и социальной инфраструктуры Ставропольского края. Дальнейшее укрепление предприятия как хозяйственного субъекта позволит поддерживать топливно-энергетический комплекс края на высоком технологическом уровне и в высокой эксплуатационной готовности, что даст возможность осуществлять успешное развитие экономики всего региона в целом.

 

Литература

 

1.  Экономика предприятия: Учебник / под редакцией проф. О.И. Волкова - М.: Инфра-М, 1997.- 416 с.

 

2.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 416 с.

 

3.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 1997. - 343 с.

 

4.  Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 232 с.

 

5. Экономика энергетики СССР: Учебник / под редакцией А.Н. Шишова. - М.: Высшая школа, 1986. - 352 с.

 

6.  Бесчинский А.А., Коган Ю.М. Экономические проблемы электрификации. - М.: Энергоатомиздат, 1983. - 432 с.

 

7.  Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 512 с.

 

 Временные методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке / Под редакцией Н.Д. Бойко, Г.П. Путового. - М.: Аналитический и методический центр федеральной энергетической системы, 1999. - 43

 

Введение

Рыночная экономика обусловливает необходимость развития финансового анализа в первую очередь на микроуровне - то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия ( при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики. Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников.

    Данная дипломная работа имеет своей целью дать оценку результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия АО "Ставропольэнерго”, охарактеризовать его имущественное и финансовое положение в условиях продолжающегося экономического кризиса, сопровождаемого спадом производства и ростом взаимных неплатежей во всех звеньях производственного механизма. Проблемы, вызванные общим неудовлетворительным состоянием экономики России, усиливаются политической нестабильностью в стране и криминогенной обстановкой в Северокавказском регионе.

    Энергетическая отрасль отличается от большинства производственных отраслей рядом специфических особенностей, характеризующих ее как одну из важнейших в структуре не только государственной, но и мировой экономической системы и социальной сферы. Можно выделить следующие отличительные особенности:

1. Глубокое проникновение во все отрасли экономического хозяйства.

2. Значительное влияние на социальную и экологическую среду общества.

3. Широкая взаимозаменяемость различных видов энергии и топлива при решении различных энергетических задач, взаимозаменяемость способов транспортирования или передачи различных видов энергии и энергетических ресурсов, взаимозаменяемость энергогенерирующих установок.

4. Совмещение во времени процессов производства, распределения и потребления энергии при ограниченных возможностях ее аккумулирования.

5. Неравномерность производства и потребления электрической и тепловой энергии при ограниченных возможностях ее аккумулирования.

6. Неравномерность производства и потребления электрической и тепловой энергии в течении часа, суток, недели, месяца, года.

7. Необходимость обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, что обусловливает обязательное создание резервов.

8. Территориальное несовпадение между основными центрами производства и районами потребления энергии, а также источниками энергетических ресурсов.

9. Высокая степень концентрации производства и передачи энергии с применением сложных и дорогих видов энергооборудования и сооружений.

10. Централизация снабжения народного хозяйства энергией на основе поддержки Единой электроэнергетической системы России.

   Эти особенности отрасли требуют технического и частично экономического единства всего энергетического хозяйства как комплекса взаимосвязанных систем от добычи и производства энергетических ресурсов до конечного потребления энергии. В связи с этим и было создано Российское Акционерное общество энергетики и электрификации на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.08.92 г. № 923 и основными целями которого являются обеспечение надежного функционирования и развития Единой Электроэнергетической системы Российской Федерации, осуществление централизованного оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС России.

 

    В современных рыночных условиях, несмотря на разделение собственности и образование акционерных обществ на базе уже созданной при социализме системе энергетических предприятий, существует острая технологическая необходимость единого взаимодействия всей топливно-энергетической системы страны, и с другой стороны, существует высокая степень монополизма в производстве и распределении данного товара. Все это порождает потребность государственного экономического регулирования функционирования отросли. С этой целью был введен в действие Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 г. № 41-ФЗ. Согласно этого Закона созданы органы государственного управления, устанавливающие тарифы на тепловую и электрическую энергию, это:

   Региональная энергетическая комиссия (РЭК) - орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (услуги на потребительском рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности)) по вопросам, отнесенным к ее полномочиям в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами РФ и Положением о РЭК, утвержденным органом государственной власти (управления) субъекта Российской Федерации.

  Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с действующим законодательством к ее полномочиям.

   В рамках выполнения Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.96. №793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)", согласно которому дается определение федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), как сферы купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России.

   В соответствии с федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" РЭК устанавливает тарифы:

- на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (включая потребителей - перепродавцов) потребителям, расположенным на территории региона;

- на электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию мощность) поставляемую производителями, не являющимися субъектами ФОРЭМ;

- размер платы за услуги, оказываемые на потребительском рынке электрической и тепловой энергии.

Регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также услуги, оказываемые на потребительском рынке электрической энергии и тепловой энергии, производится по инициативе организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на этом рынке.

РЭК ведет реестр всех энергоснабжающих организаций региона и обеспечивает контроль за применением на розничном рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) тарифов, установленных в соответствии с законом О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

    Рассматриваемое в данной работе предприятие АО "Ставропольэнерго" является неотъемлемой частью Единой электроэнергетической системы России и по этому его экономическая деятельность полностью подчиняется действующим в отрасли законам и принимаемым вышестоящими инстанциями решениям по регулированию этой деятельности.

   Проведение анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия АО "Ставропольэнерго" по основным, наиболее важным направлениям методики финансового анализа, ложится в основу механизма финансового управления на предприятии, является отправной точкой финансового менеджмента. Правильная оценка результатов анализа создает необходимую почву для эффективного управления активами и капиталом предприятия, грамотного управления денежными потоками. Исходя из вышеизложенного проанализируем финансово-хозяйственную деятельность предприятия в основной части работы.

 

Общая организационно-экономическая характеристика предприятия

Дата: 2019-04-23, просмотров: 158.