Краткий курс лекций по экологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.А. Радаев

 

Краткий курс лекций по экологии

для студентов гуманитарных специальностей

(Часть I - Правовое регулирование природопользования)

 

Учебно-методическое пособие

 

Нижний Новгород

 

2011


УДК 504.062

ББК 2я73 + 28.08я73

 

Радаев А.А. Краткий курс лекций по экологии для студентов гуманитарных специальностей (Часть I - Правовое регулирование природопользования): Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. – 18 с.

 

 

Рецензент: д.б.н., профессор Д.Б. Гелашвили

 

 

Учебно-методическое пособие посвящено одному из разделов курса «Экология». Дается краткая характеристика правовым отношениям по экологии и природопользованию.

Пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей (направлений): «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Таможенное дело» – факультета подготовки региональных кадров ННГУ.

 

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии

управления филиалов ННГУ

к.т.н., доцент Д.Н. Шуваев

 

УДК 504.062

ББК 2я73 + 28.08я73

 

 

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2011




Содержание

 

Экологическая функция государства…………………………………………… 4
Основные понятия и определения………………………………………………. 5
Экологическое законодательство……………………………………………….. 6
Экологическое нормирование…………………………………………………… 8
Оценка воздействия на окружающую среду (процесс ОВОС)………………... 12
Экологическая экспертиза……………………………………………………….. 16
Литература………………………………………………………………………… 18
   

 

 



Категории особо охраняемых природных территорий

 

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.



Экологическое законодательство

 

Законодательство об окружающей среде:

ФЗ "Об охране окружающей среды";

ФЗ "О радиационной безопасности населения";

ФЗ "Об отходах производства и потребления";

ФЗ "Об экологической экспертизе";

ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

 

Законодательство о природных комплексах:

ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

ФЗ "О континентальном шельфе РФ";

ФЗ "Об охране озера Байкал";

ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ";

ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

 

Природоресурсное законодательство:

Земельный кодекс РФ;

Закон РФ "О плате за землю";

ФЗ "О мелиорации земель";

ФЗ "О землеустройстве";

ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";

Закон РФ "О недрах";

Лесной кодекс РФ;

Водный кодекс РФ;

ФЗ "О животном мире";

ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

 

 

Экологическое нормирование

 

В систему экологических нормативов входят:

- нормативы качества окружающей среды;

- нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

- нормативы изъятия (использования) природных ресурсов;

- нормативы санитарно-защитных зон.

 

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВВ)

Данная группа нормативов включает:

- нормативы предельно допустимых выбросов ЗВ в атмосферу;

- нормативы предельно допустимых сбросов ЗВ в водные объекты;

- лимиты на образование и размещение отходов;

- нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных вредных физических воздействий;

- нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия;

- предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Проекты нормативов ПДВВ разрабатываются самими предприятиями-природопользователями. Затем они утверждаются специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.

Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов является одним из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов.

Нормативы ПДВВ должны устанавливаться на уровне, на котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов ПДК и ПДУ.

 

На территории России эксплуатируется множество предприятий, построенных, главным образом, до принятия современного экологического законодательства, предусмотревшего достаточно строгие экологические нормативы. По техническим и иным причинам такие предприятия не в состоянии обеспечить их выполнение. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" учитывает такую ситуацию. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 

Плата за загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения подразделяется на:

- плату в пределах установленных нормативов выбросов;

- плату в пределах установленных лимитов выбросов;

- плату за сверхлимитные выбросы (за превышение установленных нормативов выбросов или установленных лимитов выбросов, а также за выбросы при отсутствии разрешительной документации).

 

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

 

Исходными данными для определения фактической массы выброса могут служить:

- данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории;

- данные о расходе топлива, сырья, материалов;

- данные о режиме работы основного оборудования предприятия за год;

- данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования.

 

Экологическая экспертиза

 

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.

По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.

Она является также инструментом обеспечения охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

 

Принципы Экологической экспертизы согласно ФЗ "Об экологической экспертизе":

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

- обязательности учета требований экологической безопасности.

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

Литература

 

1. Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Вильчинская О.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 543 с.

2. Петров В.В. Экологическое право России. – М.: БЕК, 2006. – 558 с.

3. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: МГУ, 2006. – 365 с.

4. Экологическое право. Учебник / отв. ред. Г. Е. Быстров, Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 656 с.

5. Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Проспект, 2007. – 400 с.

А.А. Радаев

 

Краткий курс лекций по экологии

для студентов гуманитарных специальностей

(Часть I - Правовое регулирование природопользования)

 

Учебно-методическое пособие

 

Нижний Новгород

 

2011


УДК 504.062

ББК 2я73 + 28.08я73

 

Радаев А.А. Краткий курс лекций по экологии для студентов гуманитарных специальностей (Часть I - Правовое регулирование природопользования): Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. – 18 с.

 

 

Рецензент: д.б.н., профессор Д.Б. Гелашвили

 

 

Учебно-методическое пособие посвящено одному из разделов курса «Экология». Дается краткая характеристика правовым отношениям по экологии и природопользованию.

Пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей (направлений): «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Таможенное дело» – факультета подготовки региональных кадров ННГУ.

 

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии

управления филиалов ННГУ

к.т.н., доцент Д.Н. Шуваев

 

УДК 504.062

ББК 2я73 + 28.08я73

 

 

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2011




Содержание

 

Экологическая функция государства…………………………………………… 4
Основные понятия и определения………………………………………………. 5
Экологическое законодательство……………………………………………….. 6
Экологическое нормирование…………………………………………………… 8
Оценка воздействия на окружающую среду (процесс ОВОС)………………... 12
Экологическая экспертиза……………………………………………………….. 16
Литература………………………………………………………………………… 18
   

 

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 140.