РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Производственной ( преддипломной) практики
Для специальности 38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
базовая подготовка
2017 г.
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовой подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление
Организация-разработчик: ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Разработчик:
Некрасова И.А., преподаватель ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 10 |
4. Методические указания | 11 |
5. Контроль и оценка результатов преддипломной практики | 11 |
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 12 |
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Производственной (преддипломной) практики
Область применения программы производственной (преддипломной) практики
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовая подготовка в части освоения вида деятельности:
- документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;
- ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
- проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- составление и использование бухгалтерской отчетности;
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
1.2 Место производственной (преддипломной) практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовая подготовка
Базы практики
Преддипломная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между Уфимским топливно-энергетическим колледжем и организациями: ПАО «АК ВНЗМ», ПАО «ОДК УМПО», ПАО «Газпром газораспределение Уфа», ООО «Башкирэнерго», ООО «БГК», ЗАО «Опытный завод Нефтехим», МУЭТ, ОАО «Уфимский железобетонный завод-2», ООО НПП «БУРИНТЕХ», ООО «ХК Башбетон», ООО «Стиль Авто», ООО БашРТС, ООО ГСИ СНЭМА, Уфимский филиал ООО «КВАРЦ Групп» и другие.
1.4 Цели и задачи производственной (преддипломной) практики – требования к результатам освоения преддипломной практики
Производственная (преддипломная) практика обучающихся является завершающим этапом и проводится после освоения программы подготовки специалистов среднего звена и сдачи обучающимися всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
Цель производственной (преддипломной) практики - закрепление умений и практического опыта полученных обучающимися выпускного курса, а также сбор, систематизация и обобщение практического материала, в т.ч. для использования в выпускной квалификационной работе. Задачами производственной (преддипломной) практики являются изучение нормативных и методических материалов, фундаментальной и периодической литературы по вопросам, разрабатываемым выпускником в выпускной квалификационной работе; анализ деятельности организации по направлению, соответствующему теме выпускной квалификационной работы; разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Производственная (преддипломная) практика выступает не только как обязательная ступень выполнения дипломной работы, но и как важная форма обучения, призванная интегрировать полученные знания, увязать их с реальной профессиональной деятельностью и дипломной работой.
Производственная (преддипломная) практика направлена на приобретение обучающимся необходимых умений и практического опыта в целях формирования:
общих компетенций (ОК):
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам деятельности:
ВД 1 | Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. |
ПК 1.1 | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. |
ПК 1.2 | Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. |
ПК 1.3 | Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. |
ПК 1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ВД 2 | Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. |
ПК 2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК 2.2 | Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. |
ПК 2.2 | Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. |
ПК 2.3 | Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
ПК 2.4 | Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. |
ВД 3 | Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. |
ПК 3.1 | Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. |
ПК 3.2 | Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. |
ПК 3.3 | Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды. |
ПК 3.4 | Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. |
ВД 4 | Составление и использование бухгалтерской отчетности. |
ПК 4.1 | Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. |
ПК 4.2. | Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. |
ПК 4.3 | Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. |
ПК 4.4 | Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. |
ВД 5 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Выполнять работу кассира с применением контрольно-кассовой техники Осуществлять операции с денежными средствами. Формировать бухгалтерские проводки по учету денежных средств. Передавать денежные средства инкассаторам и составлять кассовую отчетность |
В результате прохождения производственной (преддипломной) практики:
-в соответствии с видом деятельности Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации обучающийся должен:
Обязательная часть:
иметь практический опыт:
- документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.
уметь:
-принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
- передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
- передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
- проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
- проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
- разбираться в номенклатуре дел.
Вариативная часть:
иметь практический опыт:
- выявления случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирования об этом руководителя бухгалтерской службы;
- восстановление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;
- изготовления копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством российской федерации;
- подготовки пояснений, подбор необходимых документов для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок;
- предоставления регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством российской федерации;
- изготовления и предоставления по требованию уполномоченных органов копий регистров бухгалтерского учета;
- готовить различные справки, готовить ответы на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета;
- организовывать процесс восстановления бухгалтерского учета.
