Расчет цилиндрической зубчатой передачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расчет клиноременной передачи

Определяем диаметр d1, мм, меньшего шкива из соотношения [3 c.13]:

                                                             ,                                                  (36)

                                                мм.

По ГОСТу 17383-73 принимаем диаметр меньшего шкива d1=90мм.

Определяем диаметр d2, мм, ведомого шкива по формуле [3 c.13]:

                                    d 2 = u × d 1 × (1- E ),                                       (37)

где Е – коэффициент для передачи с периодическим натяжением ремня, Е=0,02;

                                    d 2 =2 × 90 × (1-0,02)=176,4 мм.

По ГОСТу 17383-73 принимаем диаметр меньшего шкива d1=180 мм.

Определяем фактическое передаточное отношение uф, по формуле [3 c.14]:

                                    ,                                      (38)

                                    .

Определяем отклонение D, %, прилученного передаточного отношения от ранее принятого по формуле [3 c.14]:

                                    ,                           (39)

                                    .

Выбираем клиновой ремень типа «A».

Определяем межосевое расстояние а0, мм, по формуле [3 c.14]:

                                    а0³0,55×(d1+d2)+h,                               (40)

где h – высота ремня, h=10,5 мм.

                                    а0³0,55×(90+180)+10,5=159мм.

Определяем расчетную длину ремня Lр, мм, по формуле [3 c.14]:

                                    ,         (41)

мм.

Полученное значение округляем до стандартного значения, принимаем L=800 мм.

Уточняем межосевое расстояние а, мм, по формуле [3 c.14]:

             ,        (42)

мм.

Определяем угол обхвата a1, °, меньшего шкива по формуле:

                                    ,                       (43)

                                    .

Определяем скорость v, м/с, ремня по формуле [3 c.15]:

                                    ,                                             (44)

                                    м/с.

Определяем число ремней Z, необходимых для передачи заданной мощности по формуле [3 c.15]:

                                    ,                                (45)

где Ср – коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы, Ср=0,9;

Р0 – мощность, допускаемая для передачи одним ремнем, Р0=0,84 кВт;

СL – коэффициент влияния отношения расчетной длины Lр ремня к базовой L, СL=1;

Сa – коэффициент угла обхвата, Сa=0,95;

СZ – коэффициент, учитывающий число ремней, СZ=0,95.

                                         .

Принимаем числа ремней Z=3.

Определяем предварительное натяжение F0, Н, ветвей клинового ремня по формуле [3 c.16]:

                                    ,                      (46)

где СР – коэффициент режима работы, СР=0,9;

Q – коэффициент, учитывающий центробежную силу, Q=0,18 Н×с22.

                                         Н.

Определяем силу, действующую на валы Fв, Н, по формуле [3 c.16]:

                                         ,                                (47)

                                         Н.

Определяем ремень на долговечность l, с-1, по частоте пробега в секунду по формуле [3 c.16]:

                                         ,                                          (48)

где v – скорость ремня, м/с;

Lр – длина ремня, м;

[l] – допустимое значение долговечности ремня, [l]=10 с-1,

                                         .

Ремень долговечен, так как частота пробегов ремня в секунду меньше допустимого з начения.

Определяем ширину шкива Вш, мм по формуле [4 c.138]:

                                    ,                                (49)

где е – расстояние между вершинами ремней, е=15мм;

f – расстояние от вершины ремня до края шкива, f=10,0мм.

                                                мм.



Расчет цепной передачи

Определяем число зубьев  ведущей звездочки Z1, по формуле  [4 c.148]:

                          Z1 = 31– 2∙U3;                                                  (50)

Z1 = 31– 2∙3,11=24,8.

Принимаем Z1=25.

Определяем число зубьев ведомой звездочки Z2, [4 c.148]:

                               Z2=U3∙Z1;                                                         (51)

                               Z2=3,11∙25=77,75.

Принимаем Z2=77.

Определяем фактическое передаточное отношение Uф, по формуле:

                                                                  (52)

                              

Отклонение допустимо, так как не превышает 4%.

