Социальная работа с несовершеннолетними родителями в России и Санкт-Петербурге
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существующие службы социальной защиты населения, здравоохранения, образования не занимаются оказанием помощи юным беременным или несовершеннолетним матерям. Помощь юным матерям на федеральном уровне не предусмотрена из-за отсутствия трудового стажа. Хотя многие из них работали и после 9 класса и во время беременности, но без трудовых книжек, например, продавщицей на рынке. Пособие по уходу за ребенком такая категория матерей получить, как правило, не может – они еще не имеют трудового стажа и обычно не учатся [49]. Это не исключают адресной помощи нуждающимся в связи со сложными обстоятельствами в жизни. Но эти вопросы решаются на региональном уровне, и такая помощь оказывается из средств местных бюджетов. Хотя и здесь возникают проблемы. Маловероятно, что такая мать проживает с ребенком одна. А социальная помощь выделяется домохозяйству вне зависимости от числа проживающих в нем семей.

Несовершеннолетние родители не являются объектом особого внимания со стороны органов опеки и попечительства, поскольку последние работают с детьми, которые остались без опеки. Несовершеннолетняя мать попадает в поле зрения этих органов только в случае обнаружения фактов ненадлежащего ухода за ребенком. То есть права и обязанности у них те же, что и у совершеннолетних родителей.

Несовершеннолетние отцы и их родители чаще всего не принимают участия в воспитании ребенка. Если отец ребенка (или его родители) отказывается помогать материально, то можно подать в суд на установление отцовства. Если молодой человек отказывается пройти генетическую экспертизу, то он автоматически признается отцом. Экспертиза стоит порядка 300$. Ее должен оплачивать подающий заявление на установление отцовства. Для сравнения, - в Финляндии эту процедуру оплачивает государство.

В отсутствии государственной поддержки юных матерей эту задачу пытаются решать общественные благотворительные организации - "Службы помощи несовершеннолетним женщинам", в которые входят психолог, педагог, врач, юрист, специалист по социальной работе, проводят консультации и беседы с девочками-подростками, стоящими перед выбором: материнство или отказ от него, и их родителями. В некоторых родильных домах специалисты изучают аномальное материнское поведение, помогают изменить психическое состояние юной женщины, чтобы она могла сделать более сознательный выбор.

Понятно, что деятельность небольших благотворительных организаций не может охватить всех нуждающихся: требуется целая система помощи. Сотрудники московской "Службы помощи несовершеннолетним женщинам" разработали проект специализированного реабилитационного учреждения, включающего консультативный центр и приют для юных беременных и матерей с детьми. Согласно проекту, консультативный центр должен иметь медицинский кабинет, кабинет психолога, юридическую службу. Предусматривается создание школы молодых родителей (и их родителей). Приют должен содержать учебно-производственное подразделение, где юные мамы через занятие красивой, доставляющей эстетическое удовольствие работой, смогут обрести душевное равновесие, уважение к себе, ощущение своей необходимости другим людям и, прежде всего, своему ребенку. Для подопечных приюта планируется проводить курсы музыко-терапии с использованием активного музицирования, хорового пения. По мнению, авторов проекта, музыка является не просто обязательной частью, но стержнем, несущей конструкцией программы социальной реабилитации.

В Алтайском крае существует общественная организация "Центр социальной поддержки и защиты граждан "Милосердие", которая начала свою деятельность семь лет назад. Сегодня она является практически единственной в Сибири структурой, на базе которой создан Центр "Юные матери" - информационно - консультативная служба для несовершеннолетних матерей и их детей. За время деятельности Центра была разработана программа адаптации матерей-подростков к современным экономическим условиям, готовятся рекомендации по созданию подобных Центров на базе государственных структур и общественных организаций. Для предоставления в органы законодательной власти Алтайского края подготавливается проект нормативных документов, который будет регулировать права несовершеннолетних матерей.

В результате проводимых в Центре исследований были выявлены сложности, стоящие перед юными мамами, и рекомендованы пути их решения. Постоянная и планомерная взаимосвязь с юными мамами позволила найти наиболее приемлемые для них формы работы. В Центре несовершеннолетних мам бесплатно консультируют юристы, психологи, диетолог. Систематически ведут прием гинекологи, педиатры, массажисты, узкие специалисты. На базе Центра работает пункт приема вещей для дальнейшей раздачи их особо нуждающимся несовершеннолетним, имеющим детей.

В Центре юные мамы получают также материальную помощь (за последние три месяца финансовые средства получили 89 несовершеннолетних мам, проживающих в Алтайском крае). Особо нуждающимся предоставляются коляски и кроватки. Для закупа необходимых вещей Центром систематически проводятся акции по сбору пожертвований, в которых принимают участие частные лица и предприниматели города. На основе программ, разработанных сотрудниками Центра, два студента - будущие социальные работники написали дипломы по теме "Формы и методы работы с несовершеннолетними матерями".

Сегодня в Центре «Милосердие», собраны анкеты более 800 несовершеннолетних мам, которым была оказана посильная помощь. Но самую большую гордость у Центра вызывает тот факт, что ни одна из девочек не оставила своего ребенка на попечение государства. Они разные. Кто-то с трудом приучает себя к мысли, что для нее началась новая жизнь, с ответственностью за своего малыша – частичку ее самой. Кто-то считает, что именно его, родного человечка, и не хватало всю их жизнь для полного счастья. Третьи, пережив радость материнства, подумывают о следующем ребенке. Но, несмотря на их различие, все они – легкоранимые подростки, очень восприимчивые к тому, что происходит вокруг. Мы все должны помнить об этом. Ведь осуждение и злоба окружающих навряд ли помогут девочкам воспитать своего малыша здоровым во всех отношениях.

В городе Магнитогорске на базе роддома N 1 уже несколько лет работает центр репродуктивного здоровья детей и подростков, основными клиентами которого является молодежь колледжей и ПТУ. Ребята были предоставлены сами себе: приезжали из деревень, ранняя самостоятельная жизнь приводила к печальным последствиям. Сотрудники Центра добились, чтобы медосмотры и лекции о контрацепции стали для них нормой.