-в соответствии с видом деятельности Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации обучающийся должен:
Обязательная часть:
иметь практический опыт:
- ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
-в соответствии с видом деятельности Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами обучающийся должен:
Обязательная часть:
иметь практический опыт:
- проведения расчетов с бюджетом и внебюджетным фондами.
уметь:
- заполнять платежные поручения по перечислению налогов и сборов;
- заполнять платежные поручения по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонды обязательного медицинского страхования;
- оформлять платежные поручения по штрафам и пени внебюджетных фондов;
- заполнять данные статуса плательщика, ИНН (Индивидуального номера налогоплательщика) получателя, КПП (Когда причины поставки на учет) получателя; наименования налоговой инспекции, КБК (Когда бюджетной классификации), ОКАТО (Общероссийский классификатор административно-территориальных образований), основания платежа, страхового периода, номера документа, даты документа;
- осуществлять контроль прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка.
-в соответствии с видом деятельности Составление и использование бухгалтерской отчетности обучающийся должен:
Обязательная часть:
иметь практический опыт:
- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
- составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
- участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
- анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
- в соответствии с видом деятельности Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих обучающийся должен:
Обязательная часть:
иметь практический опыт:
- эксплуатации контрольно-кассовой техники;
уметь:
- принимать и оформлять первичные документы по кассовым и банковским операциям;
- составлять регистры синтетического и аналитического учёта и отчётность по движению денежных средств;
- осуществлять подготовку ККТ;
- работать на ККТ: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
- соблюдать правила техники безопасности.
Вариативная часть:
уметь:
- передавать денежные средства инкассаторам.
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение производственной практики (преддипломной): 144 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Содержание производственной (преддипломной) практики
Вид практического обучения | Содержание практического обучения | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
1. Вводный инструктаж | Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка и порядком проведения производственного обучения. Составление плана практики | 2 |
2.Ознакомление с учредительными документами, общей структурой организации. | Ознакомление с учредительными документами, общей структурой организации, с учетной политикой организации. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой организации (общие сведения о предприятии, учредительные документы, виды деятельности, подразделения организации, производственная и организационная структура организации). Построение организационной структуры бухгалтерии. | 12 |
2. Выявление специфики исследуемой проблемы, изучение организации бухгалтерского учета в организации | Изучение первичных документов. Изучение организации бухгалтерского учета в организации. Необходимо изучить: - организацию бухгалтерского учета на предприятии, - основные положения учетной политики организации, ее документального оформления и организационно-технических аспектов, - рабочего плана счетов бухгалтерского учета, формы счетоводства, -порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации, -общих правил документооборота и технологии обработки учетной информации, - порядка контроля за хозяйственными операциями и результатами хозяйственной деятельности. | 12 |
3. Анализ финансового состояния. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации по участку бухгалтерского учета (в соответствии с темой дипломной работы) | - Оценка имущественного положения и источников финансирования средств организации. - Анализ ликвидности баланса, платежеспособности и кредитоспособности организации. - Оценка финансовой устойчивости организации. - Анализ расходов организации, состава и структуры затрат, включаемых в себестоимость продукции. - Изучение методики прогнозирования выручки от реализации и других элементов выручки. - Анализ доходов организаций. Изучение методики планирования прибыли от реализации. Анализ прибыли от продажи продукции. - Ознакомление с организацией безналичных расчетов на предприятии; с порядком ведения кассовых операций. Оценка преимуществ и недостатков применяемых форм безналичных расчетов. - Анализ состава внеоборотных активов, их рентабельность. - Расчет показателей движения и использования основных средств. Ознакомление с общими принципами определения потребности в оборотных средствах на данном предприятии. Составление краткой технико-экономической характеристики предприятия | 24 |