Определяем расчетный коэффициент нагрузки Кэ, по формуле [4 c.149]:

                          Кэд∙Ка∙Кн∙Кр∙Ксм∙Кn;                                                                (53)

                         

где Кд – динамический коэффициент, Кд=1[4 c.150];

Ка – коэффициент учитывающий влияние межосевого расстояния, Ка=1[4 c.150];

Кн – коэффициент учитывающий влияние наклона цепи, Кн=1,25 [4 c.150];

Кр – коэффициент учитывающий способ регулировки натяжения цепи, Кр=1,25[4 c.150] ;

Ксм – коэффициент учитывающий способ смазывания цепи, Ксм=1,4 [4 c.150];

Кn– коэффициент учитывающий периодичность работы передачи, Кn=1 [4 c.150];

Кэ=1∙1∙1,25∙1,25∙1,4∙1=2,18.

Определяем шаг цепи t,мм, по формуле [4 c.149]:

                                                                         (54)

где T1– вращающий момент на ведущей звездочке, Т1=203,03;               

Z1– число зубьев ведущей звездочки, Z1=25;

m– число рядов цепи, принимаем m=1;

допускаемое давление в шарнирах цепи, по формуле [4, с.150, т.7.18]:

 

где – допускаемое давление на один шарнир, принимаем: =29 Мпа ;

 

                          Мпа.                      

                          .

По ГОСТу 13568– 75 принимаем ближайшее значение t=25,4 мм, [4, с.147, т.7.15].

Выбираем цепь ПР– 25,4–60,0 ГОСТ 13568–75, имеющую:

  шаг цепи t=25,4 мм;

  разрушающую нагрузку Q=60,0 кН;

  массу одного метра цепи q=2,6 кг/м;

  проекцию опорной поверхности шарнира Аоп=179,7 мм2.

Проверяем цепь с шагом t=25,4 мм по частоте вращения: допускаемая для цепи частота вращения =800 об/мин, следовательно, условие  выполнено, так как 95<800 об/мин.

Определяем расчетное давление р, Мпа, по формуле [4 c.150]:

                              

                                                                                  (55)

где Ft–окружная сила, передаваемая цепью, Н;                                            

                                                                                       (56)

где V– фактическая скорость цепи, м/с;

                                                                                (57)

                         

                          Па

Условие нагружения цепи р  выполнено: 24,4<31,32 Мпа.

Из условия долговечности цепи оптимальное межосевое расстояние в шагах аt, находится в пределах: аt=a / t=30…50.

Принимаем аt=40.

Определяем число звеньев цепи Lt, по формуле [4 c.153]:

                                                                 (58)

где  аt – межосевое расстояние в шагах, аt=40;

Z – суммарное число зубьев;

                                                                                (59)

                         

                         

 

Округляем до четного числа Lt =132

Уточняем межосевое расстояние а, мм,  по формуле[4 c.153]:

                         

                       (60)

.

Определяем диаметры наружных окружностей ведущей и ведомой звездочки De, мм, по формуле [4 c.154]:

                                                   (61)

где d1– диаметр ролика цепи, d1=15,88;

Определяем диаметр делительной окружности de, мм, ведущей звездочки, по формуле [4 c.154]:

                                                                           (62)

                         

Определяем центробежную силу Fv, H, по формуле [4 c.154]:

                                                                                   (63)

где q – масса одного метра цепи , кг/м;

                              

Определяем предварительное натяжение цепи от провисания ведомого ветви  Ff, Н, по формуле [4 c.154]:

                                                                                    

где Кf – коэффициент, учитывающий расположение цепи, Кf =1.                     

Определяем силу давления цепи на вал FB, H, по формуле [4 c.154]:

                                                                             (64)

где Ft – окружная сила, Н;

Определяем расчетный коэффициент запаса прочности S, по формуле [4 c.154]:                                                                                                                                                                                                (65)                                                                                   

Условие цепи выполнено S

                          29,3>10.

Предварительный расчет валов редуктора

Определяем диаметры валов dв, мм, на кручение по пониженным допускаемым напряжениям по формуле [4 c.161]:

                                ,                                        (67)

где Т – крутящий момент на валу, Н×м;

[t]к –допускаемое напряжение на кручение, [t]к=20МПа,

                              мм,

Принимаем dв1=25мм [4 c.161], тогда диаметр подшипниковых шеек принимаем dп1=30мм.

