Депутаты местных советов Запорожской области Украины считают, что программа выхода области из экологического кризиса, разработанная в 2001 году, действует неэффективно, передает корреспондент ИА REGNUM. Эта проблема обсуждалась 30 августа на расширенном заседании экологических комиссий, куда приглашены также представители крупных промышленных предприятий областного центра.
В первую очередь заслушали отчёты запорожских промышленных предприятий о выполнении программы выхода из экологического кризиса. Оказалось, что многие не укладываются в сроки, обозначенные программой, и выступили с просьбой перенести их. С таким предложением депутаты категорически не согласились. По их мнению, перенос сроков лишь усугубит экологическую проблему.
Губернатор Запорожской области Евгений Червоненко потребовал ужесточить штрафы к заводам - загрязнителям. "Депутатскому корпусу необходимо проанализировать состояние выполнения программы. И прошу ужесточить контроль, как губернатор. Прекратить пагубную практику переноса сроков выполнения программы. Мы себя не уважаем ни как депутаты, ни как граждане", - отметил Червоненко.
Программа выхода Запорожской области из экологического кризиса действует 5 лет, за этот срок количество выбросов удалось уменьшить лишь на 10% от плановых показателей. Между тем депутаты считают, что основная цель программы не столько наказать предприятия-загрязнители за невыполнение программы, сколько добиться справедливости при распределении средств центральной властью Украины для реального решения экологических проблем региона.
"Если цель наказать предприятия, которые по разным причинам не выполнили мероприятия - это один вопрос. Можно считать, что цель достигнута. Если говорить о решении экологических проблем, то я бы здесь не отдавал всё на плечи предприятий. Надо начинать с того, как сегодня распределяются платежи. То есть 65% у Киева есть, 25% у области и только 10% у города. Вот, наверное, с этого нужно начинать", - так прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM свое видение ситуации депутат Запорожского областного совета член комиссии по экологии Александр Путноки.
Депутат считает, что регионы с такой техногенной нагрузкой, как в Запорожье, должны пользоваться отдельными приоритетами со стороны государства. А на местном уровне нужно идти на встречу только тем предприятиям, которые, действительно, прилагают максимум усилий и средств для решения экологических проблем.
Киотский договор
Важнейший из срезов решения природоохранных проблем - их финансирование. Где же взять деньги для реализации наболевших экологических вопросов? Предлагаем вашему вниманию одну из идей.
Оказавшись перед угрозой разрушения окружающей природной среды (воздушной и водной) из-за варварского к ней отношения людей, экологи сотен стран заключили в 1997 году в японском городе Киото международный договор о совместном бережном отношении к общемировой собственности - матушке-природе. В подписанном документе, который был назван Киотским протоколом, изложены общеобязательные мероприятия по уменьшению выбросов парниковых газов, ежегодная подотчетность каждой из стран и условия наказания за невыполнение обязательств.
Впервые в мировой практике также разработан рыночный механизм торговли чистым воздухом, состоящий в том, что страны с низким уровнем выбросов могут "продавать" его тем, кто загрязняет природу свыше установленных ограничений. Эксперты считают, что финансовый потенциал нового атмосферного рынка - 10-15 миллиардов долларов США.
Примкнула в прошлом году к реализации Киотского договора и Украина, которая, несмотря на множество экологических проблем, оказалась в выигрышной ситуации. Базовым в части загрязнения в этом документе принят 1990-й год - время начала в нашей стране длительного экономического кризиса, значительного спада производства на многих промышленных предприятиях. С другой стороны, в отличие от Германии или Японии в Украине немало сельскохозяйственных регионов и там нет выбросов в атмосферу парниковых газов.
То есть в целом получается "экономия" на выбросах парниковых газов. Продавая квоты на них и привлекая затем инвестиции на модернизацию объектов-загрязнителей атмосферы, можем рассчитывать получить из международного кошелька не менее двух миллиардов долларов. Эти средства станут отмычкой к новейшим технологиям и кроме стимулирования экономики позволят значительно очистить природную среду Украины.
Словом, благодаря инициативе международного сообщества наша страна получила уникальную возможность участвовать в создании принципиально нового сегмента мирового рынка и иметь выгоду от этого. В том числе в решении глобальных природоохранных проблем. Но чтобы преодолеть путь к свету, видному в конце тоннеля, при добром здоровье и оставить его нашим детям, следует создать надлежащие условия. Одно из них - неотложное введение экологического коэффициента: + 25 процентов к пенсиям, зарплатам и другим социальным выплатам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что, несмотря на длительность изучения настоящей проблемы, утилизация и переработка отходов промышленности по-прежнему не ведется на должном уровне.