Наравне с программой "Здоровый ребенок" в городе действует программа "Безопасный аборт". Благодаря ей количество криминальных абортов снизилось более чем в три раза, а доля щадящих мини-абортов заметно выросла. Однако само соотношение количества родов и абортов остается угрожающим - в Магнитогорске фактически каждый второй зачатый ребенок не появляется на свет. В центре психолого-педагогической помощи населению уверены: тех, кто решился на раннее материнство, проблемы не отпускают на протяжении многих лет.

Организация социальной поддержки юных матерей в Санкт-Петербурге.

Кризисный центр «Маленькая мама».

Что же делать, если беременность наступила и девочка оказалась в сложной ситуации? Хорошо, если родители и отец ребенка не отказываются от нее и собираются воспитывать этого ребенка вместе. Что делать девочке, которой не к кому обратиться за помощью?

Десять лет назад в нашем городе на Трамвайном проспекте, 15/4 был открыт центр социальной помощи для девушек «Маленькая мама». Этой организации в течение 10-ти лет оказывают содействие финские общественные организации, а также Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), социальные службы "Бетани" и Совет министров северных стран. "Маленькая мама" - петербургский филиал организации «Первичный дом», которая существует в Хельсинки. В центр принимаются девушки, которые ожидают или уже родили ребенка, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Кризисный центр создан для того, чтобы помочь девушкам с решением тех проблем, которые возникают у них сразу после родов. Это и медицинский аспект, который включает в себя гигиенические моменты, обучение уходу за ребенком, обучение по приготовлению пищи и уборке помещений, лечение осложнений родов и послеродового периода, которые наиболее часто встречаются у юных матерей.

Не менее важен и вопрос образования – девушки подчас не заканчивают и девяти классов. Поэтому важной задачей центра является решение вопроса о дальнейшем образовании такой девочки – это либо школа, либо, и это гораздо чаще, - различные курсы, которые дают девочке возможность получить профессию и суметь в будущем содержать себя и своего ребенка. Если же выбор делается в пользу школы, то работники приюта тщательно следят за тем, чтобы их подопечные имели возможность благополучно окончить среднюю школу. Атмосфера в приюте "Маленькая мама" создана таким образом, чтобы девочкам было близко и доступно понятие нормальной человеческой жизни. То есть другая, отличная от знакомого им неблагополучия, жизнь.

В "Маленькой маме" при поддержке международных организаций реализуются проекты и программы "Право ребенка на семью" и "Служба социально-психологической поддержки несовершеннолетних беременных и юных матерей".

Совместный русско-финский проект работы с несовершеннолетними матерями.

Ответственная организация: Ассоциация домов матери и ребенка и приютов Финляндии;

Дом матери и ребенка Хельсинки Основные партнеры: ГУ «Центр кризисной помощи женщинам», отделение «Маленькая мама»

Участники:

Корчаковский центр «Реальный путь», специалисты по охране прав ребенка шести муниципальных образований Санкт-Петербурга, которые в «Маленькую маму» направляют клиентов; специалисты двух молодежных, одной женской консультации и консультационного центра «Ювента»; специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги четырех социально-реабилитационных центров, двух профессиональных училищ и Центра выпускников детских домов; сотрудники четырех НГО, оказывающих социальную поддержку данной целевой группе.

Продолжительность проекта: первый этап - 2000—2002 гг., второй этап – 2003 -2005 гг.

Финансирование: МИД Финляндии (с 2002 г.), грант Информационного бюро Совета Министров Северных Стран (2001 г.), грант Фонда «7 марта» (2000 г.), самофинансирование организаций.

Цель проекта:

профилактика отказов от детей, через содействие сохранению биологической семьи и социальную адаптацию несовершеннолетних матерей с новорожденными.

Задачи проекта — развитие службы долговременной социально-психологической помощи для подопечных Центра социальной реабилитации «Маленькая мама» как первого в России учреждения по типу дома матери и ребенка. Обмен опытом между сотрудниками «Маленькой мамы» и Дома матери и ребенка Хельсинки. Развитие «Маленькой мамы» как центра компетенции по раннему заимодействию между матерью и ребенком и по социально-психологической поддержке несовершеннолетних матерей с детьми.

Результаты:

Приют «Маленькая мама» был открыт в 1998 г. в составе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Воспитательный дом» и имел статус филиала. Перед его открытием, а также и длительное время после, администрации «Воспитательного дома» пришлось доказывать на разных уровнях необходимость открытия такого центра для несовершеннолетних девушек, решивших сохранить беременность и родить ребенка. В этом им помогло изучение зарубежного опыта, в частности, финского. В 2003 году завершилась организационная перестройка – «Маленькая мама» стала структурным подразделением Кризисного центра помощи семье и детям», чему частично способствовало сотрудничество с Домом матери и ребенка Хельсинки.

В «Маленькой маме» используются сегодня новые методы работы с несовершеннолетними матерями, например, видеонаблюдение с последующим анализом, творческие методы реабилитации. Удалось доказать органам Госсанэпиднадзора необходимость подготовки девушек к самостоятельной жизни через обучение социально-бытовым навыкам: теперь подопечные в вечернее время, в выходные и праздничные дни готовят пищу сами, под руководством педагогов. Создана мастерская по обучению воспитанниц прикладным ремеслам – вышивке, флористике, лепке из теста, основам кройки и шитья, вязанию, изготовлению сувениров. В 2003 году в штатное расписание отделения введена должность инструктора по труду. После ухода из учреждения с клиентами заключается договор о последующем сопровождении. В повседневную практику работы приюта внедряются технологии профилактики профессионального выгорания персонала, супервизия.

