Происходящие в настоящее время процессы преобразования в политической, экономической, социальной и духовной жизни России оказывают существенное влияние на содержание государственной кадровой политики.
Кадровая политика - это, с одной стороны, составная часть общей политики государства, обусловливающая цели, задачи, принципы, характер, направления, формы и методы работы с кадрами, требования к кадрам в конкретных исторических условиях, а с другой - важнейшее средство осуществления внешней и внутренней политики, экономических, политических и культурных преобразований, укрепления правопорядка.
Целью государственной кадровой политики является проведение в жизнь общей политики государства путем организации деятельности персонала всех сфер государственного управления (образование, медицина, вооруженные силы, правоохранительные органы). Последнее обусловливает укомплектование всех сфер высококвалифицированными, хорошо в профессиональном плане подготовленными специалистами.
Понятийный аппарат, позволяющий рассматривать проблемы, связанные с государственной кадровой политикой, имеет две основные составляющие: кадры - как социально-экономическое явление, включающее постоянный (штатный) состав работников, т.е. трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с государственными учреждениями, предприятиями с различными организационно-правовыми формами собственности, имеющие определенную профессиональную подготовку и обладающие специальными познаниями, трудовыми навыками в избранной деятельности, а также политика - искусство управления государством, деятельность, связанная с обеспечением государственных интересов в какой-либо области жизнедеятельности страны.
Государственная кадровая политика строится на определенных принципах, т.е. основных теоретических идеях, которые отражают закономерности развития общества и государства и определяют избранное направление деятельности субъектов государственного управления.
В научной литературе принципы государственной кадровой политики систематизированы. Так, в их число профессор Академии управления МВД России Л.М. Колодкин включает:
- научность и реалистичность кадровой политики;
- системность и комплексность решения кадровых проблем;
- всеобщность и многоуровневый характер кадровой политики;
- перспективность кадровой политики и учет отдаленных социальных последствий при ее изменении;
- демократичность и учет мнения коллектива при решении кадровых проблем;
- гибкость и новаторство в работе с кадрами, учет исторического отечественного опыта и зарубежной практики;
- социальное партнерство и равный доступ к государственной службе;
- духовность и гуманизм в кадровой политике;
- правовая и социальная защищенность кадров.
Кадровая политика МВД России является отраслевой модификацией государственной кадровой политики и предназначена для определения путей и методов совершенствования системы работы с кадрами, разработки перспектив развития кадрового потенциала Министерства.
Целью кадровой политики МВД России на период до 2005 г. является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные перед Министерством, обществом и государством.
Как отмечается в Концепции кадровой политики МВД России, достижение вышеназванной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- последовательная реализация единой кадровой политики в Министерстве;
- организация работы с кадрами на основе использования научных достижений, передового отечественного и зарубежного опыта;
-совершенствование управления работы с кадрами на основе современного научно-аналитического и информационного обеспечения;
- развитие нормативной правовой базы в сфере работы с кадрами;
- определение научно обоснованных нормативов кадрового обеспечения органов внутренних дел;
- повышение эффективности использования кадрового потенциала органов внутренних дел;
- обеспечение реализации социальных прав и гарантий сотрудников органов внутренних дел;
- переход к новой модели правоохранительной деятельности, характеризующейся ориентацией на служение обществу и гражданам;
- совершенствование воспитательной работы с личным составом.
В органах внутренних дел кадровая политика осуществляется по следующим направлениям:
- совершенствование управления кадровыми процессами в органах и подразделениях внутренних дел;
- комплектование квалифицированным и компетентным персоналом, повышение эффективности его использования;
- развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- развитие психологической службы органов внутренних дел;
- реформирование системы деятельности по укреплению духовно-нравственных основ службы в органах внутренних дел.
Последнее обусловливает необходимость формирования личности сотрудника органов внутренних дел в неразрывной связи с задачами, возложенными государством на органы внутренних дел. Главная из них - реализация конституционного положения о признании, соблюдении и защите прав и свобод граждан.
К сожалению, радикальные преобразования, происшедшие и происходящие в нашей стране, нарушили привычные механизмы поведения: разрушены стереотипы и схемы поведения, сложившиеся традиции и нормы, ранее существовавшие в обществе. Как следствие - появился идеологический вакуум. Все вместе взятое и породило конфликтные ситуации на различных уровнях: политическом, межнациональном, трудовом, семейном и других, которые пропитывались постоянными ошибками в политике, экономике и других сферах общественной жизни. Однако не надо забывать уроки истории: в обществе любые преобразования могут быть успешными лишь тогда, когда они опираются на традиции народа. Таким образом, усвоение государственно-патриотических ценностей сотрудниками органов внутренних дел является необходимым фактором для надлежащего исполнения служебных обязанностей, так как основными требованиями, предъявляемыми к государственным служащим, являются: профессионализм, компетентность, ответственность за принимаемые решения, верность Конституции и Отечеству.
