Модели смерти В. Янкелевича
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итак, сложная взаимосвязь между жизнью и смертью, рассмотренная на протяжении исторического процесса, наводит нас на мысль, что выработка «правильного» отношения к смерти может позволить нам повлиять на наше мировоззрение к жизни. Проблема выбора «правильного» отношения к смерти очень сложна и порой решается каждым человеком индивидуально, Модель смерти у одного человека, может быть совершенно неприемлемой для другого, но вместе с тем они оба могут считать свою позицию «правильной», потому что она дает им возможности для гармоничного развития. Более того, человек может сознательно не решать для себя этот вопрос, решив, что это дело не его компетенции и жить исходя из утверждения «на все воля Божья». Тем не менее, попытаемся рассмотреть возможные модели смерти, с тем, чтобы определить как та или иная модель отношения к смерти может влиять на состояние человека и его мировоззрение.

Одним из исследователей, занимающихся проблематикой смерти, является французский философ В. Янкелевич. В своей книге «Смерть» он подробно рассматривает модели отношения к смерти в зависимости от знания даты ее прихода. Действительно, смерть совершенно неоспорима как факт и крайне неопределенна, когда дело касается даты. «Как минута свободы и решительный момент принятия решения во всей глубине волевого акта никогда не поддаются осознанию, так и смертный час, неизменно скрытый и исчезающий из виду в процессе становления, постоянно отступает в сторону будущего и прячется в нем», --- пишет В. Янкелевич ([2], стр. 132). Итак, неопределенность смерти связана с тем, что нам не известно когда именно и при каких обстоятельствах она произойдет. Момент наступления смерти это нечто особенное, нам не известен ответ на вопрос «Где и Как», но главное остается неясным вопрос «Когда». Действительно, все мы умрем в том или ином случае, той или иной смертью, при тех или иных обстоятельствах. Но заранее мы об этом не знаем.

В. Янкелевич пытается рассмотреть смерть с различных точек зрения, пытаясь понять, какая из моделей смерти и, следовательно, какая модель отношение к ней наиболее приемлема для человека. Первую модель, которую он рассматривает можно охарактеризовать так: «Смерть точная, час точный, но неизвестный». Т. е. подразумевается, что час смерти каждого человека уже заранее кем-то, где-то, как-то определен, но он скрыт от человека. Эта ситуация подобна ситуации с приговоренными на смерть, не знающие своего смертного часа, и понимающие, что им уже не дано возможности повлиять на его отсрочку. Итак, нам не известен, прежде всего, ответ на вопрос «Когда», поэтому каждый час жизни может стать последним. Нет никакой гарантии, что для нас наступит завтра, что удастся прожить еще один час. Поэтому, чаще всего эта неуверенность в завтрашнем дне порождает в человеке тревогу и беспокойство. Фактически это означает некую иллюзорную отсрочку, это временный перенос того, что неизбежно, при этом изменить что-либо никто не в силах и нам остается только быть готовым, чтобы смерть не пришла неожиданно. Такой подход к смерти, по мнению автора, можно выразить формулой «непреодолимой тоски».

Другой вариант, когда «Смерть точная, час точный». Он может реализоваться, например, когда человек начинает вдруг подозревать, что точная дата уже назначена, и он как-то проникает в этот секрет. Немного похожая ситуация может возникнуть, если человек болен неизлечимой болезнью и ему сообщают, что срок его жизни ограничивается каким-то временем. В этой ситуации человек уже приблизительно знает ответ на вопрос «Когда?», может быть он не может выразить его в цифровом виде, но ожидание его порождает в нем удушливое отчаяние. Уже менее важны вопросы «Кто?», «Как?» и «Где?», так как все это детали, подробности, уходящие в своей значимости на второй план. Состояние человека подобно состоянию заключенного, уже приговоренного и, знающего день своей казни. В таком состоянии человек обречен на «муки ожидания без малейшего проблеска надежды»([2], стр.144). Для человека исчезает будущее, оно как бы замораживается, он пытается поймать каждое мгновение, каждый миг этой безвозвратно уходящей жизни. Янкелевич формулирует такое состояние как «отчаяние» без малейшей иллюзии на отсрочку.