В 2002 году к проекту присоединились (через участие в обучающих мероприятиях проекта):

- специалисты по охране прав ребенка 6 муниципальных образований Санкт-Петербурга, которые направляют в «Маленькую маму» своих подопечных;

- специалисты двух молодежных, одной женской консультации и консультационного центра «Ювента»;

- специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги четырех социально-реабилитационных центров, двух профессиональных училищ и Центра выпускников детских домов;

- сотрудники четырех НГО, оказывающих социальную поддержку данной целевой группе;

- представители двух высших учебных заведений, которые готовят специалистов по социальной работе (СПб госуниверситет и Институт практической психологии).

К проекту проявили интерес исследователи- социологи, которые занимаются проблемами юных беременных (группы риска). Таким образом, создана сеть специалистов, которые помогают комплексно подойти к решению проблем несовершеннолетних матерей.

В 2004 году сотрудники отделения «Маленькая мама» впервые провели внутреннюю оценку данного проекта. В качестве результата сотрудничества были названы:

1. Внедрение экспертной системы обмена между петербургскими и финскими специалистами в области защиты прав несовершеннолетних беременных и юных матерей с младенцами, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2. Создание службы социального патронажа для выпускниц «Маленькой мамы»;

3. Создание амбулаторной службы для семей выпускниц «Маленькой мамы», а также для несовершеннолетних и юных беременных и матерей, не проживавших ранее в стационаре Отделения;

4. Развитие межсекторного сотрудничества посредством улучшения взаимодействия государственных и негосударственных учреждений социальной защиты, работающих с данной категорией. Расширение сети партнерских организаций (в Петербурге и в России).

5. Разработка и реализация собственных проектов с петербургскими общественными оргнаизациями (Академия родительской культуры «Наша семья»; «Общество защиты детей и семей»; «Женский проект Санкт-Петербурга» и др.);

6. Повышение квалификации специалистов, работающих в системе социальной защиты семьи и детей, в том числе специалистов «Маленькой мамы»:

- через обучающие семинары проекта;

- через участие в мероприятиях, проводимых партнерами.

Сотрудники «Маленькой мамы» работают в группах супервизии для специалистов социальной сферы, проводимых НГО «Корчаковский центр молодежных программ «Реальный путь». Они принимали участие также в тренингах по проекту«Создание комплексной модели взаимодействия НКО и госструктур по работе с проблемой насилия в семье как основного фактора формирования противоправного поведения детей и подростков», организованных социально-юридической службой «Александра» (НГО);

7. Разработка новых форм и методов социальной работы по защите несовершеннолетних беременных и юных матерей;

8. Разработка и внедрение новых услуг для семей и детей:

- на базе женской консультации №20 Кировского района после участия ее специалистов в семинаре в феврале 2004 г. для воспитанниц «Маленькой мамы» начали проводить обучающие занятия для будущих мам. Сюда входит гимнастика, упражнения для дыхания, уход за новорожденными, даются первичные сведения по развитии младенца, проводится наблюдение за будущими мамами на протяжении всей беременности;

- тренинг «День пап» для клиентов «Маленькой мамы» — о роли мужчины в воспитании ребенка, проводился совместно с Академией родительской культуры «Наша семья»;

- занятия по педагогике и психологии семьи вместе с НГО «Общество защиты детей и семей»;

- занятия с психологом и арт-терапевтом — проект «Портативная студия» вместе с НГО «Женский проект Санкт-Петербурга»;

9. Выстраивание внутренней сети взаимодействия между организациями различных ведомств;

10. Развитие организационной культуры отделения «Маленькая мама»;

11. Разрабатывается программа по созданию социальных квартир для семей выпускниц «Маленькой мамы».

В долгосрочном плане проект оказывает положительное влияние на:

- профилактику отказов от ребенка;

- создание методического центра на базе «Маленькой мамы»;

- развитие сети партнерских организаций, оказывающих поддержку несовершеннолетним;

- увеличение количества и повышение качества оказываемых услуг;

- повышение статуса и имиджа организации как способной вести международные проекты, развивать новые формы деятельности. Деятельность, начатая в проекте, продолжится и после его окончания.

Роль Сети НГО:

• Активная поддержка сотрудничества партнеров, начиная с 1997 г., содействие организации учебных мероприятий;

• Сопровождение проекта, рекомендации по проведению внутренней оценки проекта для «Маленькой мамы». Участие в семинарах и рабочих группах, регулярные консультации руководителей и сотрудников по различным вопросам реализации проекта;

• Помощь в расширении сети участников проекта, информационная поддержка проекта через сетевой бюллетень «Инфолисток» и другие информационные каналы Сети НГО.

Опыт работы психологической службы Центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента».

До 90-х годов прошлого века подростки приравнивались к детям, и, соответственно, их проблемами занимались исключительно педиатры. Но постепенно специалисты все больше убеждались, что подростки живут своей собственной жизнью, влюбляются, расстаются, и т.д. И часто у них бывают совсем недетские проблемы. Тема сексуальных отношений в то время была закрытой, контрацептивная культура только начала развиваться, Поэтому возникла идея психологической службы для подростков, где они смогут получить необходимые консультации как по телефону, так и в очной форме. Первый телефон доверия для подростков в нашем городе появился в 1988 году в системе детской психиатрии. В июле 1993 года появился телефон доверия «Ювента», по которому несовершеннолетние жители нашего города могут спросить о том, о чем неудобно спросить у родителей и друзей. Сегодня в городе существуют десятки телефонов доверия для несовершеннолетних. В каждом районе существуют подростковые консультации. Но в вопросах репродуктивной сферы и сексуальных отношений «Ювента» была и остается головным обучающим центром. В европейских же странах телефоны доверия для подростков существуют с 50-х годов прошлого века.

В основном в «Ювенту» обращаются девочки, которые столкнулись с проблемой незапланированной и нежелательной беременности. Молодежь мало образована в плане полового поведения, а это часть общего воспитания, идущего из семьи, которая, чаще всего, не готова разговаривать с ребенком на подобные темы. В первые годы существования центра было колоссальное количество абортов. Сейчас их на порядок меньше - 15 лет работы дают о себе знать, несмотря на то, что в школах по-прежнему нет программ полового воспитания, т.к до сих пор нет единого мнения на тему- стоит ли внедрять такие программы, или нет. Если да, то кто именно должен работать с подростками?

