В табл. 5 приведены основные этапы расчета.
Примечания к расчету:
1. Расчетные формулы в основном приведены для одного трансформатора в режиме максимума энергосистемы. Схема замещения приводилась к напряжению обмотки ВН. Приведение к другим напряжениям осуществлялось через отношение средних номинальных напряжений сторон трансформатора.
2. Расчет сопротивлений обмоток трансформатора выполнялся для режимов максимума и минимума ЭС. Особенности режима максимума: питающие подстанцию линии нагружены и имеют наибольшие падения напряжения, а, следовательно, напряжение на обмотках ВН трансформатора минимально. С целью понижения коэффициента трансформации РПН трансформатора устанавливает минимальную отпайку регулировочной обмотки. При этом изменяются потоки рассеяния и напряжение опыта КЗ трансформатора. В результате можем получить минимальное значение сопротивления трансформатора, например ZВС, min.
3. Токи КЗ в режиме максимума определены из предположения, что источник питания обеспечивает номинальное напряжение. В режиме минимума предполагается, что напряжение источника питания повышается до максимального значения сети.
Таблица 5. Расчет токов короткого замыкания тяговой подстанции
Наименование | Значение | Обозначения и расчетные формулы | ||||
параметры трансформатора | Заводской допуск напряжения кз | 0,05 | Δuk | |||
Напряжение опыта кз, приходящееся на обмотку, % | 10,75 | uk,B=0,5 (uk,BH +uk,BC – uk,CH) | ||||
-0,25 | uk,C=0,5 (uk,CH +uk,BC – uk,BH) | |||||
6,75 | uk,H=0,5 (uk,BH +uk,CH – uk,BC)=0,5 (20,0+6,5–12,5) | |||||
Номинальное напряжение энергосистемы, кВ | 110 | UN | ||||
Ср.наряжения сторон, кВ | питающей сети | 115 | UB,cp | |||
тяговой сети | 27,5 | UC,cp | ||||
район. нагрузки | 10,5 | UH,cp | ||||
Режим энергосистемы | МАКС | МИН | - | |||
Включено трансформаторов | 2 | 1 | 2 | 1 | n | |
Граничные напряжения обмоток ВН, кВ | 97 | 126 | UB,min; UB,max | |||
Сопротивление ЭС, Ом | 16,21 | 51,13 | ZC,min=UB,cp/(1,73·IC,max) ZC,max=UB,cp/(1,73·IC,min) | |||
сопротивление сторон 27,5 кВ, Ом | трансформатора | 21,01 | 47,51 | ZBC,max=U2B,max·uk,BC+PO(1+Δuk)/(100·SN) ZBC,min=U2B,min·uk,BC-PO(1-Δuk)/(100·SN) | ||
обмотки СН | 0 | 0 | ZT,C=U2B,cp·uk,C/(100·SN) | |||
обмотки ВН | 21,01 | 47,51 | ZT,B,min =ZBC,min – ZT,C ZT,B,max =ZBC,max – ZT,C | |||
от источника до шин | 27 | 37 | 74,9 | 99 | Z27,5 min =ZC,min +ZBC,min Z27,5 min =ZC,min +ZBC,min Z27,5 max =ZC,max +ZBC,max Z27,5 max =ZC,max +ZBC,max | |
сопротивление на стороне 10 кВ, Ом | трансформатора | 38 | 80 | ZBH,min=U2B,min·uk,BH-PO(1-Δuk)/(100·SN) ZBH,max=U2Bmax·uk,BH+PO(1+Δuk)/(100·SN) | ||
обмотки НН | 17 | 32 | ZT,H,min =ZBH,min – ZT,B,min= ZT,H,max =ZBH,max – ZT,B,max= | |||
от источника до шин | 43,7 | 54 | 107 | 131 | Z10,min =ZC,min +ZBH,m Z10,max =ZC,max +ZBH,max | |