                                            мм,

Принимаем dв2=40мм [4 c.161], тогда диаметр подшипниковых шеек принимаем dп2=45мм,диаметр вала под колесо dк2=50 мм.

 

 

Ведомый вал

Нагрузки от сил в зацеплении: Ft= 1587 Н; Fa= 322,8 Н; Fr= 518 Н, нагрузка от цепной передачи FB= 2069,6 Н, диаметр колеса d2=265. Из эскизной компоновки: Расстояние между серединой подшипника и серединой колеса:l3=60 мм; Расстояние между серединой подшипника и серединой звездочки: l4=46 мм.

Реакции опор в вертикальной плоскости:

                         (85)

Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости:

Мxк=Ry3×l3=793,5×0,06=47,61 Н×м.

Реакции опор в горизонтальной плоскости:

                 (86)

                          

Проверка: Rx3-Fr2+Rx4-Fb=-177,9-518+2765,5-2069,6=0.

Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:

Строим эпюру крутящих моментов.

Мкр2=203,03 Н×м.

Суммарные реакции:

Намечаем радиальные шариковые подшипники № 209 по ГОСТ 8338-75, имеющие d=45 мм; D=85 мм; В=19 мм; С=33.2 кН [4, c.394].

В соответствии с условиями работы принимаем коэффициенты:

V=1; Ks=1,3; KT=1 [1, c.214].

Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка наиболее нагруженной опоры по формуле (9.3):

Рэ=1×2877,08×1,3×1=3740,2 H.

Расчетная долговечность выбранного подшипника по формуле (84):

Такая долговечность подшипника приемлема, так как она больше стан­дартного срока службы редуктора 36000 час. Подшипник пригоден.


 


Рис.9.1– Расчетная схема ведущего вала

 

 


Рис. 9.2 – Расчетная схема ведомого вала

 




Уточненный расчет валов

Примем, что нормальные напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения по отнулевому. Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнения их с допускаемым [S].

Ведущий вал

Материал вала-шестерни – Сталь 45, объёмная закалка, sВ=750 МПа.

Предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба:

s-1=0,43sВ=0,43×750=322,5 МПа.                                (87)

Предел выносливости стали при симметричном цикле касательных напряжений:

t-1=0,58×322,5=187,05 МПа.                                         (88)

Сечение под шкивом.

Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки, так как в этом сечении изгибающего момента нет, то рассчитывают только на кручение. Крутящий момент Т1=42,07Н×м.

Коэффициент запаса прочности:

,                                                                    (10.3)

где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

.                                                                       

                                                             (89)

МПа.

Принимаем kτ=1,65, ετ=0,72, ψτ=0,1.

.

Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:

                        S ≥[S],                                                                   

где, [S] – допускаемый коэффициент запаса прочности в опасном сечении, [S]=1,6…2,1.

Условие выполняется, т. к. S≥[S].

Ведущий вал.

При диаметре шейки вала dв1=25мм выбираем шпонку сечения b1=8мм, h1=7мм, t1=4мм. Принимаем длину шпонки L=40 мм.

 

Проверяем выбранную шпонку на смятие при допускаемом напряжении [σ]см=100…140МПа, [1, с.170]:

                                              (92)                                      МПа.  

 Условие прочности шпонки на смятие выполняется :

Ведомый вал.

При диаметре колеса dк2=50мм выбираем шпонку сечения b2=16мм, h2=10мм, t2=6мм. Принимаем длину шпонки L=63 мм.

 

Проверяем выбранную шпонку на смятие при допускаемом напряжении [σ]см=100…120МПа.

                                         (93)  МПа.

 Условие прочности шпонки на смятие выполняется:

При диаметре шейки вала dв2=40мм выбираем шпонку сечения b3=12мм, h3=8мм, t3=5мм. Принимаем длину шпонки L=50 мм.

 

Проверяем выбранную шпонку на смятие при допускаемом напряжении [σ]см=100…120МПа, (4, с.170):

                                             (94)

                                     МПа.