Как уже было сказано, в центр обращаются с уже наступившей беременностью. Задача психологов - помочь девочке принять самостоятельное, взвешенное решение относительно исхода беременности и в случае твердого отказа от рождения ребенка, сделать событие аборта наименее травматичным. Последствия аборта имеют не только физиологическую, но и психологическую природу, сказываются на глубинном психобиологическом уровне и оказывает влияние не только на здоровье женщины, но и на всю ее последующую жизнь. Биологическая сущность этой травмы обусловливает сложность её преодоления и коррекции личностных структур.

Безусловно, сексуальность является важной составляющей жизнедеятельности человека, но регулировать сексуальные отношения должно личностное «Я», его ценность. Но практика показывает, что у 90 процентов девочек, обращающихся в «Ювенту», самооценка занижена, доминирующим чувством у них является чувство вины за случившееся. Важнейшей задачей психологов является снижение интенсивности этого чувства, поскольку оно препятствует формированию и реализации конструктивного подхода к оценке и разрешению сложившейся ситуации. Сложность этой работы определяется личностной «закрытостью» многих девочек, отсутствием у них навыков рефлексии и интереса к собственному «Я».

Поводы обращений в «Ювенту» мало менялись на протяжении 15 лет. Однако изменилось качество этих обращений, их содержание, что, по мнению специалистов Центра обусловлено, с одной стороны, снижением значимости семейных ценностей, с другой – повышением уровня контрацептивной культуры подростков. Объективный результат этих процессов – заметное снижение количества абортов по сравнению с 90-ми годами ХХ века.

Наиболее распространенными сюжетами обращений на телефон доверия являются следующие:

1. Отношения с родителями, отсутствие взаимопонимания с ними, культурные барьеры, обусловленные резким изменением систем ценностей и социальных норм.

2. Отношения подростков между собой:

- «любит- не любит?»

- «мальчик хочет близости, а я не готова. Что делать?»

- взаимоотношения в классе.

3. Подростковые депрессии.

4. Неудовлетворенность своим социальным и материальным статусом, чувство зависти к более обеспеченным, ощущение несправедливости своего « ущербного» состояния.

5. Помощь в преодолении конформистских тенденций - «быть как все».

6. Заниженная самооценка девушек и их готовность к сексуальным отношениям из опасения быть отвергнутой.

7. Мальчики звонят по поводу беременности своих девушек, желая получить совет, что делать в этой ситуации.

Клиентками «Ювенты», в основном, являются 16-17-летние девушки, решившие прервать беременность. В Центр они приходят по направлениям из женских консультаций. В подростковых консультациях работают специалисты, ориентированные на подростковое сознание и реализующие в своей работе «принцип 4-х Д»: доброжелательность, доверие, доступность и добровольность.

На первичном приеме в основном задаются следующие вопросы:

- что привело девочку в «Ювенту»?

- хочет она рожать ребенка или нет?

-каково отношение социума к ее проблеме?

Разрешение на аборт не дается до беседы девочки с психологом. Перед абортом подписывают договор о том, что оповещены о последствиях операции и о возможных негативных последствиях. В день в среднем обращается 7-10 беременных девочек. Мотивы прерывания беременности сводятся, в основном, к нерешенным материальным и жилищным проблемам, общей неуверенности в завтрашнем дне, несвоевременности рождения ребенка из-за возраста девушки, неготовности к материнской роли, желанию получить образование, профессию и работу и страху перед родителями.

Психологи «Ювенты» разработали своеобразную психологическую типологию, отражающую личностный тип будущей несовершеннолетней матери.

В процентном соотношении решаются родить ребенка 5, максимум - 7 процентов девочек, но это совсем не значит, что они готовы к материнству. У них могут быть для этого разные мотивы: на сохранении ребенка настаивает мама, уговаривают подруги, девочка «гордится» своим положением будущей матери, и т.д.

Всех девушек, решивших оставить ребенка, можно разделить на 5 основных типов:

1. «Будущие домохозяйки». Это девочки, которых с детства воспитывали исключительно как жен и матерей. Они чаще всего не амбициозны, не стремятся получить образование и найти работу. Смысл своей жизни они видят в рождении и воспитании детей.

2. Девочки из неблагополучных семей, т.е те, чьи родители лишены родительских прав, или те, которые ушли в семью молодого человека, поскольку там они находят больше понимания и поддержки. Такие девочки хотят создать свою собственную семью, и окружить ребенка любовью и заботой, т.е. всем тем, чего не было в их детстве.

3. Девочки, у которых очень много родственников, и каждый из них советует ей рожать. В таких ситуациях родственники сами решают за будущих родителей, где они будут жить, на какие деньги воспитывать ребенка, где будут работать, и т.д. Здесь можно говорить о большом давлении со стороны ближайшего окружения.

4. Девочки, решившие родить из принципа, из упрямства, например, назло маме, которая категорически против родов, и настаивает на аборте. У таких девочек чаще всего достаточно сильный характер.

5. Девочки, которые хотят любым способом обратить на себя внимание. Она беременеет, и все сразу начинают говорить о ней, мама ходит с ней по врачам. Она – в центре внимания.

Специалисты «Ювенты» опровергают распространенный стереотип общественного мнения относительно того, что юные матери обычно растут в асоциальных или явно неблагополучных семьях. Чаще всего это самые обычные семьи. Родители принимают случившееся как факт. Мамы перестраивают свое отношение к дочерям, все обиды и недопонимания остаются в прошлом. Когда много родных и близких, то все они помогают. Что касается пап, то они обычно отстраняются от решения проблемы, принимая позицию жены. Очень маленький процент пап адекватно реагируют на беременность несовершеннолетней дочери.

