Торговый капитализм продолжался в течение почти шести веков, дольше, чем какая-либо другая система. Он, без сомнения, не был совершенной системой, но работал хорошо для своего времени. Он внес свой вклад в большую часть исследований и экспериментов, которые в конечном итоге изменили мир и привели к тому, что торговый капитализм устарел.
Многие изобретения должны были появиться, прежде чем были устранены барьеры для бурного капиталистического расцвета. Джеймс Уатт должен был повертеть в руках чайник для заварки и открыть принцип, который привел к паровому двигателю. Уголь после этого стал признанным и доступным источником промышленной энергии. Новые методы в добыче руды, в транспорте, связи и производстве должны были быть восприняты, прежде чем было подготовлено основание для промышленной революции.
Одно открытие, однако, должно было затмить все другие по своей важности для истории управления. Оно называлось свободой получения прибыли и получило крещение в 1766 г. в США или, как тогда говорили, в Новом Свете. Новая нация созрела для развития новой деловой личности. Промышленные капиталисты верили в специализацию, рационализацию и делегирование задач.
Дальновидным промышленниками стало ясно, что посредством простого увеличения численности рабочих нельзя решить проблемы повышения эффективности производства. Производительность в широком масштабе стала необходимостью, и это привело к строительству более крупных заводов.
Завод, массовое производство, массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированной рабочей силы вызвали потребность в управляющих (менеджерах), которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. Так зародился менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. Главной целью менеджмента являлась максимизация прибыли на основе снижения издержек, в том числе и за счет эксплуатации рабочей силы.
С развитием разделения и специализации труда, увеличением масштабов производства и насыщением рынков менеджмент постепенно становился научной дисциплиной. [4, с.29]
Менеджмент как наука был принят в 1911 году, когда впервые опубликовали большой научный труд, автором которого являлся Ф.Тейлор. До этого периода менеджмент прошел четыре революции. Ученые выделяют первые 3 революции в эпоху древнего мира, Древний Египет, Рим. В современной науки к менеджменту эти 3 революции прямого отношения не имеют.
Наибольший интерес с точки зрения становления менеджмента как науки представляет 4 революция. Это эпоха технического переворота развития буржуазии, Эпоха перехода от чистого капитализма к монополистическому, появление крупных предприятий. В период четвертой управленческой революции менеджмент носил локальный характер и трактовался как организация производства и труда. В эпоху четвертой революции эксперименты в области научной организации производства и труда преимущественно ставились на предприятиях России и Англии. Поэтому центрами научного менеджмента считались: Москва, Лондон, Париж. Эксперименты носили локальный характер, то есть не было обмена результатами экспериментов, отсутствовала государственная поддержка.
В России и в Англии на общественных началах создавались кружки из промышленников для обсуждения вопросов научной организации производства и труда.
Научно-технический прогресс(НТП)
Чистый капитализм Монополистический капитализм
Рис. 1.1 Схема социально-экономических предпосылок создания менеджмента
Чистый капитализм – это такое устройство экономической системы, при котором экономическая система представлена множеством мелких и средних предприятий. Факторы производства находятся в частной собственности, а деятельность экономической системы регулируется рынком при минимальном вмешательстве в экономику государства.
В XIX веке в Америке господствовал чистый капитализм в совокупности с рынком товаропроизводителя. Рынок товаропроизводителя характеризуется превышением спроса над предложением. В этих условиях товаропроизводитель господствует над рынком и диктует свои интересы.
Блок 1:
В условиях рынка у товаропроизводителя главным инструментом конкурентной борьбы является наращивание объемов производства быстрее, чем это сделает конкурент (чем больше товаропроизводитель произведет, тем больше он сможет продать на рынке и завоевать его)
Для того, чтобы увеличивать объемы производства необходимо было внедрять результаты НТП в практику промышленных предприятий, модернизировать, совершенствовать технологии, заменять по возможности ручной труд машинным.
Блок 2:
Внедрение результатов НТП требует инвестиций. Инвестиции промышленности носили высокорискованый характер, так как скорость оборота капитала в промышленности в несколько раз ниже скорости его оборотов в торговле или в мелком бизнесе. Кроме того практика показывала, что не всегда приобретение нового оборудования и автоматизация давало ожидаемый экономический эффект. Поэтому инвесторы не готовы были предоставить свой капитал на развитие предприятий, с другой стороны развитие производства способствует развитию торговли и при определенных условиях инвестиции производств дают более высокие доходы, нежели инвестиции в торговле, следовательно, существует точка пересечения экономических интересов инвесторов и промышленных капиталов.
Блок 3:
Для привлечения инвестиций в промышленность используют акционерный капитал. Инвесторы становятся совладельцами, акционерами, происходит отделение собственника от прямого участия во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятий.
Блок 4:
Ля того, чтобы акционерный капитал работал и приносил прибыль необходимо на профессиональном уровне заниматься вопросами организаций производства, технического процесса и сбыта, управления персоналом и финансами. Возникает потребность в специалистах. Эти специалисты стали прообразами современных менеджеров.
1.2. уточнение схемы 1.1. социально-экономических предпосылок
Поскольку результаты НТП внедрялись в производственную практику и способствовали развитию средств труда и предметов труда, а инвестиции в развитии рабочей силы отсутствовали, то возник кризис между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Кризис проявился в том, что уровень развития рабочей силы отставал от уровня развития средств труда. В результате производственные отношения оставались на низком уровне развития, что отражалось на эффективности управления трудовыми ресурсами. В эту эпоху для американской экономики характерно то, что развитие производства сдерживалось перегрузкой заводов, новым оборудованием, автоматизированными производительными линиями в то время как рабочая сила не была подготовлена к работе в новых условиях. Это является сдерживающим фактором в процессе окупаемости инвестиций, поэтому акционеры были заинтересованы в повышении эффективности рабочей силы, но без инвестиций в её развитие. На практике для решения этой проблемы акционеры нанимали специалиста в области управления персоналом. Они стали первыми прародителями менеджеров в области кадрового менеджмента.
Менеджмент зародился в малых предприятиях, но свое развитие получил в крупных корпорациях. Друккер писал «крупные корпорации в Америке составляют такое меньшинство, которое задает структуру общества, определяет качество жизни общества, а менеджер – это лидер или идеал, к которому стремится общество». В 1880 году образуется общество инженеров-механиков: Г. Таун, Ф. Хелси, Л. Брендис, Ф.Тейлор. Таун и Хелси в своей статье «Инженер как экономист» предложил рассматривать менеджера как организатора производства, ставившего во главу своей деятельности экономику. Брендис предложил употреблять термин научный менеджмент. Возникновение общества инженеров-механиков доказывает массовое признание менеджмента как науки. В университетах открываются новые специализации в области менеджмента, начинается пятая управленческая революция, которая включает в себя развитие менеджмента по школам:
1) Школа научного менеджмента (Ф.Тейлор)
2) Административная школа (А.Файоль)
3) Школа человеческих отношений (Маслоу)
4) Школа науки о поведении (МакГрегор) [2]
Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.