Демократический политический режим: понятие, признаки, виды и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) Власти.

 

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима: демократический и антидемократический (фа­шистский, тоталитарный, авторитарный).

 

Демократический режим. Понятие «демократия» озна­чает, как известно, народовластие, власть народа. Однако Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы полити­ческое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Великобритания, Германия, США, Франция, Швейцария, Швеция) и на которые зачастую ориентиру­ются общественность и политики.

 

Основные характеристики демократического режима:

 

• принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;

 

 

• существование правового государства и гражданского общества;

 

• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избира­телям;

 

• осуществление гражданского контроля над «силовы­ми» структурами (вооруженными силами, полицией, орга­нами безопасности и т.п.);

 

• широкое использование методов убеждения, компро­мисса;

 

• провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; существование политического плю­рализма, в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции;

 

• гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществле­ние принципа разделения властей.

 

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

 

Прямая демократия позволяет осуществлять власть са­мим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь че­рез следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и де­монстрации, всенародные обсуждения.

 

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламенти­рованы соответствующими нормативными актами (конститу­цией, конституционными, органическими законами, обычны­ми законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юри­дической природы различных демократических институтов, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум широко применяется в таких стра­нах, как США, Италия, Канада, Швейцария.

 

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:

 

— дает больше возможностей (по сравнению с предста­вительными институтами) для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни;

 

— в большей мере обеспечивает легитимизацию власти;

 

— позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.

 

К ее недостаткам часто относят:

 

— отсутствие стойкого желания у большинства населе­ния заниматься данной управленческой деятельностью;

 

— сложность и дороговизну проводимых государствен­но-общественных мероприятий;

 

низкую эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правите­лей».

 

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, выборным ор­ганам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, по­литических партий и общественных организаций.

 

К достоинствам представительной демократии обычно относят то, что она:

 

— дает больше возможностей для принятия эффектив­ных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью или конкретной про­блемой;

 

— более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

 

Ее недостатками являются:

 

— возможность развития бюрократии и коррупции;

 

— отрыв избранных представителей от народа;

 

— принятие решений в интересах не большинства граж­дан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

 

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностя­ми выступают либерально-демократические и консерва­тивно-демократические режимы.

 

Если либерально-демо­кратические режимы характеризуются тем, что в приоритет ставят личность, ее права и свободы, а роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граж­дан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические тра­диции, которые являются основой данных режимов. В по­следние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, каждому человеку обеспечи­вается свободное развитие и достойная жизнь.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.