Семьи чаще всего согласны поддерживать девочек, особенно, если они могут себе это позволить. Но бывают и конфликты, когда родители заставляют девочек делать аборты. Что касается родственников, то за все время работы психолога в «Ювенте» лишь одна девочка нашла поддержку у родной тети, которая приютила ее после бесконечных скандалов с матерью.

Существует серьезная проблема опасения стигматизации девушки и её семьи со стороны ближайшего социального окружения. Для некоторых родителей боязнь общественного осуждения является фактором формирования непримиримой позиции: они настаивают на прерывании беременности вопреки решению дочери. Особенно характерны такие опасения для родителей старшего возраста. В таком случае психологи начинают работу с родителями, пытаясь помочь им разобраться в том, кто и что для них важнее – отношение социума или собственный ребенок. Ведь если их не поймут соседи и родственники, то это не так уж и важно. Что касается девочек, то они готовы к возможному общественному осуждению, но их позиция такова: в этом нет ничего особенного. Поговорят и успокоятся. Чаще же, у них нет таких опасений. Напротив, многие гордятся тем, что они зачали ребенка раньше других, знают, как это, и какие изменения происходят в их организме. Они считают, что это престижно.

Это культурный аспект проблемы юного материнства, поскольку роль матери является традиционной ипостасью женщины, свидетельством её социальной состоятельности. Этот ролевой репертуар активно подкрепляется средствами массовой информации: анализ так называемой «женской прессы» показывает её практически однозначную направленность на формирование самодостаточности традиционных женских ролей как фактора и условия самореализации женщины. Специалисты по подростковой репродукции допускают, что в условиях ограничения возможностей адекватной самореализации, девочки-подростки воспринимают свое материнство как форму соответствия общественным ожиданиям. Таким образом, определенный элемент фетишизации материнства в российском обществе придает этой роли социозащитный смысл, особенно для тех девушек, чьи жизненные стратегии отличаются неопределенностью. К тому же, в некоторых подростковых субкультурах раннее материнство является основанием для особого уважения и авторитета девушки, а следовательно, повышения её самооценки.

Американская модель работы по профилактике подросткового материнства предусматривает развитие целевой ориентации девушек на решение проблем образования, способствующего возможности обеспечения в будущем хорошей работой. Такая ориентация может быть полезной для отнесения на более поздние сроки начало сексуальной активности или расширения практики использования противозачаточных средств. Исследуются возможности женщин на рынке труда, поскольку они оказывают воздействие на образ жизни женщин, а следовательно, и на их решение рано рожать детей.

Психологическое сопровождение будущих несовершеннолетних матерей осуществляется в «Ювенте» до рождения ребенка. В дальнейшем психологический патронаж прекращается, однако у юной мамы всегда есть возможность обратиться к специалистам по телефону доверия или очно. Типичные сюжеты таких обращений – это явления так называемой «послеродовой депрессии», когда девочка начинает ощущать свою неготовность к материнской роли, зависимость от родителей, исключенность из той жизни, которой живут большинство её сверстниц.

Выводы

Сравнительное исследование методов работы с несовершеннолетними матерями в России и за рубежом выявило принципиальные различия в концептуальных подходах к этой проблеме.

1. В России вопросы подросткового материнства не включены в число направлений государственной социальной политики. Государство не участвует в создании и развитии сетей социальной поддержки несовершеннолетних матерей, оставляя это поле деятельности общественным организациям. В США, начиная с 60-х годов ХХ века, постоянно увеличивается объем государственных средств на решение проблем матерей подросткового возраста и их детей [57]. Существует множество программ для оказания помощи матерям подросткового возраста. Только Министерство здравоохранения и социального обеспечения приняло от 100 до 1500 программ. Другие различные правительственные агентства и агентства штатов также предусматривают программы, разработанные для беременных девушек-подростков, подростков-родителей или сексуально активных подростков.

2. Феномен подросткового материнства не является в России предметом научного интереса и анализа, по крайней мере, его социальной и психологической составляющей. В США специалисты по подростковой репродукции проводят как научные исследования в этой области, так и регулярные мониторинги в подростковой среде, осуществляя тем самым контроль эффективности разнообразных государственных программ, направленных на укрепления репродуктивного здоровья подростков и снижения количества случаев подростковой беременности.

3. В России до сих пор нет образовательных и мотивационных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Существующие программы сконцентрированы исключительно на пропаганде контрацепции, легитимизируя по умолчанию раннюю сексуальную активность. Концепция сексуального просвещения, известная в Америке как программа "Обучение воздержанию", была разработана на основании результатов исследований, показавших провоцирующую роль пропаганды контрацепции в развитии подростковой сексуальности.

4. У российских специалистов по подростковой репродукции нет однозначной оценки феномена юного материнства. Признавая негативное влияние ранних родов на организм женщины, социальную и психологическую незрелость несовершеннолетних матерей, их неготовность к эффективному выполнению материнской роли, они воздерживаются от оценки этого явления как фактора, влияющего на социальную судьбу как юной матери, так и её ребенка. Американские специалисты, признавая несомненную актуальность социальной поддержки этой категории женщин, тем не менее, рассматривают этот вид социальной работы как кризисную помощь, поскольку подростковое родительство связывается с невозможностью юных матерей закончить среднюю школу и с началом их знакомства с бедностью.

5. В Санкт-Петербурге отсутствует система работы с данной социальной группой. Специалисты Центра «Ювента» помогают девочкам в принятии взвешенного решения относительно исхода их беременности, осуществляют дородовый гинекологический и психологический патронаж, помогают справиться с эмоциональными расстройствами, преодолеть последствия стресса. На этом их функции заканчиваются.

Приют «Маленькая мама» по сути является убежищем для тех девочек, которые находятся в экстремальной ситуации: их социальные связи утрачены - это сироты, воспитанницы детских домов. Их права нарушаются, а законы в отношении их не соблюдаются. К тому же, юные матери чаще всего юридически некомпетентны и не знают своих прав и обязанностей. Но возможности этого учреждения ограниченны – временное жилье может быть предоставлено сроком на три месяца только семи юным мамам с их маленькими детьми.