В современных условиях, когда государство обращается к ценностям российской духовности, чувству национальной гордости, патриотизму, как никогда возникает необходимость проведения активной воспитательной" работы среди сотрудников органов внутренних дел. Именно она поможет решить один из важнейших вопросов, стоящих перед правоохранительными органами, сегодня: сформировать позитивный образ сотрудника органов внутренних дел, правильно понимающего суть преобразований гражданского общества, его ценностей и готового твёрдо стоять на защите государственных интересов.
Воспитательная работа в органах внутренних дел - это целенаправленная деятельность руководителей всех рангов, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у личного состава высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации его на "успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины.
Актуальность и значимость воспитательной работы с личным составом, необходимость ее коренного улучшения в настоящее время вызываются:
1. Снижением уровня морально-психологического состояния личного состава, которое проявляется в росте нарушений дисциплины и законности. Количество сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушение законности, в последние пять лет возросло почти в полтора раза, а за нарушения дисциплины - практически удвоилось. Особое беспокойство вызывают факты совершения сотрудниками тяжких преступлений, в том числе групповых, корыстной направленности. Не единичны случаи предательства интересов службы, злоупотребления служебным положением. По-прежнему высоким остается уровень пьянства среди личного состава.
2. Утратой профессионализма и снижением уровня общей культуры сотрудников. Не уменьшается число жалоб и заявлений на их грубость, хамство, невнимательное отношение к гражданам. Нередки случаи оскорбления и унижения людей, обратившихся за помощью в милицию. Ряд сотрудников не умеет вести себя в общественных Местах, в общении с гражданами.
3. Падением в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел, доверия населения к их работе. По данным ВНИИ МВД России, в среднем по стране 39% населения не удовлетворены работой органов внутренних Дел и считают, что они не способны обеспечить правопорядок и личную безопасность граждан.
4. Возросшими физическими, моральными и психологическими нагрузками, усилившимся давлением на сотрудников со стороны противоправных элементов. Все это усугубляется политической и экономической нестабильностью в стране, обострением криминогенной обстановки, которые в свою очередь повлекли за собой потери у части сотрудников уверенности в необходимости и полезности их труда, апатию, безразличие к результатам служебной деятельности. В итоге не прекращается отток квалифицированных кадров и размывание профессионального ядра в ведущих службах. Негативное влияние оказывают сокращение базы отбора кадров, ухудшение качественного состава вновь принимаемых на службу лиц.
5. Приостановкой на местах решениями местной администрации и законодательных собраний установленных законодательством социальных гарантий, льгот и компенсаций личному составу. Систематическими стали задержки в выплате денежного содержания, особенно сотрудникам, содержащимся за счет местного бюджета.
Администрация разных уровней практически не предоставляет сотрудникам органов внутренних дел бесплатное жилье. Увеличивается число очередников на получение жилья, а предусмотренная действующими правовыми актами возможность получения ссуд на его строительство или приобретений сведена на нет. Постоянным фактом является несвоевременная выплата страховых сумм и сумм по возмещению причиненного сотрудникам ущерба ввиду непоступления из МВД России средств на эти цели. При возрастании числа преступных посягательств в отношении сотрудников органов внутренних дел принимаемые судами решения к лицам, их совершившим, неадекватны противоправным действиям. Принижено доказательное значение свидетельских показаний сотрудников органов внутренних дел в судах, особенно по фактам действий в условиях профессионального риска при одновременном увеличении количества исков к сотрудникам о возмещении морального ущерба.
6. Снижением эффективности информационного и психолого-педагогического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников. Воспитательные аппараты не обеспечивают в полном объеме работу с личным составом, так как за последние годы при численном росте кадров в органах внутренних дел более чем на 40% воспитательный аппарат уменьшился на две трети по сравнению с прежним своим составом, нарушена его структура, ослаблено организационно-методическое руководство деятельностью горрайлинорганов, служб и подразделений внутренних дел в вопросах воспитания, социально-правовой защиты и морально-психологической подготовки сотрудников и уровень профессионализма значительной части руководящего состава, в особенности вновь назначенного, сотрудников воспитательных и кадровых аппаратов в сфере работы с личным составом не в полной мере соответствует требованиям МВД Российской Федерации. Морально-психологическая неподготовленность части сотрудников к действиям в экстремальных условиях, растерянность, эмоциональные срывы, неумение преодолевать трудности в повседневной служебной Деятельности отрицательно влияют на качество выполнения оперативно-служебных задач, приводят к гибели, ранениям и травмам сотрудников и обусловливают настоятельную необходимость кардинального совершенствования организации и проведения работы с личным составом органов внутренних дел. Конкретная программа воспитательной деятельности руководителей всех степеней сотрудников воспитательных и кадровых аппаратов на ближайшую перспективу определена Концепцией кадровой политики МВД России и Директивой МВД России N 1 от 19-июня 1996г.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 171.