 Условие прочности шпонки на смятие выполняется :


 


Выбор сорта масла

Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемого внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 5 мм. По ГОСТу 17479.4-87 в зависимости от значения расчетного контактного напряжения в зубьях sн=279 МПа и фактической окружной скорости v=1,3 м/с  выбираем масло индустриальное И-Г-А-68. Кинематическая вязкость при 400 С 61-75 мм2/с.

Камеры подшипников заполняем пластичным смазывающим материалом УТ-1.



Сборка редуктора

Перед сборкой редуктора внутреннюю   полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской .

Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов:

на ведущий вал насаживают маслоотражательные кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100°С;

в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем маслоотражательные кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

Собранные валы укладывают в основание корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом регулировочных прокладок.

Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивание (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки болтами.

Затем ввертывают пробку масло спускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.

Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.

Собранный редуктор обкатывают без нагрузки в течении трех часов при частоте ведущего вала 3000 мин-1.


   Список литературы

1. Гузенков П.Г. Детали машин. – М.: Высш.шк., 86 – 352с.

2. Дунаев П.Ф., Лепиков О.П. Деталей машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. – М.: Высш.шк., 1990. – 399с.

3. Детали мешин: Учеб. Пособие /Сост. О.Д. Листунов – Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т, 2004 – 117с.

4. Чернавский С.А. Курсовое проектирование деталей машин. – М.: Высш.шк., 1988. – 416с.

5. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. – М.: Высш.шк., 1991. – 432с.

 






Расчет цилиндрической зубчатой передачи

Выбираем для изготовления шестерни и зубчатого колеса редуктора сравнительно недорогую сталь 45 с последующей обработкой – улучшением.

Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей прирабатываемости твердость шестерни примем равной – 210 НВ, а зубчатого колеса – 210 НВ.

Определяем допускаемые контактные напряжения [s]Н, МПа, по формуле [4, с.34, т.3.2]

                          ,                                            (10)

где [SH] – коэффициент безопасности,  [SH]=1,2 [4 c.33];

КHL – коэффициент долговечности, КHL=1 [4 c.33];

sH limb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов, МПа [4 c87].:

                               s H limb =2 × НВ +70,                                            (11)

                               s H limb =2 × 210+70=490МПа;

                               МПа.

Определяем межосевое расстояние аw, мм, по формуле [2 c.58]:

                          ,                           (12)

где Ка – вспомогательный коэффициент, для косозубых передач Ка=43,0 [4 c.87];

КНb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, КНb=1 [4 c.32];

yba  – коэффициент ширины зубчатого венца, yba =0,4 [4 c.88];

Т2 – вращающий момент на ведомом валу редуктора, Н×м, Т2=203,03 Н×м;

u – передаточное число редуктора, u=5

 

                               мм

По ГОСТу 2185-66 принимаем значение межосевого расстояния аw=160мм [1 c.36].

Определяем модуль зацепления зубчатых колес m, мм, по формуле:

                          m =(0,01 ¸ 0,02) × а w ,                                                                         (13)

                          m =(0,01 ¸ 0,02) × 160=1,6 ¸ 3,2мм.

По ГОСТу 9563-66 принимаем значение модуля зацепления зубчатых колес m=2 мм [1 c.36].

Определяем число зубьев шестерни и колеса Z1, по формуле [4 c.36]:

                          ,                                                (14)

                          .

Полученное значение числа зубьев шестерни округляем до Z1=26

Определяем число зубьев колеса Z2, по формуле [4 c.37]:

                          Z 2 = Z 1 · U ,                                                         (15)

                          Z 2 =2 6·5 =1 30 .

Уточняем значение угла наклона зубьев, b, °, по формуле [4 c.37]:

                          cos ,                                            (16)

                          cos .

                             β=11.5'

Определяем делительный диаметр шестерни d1, мм, по формуле [4 c.37]:

                          d1=m × Z1/cos b ,                                                 (17)

                          d1=2 × 26/cos11 ° 5 ¢ =53 мм .

Определяем делительный диаметр колеса d2, мм, по формуле [4 c.37]:

                          d2= m × Z2/cos b                                                  (18)

                          d2= 2.5 × 130/cos11 ° 5 ¢ =265 мм .

