Ко времени, о котором идет речь в моей работе большинство американских колоний являлось коронными владениями и находились под непосредственным управлением королевской власти. Английская колонизация североамериканского континента началась в начале XVII столетия. Первым поселением стал Джеймстаун (1607); в 1620 году основан Новый Плимут, в 1628 – колония бухты Массачусетс. К 1640 году около 25 тысяч человек были раскиданы по более чем тысячемильному Восточному побережью, причем связь между поселениями поддерживалась в основном через Англию, ни о какой глобальной системе коммуникации не могло идти и речи, контакты поддерживались в лучшем случае с ближайшими соседями. Политические события в Англии в этот период только усиливали чувство изоляции колонистов. И дело было не только в коммуникации, но в отсутствии моральной поддержки. Инструкции колониям от их правлений в Англии поступали расплывчатые, противоречивые, а кроме того поступали все реже и реже. Политическая нестабильность мешала и финансированию колоний. Положение колоний в этот период было очень непростым. Шаткое положение короля позволяло даже сомневаться в действительности хартий, на основании которых действовали колонисты.
Типичная хартия, как и первый патент, выданный Сэру Хамфрею Гилберту (1578), требовала, чтобы колонисты были лояльны Короне, но признавала за колониями право на самоуправление и на выбор тех политических форм, которые в наибольшей степени способствовали их процветанию, пока местное право не противоречило законам Англии. И хотя колонии находились под номинальным контролем советов директоров, находившихся в Англии (практически все американские колонии основаны не правительством, а торговыми компаниями или частными лицами), право на местное самоуправление, отдаленность и занятость англичан политическими вопросами в связи с революцией позволили поселенцам пользоваться достаточно большой самостоятельностью. Каждая их колоний быстро двигалась к обеспечению взаимодействия всех членов сообщества. В небольших сообществах, насчитывающих менее пятидесяти взрослых мужчин, члены сообщества регулярно собирались, чтобы принимать коллективные решения. В колониях, основанных акционерными обществами, такие встречи были результативными, так как каждый владел акциями и поэтому имел голос при принятии решений. Но в любом случае, собрания города или колонии проводились регулярно до момента написания и принятия документа об основании. Местное самоуправление появилось в Америке ввиду необходимости.
Первые поселенцы, в большинстве своем кальвинисты (в случае с англичанами – пуритане), принесли с собой в Америку то, что прекрасно соответствовало обстоятельствам, - осведомленность о религиозных формальных соглашениях как базисе для формирования сообщества. Этот факт – центральный для понимания сходства американских конституций штатов и колониальных документов.
Ранние политические соглашения в Америке. Значение библейской идеи соглашения для американской конституционной истории отражено в том, что первым политическим действием колоний было основание церкви. Одно из первых соглашений об основании церкви, соглашение об основании Чарльзтаун-Бостонской церкви от 30 июля 1630 года, типично в своем роде:
В этом документе пять конституционных элементов. Во-первых, Бог назван в качестве свидетеля соглашения, что придает документу легальный статусhttp://www.yurclub.ru/docs/pravo/1103/15.html - fn4#fn4. Во-вторых, в тексте содержится объяснение необходимости соглашения – основание церкви для поддержания жизненного уклада. В третьих, соглашением создается народ: "мы, чьи имена названы ниже". В четвертых, создается церковь. В пятых, описывается образ жизни, который подписавшие соглашение хотели бы видеть.
Такая простейшая форма соглашения постоянно повторялась в колониях Новой Англии, частично в центральных колониях, а затем и на юге.
Таким образом, когда у колонистов возникла необходимость создать политическое сообщество, они обратились к форме религиозного формального соглашения, насколько это позволяли Хартии, на основании которых они действовали, и фактические жизненные обстоятельства.
11 ноября 1620 года подписан знаменитый Мэйфлауэрский договор, также являющийся типичным примером формального соглашения. На примере этого документа можно проследить, как религиозные формальные соглашения постепенно секуляризуются и переходят в политические формальные соглашения. Так Мэйфлауэрский договор является, по сути, политическим формальным соглашением, однако его схожесть с религиозным бросается в глаза. Во-первых, Бог также призывается в свидетели. Также объясняются причины подписания документа, создается народ. Вместо создания церкви создается правительство, гражданская политическая структура. Также описывается желательный образ жизни.
Для того чтобы стать полноценным конституционным документом Мэйфлауэрскому договору не хватает только одного элемента – описания специфических институтов для принятия коллективных решений.
Такое описание наравне с присутствующими остальными вышеназванными конституционными элементами впервые появляется в Кодексе законов Пилигримов, датированном 15 ноября 1636 года. По форме этот документ является формальным соглашением, однако детальное описание политических институтов делает его первой современной конституцией.
Другие ранние конституции, такие как Фундаментальные законы Коннектикута (1639) имеют сходный формат. Мы видим религиозное формальное соглашение, переделанное на скорую руку для образования политического сообщества, с добавлением еще одного конституционного элемента, описания политических институтов. Совокупность всех присутствующих конституционных элементов делает такие документы конституциями.
Таким образом, мы видим, что в течение нескольких десятилетий изолированные сообщества, разбросанные по американскому континенту, развили исторически важную политическую идею – идею письменной конституции, заключенной в едином документе, принятой с прямого согласия граждан.
Ранние гражданские договоры
Переход от формальных соглашений к гражданским договорам проходил в тот же период, что и переход от религиозных формальных соглашений к конституциям. Переход от формальных соглашений к гражданским договорам характеризовался процессом секуляризации. Гражданские договоры в колониальной Америке имели те же конституционные элементы, что и политические формальные соглашения, произошедшие из религиозных соглашений, только один элемент отсутствовал – призвание Бога в качестве свидетеля.
Первым секуляризованным гражданским договором стало Провиденское соглашение(Род-Айленд) от 20 августа 1637 года. Без Бога в качестве свидетеля вся сила документа основывалась на воле людей, подписавших его. Они образовывали конечную власть; именно здесь мы видим первое выражение народного суверенитета в американских политических документах.
Кроме того, гражданские договоры использовались не только для создания сообществ, но и для объединения поселений. Так Фундаментальные законы Коннектикута (1639) организовали общее правительство для городов Хатфорд, Винздор и Ветерсфильд, в то время как действовать продолжали правительства каждого из городов. Результатом стала федеральная структура, хотя намеренно она не создавалась. В этот момент начал развиваться принцип федерализма.
После того как народ и правительство были созданы, в последующих документах их создания уже не требовалось. В это время описание политических институтов вырастает в размерах, видоизменяется, приобретает особое место в документе. Такое описание становится самой обширной частью документа, называемой конституцией. Эта часть вставлялась в документ после длинной преамбулы и билля о правах.
Если институциональное описание – конституция в собственном смысле слова, то что же такое полный документ, включающий преамбулу и билль о правах? Если конституция – только один из конституционных элементов, то что же такое документ, включающий все вышеназванные конституционные элементы? Такой документ является гражданским договором.
Ранние конституции штатов – это гражданские договоры, в которых описание политических институтов (конституция) становится доминирующим. Институциональное описание вырастает настолько, что весь документ становится конституцией.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.