токи короткого замыкания, кА | на стороне 110 кВ при кз на 27,5 кВ | 2,35 | 1,72 | 0,97 | 0,74 | IBC,max=UN/(1,73·Z27,5 min) IBC,max=UN/(1,73·Z27,5 min) IBC,min=UB,max/(1,73·Z27,5 max) IBC,min=UB,max/(1,73·Z27,5 max) |
на стороне 27,5 кВ | 9,8 | 7,19 | 4,06 | 3,09 | I27,5,max=IBC,max·UB,cp/UC,cp I27,5,max=IBC,max·UB,cp/UC,cp I27,5,min=IBC,min·UB,cp/UC,cp I27,5,min=IBC,min·UB,cp/UC,cp | |
на стороне 110 кВ при кз на 10 кВ | 1,45 | 1,18 | 0,68 | 0,56 | IBH,max=UN/(1,73·Z10 min) IBH,max=UN/(1,73·Z10 min) IBH,min=UN/(1,73·Z10 max) IBH,min=UN/(1,73·Z10 max) | |
на стороне 10 кВ | 15,9 | 12,9 | 7,4 | 6,1 | I10,max=IBH,max·UB,cp/UH,cp I10,max=IBH,max·UB,cp/UH,cp I10,min=IBH,min·UB,cp/UH,cp I10,min=IBH,min·UB,cp/UH,cp |
Таблица 6. Расчет дифференциальной защиты понижающего трансформатора
НАИМЕНОВАНИЕ ИСХОДНЫХ И РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН |
ЗНАЧЕНИЯ | РАСЧЕТНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ | |||||
напряжение обмотки, кВ | 110 | 27,5 | 10 | - | |||
номинальный ток обмоток, А | 201 | 841 | IN={IB,N; IC,N; IH,N}; IH,N=SN/(1,73∙UH,N) | ||||
коэффициент схемы | 1,73 | 1 | 1 | Ксх={Ксх,В; Ксх,С; Ксх,Н} | |||
коэффициент трансформации ТТ | 60 | 120 | 200 | Кi={Кi,В; Кi,С; Кi,Н}; | |||
вторичный ток плеча защиты, А | 5.7955 | 7.0 | 10.51 | IB={I ОСН,В; I1,В; I2,В}; I ОСН,В=IB,N∙Ксх,В/Кi,В I 1,В=IB,N∙Ксх,В/Кi,В I 2,В=IB,N∙Ксх,В/Кi,В | |||
расчет рабочей обмотки реле ДЗТ-11 по условию отстройки от броска тока намагничивания | рекомендуемый коэффициент | 1,2 | - | - | Кр=1,2–1,5 | ||
относительное сопротивление ЭС | 0,05 | - | - | X*C= ZC,min /(U / SN) | |||
уточненный коэффициент отстройки | 0.87 | - | - | K*=2,1–3,7∙(X*C+1,15∙ X*B(1)) | |||
принятый коэффициент отстройки | 1,0 | - | - | K=max (K*; 1) | |||
расчетный ток срабатывания защиты, A | 201 | I СЗ,РАСЧ,1=К∙I1,N; (I СЗ,РАСЧ,2=К р∙I1,N) | |||||
расчетный ток срабатывания реле, A | 5.8 | I СР,РАСЧ,1= I СЗ,РАСЧ,1·Ксх,В/ Кi,В; I СР,РАСЧ,2= I СЗ,РАСЧ,2·Ксх,В/ Кi,В | |||||
уставка срабатывания, А | 4,00 | - | - | I СР,ОСН>= I СЗ,РАСЧ | |||
намагничивающая сила срабатывания, А | 100 | - | - | FСР | |||
расчетное число витков | 25,0 | - | - | W ОСН,РАСЧ= FСР/ I СР,ОСН | |||
принятое число витков | 25 | - | - | W ОСН<= WР | |||
минимальный ток срабатывания защиты, A | 139 | - | - | I СЗ,min= FСР·Кi,В/(W ОСН·Ксх,В) | |||
расчет уравнительных обмоток |
расчетное | - | 20,7 | 13,8 | W 1,РАСЧ= W ОСН·I ОСН,В/ I 1,В; W 2,РАСЧ= W ОСН·I ОСН,В/ I 2,В | ||
принятое | - | 21 | 14 | W У1; W У2 | |||
погрешность ТТ | 0,1 | ε | |||||
расчетный ток короткого замыкания | 1450 | - | - | I ВСН,max | |||
расчет тока небаланса параллельной работы на 27,5 кВ, А | от погрешности трансформаторов тока | 145 | - | - | I’ НБ,РАСЧ=ε·I ВСН,max | ||
от регулирования напряжения | 116 | - | - | I»НБ,РАСЧ=ΔU α·КТОК, α·I ВСН,max | |||
от неточности установки витков реле | 10.5 | - | - | I» ’НБ,РАСЧ={(W 1,РАСЧ-W У1)·КТОК, 1/ W 1,РАСЧ – (W 2,РАСЧ-W У2)·КТОК, 11/ W 2,РАСЧ)}·I ВСН,max=={(13,5–14)·0,5/ 13,5 – (8,2–8)·1/ 8,2)}·590 | |||