5.Выполнение индивидуального задания по теме дипломной работы. Сбор нормативного и практического материала по теме дипломной работы. Анализ, систематизация и обобщение собранной информации. | - Изучение подготовки первичной бухгалтерской документации на данном предприятии - Ознакомление с проверкой правильности оформления документов, касающихся денежных платежей, поступлений и других финансовых операций - Изучение порядка ведения учета финансовых операций предприятия и выполнение работ по другим видам бухгалтерского учета - Изучение порядка подготовки финансовых отчетов в бухгалтерии предприятия - Применение теоретических знаний и практического опыта в области бухгалтерского учета для решения возникающих в процессе работы проблем - Участие в подготовки первичной бухгалтерской документации на предприятии в соответствии с выбранной темой дипломной работы - Участие в проверке правильности оформления документов, касающихся денежных платежей, поступлений и других финансовых операций - Участие в проведении финансовых операций предприятия в соответствии с выбранной темой дипломной работы - Участие в подготовке финансовых отчетов в бухгалтерии предприятия - Сбор нормативного и практического материала по теме дипломной работы. Анализ, систематизация и обобщение собранной информации. | 54 |
6. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию бухгалтерского, налогового учета и финансовых показателей (в соответствии с темой дипломной работы) | - Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию бухгалтерского, налогового учета и финансовых показателей (в соответствии с темой дипломной работы) | 34 |
7. Оформление отчета по преддипломной практике. | Оформление отчётных материалов. Подведение итогов практики, зачёт. | 6 |
Методические указания
Практиканту необходимо:
1. Явиться на предприятие для прохождения преддипломной практики точно в установленный ему срок.
2. Выполнять правила внутреннего распорядка, установленного на предприятии, и требования трудового законодательства наравне со всеми работниками предприятия.
3. В период прохождения преддипломной практики работать под руководством руководителя практики (в порядке, предусмотренном имеющейся у него программой практики) и выполнять порученные ему работы.
4. Вести дневник практики по установленной форме, ежедневно записывая в него выполненную работу. По окончании дня дневник предъявляется для просмотра руководителю практики.
По окончании практики обучающийся составляет отчет о практике. В отчете практикант должен провести глубокое, научно-обоснованное исследование организации.
В отчете практикант указывает, что нового оказалось для него на предприятии, какие трудности встретились в работе вследствие недостатка умений и знаний, какие работы из числа предусмотренной программой не удалось выполнить и по какой причине. В конце отчета должен быть приведен список использованных источников с указанием фамилии и инициалов авторов, название работы, издательство и года издания, номера журнала.
ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики
Руководство и контроль за работой обучающихся на предприятии осуществляется администрацией базового предприятия и руководителем практики от образовательного учреждения.
Образовательное учреждение контролирует реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с установленными правилами и нормами.
По окончания практики обучающийся предоставляет руководителю от предприятия дневник-отчет, на основании чего составляется подробный отзыв на практиканта.
В отзыве отражается степень его теоретической и практической подготовленности, уровень приобретения практических знаний и навыков, его личные и деловые качества, отношение к трудовой дисциплине и проставляется оценка по пятибалльной системе.
Отзыв подписывается руководителем практики от предприятия и подтверждается печатью.
После освоения производственной практики по профилю специальности обучающийся должен предоставить руководителю производственной практики следующие документы:
1. Дневник;
2. Отчет о практике;
3. Бланки документов, другие документы, используемые в процессе прохождения практики и написания дипломной работы, обучающимися, подшиваются в общую папку, на которой делается следующая запись:
Наименование учебного заведения,
Материалы преддипломной практики на предприятии,
Ф.И.О. практиканта,
№ учебной группы,
Период прохождения практики.
Папка с материалами практики, дневник, по возвращению с практики, сдаются в колледж преподавателю для проверки.
После проверки представленной документации и отчета, руководитель практики от образовательного учреждения оценивает содержание отчёта и качество защиты в виде зачета. В зачетной книжке руководителем практики выставляется – зачтено.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
производственной ( преддипломной) практики
Для специальности 38.02.01
Дата: 2019-05-29, просмотров: 262.