Перейдем теперь к так называемой модели «Смерть неточная, час неточный». Эта формула, несмотря на свою нелепость, встречается очень часто в сознании людей. Действительно, осознание того, что когда-нибудь я должен умереть кажется под час очень иллюзорным. Так как час неточный то это может быть и завтра, и через месяц, и через год, а может быть и вообще не случиться. Человеку кажется, вот я жив и живу, я уже столько раз уходил от опасностей, что и в этот раз должен от нее уйти. Это порождает некую иллюзию бессмертия, а вдруг я исключение, неподдающееся общему правилу, вдруг мне предстоит жить вечно. Даже если это и не так то ведь смерть будет когда-то потом, неизвестно когда, а значит, я могу надеяться. Итак, подобная неопределенность способна породить самые безумные надежды. «То, что вообще когда-нибудь, однажды придется умереть, не является полноценным фактом, пока неизвестно «где», «когда», «как», «кто» и от какой болезни»(см.[2] стр. 149) Поэтому необходимость этого кажется уже не такой уж необходимостью. Действительно, когда человеку кажется, что его время еще не пришло и в ближайшем будущем не придет является как бы бессмертным. Эту модель французский философ кратко формулирует как «безумную надежду».

Однако, такой подход к смерти возможен, по-видимому, когда человек молод, полон сил. Когда же годы берут свое и человек понимает, что шансы избежать смерти у него становятся все меньше и меньше, то сознание того что рано или поздно смертный час придет более не вызывает сомнения. Это все приводит к модели «Смерть точная, час не точный», и именно эта модель кажется французскому философу В. Янкелевичу наиболее разумной. По мнению автора: «Асимметричную формулу «Смерть точная, час не точный» следует признать девизом серьезной и активной воли, в равной степени далекой от отчаяния, и от призрачной надежды».(см.[2] стр.150). Ведь тот факт, что час по-прежнему не известен, дает нам некоторую полузакрытость конца нашей жизни. А это в свою очередь дает нам надежду и возможность изменять свою жизнь, а как следствие и свою смерть. Появляется огромный стимул, так как осознание того, что час смерти окончательно никем не определен, перекладывает на каждого человека ответственность за определение своего срока жизни. Таким образом, автор призывает нас отбросить мысли о тоске или идеи отчаяния, связанные с предстоящей смертью, перестать пребывать в иллюзии и бессмысленной надежде относительно мнимого бессмертия и сосредоточить свое внимание на попытках изменить себя. Это могут быть и банальные изменения, такие как бросить курить и чрезмерно употреблять спиртные напитки, так и более глубоко взглянуть на прожитую жизнь, с тем, чтобы извлечь уроки для будущего.

Конечно, такой подход к классификации возможных моделей отношения к смерти является неполным. Так как автор рассматривает смерть исключительно с позиции того, что человек проживает единственную и неповторимую жизнь, и, естественно, предполагается, что он боится ее потерять. Легко предположить, что, имея глубокую веру в то, что после смерти нас ждет какая-то другая жизнь, например, что-нибудь наподобие жизни в раю, человек может не только не бояться смертного часа, а, следовательно, и не ожидать его с непримиримой тоской или отчаянием, но, даже зная о его приходе, относиться к нему спокойно как к часу избавления от страданий. Также возможны и более сложные модели отношения к смерти, не связанные на прямую со знанием даты смерти. Например, возможна модель, когда все поступки, совершенные человеком, отражаются на некоторой его посмертной жизни или, еще более сложная ситуация, когда действия человека и некоторой группы, связанных с ним как-то людей, влияют на дальнейшее его посмертное существование.

Надо отметить, что формулы, данные Янкелевичем, для каждой из моделей далеко не всегда могут соответствовать действительности. Например, Сократ в «Федоне», зная о приближающемся часе смерти, остается совершенно спокоен, он занимается обсуждением повседневных тем, и мы не видим у него ни тоски, ни обеспокоенности предстоящим концом. Бывает и так, что, зная о приблизительном часе своей смерти, (например, зная о неизлечимой болезни) человек не впадает в тоску или отчаяние, а начинает активную жизнь, зная, что до этого момента надо успеть сделать что-либо важное. Тем не менее, заслугой Янкелевича можно считать, что он рассмотрел достаточно общие и типичные случаи отношения к смерти, выделив из них наиболее жизнеутверждающую с его точки зрения.

Итак, данная Янкелевичем классификация отношения к смерти, крайне слабо связана с понятием полной смерти или бессмертия. Хотя, возможно, и нельзя ни опровергнуть ни доказать тезис о вечной жизни или вечной смерти, или о жизни после смерти, представления о них, как уже было показано выше играет не последнюю роль в формирование человеческого мировоззрения, в том числе и в отношение смерти. Попытаемся далее проанализировать как-то или иное отношение к посмертному существованию может повлиять на отношение человека к смерти.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 173.