Вычисление параметров аварийных режимов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В табл. 5 приведены основные этапы расчета.

Примечания к расчету:

1. Расчетные формулы в основном приведены для одного трансформатора в режиме максимума энергосистемы. Схема замещения приводилась к напряжению обмотки ВН. Приведение к другим напряжениям осуществлялось через отношение средних номинальных напряжений сторон трансформатора.

2. Расчет сопротивлений обмоток трансформатора выполнялся для режимов максимума и минимума ЭС. Особенности режима максимума: питающие подстанцию линии нагружены и имеют наибольшие падения напряжения, а, следовательно, напряжение на обмотках ВН трансформатора минимально. С целью понижения коэффициента трансформации РПН трансформатора устанавливает минимальную отпайку регулировочной обмотки. При этом изменяются потоки рассеяния и напряжение опыта КЗ трансформатора. В результате можем получить минимальное значение сопротивления трансформатора, например ZВС, min.

3. Токи КЗ в режиме максимума определены из предположения, что источник питания обеспечивает номинальное напряжение. В режиме минимума предполагается, что напряжение источника питания повышается до максимального значения сети.

 

Таблица 5. Расчет токов короткого замыкания тяговой подстанции

Наименование

Значение

Обозначения и расчетные формулы

параметры трансформатора

Заводской допуск напряжения кз

0,05

Δuk

Напряжение опыта кз, приходящееся на обмотку, %

10,75

uk,B=0,5 (uk,BH +uk,BC – uk,CH)

-0,25

uk,C=0,5 (uk,CH +uk,BC – uk,BH)

6,75

uk,H=0,5 (uk,BH +uk,CH – uk,BC)=0,5 (20,0+6,5–12,5)

Номинальное напряжение энергосистемы, кВ

110

UN

Ср.наряжения сторон, кВ

питающей сети

115

UB,cp
тяговой сети

27,5

UC,cp
район. нагрузки

10,5

UH,cp

Режим энергосистемы

МАКС

МИН

-

Включено трансформаторов

2 1 2 1 n

Граничные напряжения обмоток ВН, кВ

97

126

UB,min; UB,max

Сопротивление ЭС, Ом

16,21

51,13

ZC,min=UB,cp/(1,73·IC,max) ZC,max=UB,cp/(1,73·IC,min)

сопротивление сторон 27,5 кВ, Ом

трансформатора

21,01

47,51

ZBC,max=U2B,max·uk,BC+PO(1+Δuk)/(100·SN) ZBC,min=U2B,min·uk,BC-PO(1-Δuk)/(100·SN)
обмотки СН

0

0

ZT,C=U2B,cp·uk,C/(100·SN)
обмотки ВН

21,01

47,51

ZT,B,min =ZBC,min – ZT,C ZT,B,max =ZBC,max – ZT,C
от источника до шин 27 37 74,9 99 Z27,5 min =ZC,min +ZBC,min Z27,5 min =ZC,min +ZBC,min Z27,5 max =ZC,max +ZBC,max Z27,5 max =ZC,max +ZBC,max

сопротивление на стороне 10 кВ, Ом

трансформатора

38

80

ZBH,min=U2B,min·uk,BH-PO(1-Δuk)/(100·SN) ZBH,max=U2Bmax·uk,BH+PO(1+Δuk)/(100·SN)  
обмотки НН

17

32

ZT,H,min =ZBH,min – ZT,B,min= ZT,H,max =ZBH,max – ZT,B,max=
от источника до шин 43,7 54 107 131 Z10,min =ZC,min +ZBH,m   Z10,max =ZC,max +ZBH,max

токи короткого замыкания, кА

на стороне 110 кВ при кз на 27,5 кВ 2,35 1,72 0,97 0,74 IBC,max=UN/(1,73·Z27,5 min) IBC,max=UN/(1,73·Z27,5 min) IBC,min=UB,max/(1,73·Z27,5 max) IBC,min=UB,max/(1,73·Z27,5 max)
на стороне 27,5 кВ 9,8 7,19 4,06 3,09 I27,5,max=IBC,max·UB,cp/UC,cp I27,5,max=IBC,max·UB,cp/UC,cp I27,5,min=IBC,min·UB,cp/UC,cp I27,5,min=IBC,min·UB,cp/UC,cp
на стороне 110 кВ при кз на 10 кВ 1,45 1,18 0,68 0,56 IBH,max=UN/(1,73·Z10 min) IBH,max=UN/(1,73·Z10 min) IBH,min=UN/(1,73·Z10 max) IBH,min=UN/(1,73·Z10 max)
на стороне 10 кВ 15,9 12,9 7,4 6,1 I10,max=IBH,max·UB,cp/UH,cp I10,max=IBH,max·UB,cp/UH,cp I10,min=IBH,min·UB,cp/UH,cp I10,min=IBH,min·UB,cp/UH,cp