Районные отделы опеки и попечительства осуществляют только работу по устройству детей несовершеннолетних родителей в случаях лишения их родительских прав.

Большинство несовершеннолетних матерей проживают вместе с ребенком в семье своих родителей. Как живут такие семьи, какова психологическая атмосфера в них, каковы ролевые и статусные позиции юной матери и её ребенка в родительской семье, что ждет такую семью в перспективе? На эти и многие другие вопросы сегодня ответа нет.

Выводы.

1. В России вопросы подросткового материнства не включены в число направлений государственной социальной политики. Государство не участвует в создании и развитии сетей социальной поддержки несовершеннолетних матерей, оставляя это поле деятельности общественным организациям.

2. Феномен подросткового материнства не является в России предметом научного интереса и анализа, по крайней мере, его социальной и психологической составляющей.

В современной отечественной науке это явление рассматривается в трех аспектах:

- как фактор негативного влияния на организм и личность юной женщины;

- как фактор девиантного материнского поведения, выражающегося в отказе матери от своего ребенка;

- как одно из негативных последствий отсутствия у подростков контрацептивной культуры сексуального поведения.

Сегодня практически нет научных публикаций, посвященных анализу актуальных ситуаций подросткового материнства.

3. В России до сих пор нет образовательных и мотивационных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Существующие программы сконцентрированы исключительно на пропаганде контрацепции, легитимизируя по умолчанию раннюю сексуальную активность. Многие специалисты по подростковой репродукции традиционно считают одной из основных причин раннего материнства отсутствие у подростков знаний и навыков использования методов контрацепции. Однако неоднократно звучавшие упоминания о специфических личностных особенностях будущих мам, заставляют сделать вывод о том, что контрацептивная неграмотность – это только сопутствующий фактор. Главная причина, на наш взгляд, заключается в заниженной самооценке этих девочек, их неуверенности в себе, виктимной акцентуации характера, которые определяют качество их социального поведения. Неумение сказать «нет» из страха быть отвергнутой, оказаться «белой вороной» в компании сверстников, как правило, всегда имеет негативные последствия. Поэтому представляется целесообразным сместить фокус внимания образовательных программ с телесной сущности человека на личностную, с пропаганды контрацепции на формирование позитивной «Я-концепции», с обучения «безопасному сексу», на развитие навыков коммуникативной компетентности, конструктивной рефлексии и выстраивания адекватной жизненной стратегии.

Для определенной части девушек, отличающихся низкой самооценкой, рождение ребенка является фактором, существенно повышающим их статус в подростковой среде и, там самым, способствующим росту самооценки. Таким образом, ребенок в данном случае является не целью, а средством, эффект действия которого может быть весьма непродолжительным. Эти девушки не стремятся стать матерью, а хотят лишь получить «средство», повышающее их престиж. Это явление во многом связано с культурной традицией восприятия материнства как единственного способа самореализации женщины и выполнения ею своего долга перед обществом.

4. У российских специалистов по подростковой репродукции нет однозначной оценки феномена юного материнства. Признавая негативное влияние ранних родов на организм и личность женщины, социальную и психологическую незрелость несовершеннолетних матерей, их неготовность к эффективному выполнению материнской роли, они воздерживаются от оценки этого явления как фактора, влияющего на социальную судьбу как юной матери, так и её ребенка. Тем не менее, никто из них не поддерживают точку зрения на подростковое материнство как на потенциал демографического развития страны.

5. В Санкт-Петербурге отсутствует система работы с данной социальной группой. Специалисты Центра «Ювента» помогают девочкам в принятии взвешенного решения относительно исхода их беременности, осуществляют дородовый гинекологический и психологический патронаж, помогают справиться с эмоциональными расстройствами, преодолеть последствия стресса. На этом их функции заканчиваются.

Приют «Маленькая мама» по сути является убежищем для тех девочек, которые находятся в экстремальной ситуации: их социальные связи утрачены - это сироты, воспитанницы детских домов. Их права нарушаются, а законы в отношении их не соблюдаются. Но возможности этого учреждения ограниченны – временное жилье может быть предоставлено сроком на три месяца только семи юным мамам с их маленькими детьми.

Районные отделы опеки и попечительства осуществляют только работу по устройству детей несовершеннолетних родителей в случаях лишения их родительских прав.

Рекомендации.

1. Результаты дипломного исследования свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения серии адресных программ социальной поддержки юных матерей и в целом подростковых семей. Такие программы должны быть направлены на решение целого комплекса сложных жизненных ситуаций, основными из которых представляются:

- жилищно-бытовые и/или экономические трудности;

- незавершенность образования и профессионального обучения;

- отсутствие навыков, необходимых для эффективного ухода за ребенком;

- ролевая дезадаптация, обусловленная пограничностью социального статуса несовершеннолетней матери;

- неблагоприятный психологический климат в родительской семье, существование психологических барьеров, препятствующих продуктивному общению членов семьи;

- негативные эмоциональные состояния несовершеннолетних матерей, вызванные страхом будущего.

При разработке таких программ должно быть предусмотрено участие медицинских работников, педагогов, специалистов по социальной работе. Социальная помощь должна осуществляться как на индивидуальном уровне, так и непосредственно в семье юной мамы среди её ближайшего окружения. Интегрированные программы - важная основа развития медико-социальной помощи юным матерям.

2. Создание подростковых центров "Юная мать", основными задачами которых должна стать социальная и психологическая реабилитация юных матерей восстановление нарушенных детско-родительских отношений. Такие центры должны осуществлять:

- социальную, педагогическую, юридическую, психологическую, медицинскую помощь молодым мамам и их семьям;

- помощь в продолжении общего или профессионального образования юных матерей, а также помощь в трудоустройстве:

- различные виды материальной поддержки несовершеннолетних матерей, в том числе, гуманитарную помощь, поступающую от зарубежных партнерских организаций.