суммарный | 272 | - | - | I ВСН,нб=|I’ НБ,РАСЧ | +|I»НБ,РАСЧ|+ |I» ’НБ,РАСЧ| | |||
ток торможения параллельной работы, А |
на сторонах СН и НН | - | 725 | 1450 | I С,ТОРМ= I ВСН,max·КТОК, 1; I H,ТОРМ= I ВСН,max·КТОК, 11 | ||
результирующий | - | - | 967 | I ВСН,ТОРМ= I H,ТОРМ-I С,ТОРМ·I 1В/ I 2В | |||
одиночная работа и кз на 27,5 кВ, А |
расчетный ток кз | - | 1720 | - | I ВС,max | ||
ток небаланса | 422 | - | - | I ВС,нб={ε+ΔU α+(W 1,РАСЧ-W У1)/ W 1,РАСЧ)}·I ВС,max | |||
ток торможения | - | 1720 | - | I BС,ТОРМ=I ВС,max | |||
одиночная работа и кз на 10 кВ, А |
расчетный ток кз | - | - | 1180 | I ВH,max | ||
ток небаланса | 290 | - | - | I ВH,нб={ε+ΔU α+(W 2,РАСЧ-W У2)/ W 2,РАСЧ)}·I ВH,max | |||
ток торможения | - | - | 1180 | I BH,ТОРМ=I ВH,max | |||
тангенс угла торможения | 0,75 | - | - | tgα | |||
коэффициент угла торможения | 1 | - | - | КОТС | |||
расчет витков тормозной обмотки | расчетное при параллельной работе |
- |
5,2 | W ВСН,ТОРМ= КОТС·I ВСН,нб∙W 2,РАСЧ/ (I ВСН,ТОРМ· tgα) | |||
расчетное для одиночной работы при кз на 27,5 кВ |
- | 6,8 | - | W ВС,ТОРМ= КОТС·I ВС,нб∙W 1,РАСЧ/ (I ВС,ТОРМ· tgα) | |||
расчетное для одиночной работы при кз на 11 кВ |
- | - | 4,5 | W ВН,ТОРМ= КОТС·I ВН,нб∙W 2,РАСЧ/ (I ВН,ТОРМ· tgα) | |||
принятое |
- | 7 | - | W ТОРМ>=max(W ВСН,ТОРМ; W ВС,ТОРМ; W ВН,ТОРМ) | |||
расчет чувствительности защиты при 2-фазном кз на стороне 11 кВ в минимальном режиме при параллельной работе |
расчетный ток кз, А |
340 | 340 | 680 | I В,min= I ВСН,min· КТОК, α I C,min= I ВСН,min· КТОК, β I H,min= I ВСН,min | ||
ток плеча защиты, А |
8.53 | 11.34 | 32.8 | I В,РАБ=0,87· I В,min·Ксх,В/Кi,В; I C,РАБ=0,87·I C,min·(U В,max/U C,max)·Ксх,C/ Кi, | |||
рабочая намагничивающая сила, А |
451
| - | F ВHC,РАБ= I В,РАБ∙W ОСН+I C,РАБ· W У1 | ||||
тормозная намагничивающая сила, А |
- | 79 | - | FВСН,ТОРМ= I C,РАБ∙ W ТОРМ | |||
рабочая намагничивающая сила срабатывания реле, А |
120
| - | - | FРАБ,СР(F ВHC,РАБ; FВСН,ТОРМ) по кривой торможения реле | |||
коэффициент чувствительности |
- | - | 3,8 | К Ч,ВСН=F ВHC,РАБ/FРАБ,СР | |||
одиночная работа | минимальные токи кз, А |
- | 740 | 560 | I ВС,min; I ВН,min | ||
коэффициент чувствительности |
- | 4.6 | 3.5 | К Ч,ВС=0,87· I ВС,min/ I СЗ,min К Ч,ВН=0,87· I ВН,min/ I СЗ,min | |||
1.5 Расчет установок дифференциальной защиты трансформатора
Суть расчета: обеспечить отстройку от внешних КЗ на шинах НН и СН в режиме максимума ЭС, и обеспечить требуемый коэффициент чувствительности для режима минимума ЭС при КЗ в зоне действия защит. В данных условиях рекомендуется применение реле ДЗТ-11, содержащего тормозную обмотку и обеспечивающую отстройку от внешних КЗ (рис. 4, рис. 5). Наиболее целесообразно включить тормозную обмотку на сумму токов плеч защиты сторон СН и НН. Увеличение числа витков тормозной обмотки улучшает отстройку от внешних КЗ, но ухудшает чувствительность защиты при параллельной работе.
