Правовое регулирование партийной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску согласованных решений, учитывающих интересы раз­личных слоев общества, должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием пар­тийной деятельности.

В конституциях и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам. Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль государства. Конституциями может запрещаться создание определенных общественных объ­единений.

Так, в ст. 13 Конституции России говорится о том, что "запре­щается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное из­менение основ конституционного строя и нарушение целостнос­ти Российской Федерации, подрыв безопасности государства, со­здание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

Данное положение отвечает требованиям, содержащимся в международно-правовых документах. Например, в ст. 22 Между­народного пакта о гражданских и политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право на свободу ассоциа­ций с другими объединениями и пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые преду­сматриваются законом и которые необходимы в демократичес­ком обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нрав­ственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В связи со вступлением в Совет Европы Россия обязана ориен­тироваться в своем законодательстве на европейские стандарты в области прав человека, которые в концентрированном виде из­ложены в Европейской конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах соответствует ст. 11 Европейской конвен­ции, в которой, в частности, сказано, что могут вводиться закон­ные ограничения на осуществление права на ассоциации лица­ми, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государст­венного управления.

Юридическим признаком политических партий является признание их одним из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в формировании органов государственной власти, местного самоуправления, исполни­тельных структур. Цели и задачи партий формируются в их про­граммах и уставах, к которым законодатель предъявляет особые требования. В уставах должно также отражаться название пар­тии, порядок вступления и прекращения членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы, источники финансирования, порядок и условия прекращения деятельности партии.

Кроме общесоциологического подхода в политологии суще­ствует и правовая характеристика партий. Политические партии являются субъектами права. Они участвуют в различных отно­шениях, регулируемых юридическими нормами, но главным об­разом их деятельность регламентируется конституционным за­конодательством. Правосубъектность партий возникает со вре­мени их учредительных съездов или конференций, но в полном объеме возможности, предусмотренные законом, они могут реа­лизовать после регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают статус юридического лица.

В России накануне и некоторое время после Октябрьской ре­волюции 1917 года существовало множество партий. Но после мятежа левых эсеров в июле 1918 года в стране утверждается однопартийность. Конституции СССР 1936, 1977 годов и приня­тые в соответствии с ними конституции союзных и автономных республик закрепляли руководящую в государстве и обществе роль Коммунистической партии. Хотя в действовавшем в то время законодательстве отсутствовали прямые запреты на созда­ние иных партий, они реально не могли появиться в силу сло­жившейся политики административно-командной системы, ис­ходившей из целесообразности однопартийности.

Это объясняет и то обстоятельство, что за все время существо­вания Союза ССР так и не был принят специальный закон о по­литических партиях. В 30-х годах в нашей стране действовало Положение о добровольных обществах и союзах. 9 октября 1990 года был принят Закон СССР об общественных объединени­ях, распространявшийся и на политические партии, процесс фор­мирования которых в то время отличался особой активностью.

С юридической точки прения хронологическим отсчетом перехода к многопартийности в нашей стране можно назвать март 1990 года, когда была изменена редакция ст. 6 Конституции СССР, в которой уже не говорилось о руководящей роли КПСС, хотя ее название в Основном Законе сохранялось. В отличие от общесоюзной Конституции Основной Закон РФ, аналогичная статья которого была изменена в июне 1990 года, не содержал названия партии, тем самым поставив все их в рав­ное положение.1

В ст. 6 новой редакции говорилось, что политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в вы­работке политики государства, в управлении государственными и общественными делами. Но становление многопартийности прошло и драматический этап.

 

________________

1. Становление Российской многопартийности.// Социс, 8/1996 стр.36

В 1991 году Президентом РФ была приостановлена, а затем и прекращена на территории России деятельность Коммунисти­ческой партии. К этому времени впервые в отечественной исто­рии был образован и начал действовать Конституционный Суд РФ, которому и пришлось решать судьбу КПСС. Этот процесс в Конституционном Суде без всякого преувеличения можно на­звать историческим. Он привлек внимание широкой обществен­ности и в нашем государстве, и за рубежом.

Правовая регламентация организации и деятельности полити­ческих партий в Российской Федерации осуществляется Консти­туцией России и ее субъектов, Федеральным законом 1995 года "Об общественных объединениях", избирательным законода­тельством, иными нормативными актами. Принимается феде­ральный закон о политических партиях, готовится закон о пра­вовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что конституции ряда республик следуют основным положениям Конституции Российской Федерации, механически не воспроиз­водят ее запретительные формулировки в отношении общест­венных объединений, а следовательно, и политических партий, предусматривая новые рациональные положения.

Реализуя конституционное право на объединение, желая ак­тивно участвовать в политической жизни страны, граждане вправе наряду с партиями создавать политические движения. Политические движения отличаются от партий тем, что они менее формализованы, могут не иметь разветвленных управленческих структур и организационных звеньев местных отделений. Граждане больше ориентируются на лидеров движения, на их популярность, нежели на четкость программных установок.

В ст. 9 Федерального закона "Об общественных объединени­ях" дается понятие общественного движения, применимое и к политическому движению. Общественное движение представ­ляет собой состоящее из участников и не имеющее членства мас­совое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддержи­ваемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган движения - это выборный коллегиаль­ный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему со­бранию.

В случае государственной регистрации движения его посто­янно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени движения и исполняет его обязан­ности в соответствии с уставом.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.