- содействие в организации групп взаимопомощи юных матерей.

3. Создание научно-методических отделов в центрах подростковой репродукции, задачами которых должны стать:

- систематическое осуществление статистических, социологических и психологических исследований феномена юного материнства;

- разработка, апробация и внедрение социальных и психокоррекционных технологий, ориентированных на адаптацию юных матерей в социуме и формирование адекватной статусной и личностной идентичности.

4. Внедрение в школах мотивационных и образовательных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Большинство осуществляемых в последние годы программ полового воспитания и валеологии представляют собой варианты бихевиористской модели полового образования и фактически направлены на формирование внесупружеских установок на «безопасный секс». Представляется целесообразным:

- введение в программы школьного образования курсов «Психология чувств и эмоций»;

- акцентирование внимания на человеческих отношениях, в том числе на отношениях мужчины и женщины при изучении включенных в школьную программу литературных произведений;

- разработка специального учебного курса, посвященного СМИ и направленного на формирование критического отношения к образцам поведения, культивируемым массовой культурой;

- разработка школьного учебного курса «Семьеведение», включающего темы семьи, семейных отношений, супружества, родительства и родства, как в историческом, так и в актуальном аспекте.



Заключение

 

Проблема юного материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связанно с ростом сексуальной активности подростков, ведущим к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у девушек-подростков. Маленьких мам стало больше после так называемой «сексуальной революции», пик которой пришелся у нас на 1994-1995 гг. В настоящий момент это единственная группа женщин, в которой отмечается увеличение рождаемости. Показатель плодовитости женщин моложе 20 лет с каждым годом постоянно увеличивается. Ежегодно регистрируется около 1,5 тысяч рождений у матерей в возрасте 15 лет, 9 тысяч -16 лет, 30 тысяч - в возрасте 17 лет.

Физиологическая и психологическая неготовность юных матерей к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных младенцев. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Возрастание числа юных матерей приводит к увеличению отказов их от своих детей. До 15% новорожденных, оставленных в родильных домах, - это дети девушек-подростков. Примерно такое же количество младенцев, рожденных юными мамами, временно содержатся в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.

Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей – в частности. Многие из них настаивают на прерывании беременности, ссылаясь на то, что девочке в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей.

До сих пор матери-подростки не выделяются в отдельную категорию социально незащищенных представителей населения, они никогда не выступали и не выступают в качестве объекта специального внимания с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Если же юная мать решает оставить ребенка, то у неё возникает большое количество проблем – во-первых, это трудности жилищного и материального характера, во-вторых, невозможность совмещения ухода за ребенком с продолжением учебы, в-третьих, серьезные ограничения в возможности трудоустройства в связи с отсутствием специальности и опыта трудовой деятельности. Многих девочки после рождения ребенка не выдерживают такой нагрузки, что в дальнейшем может привести к ранней алкоголизации, наркомании и деформации развития личности.

В зарубежных странах изучению контрацептивного и репродуктивного поведения юных матерей посвящено большое количество исследований, согласно которым семьи юных матерей относятся к крайне неблагополучным и включены в группу медико-социального риска. Юная девушка, став матерью, меняет многие позиции своей статусной системы. Наблюдается тенденция к нисходящей социальной мобильности, когда все статусные позиции юной женщины ухудшаются. Однако по нашему мнению, их нельзя рассматривать как единую неблагополучную совокупность на основании одного только факта рождения ребенка у несовершеннолетней матери.

Можно утверждать, что само по себе несовершеннолетнее материнство не может исключительно квалифицироваться как проблема. Не возраст сам по себе, а маргинальность социальной среды не позволяет молодой маме социально адаптироваться и выработать для себя, а значит и для будущего ребенка положительный жизненный сценарий. Без поддержки государственных и общественных структур молодые мамы не смогут самостоятельно помочь себе в решении многих проблем, которые встают перед ними.



Список литературы

 

1. Аборты в России. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. № 48.2000.

2. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Сексуальное поведение в подростковой среде//Начальная школа плюс до и после. 2004 № 3

3. Антонова Л. Психологический механизм формирования готовности старших школьников к созданию семьи//Совр. гуманит. исслед. 2006 № 1*

4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс – 1993 № 4

5. Балашов П.П., Гарганов С.В. Расстройства психосоциального поведения девочек- подростков в современных условиях (клинический и социальный аспекты) //Росс.психиатр.журн. 2001 № 2.

6. Батуев А. Психофизиологические основы доминанты материнства//Валеология 2003 № 4

7. Белограй К. Оценочный компонент материнского отношения//Вестн.Кемеровского гос. ун-та 2005 № 2

8. Брутман В., Радионова Т. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии ребенка.//Актуальные вопросы детской неврологии. Томск, 1992.

9. Волкова Е. Кто в Москве занимается проблемами несовершеннолетних матерей: социальному педагогу//Воспитание школьников 2006 № 6

10. Голод С И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетея, 1996.

11. Голод С.И. Российские сексуальные стандарты и их трансформации (вторая половина ХХ столетия).//Журн.социологии и социальной антропологии – 2000 № 2.

12. Голод СИ. Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 2. № 2.

13. Гурко Т.А. Добрачная беременность как фактор формирования и дестабилизации молодой семьи //Тез.докл. Всесоюз. науч.-практич. конф. в г. Тбилиси "Планирование семьи и национальные традиции".Тбилиси, ноябрь. 1988

14. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //СИ 1997 № 1

15. Гурко Т.А. Сексуальные отношения, материнство и супружество несовершеннолетних// Социс 2002 № 11

16. Демографический ежегодник России: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2001. 11.

17. Денисенко Н., Дала Зуанна Ж-П. Сексуальное поведение российской молодежи.//СИ 2001 № Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна: Феникс

18. Денисенко Н., Дала Зуанна Ж-П. Сексуальное поведение российской молодежи.//СИ 2001 № 2.

