Расчет клиноременной передачи
Определяем диаметр d1, мм, меньшего шкива из соотношения [3 c.13]:
, (36)
мм.
По ГОСТу 17383-73 принимаем диаметр меньшего шкива d1=90мм.
Определяем диаметр d2, мм, ведомого шкива по формуле [3 c.13]:
d 2 = u × d 1 × (1- E ), (37)
где Е – коэффициент для передачи с периодическим натяжением ремня, Е=0,02;
d 2 =2 × 90 × (1-0,02)=176,4 мм.
По ГОСТу 17383-73 принимаем диаметр меньшего шкива d1=180 мм.
Определяем фактическое передаточное отношение uф, по формуле [3 c.14]:
, (38)
.
Определяем отклонение D, %, прилученного передаточного отношения от ранее принятого по формуле [3 c.14]:
, (39)
.
Выбираем клиновой ремень типа «A».
Определяем межосевое расстояние а0, мм, по формуле [3 c.14]:
а0³0,55×(d1+d2)+h, (40)
где h – высота ремня, h=10,5 мм.
а0³0,55×(90+180)+10,5=159мм.
Определяем расчетную длину ремня Lр, мм, по формуле [3 c.14]:
, (41)
мм.
Полученное значение округляем до стандартного значения, принимаем L=800 мм.
Уточняем межосевое расстояние а, мм, по формуле [3 c.14]:
, (42)
мм.
Определяем угол обхвата a1, °, меньшего шкива по формуле:
, (43)
.
Определяем скорость v, м/с, ремня по формуле [3 c.15]:
, (44)
м/с.
Определяем число ремней Z, необходимых для передачи заданной мощности по формуле [3 c.15]:
, (45)
где Ср – коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы, Ср=0,9;
Р0 – мощность, допускаемая для передачи одним ремнем, Р0=0,84 кВт;
СL – коэффициент влияния отношения расчетной длины Lр ремня к базовой L, СL=1;
Сa – коэффициент угла обхвата, Сa=0,95;
СZ – коэффициент, учитывающий число ремней, СZ=0,95.
.
Принимаем числа ремней Z=3.
Определяем предварительное натяжение F0, Н, ветвей клинового ремня по формуле [3 c.16]:
, (46)
где СР – коэффициент режима работы, СР=0,9;
Q – коэффициент, учитывающий центробежную силу, Q=0,18 Н×с2/м2.
Н.
Определяем силу, действующую на валы Fв, Н, по формуле [3 c.16]:
, (47)
Н.
Определяем ремень на долговечность l, с-1, по частоте пробега в секунду по формуле [3 c.16]:
, (48)
где v – скорость ремня, м/с;
Lр – длина ремня, м;
[l] – допустимое значение долговечности ремня, [l]=10 с-1,
.
Ремень долговечен, так как частота пробегов ремня в секунду меньше допустимого з начения.
Определяем ширину шкива Вш, мм по формуле [4 c.138]:
, (49)
где е – расстояние между вершинами ремней, е=15мм;
f – расстояние от вершины ремня до края шкива, f=10,0мм.
мм.
Расчет цепной передачи
Определяем число зубьев ведущей звездочки Z1, по формуле [4 c.148]:
Z1 = 31– 2∙U3; (50)
Z1 = 31– 2∙3,11=24,8.
Принимаем Z1=25.
Определяем число зубьев ведомой звездочки Z2, [4 c.148]:
Z2=U3∙Z1; (51)
Z2=3,11∙25=77,75.
Принимаем Z2=77.
Определяем фактическое передаточное отношение Uф, по формуле:
(52)
Отклонение допустимо, так как не превышает 4%.
Определяем расчетный коэффициент нагрузки Кэ, по формуле [4 c.149]:
Кэ=Кд∙Ка∙Кн∙Кр∙Ксм∙Кn; (53)
где Кд – динамический коэффициент, Кд=1[4 c.150];
Ка – коэффициент учитывающий влияние межосевого расстояния, Ка=1[4 c.150];
Кн – коэффициент учитывающий влияние наклона цепи, Кн=1,25 [4 c.150];
Кр – коэффициент учитывающий способ регулировки натяжения цепи, Кр=1,25[4 c.150] ;
Ксм – коэффициент учитывающий способ смазывания цепи, Ксм=1,4 [4 c.150];
Кn– коэффициент учитывающий периодичность работы передачи, Кn=1 [4 c.150];
Кэ=1∙1∙1,25∙1,25∙1,4∙1=2,18.
Определяем шаг цепи t,мм, по формуле [4 c.149]:
(54)
где T1– вращающий момент на ведущей звездочке, Т1=203,03;
Z1– число зубьев ведущей звездочки, Z1=25;
m– число рядов цепи, принимаем m=1;
допускаемое давление в шарнирах цепи, по формуле [4, с.150, т.7.18]:
где – допускаемое давление на один шарнир, принимаем: =29 Мпа ;
Мпа.