Острота проблемы, несмотря на достаточное количество путей решения, определяется увеличением уровня образования и накопления промышленных отходов. Усилия зарубежных стран направлены, прежде всего, на предупреждение и минимизацию образования отходов, а затем на их рециркуляцию, вторичное использование и разработку эффективных методов окончательной переработки, обезвреживания и окончательного удаления, а захоронения только отходов, не загрязняющих окружающую среду. Все эти мероприятия, бесспорно, уменьшают уровень негативного воздействия отходов промышленности на природу, но не решают проблему прогрессирующего их накопления в окружающей среде и, следовательно, нарастающей опасности проникновения в биосферу вредных веществ под влиянием техногенных и природных процессов. Разнообразие продукции, которая при современном развитии науки и техники может быть безотходно получена и потреблена, весьма ограничено, достижимо лишь на ряде технологических цепей и только высокорентабельными отраслями и производственными объединениями.
Несмотря на длительную ориентацию промышленности нашей страны на ресурсосберегающие технологии, отображало это скорее экономические цели производства, нежели предотвращение вредного воздействия на природу.
Ранее считавшееся перспективным способом снижения загрязнения окружающей среды сжигание токсичных бытовых и промышленных отходов, при котором исключение загрязнения окружающей среды высокотоксичными веществами, возможно только на крайне специальных дорогостоящих заводах, не окупающих в результате своей деятельности затраты на строительство и эксплуатацию. Движение к минимизации негативного воздействия промышленных отходов на окружающую среду следует осуществлять по двум магистральным направлениям:
· Технологическое – повышение экологической безопасности производства;
· Экозащитное – стабилизация и изоляция опасных отходов от природной среды.
Многостороннее и глубокое решение проблемы утилизации и переработки промышленных отходов – длительный и кропотливый процесс, которым предстоит заниматься ряду поколений ученых, инженеров, техников, экологов, экономистов, рабочих разного профиля и многих других специалистов.
Есть ли выход из создавшейся ситуации? Да, пока еще есть. Необходимо научиться понимать законы природы и считаться с ними. В природе нет ничего беспредельного, все целесообразно и взаимосвязано.
Установка очистных приборов, газо- и пыле- уловителей очень дорогостоящая, не все заводы могут позволить себе их приобрести, или найти средства на реконструкцию действующих установок. Следует шире внедрять малоотходные и безотходные технологии, использовать экологически-чистые виды топлива, на автомобильном транспорте важно улучшать качество топлива и двигателей, шире применять дизельные двигатели и др. На многих предприятиях тем или иным методом улавливается до 90% пыли и газов.
Благоприятное влияние на экологическую обстановку Запорожья оказывает обилие зеленых насаждений и водных пространств. В городе расположены 11 парков — памятников садово-паркового искусства, заказник "Днепровские пороги", много скверов. В зеленый наряд одеты бульвары, улицы, набережные. В целом площадь зеленых насаждений, включая прилегающие к городу зеленые массивы, составляет до 60% общей территории города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://dencef.iatp.org.ua/
http://regnum.ru/
http://www.ecoportal.org.ua
1. Багрянцев Г.И., Черников В.Е. Термическое обезвреживание и переработка промышленных и бытовых отходов // Муниципальные и промышленные отходы: способы обезвреживания и вторичной переработки - аналитические обзоры. Новосибирск, 1995, серия Экология.
2. Подземные ядерные взрывы… для улучшения экологической обстановки. ВасильевА.П., Приходько Н.К., Симоненко В.А. // Природа, 1991, №2.
3. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. М.: Минздрав СССР, 1985.
4. Управление процессами обработки производственных отходов. М. 1991.
5. Фролов К.И., Шайдуров В.С. Химическая и технологическая защиты окружающей среды. Л., ГИПХ, 1980.
6. Хмельницкий А.Г. Использование вторичных материальных ресурсов в качестве сырья для промышленности // Муниципальные и промышленные отходы: способы обезвреживания и вторичной переработки - аналитические обзоры. Новосибирск, 1995, серия Экология.
7. Шпирт М.Л. Безотходные технологии. Утилизация отходов добычи и переработки твердых горючих ископаемых. М., Недра, 1986.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 193.