 

 


Таблица 6. Расчет дифференциальной защиты понижающего трансформатора

НАИМЕНОВАНИЕ ИСХОДНЫХ И РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН

 

ЗНАЧЕНИЯ

  РАСЧЕТНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

напряжение обмотки, кВ

110 27,5 10 -

номинальный ток обмоток, А

  201   841     IN={IB,N; IC,N; IH,N};   IH,N=SN/(1,73∙UH,N)

коэффициент схемы

1,73 1 1 Ксх={Ксх,В; Ксх,С; Ксх,Н}  

коэффициент трансформации ТТ

60 120 200 Кi={Кi; Кi; Кi};

вторичный ток плеча защиты, А

  5.7955   7.0   10.51 IB={I ОСН,В; I1,В; I2,В}; I ОСН,В=IB,N∙Ксх,Вi I 1,В=IB,N∙Ксх,Вi I 2,В=IB,N∙Ксх,Вi

расчет рабочей обмотки реле ДЗТ-11 по условию отстройки от броска тока намагничивания

рекомендуемый коэффициент

1,2 - - Кр=1,2–1,5  

относительное сопротивление ЭС

0,05 - - X*C= ZC,min /(U / SN)

уточненный коэффициент отстройки

0.87 - - K*=2,1–3,7∙(X*C+1,15∙ X*B(1))

принятый коэффициент отстройки

1,0 - - K=max (K*; 1)  

расчетный ток срабатывания защиты, A

201

I СЗ,РАСЧ,1=К∙I1,N; (I СЗ,РАСЧ,2р∙I1,N)

расчетный ток срабатывания реле, A

5.8

I СР,РАСЧ,1= I СЗ,РАСЧ,1·Ксх,В/ Кi; I СР,РАСЧ,2= I СЗ,РАСЧ,2·Ксх,В/ Кi

уставка срабатывания, А

4,00 - - I СР,ОСН>= I СЗ,РАСЧ  

намагничивающая сила срабатывания, А

100 - - FСР

расчетное число витков

25,0 - - W ОСН,РАСЧ= FСР/ I СР,ОСН  

принятое число витков

25 - - W ОСН<= WР

минимальный ток срабатывания защиты, A

139 - - I СЗ,min= FСР·Кi/(W ОСН·Ксх,В)

расчет уравнительных обмоток

 

 

расчетное

    -     20,7     13,8   W 1,РАСЧ= W ОСН·I ОСН,В/ I 1,В; W 2,РАСЧ= W ОСН·I ОСН,В/ I 2,В

 

принятое

  -   21   14   W У1; W У2  

погрешность ТТ

0,1

ε

расчетный ток короткого замыкания

1450 - - I ВСН,max

расчет тока небаланса параллельной работы на 27,5 кВ, А

от погрешности трансформаторов тока

  145   -   -   I’ НБ,РАСЧ=ε·I ВСН,max

 

от регулирования напряжения

  116   -     -     I»НБ,РАСЧ=ΔU α·КТОК, α·I ВСН,max

 

от неточности установки витков реле

    10.5   -   -     I» ’НБ,РАСЧ={(W 1,РАСЧ-W У1)·КТОК, 1/ W 1,РАСЧ – (W 2,РАСЧ-W У2)·КТОК, 11/ W 2,РАСЧ)}·I ВСН,max=={(13,5–14)·0,5/ 13,5 – (8,2–8)·1/ 8,2)}·590

 

суммарный

  272   -   -   I ВСН,нб=|I’ НБ,РАСЧ | +|I»НБ,РАСЧ|+ |I» ’НБ,РАСЧ|

ток торможения параллельной работы, А

 