.
По ГОСТу 13568– 75 принимаем ближайшее значение t=25,4 мм, [4, с.147, т.7.15].
Выбираем цепь ПР– 25,4–60,0 ГОСТ 13568–75, имеющую:
шаг цепи t=25,4 мм;
разрушающую нагрузку Q=60,0 кН;
массу одного метра цепи q=2,6 кг/м;
проекцию опорной поверхности шарнира Аоп=179,7 мм2.
Проверяем цепь с шагом t=25,4 мм по частоте вращения: допускаемая для цепи частота вращения =800 об/мин, следовательно, условие выполнено, так как 95<800 об/мин.
Определяем расчетное давление р, Мпа, по формуле [4 c.150]:
(55)
где Ft–окружная сила, передаваемая цепью, Н;
(56)
где V– фактическая скорость цепи, м/с;
(57)
Па
Условие нагружения цепи р выполнено: 24,4<31,32 Мпа.
Из условия долговечности цепи оптимальное межосевое расстояние в шагах аt, находится в пределах: аt=a / t=30…50.
Принимаем аt=40.
Определяем число звеньев цепи Lt, по формуле [4 c.153]:
(58)
где аt – межосевое расстояние в шагах, аt=40;
Z – суммарное число зубьев;
(59)
Округляем до четного числа Lt =132
Уточняем межосевое расстояние а, мм, по формуле[4 c.153]:
(60)
.
Определяем диаметры наружных окружностей ведущей и ведомой звездочки De, мм, по формуле [4 c.154]:
(61)
где d1– диаметр ролика цепи, d1=15,88;
Определяем диаметр делительной окружности de, мм, ведущей звездочки, по формуле [4 c.154]:
(62)
Определяем центробежную силу Fv, H, по формуле [4 c.154]:
(63)
где q – масса одного метра цепи , кг/м;
Определяем предварительное натяжение цепи от провисания ведомого ветви Ff, Н, по формуле [4 c.154]:
где Кf – коэффициент, учитывающий расположение цепи, Кf =1.
Определяем силу давления цепи на вал FB, H, по формуле [4 c.154]:
(64)
где Ft – окружная сила, Н;
Определяем расчетный коэффициент запаса прочности S, по формуле [4 c.154]: (65)
Условие цепи выполнено S
29,3>10.
Предварительный расчет валов редуктора
Определяем диаметры валов dв, мм, на кручение по пониженным допускаемым напряжениям по формуле [4 c.161]:
, (67)
где Т – крутящий момент на валу, Н×м;
[t]к –допускаемое напряжение на кручение, [t]к=20МПа,
мм,
Принимаем dв1=25мм [4 c.161], тогда диаметр подшипниковых шеек принимаем dп1=30мм.
мм,
Принимаем dв2=40мм [4 c.161], тогда диаметр подшипниковых шеек принимаем dп2=45мм,диаметр вала под колесо dк2=50 мм.
Ведомый вал
Нагрузки от сил в зацеплении: Ft= 1587 Н; Fa= 322,8 Н; Fr= 518 Н, нагрузка от цепной передачи FB= 2069,6 Н, диаметр колеса d2=265. Из эскизной компоновки: Расстояние между серединой подшипника и серединой колеса:l3=60 мм; Расстояние между серединой подшипника и серединой звездочки: l4=46 мм.
Реакции опор в вертикальной плоскости:
(85)
Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
Мxк=Ry3×l3=793,5×0,06=47,61 Н×м.
Реакции опор в горизонтальной плоскости:
(86)
Проверка: Rx3-Fr2+Rx4-Fb=-177,9-518+2765,5-2069,6=0.
Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
Строим эпюру крутящих моментов.
Мкр=Т2=203,03 Н×м.
Суммарные реакции:
Намечаем радиальные шариковые подшипники № 209 по ГОСТ 8338-75, имеющие d=45 мм; D=85 мм; В=19 мм; С=33.2 кН [4, c.394].
В соответствии с условиями работы принимаем коэффициенты:
V=1; Ks=1,3; KT=1 [1, c.214].
Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка наиболее нагруженной опоры по формуле (9.3):
Рэ=1×2877,08×1,3×1=3740,2 H.
Расчетная долговечность выбранного подшипника по формуле (84):
Такая долговечность подшипника приемлема, так как она больше стандартного срока службы редуктора 36000 час. Подшипник пригоден.
Рис.9.1– Расчетная схема ведущего вала
Рис. 9.2 – Расчетная схема ведомого вала
Уточненный расчет валов
Примем, что нормальные напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения по отнулевому. Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнения их с допускаемым [S].
Ведущий вал
Материал вала-шестерни – Сталь 45, объёмная закалка, sВ=750 МПа.
Предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба:
s-1=0,43sВ=0,43×750=322,5 МПа. (87)
Предел выносливости стали при симметричном цикле касательных напряжений:
t-1=0,58×322,5=187,05 МПа. (88)
Сечение под шкивом.
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки, так как в этом сечении изгибающего момента нет, то рассчитывают только на кручение. Крутящий момент Т1=42,07Н×м.
Коэффициент запаса прочности:
, (10.3)
где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
.
(89)
МПа.
Принимаем kτ=1,65, ετ=0,72, ψτ=0,1.
.
Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
S ≥[S],
где, [S] – допускаемый коэффициент запаса прочности в опасном сечении, [S]=1,6…2,1.
Условие выполняется, т. к. S≥[S].
Ведущий вал.
При диаметре шейки вала dв1=25мм выбираем шпонку сечения b1=8мм, h1=7мм, t1=4мм. Принимаем длину шпонки L=40 мм.
Проверяем выбранную шпонку на смятие при допускаемом напряжении [σ]см=100…140МПа, [1, с.170]:
(92) МПа.
Условие прочности шпонки на смятие выполняется :
Ведомый вал.
При диаметре колеса dк2=50мм выбираем шпонку сечения b2=16мм, h2=10мм, t2=6мм. Принимаем длину шпонки L=63 мм.
Проверяем выбранную шпонку на смятие при допускаемом напряжении [σ]см=100…120МПа.
(93) МПа.
Условие прочности шпонки на смятие выполняется:
При диаметре шейки вала dв2=40мм выбираем шпонку сечения b3=12мм, h3=8мм, t3=5мм. Принимаем длину шпонки L=50 мм.
Проверяем выбранную шпонку на смятие при допускаемом напряжении [σ]см=100…120МПа, (4, с.170):
(94)
МПа.
Условие прочности шпонки на смятие выполняется :
Выбор сорта масла
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемого внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 5 мм. По ГОСТу 17479.4-87 в зависимости от значения расчетного контактного напряжения в зубьях sн=279 МПа и фактической окружной скорости v=1,3 м/с выбираем масло индустриальное И-Г-А-68. Кинематическая вязкость при 400 С 61-75 мм2/с.
Камеры подшипников заполняем пластичным смазывающим материалом УТ-1.
Сборка редуктора
Перед сборкой редуктора внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской .
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов:
на ведущий вал насаживают маслоотражательные кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100°С;
в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем маслоотражательные кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом регулировочных прокладок.
Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивание (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки болтами.
Затем ввертывают пробку масло спускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают без нагрузки в течении трех часов при частоте ведущего вала 3000 мин-1.
Список литературы
1. Гузенков П.Г. Детали машин. – М.: Высш.шк., 86 – 352с.
2. Дунаев П.Ф., Лепиков О.П. Деталей машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. – М.: Высш.шк., 1990. – 399с.
3. Детали мешин: Учеб. Пособие /Сост. О.Д. Листунов – Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т, 2004 – 117с.
4. Чернавский С.А. Курсовое проектирование деталей машин. – М.: Высш.шк., 1988. – 416с.
5. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. – М.: Высш.шк., 1991. – 432с.
Расчет цилиндрической зубчатой передачи
Выбираем для изготовления шестерни и зубчатого колеса редуктора сравнительно недорогую сталь 45 с последующей обработкой – улучшением.
Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей прирабатываемости твердость шестерни примем равной – 210 НВ, а зубчатого колеса – 210 НВ.
Определяем допускаемые контактные напряжения [s]Н, МПа, по формуле [4, с.34, т.3.2]
, (10)
где [SH] – коэффициент безопасности, [SH]=1,2 [4 c.33];
КHL – коэффициент долговечности, КHL=1 [4 c.33];
sH limb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов, МПа [4 c87].:
s H limb =2 × НВ +70, (11)
s H limb =2 × 210+70=490МПа;
МПа.
Определяем межосевое расстояние аw, мм, по формуле [2 c.58]:
, (12)
где Ка – вспомогательный коэффициент, для косозубых передач Ка=43,0 [4 c.87];
КНb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, КНb=1 [4 c.32];
yba – коэффициент ширины зубчатого венца, yba =0,4 [4 c.88];
Т2 – вращающий момент на ведомом валу редуктора, Н×м, Т2=203,03 Н×м;
u – передаточное число редуктора, u=5
мм
По ГОСТу 2185-66 принимаем значение межосевого расстояния аw=160мм [1 c.36].
Определяем модуль зацепления зубчатых колес m, мм, по формуле:
m =(0,01 ¸ 0,02) × а w , (13)
m =(0,01 ¸ 0,02) × 160=1,6 ¸ 3,2мм.