Проверяем межосевое расстояние аw, мм, по формуле [4 c.37]:

                          а w =0,5 × ( d 1 + d 2 ),                                               (19)

    а w =0,5 × (53+26 5 )=160мм.

Определяем диаметр вершин зубьев шестерни dа1, мм, по формуле [3 c.32]:

                          d а1 =2 × m + d 1 ,                                                    (20)

                          d а1 =2 × 2+53=57 мм.

Определяем диаметр вершин зубьев колеса dа2, мм, по формуле [3 c.33]:

                          d а2 =2 × m + d 2 ,                                                    (21)

                          d а2 =2 × +26 5 =2 69 мм.

Определяем ширину колеса b2, мм, по формуле [3 c.33]:

                          b 2 = y ba × а w ,                                                       (22)

где yba  – коэффициент ширины зубчатого венца, yba =0,4 [3 с.88],

                          b 2 =0,4 × 160=64мм.

Принимаем ширину колеса b2=65мм.

Определяем ширину шестерни b1, мм, по формуле [3 c.33]:

                          b 1 = b 2 +5,                                                          (23)

                          b 1 = 65 +5= 70 мм.

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру ybd1, по формуле [3 c.33]:

                          ,                                                          (24)

                          .

Определяем окружную скорость колес v, м/с, по формуле [3 c.33]:

                          ,                                                        (25)

                           м/с.

Для косозубых колес при v<4 м/с назначаем по ГОСТу 1643-81 9-ю степень точности [3 c.89].

Определяем коэффициент нагрузки КН, для проверки контактных напряжений по формуле [3 c.33]:

                          КНН b × КН a × КН v ,                                             (26)

где КНa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, КНa=1 [3 c.87];

КНb×– коэффициент, учитывающий расположение зубчатых колес относительно опор, КНb=1, [3 c.87];

КНv – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНv=1,09 [3 c.88].

                          КН=1 × 1 × 1, 09 =1, 09 .

Проверяем контактное напряжение sН, МПа, по формуле [3 c.34]:

                                                  (27)

где  u – передаточное число редуктора, u=5;

b2 – шир ина колеса, мм;

Т2 – крутящий момент, Н·мм.

Определяем силы, действующие в зацеплении.

Окружная сила Ft,Н

                               ,                                                         (28)

                               ,

                         

Условие прочности  по контактным напряжениям выполняется.

Определяем радиальную силу, действующую в зацеплении, Н, по формуле [2 c.18]:

                          Fr 2 = Ft 2 × tg a / cos b ,                                              (29)

где a – угол зацепления, по ГОСТу 13755-81 a=20°.

                          Fr 2 =1587 × tg 20 ° / cos 11 ° 5 ¢ =518 Н.

Определяем осевую силу Fa, Н, по формуле[2 c.20]:

                          F а =Ft × tg b ,                                                       (30)

                          F а =1587 × tg11 ° 5 ¢ =322,87 Н .

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба sF, МПа, по формуле [3 c.35]:

                          ,                                     (31)

где YF2 – коэффициент формы зуба, YF2=3,6[3 c.90];

[s]F – допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба, МПа;

КF – коэффициент нагрузки определяем по формуле [3 c.35]:

                          К FF b × К Fv ,                                                     (32)

где КFb×– коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба, КFb=1,13 [3 c.90];

КFv – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КFv=1,09 [3 c.89].

КF=1,13×1,09=1,23

Определяем допускаемое напряжение изгиба [s]F, МПа, по формуле [3 c.35]:

                          ,                                                    (33)

где [SF] – коэффициент безопасности;

 

 – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба, МПа определяем по формуле [3 c.35]:

                               =1,8 × НВ,                                                 (34)

                               =1,8× 210=378 МПа.

Определяем коэффициент безопасности [SF], по формуле [3 c.35]:

                          [SF]=[SF]¢×[SF]¢¢,                                               (35)

где [SF]¢ – коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес, [SF]¢=1,75 [3 c.91];

[SF]¢¢ коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса, [SF]¢¢=1 [3 c.91]

                          [ SF]=1,75×1=1,75,

                          МПа,

                              

Условие выносливости зубьев по напряжению изгиба выполняется.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 229.