19. Добряков И. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи//Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная терапия. – СПб., 2003.

20. Дозорцева Е.Г. Психологические аспекты психосексуального здоровья девочек-подростков //Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996.

21. Дозорцева Е. и др. Психосексуальное здоровье девочек-подростков: комплексный мультидисциплинарный подход //Росс.психиатр.журн.2002 №2.

22. Захаров С.В. Рождаемость и планирование семьи // Население России 1997. Пятый ежегодный демографический доклад. М., 1998.

23. Здоровая молодежь – здоровое общество/Под ред. Симбирцевой Л.И. – СПб., 2005.

24. Исупова О. Социальный смысл материнства в современной России. //СИ – 2000 №11.

25. Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщинами и улучшение положения женщин. Представительство ООН в Республике Беларусь. Информационный Центр ООН в Москве, 2001.

26. Каткова И.П., Лебединская О.И. Медико-социальные проблемы юного материнства. М., 1992Яковлева Г.В. Охрана прав незамужних женщин. Минск, 1978.

27. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М., 1994.

28. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ. Дубна, 2001

29. Ляхина Л. Формирование культуры сексуального здоровья//Специалист 2005 № 7

30. Медико-социальные аспекты сексуального и репродуктивного поведения молодежи.//Проблемы соц.гигиены, здравоохранения и история медицины. 1997 №1.

31. Медико-социальные проблемы беременных в юном возрасте.//Пробл.соц.гигиены, здравоохранение и история медицины. – 1997 № 3.

32. Мещерякова С. Психологическая готовность к материнству.//ВП 2000№5.

33. О проблемах рождаемости в современной России: беседа с председателем Комитета Госдумы по охране здоровья населения Т.Яковлевой//Финансовый контроль 2005 № 6

34. Панкратова Н. Социальный и биологический аспекты родительства//СИ – 2006 № 10

35. Поздеева Т. Современные студентки: оценка и формирование самоохранительного репродуктивного поведения//Нижегородский мед. журн. – 2006 № 1.

36. Подростковая сексуальность.//Вестн.психосоц. и коррекцион.работы – 1998 № 1.

37. Подросток – наше будущее//Материалы постоянно действующего семинара – СПб., 2005-2006.

38. Резер Т. Медико-социальные подходы в организации полового воспитания и сексуального образования//СИ – 2003 № 1.

39. Резникова Т. Контрацептивное поведение молодежи//СИ – 2003 № 1; 2.;

40. Сексуальная революция: двойной стандарт.//СИ 2000 № 9

41. Семейный Кодекс Российской Федерации. 4-е издание. М.: Ось-89, 2000.

42. Семья и проблемы юного материнства.//Пробл.соц.гигиены,здравоохранение и история медицины. – 1996 № 2.

43. Смирнова Е. Феноменология родительства в молодых семьях//Психология зрелости и старения 2005 № 1.

44. Сравнительный анализ двух моделей полового просвещения американских школьников//Актуальные проблемы российского образования. Материалы VI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2000.

45. Собкин В.С. и др. Сексуальное поведение в период подростничества: социально-психологические аспекты//Вопр.психического здоровья детей и подростков. 2004 №№ 1, 2.

46. Собкин B.C., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре//Вопросы психологии 2004 № 3

47. Социальная поддержка репродукции как фактор национальной безопасности //Национальные интересы: приоритеты и безопасность – 2006 № 4.

48. Тетерский СВ. "Введение в социальную работу". М.:Академический проект, 2002.

49. Федеральный закон РФ от 28.12.01. (№181-ФЗ)

50. Трудовой Кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89, 2002

51. Филиппова Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии.//Вопр.психол. – 2001 № 1

52. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения//Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1995

53. Челышева Н.А. Семейная деструкция: факторы формирования и пути преодоления//Проблемы социальной работы.СПб., 2003. Энциклопедия социальной работы.: Т. 2. Пер.с англ. М., 1994.

54. Энциклопедия социальной работы.: Т. 2. Пер.с англ. М., 1994.

55. Яковлева Г.В. Охрана прав незамужних женщин. Минск, 1978.

56. Янк К. Опасность ранних сексуальных отношений для психического развития и будущей жизни в браке//Вопр.психол. 2006 № 4

57. Ambert A. Families in the New Millennium. “Allyn and Bacon” 2001

58. Baldwin W.(1981). Adolescent Pregnansy and Childbearing: An Overview. - Seminare in Perinatologi, 5(1), 1-8., Moore K.A., Burt M.R. (1982). Private Crisis, Public Cost: Policy Perspectives on Teenage Childbearing. Wash., D.C.: Urban Institute.

59. Undy J.R. Hormonal and social determinants of adolescence sexual initiation. // Adolescence and Puberty (Eds.Bancroft J. And Reinisch J.) N.Y. Oxford University Press. 1990.

60. Vannappagari V., Ryder R. Monitoring Sexual Behavior in the Russian Federation. Preprint. 2002

61. Websdale N., Shesney-Lind M. Doing Violence to Women // Masculinities and Violence (Ed. L.H. Bowker).SAGE Publ., Inc., 1998.

62. Websdale N., Shesney-Lind M. Doing Violence to Women // In Masculinities and Violence (Ed. L.H.Bowker). SAGE Publ., Inc., 1998

63. http//monax.ru/medicine (Репродуктивное поведение женщины)

64. http//www.actuaries.ru (Конференции/Демографическое развитие и его социально- экономические последствия/О необходимости социальной поддержки юных матерей)

65. http//www.yandex.ru/ (Абрамова Е.А. "Исследование возможности адаптации матерей-подростков в современных условиях". На примере Алтайского края).

66. http//www.yandex.ru/ (Права человека-2000-Санкт-Петербург и Ленинградская область. Материалы семинара: Журналисты против СПИДа// Санкт-Петербургские ведомости. 2000г. 206.)

Дата: 2019-05-29, просмотров: 255.