По ГОСТу 9563-66 принимаем значение модуля зацепления зубчатых колес m=2 мм [1 c.36].
Определяем число зубьев шестерни и колеса Z1, по формуле [4 c.36]:
, (14)
.
Полученное значение числа зубьев шестерни округляем до Z1=26
Определяем число зубьев колеса Z2, по формуле [4 c.37]:
Z 2 = Z 1 · U , (15)
Z 2 =2 6·5 =1 30 .
Уточняем значение угла наклона зубьев, b, °, по формуле [4 c.37]:
cos , (16)
cos .
β=11.5'
Определяем делительный диаметр шестерни d1, мм, по формуле [4 c.37]:
d1=m × Z1/cos b , (17)
d1=2 × 26/cos11 ° 5 ¢ =53 мм .
Определяем делительный диаметр колеса d2, мм, по формуле [4 c.37]:
d2= m × Z2/cos b (18)
d2= 2.5 × 130/cos11 ° 5 ¢ =265 мм .
Проверяем межосевое расстояние аw, мм, по формуле [4 c.37]:
а w =0,5 × ( d 1 + d 2 ), (19)
а w =0,5 × (53+26 5 )=160мм.
Определяем диаметр вершин зубьев шестерни dа1, мм, по формуле [3 c.32]:
d а1 =2 × m + d 1 , (20)
d а1 =2 × 2+53=57 мм.
Определяем диаметр вершин зубьев колеса dа2, мм, по формуле [3 c.33]:
d а2 =2 × m + d 2 , (21)
d а2 =2 × +26 5 =2 69 мм.
Определяем ширину колеса b2, мм, по формуле [3 c.33]:
b 2 = y ba × а w , (22)
где yba – коэффициент ширины зубчатого венца, yba =0,4 [3 с.88],
b 2 =0,4 × 160=64мм.
Принимаем ширину колеса b2=65мм.
Определяем ширину шестерни b1, мм, по формуле [3 c.33]:
b 1 = b 2 +5, (23)
b 1 = 65 +5= 70 мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру ybd1, по формуле [3 c.33]:
, (24)
.
Определяем окружную скорость колес v, м/с, по формуле [3 c.33]:
, (25)
м/с.
Для косозубых колес при v<4 м/с назначаем по ГОСТу 1643-81 9-ю степень точности [3 c.89].
Определяем коэффициент нагрузки КН, для проверки контактных напряжений по формуле [3 c.33]:
КН=КН b × КН a × КН v , (26)
где КНa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, КНa=1 [3 c.87];
КНb×– коэффициент, учитывающий расположение зубчатых колес относительно опор, КНb=1, [3 c.87];
КНv – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНv=1,09 [3 c.88].
КН=1 × 1 × 1, 09 =1, 09 .
Проверяем контактное напряжение sН, МПа, по формуле [3 c.34]:
(27)
где u – передаточное число редуктора, u=5;
b2 – шир ина колеса, мм;
Т2 – крутящий момент, Н·мм.
Определяем силы, действующие в зацеплении.
Окружная сила Ft,Н
, (28)
,
Условие прочности по контактным напряжениям выполняется.
Определяем радиальную силу, действующую в зацеплении, Н, по формуле [2 c.18]:
Fr 2 = Ft 2 × tg a / cos b , (29)
где a – угол зацепления, по ГОСТу 13755-81 a=20°.
Fr 2 =1587 × tg 20 ° / cos 11 ° 5 ¢ =518 Н.
Определяем осевую силу Fa, Н, по формуле[2 c.20]:
F а =Ft × tg b , (30)
F а =1587 × tg11 ° 5 ¢ =322,87 Н .
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба sF, МПа, по формуле [3 c.35]:
, (31)
где YF2 – коэффициент формы зуба, YF2=3,6[3 c.90];
[s]F – допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба, МПа;
КF – коэффициент нагрузки определяем по формуле [3 c.35]:
К F =К F b × К Fv , (32)
где КFb×– коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба, КFb=1,13 [3 c.90];
КFv – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КFv=1,09 [3 c.89].
КF=1,13×1,09=1,23
Определяем допускаемое напряжение изгиба [s]F, МПа, по формуле [3 c.35]:
, (33)
где [SF] – коэффициент безопасности;
– предел выносливости при отнулевом цикле изгиба, МПа определяем по формуле [3 c.35]:
=1,8 × НВ, (34)
=1,8× 210=378 МПа.
Определяем коэффициент безопасности [SF], по формуле [3 c.35]:
[SF]=[SF]¢×[SF]¢¢, (35)
где [SF]¢ – коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес, [SF]¢=1,75 [3 c.91];
[SF]¢¢ – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса, [SF]¢¢=1 [3 c.91]
[ SF]=1,75×1=1,75,
МПа,
Условие выносливости зубьев по напряжению изгиба выполняется.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 229.