Существующий уже несколько лет общественно-экономический кризис в нашей стране тесно связан с низким уровнем образовательной и воспитательной систем, в условиях реально существующего социализма. Прежде всего имеет место особый воспитательный диссонанс.
Педагогический диссонанс понимается как отсутствие гармонии и согласования, как расхождение между предполагаемым и существующим итогами воспитания. Намеренные цели воспитания остаются в диссонансе с реально проявляющимися результатами – взглядами и поведением молодежи. Например, в системе общественных ценностей, принимаемых современной молодёжью, преобладают те, которые касаются личных индивидуальных дел, а такие, как культурная и общественная активность, политическое неравнодушие или даже профессиональный труд, далеко не на первом плане. Имеем дело с адаптацией молодёжи к существующим условиям, но в принципе разным чем предположенные представления социалистического образа жизни.
Чем же объясняется педагогический диссонанс? Почему так случилось, несмотря на существующий действующий раньше так называемый единый воспитательный фронт. Стоит в этом месте указать на более общие педагогические закономерности, с какими имеем дело в этом отношении в современных условиях.
На мой взгляд, это объясняется прежде всего явлениями общественного диссонанса, проявляющегося в отношении между широко понимаемым воспитанием (социализацией) воспитанием в узком значении. В широком понимании воспитание охватывает всякие явления и процессы, связанные с воздействием общественно-культурной и естественной среды на человека, воспитывающих его личность. В узком понимании это лишь осознанные и намеренные действия учреждений или лиц, специализирующихся в этой деятельности и формирующие личность согласно принятым образцам или воспитательному идеалу. Учет такой дифференциации и сосредоточение внимания на воспитании, организованным цельно и намеренно, имеет смысл тех пор, пока в данной широкой общественной среде царит относительный порядок и гармония, а негативные явления, влияющие на людей стихийно, не контролированным способом, не превышают определенного тревожного уровня.
Вместе с превышением определённого критического или тревожного уровня в валовом обществе, деятельность воспитательных учреждений нарушается и может даже содействовать усугублению негативных явлений. Именно такой процесс, наблюдается в воспитании, так как живём мы в эпоху больших перемен и общественных напряжений.
Давление и темпы преобразующих процессов в обществе, их взаимодействие и усиление негативных явлений вызывают то, что запланированные цели, содержание, ценности и воспитательные процессы в духе гуманных идеалов социализма - ослабляются или даже отменяются. Побеждают спонтанные процессы приспособления отдельных единиц и общественных групп к действительному образу жизни в семье, трудовой среде и месту жительства.
Мы убедились, что в быстро изменяющемся мире влияние социализации становится не только более интенсивным, но и вместе с тем противоречивым, что может ослабить или уничтожить планируемые условии воспитания.
Какое положение должны принять педагоги в этой обстановке? Кажется, что единственно правильным будет творческое использование имеющихся теоретических достижений психолого-педагогических наук и отдельных индивидуальных концепций для возбуждения или регулирования образовательных перемен.
Эта директива касается; в первую очередь, модернизации воспитательной деятельности современной школы.
Школьное воспитание станет действенной силой прочного обновления и саморегулирования, если сначала произойдёт перемена стиля программирования каждой школы. Школа, как и другие воспитательно-просветительские учреждения, должна получить определенное поле свободы, должна быть лишена «сверх контроля» - главным образом административного - как явления, вредного для воспитания.
Надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис веры, доверия и всяких авторитетов, есть время и место задуматься над организацией добросовестной жизни. Путём воспитательных и других воздействий необходима будет переориентация в области признаваемых образцов жизни и общественного повышения: с вертикальной ориентировки на горизонтальную, с ориентировки "иметь" на ориентировку "быть", с притязательских интересов на устремительские.
В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных, действиях, а не лишь только на лице воспитанника В воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не только на прошедшее и современность. Это даст молодежи принять позицию антиципации идеального состояния и стремления к его осуществлению. В воспитательной деятельности надо предпочитать направление на развитие альтернативных решений. Это будет обозначать воспитание людей, склонных планировать перемены в окружающей среде и в собственной личности, а но только лишь поддерживающих существующую действительность, что является важным в связи с необходимой перестройкой мышления и действий, формирования ориентировок прообщественного поведения молодежи. Благодаря достижению этих свойств возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятию действий на благо других людей или учреждений.