 

на сторонах СН и НН

    -     725     1450   I С,ТОРМ= I ВСН,max·КТОК, 1; I H,ТОРМ= I ВСН,max·КТОК, 11

 

 

результирующий

  -     -   967 I ВСН,ТОРМ= I H,ТОРМ-I С,ТОРМ·I/ I

одиночная работа и кз на 27,5 кВ, А

 

расчетный ток кз

  -   1720   -   I ВС,max

 

ток небаланса

  422   -   - I ВС,нб={ε+ΔU α+(W 1,РАСЧ-W У1)/ W 1,РАСЧ)}·I ВС,max

 

ток торможения

  -   1720   -   I BС,ТОРМ=I ВС,max

одиночная работа и кз на 10 кВ, А

 

расчетный ток кз

  -   -   1180   I ВH,max

 

ток небаланса

  290   -   -   I ВH,нб={ε+ΔU α+(W 2,РАСЧ-W У2)/ W 2,РАСЧ)}·I ВH,max

 

ток торможения

  -   -   1180   I BH,ТОРМ=I ВH,max

тангенс угла торможения

0,75

- - tgα

коэффициент угла торможения

1

- - КОТС

расчет витков тормозной обмотки

расчетное при параллельной работе

 

-

 

5,2

W ВСН,ТОРМ= КОТС·I ВСН,нб∙W 2,РАСЧ/ (I ВСН,ТОРМ· tgα)

расчетное для одиночной работы при кз на 27,5 кВ

 

-

  6,8   - W ВС,ТОРМ= КОТС·I ВС,нб∙W 1,РАСЧ/ (I ВС,ТОРМ· tgα)

расчетное для одиночной работы при кз на 11 кВ

 

-

  -     4,5 W ВН,ТОРМ= КОТС·I ВН,нб∙W 2,РАСЧ/ (I ВН,ТОРМ· tgα)

 

принятое

 

-

  7   - W ТОРМ>=max(W ВСН,ТОРМ; W ВС,ТОРМ; W ВН,ТОРМ)

расчет чувствительности защиты при 2-фазном кз на стороне 11 кВ в минимальном режиме при параллельной работе

 

расчетный ток кз, А

 

340

  340   680 I В,min= I ВСН,min· КТОК, α I C,min= I ВСН,min· КТОК, β I H,min= I ВСН,min

 

 

ток плеча защиты, А

 

 

8.53

    11.34     32.8 I В,РАБ=0,87· I В,min·Ксх,Вi; I C,РАБ=0,87·I C,min·(U В,max/U C,max)·Ксх,C/ Кi,

 

рабочая намагничивающая сила, А

 

451

 

  -   F ВHC,РАБ= I В,РАБ∙W ОСН+I C,РАБ· W У1

тормозная намагничивающая сила, А

 

-

  79   -   FВСН,ТОРМ= I C,РАБ∙ W ТОРМ

рабочая намагничивающая сила срабатывания реле, А

 

120

 

  -   -   FРАБ,СР(F ВHC,РАБ; FВСН,ТОРМ) по кривой торможения реле  

коэффициент чувствительности

 

-

  -   3,8 К Ч,ВСН=F ВHC,РАБ/FРАБ,СР  

одиночная работа

минимальные токи кз, А

 

-

  740   560   I ВС,min; I ВН,min

коэффициент чувствительности

 

-

  4.6   3.5 К Ч,ВС=0,87· I ВС,min/ I СЗ,min К Ч,ВН=0,87· I ВН,min/ I СЗ,min
               

1.5 Расчет установок дифференциальной защиты трансформатора

 

Суть расчета: обеспечить отстройку от внешних КЗ на шинах НН и СН в режиме максимума ЭС, и обеспечить требуемый коэффициент чувствительности для режима минимума ЭС при КЗ в зоне действия защит. В данных условиях рекомендуется применение реле ДЗТ-11, содержащего тормозную обмотку и обеспечивающую отстройку от внешних КЗ (рис. 4, рис. 5). Наиболее целесообразно включить тормозную обмотку на сумму токов плеч защиты сторон СН и НН. Увеличение числа витков тормозной обмотки улучшает отстройку от внешних КЗ, но ухудшает чувствительность защиты при параллельной работе.