В отношении к школе, ее воспитательной деятельности надо принять принцип партнерства. Обновления требует и теория воспитания, роль которой в формировании общественно-воспитательной практики будет намного больше, если учесть предпосылки, вытекающие, из явлений общественного диссонанса. Ее основой должны быть прежде всего общественные реальные факты, вытекающие из общественного и экономического кризиса страны. Ведь воспитание является действенным фактором общественных перемен и прогресса в разных сферах нашей жизни.
Норма личности - это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни.
Искоренение причин психологического кризиса несовершеннолетних, приводящего к противоправному, в том числе преступному, поведению, может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков. При этом необходимо такое изменение системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия для саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.
Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и науки, правового сознания и уровня нравственной, психологической и педагогической культуры нашего общества в ближайшее время в полной мере невыполнимы.
Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания (включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными и должны быть представлены в долгосрочных программах развития нашего общества.
Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков. Должны быть преодолены такие принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических, педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и специализированных функций, несоответствие между поставленными перед органами власти задачами и возможностями их решения (финансового, кадрового, методического, правового, информационного) и т. п.
Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.
Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна определяться в первую очередь личностным подходом к ним и строиться на основе медико-социально-психологических характеристик личности.
Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми, от которых зависит жизнь и благополучие несовершеннолетнего).
Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей, создавать негативное отношение к родителям.
Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего его семью.
Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на научно обоснованных принципах. Необходимо организовать постоянно действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в интересах службы социальной защиты.
Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой и психолого-медико-педагогической поддержки детям и подросткам через:
· содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;
· охрану и защиту их личных и имущественных прав;
· разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации (беженцы, пострадавшие от катастроф и др.);
· разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп повышенного риска;
· разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или временно) без родителей или ставшим жертвами экстремальных ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления наркотических веществ;
· реадаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после применения н мим предусмотренных законом мер.
Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе:
· подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания);
· подразделения, которые оказывают несовершеннолетним первичную помощь, изучают условия их жизни, выявляют десоциализирующие факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.
Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и другими специалистами.
Социальная служба помощи должна быть создана как государственный институт. Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и пр.). Но по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно-государственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение, государственных служащих и частных лиц.
В районах с большой численностью населения социальная служба помощи создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф; неблагополучными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающимися в социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома, уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием наказания.
Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В ее составе — отдельные группы, которые действуют в микрорайонах. Наряду с этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а для помощи при различных катастрофах — областные, краевые, республиканские и союзные органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной основе, остальные организуются временно, по мере надобности.
В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела: социально-правовой помощи и психолого-медико-педагогической помощи.
Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел, отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный, консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой социальной службы помощи дирекция с финансовым и хозяйственным подразделением.
Если это необходимо, при районной службе создаются такие подразделения:
1. Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального обучения, включая обеспечение занятий на дому и в медицинских клиниках с детьми, не способными длительный срок посещать школу.
2. Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, имеющих легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здоровье, эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре организуется загородный филиал.
При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в единый центр медико-психолого-педагогической реабилитации.
3. Производственный комплекс с престижными видами труда (например, сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппаратуры и другой сложной техники).
4. Спортивно-культурный центр.
5. Бюро по обмену квартир семей несовершеннолетних, нуждающихся в смене района проживания.
6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет анонимного приема, приют для временного проживания несовершеннолетних и матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи.
7. Приют-убежище обычного типа и домашнего типа.
8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений.
9. Сезонные лечебно-оздоровительные и спортивные лагеря.
Социальная служба обеспечивает помощь всем учреждениям района, обеспечивающим обучение и воспитание, охрану физического и психического здоровья, досуг, труд, перевоспитание несовершеннолетних.
Отдел психолого-медико-педагогической помощи осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и Других травмирующих событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации несовершеннолетних.
В социальной службе помощи работают психологи — специалисты в области общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии, психологии труда и юридической психологии; педагоги, в том числе получившие специальную подготовку для работы с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением; воспитатели; социальные работники различной специализации (юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, организаторы досуга и др.); учителя-дефектологи; врачи (детские психиатры, психоневрологи и невропатологи, психотерапевты, наркологи, педиатры и др.); юристы, специалисты по половому воспитанию, сексологи, социологи; технический и вспомогательный персонал.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.