Фактором, усложняющим расчет, является необходимость отстройки от бросков тока намагничивания. В отличие от реле РНТ, реле ДЗТ-11 плохо отстраивается от бросков тока намагничивания при включении ненагруженного трансформатора. Обычно увеличивают ток срабатывания защиты, что ведет к уменьшению чувствительности. Для достижения компромисса требуется более тщательный расчет отстройки от бросков тока намагничивания с учетом насыщения стержней магнитопровода, характеризуемого относительным сопротивлением X*в(1), В. Фрагмент расчета показан в табл. 6. Ниже приводятся некоторые пояснения к расчету.

1. Выбор номинальных первичных токов трансформаторов тока (ТТ) осуществляется с учетом максимальных рабочих токов сторон трансформатора. Схемы соединения ТТ выбираются таким образом, чтобы компенсировать фазовый сдвиг в 30 эл. градусов, характерный для линейных токов сторон с различной схемой соединения обмоток. Схема подключения обмоток реле ДЗТ-11 для рассматриваемого примера показаны на рис. 3. Коэффициенты токораспределения Кток, , Кток, , Кток, I, Кток, II учитывают неравенство токов КЗ в месте повреждения и токов в соответствующих обмотках трансформатора (см. рис. 2).

2. Коэффициент схемы Kсх вычисляется как отношение линейного тока (тока в плече защиты) к току во вторичной обмотке ТТ. В случае, если он имеет неодинаковые значения для различных плеч, то выбирается наибольший из тех, которые контролируются измерительными органами.

3. Расчет числа витков рабочей Wр и уравнительных WУ1, WУ2 обмоток производится в два этапа. На первом вначале определяется расчетное число витков основной стороны Wосн по условиям «тонкой» (Iсз, расч1) и «грубой» (Iсз, расч2) отстроек от броска тока намагничивания. Затем, по условию обеспечения равенства намагничивающих сил при номинальной нагрузке на стороне СН или НН, рассчитывается расчетное число витков W1расч для стороны СН и W2расч – для стороны НН. На втором этапе определяются витки рабочей и уравнительных обмоток реле, расчет которых зависит от схемы включения реле (см. рис. 3). В приведенной схеме на каждое плечо защиты включена только одна из рассматриваемых обмоток. Округление числа витков обмоток проводится таким образом, чтобы получить минимальное значение тока небаланса реле.

4. Расчет тормозной обмотки и определение коэффициента чувствительности производится для 3-х режимов. Первый – КЗ на стороне 10 кВ при параллельной работе на шины 27,5 кВ. Второй и третий при одиночной работе трансформатора при КЗ на стороне НН или СН.

5. При расчете тока небаланса реле токи внешних КЗ приводятся к стороне ВН трансформатора. Учитывается, что регулирование напряжения осуществляется только на стороне ВН.

6. Результирующий ток торможения при КЗ на стороне 10 кВ при параллельной работе вычисляется с учетом торможения токами сторон НН и СН и приводится к обмотке торможения стороны НН трансформатора. При расчете тормозной обмотки Wторм тангенс угла торможения tg при рабочей намагничивающей силе, превышающей 2 А равен ,75. В противном случае необходимо определить tg` по характеристикам торможения реле ДЗТ-11 исходя из значения максимальной намагничивающей силы расчетной обмотки Fраб, max.

7. Коэффициент чувствительности при параллельной работе трансформаторов определяется отношением намагничивающей силы при металлическом КЗ FВНС, раб к максимальной намагничивающей силе на границе срабатывания Fраб, ср. Последняя определяется по значениям FВНС, раб и намагничивающей силы тороможения FВНС, торм по тормозным характеристикам реле. В остальных режимах коэффициенты чувствительности равны отношению токов КЗ к току срабатывания защиты.

В результате первичного расчета, приведенного в табл. 6, получен крайне низкий коэффициент чувствительности(Кч,ВСН =1), увеличить его можно за счет увеличения рабочей и уменьшения тормозной намагничиваюшей силы. Этого можно добиться за счет увеличения коэффициентов трансформации высокой и средней обмоток. Вторичный расчет, проведенный после выбора соответствующих трансформаторов тока, приведен в табл. 6.1 (получен Кч,ВСН =2.3).

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 168.