Фактором, усложняющим расчет, является необходимость отстройки от бросков тока намагничивания. В отличие от реле РНТ, реле ДЗТ-11 плохо отстраивается от бросков тока намагничивания при включении ненагруженного трансформатора. Обычно увеличивают ток срабатывания защиты, что ведет к уменьшению чувствительности. Для достижения компромисса требуется более тщательный расчет отстройки от бросков тока намагничивания с учетом насыщения стержней магнитопровода, характеризуемого относительным сопротивлением X*в(1), В. Фрагмент расчета показан в табл. 6. Ниже приводятся некоторые пояснения к расчету.
1. Выбор номинальных первичных токов трансформаторов тока (ТТ) осуществляется с учетом максимальных рабочих токов сторон трансформатора. Схемы соединения ТТ выбираются таким образом, чтобы компенсировать фазовый сдвиг в 30 эл. градусов, характерный для линейных токов сторон с различной схемой соединения обмоток. Схема подключения обмоток реле ДЗТ-11 для рассматриваемого примера показаны на рис. 3. Коэффициенты токораспределения Кток, , Кток, , Кток, I, Кток, II учитывают неравенство токов КЗ в месте повреждения и токов в соответствующих обмотках трансформатора (см. рис. 2).
2. Коэффициент схемы Kсх вычисляется как отношение линейного тока (тока в плече защиты) к току во вторичной обмотке ТТ. В случае, если он имеет неодинаковые значения для различных плеч, то выбирается наибольший из тех, которые контролируются измерительными органами.
3. Расчет числа витков рабочей Wр и уравнительных WУ1, WУ2 обмоток производится в два этапа. На первом вначале определяется расчетное число витков основной стороны Wосн по условиям «тонкой» (Iсз, расч1) и «грубой» (Iсз, расч2) отстроек от броска тока намагничивания. Затем, по условию обеспечения равенства намагничивающих сил при номинальной нагрузке на стороне СН или НН, рассчитывается расчетное число витков W1расч для стороны СН и W2расч – для стороны НН. На втором этапе определяются витки рабочей и уравнительных обмоток реле, расчет которых зависит от схемы включения реле (см. рис. 3). В приведенной схеме на каждое плечо защиты включена только одна из рассматриваемых обмоток. Округление числа витков обмоток проводится таким образом, чтобы получить минимальное значение тока небаланса реле.
4. Расчет тормозной обмотки и определение коэффициента чувствительности производится для 3-х режимов. Первый – КЗ на стороне 10 кВ при параллельной работе на шины 27,5 кВ. Второй и третий при одиночной работе трансформатора при КЗ на стороне НН или СН.
5. При расчете тока небаланса реле токи внешних КЗ приводятся к стороне ВН трансформатора. Учитывается, что регулирование напряжения осуществляется только на стороне ВН.
6. Результирующий ток торможения при КЗ на стороне 10 кВ при параллельной работе вычисляется с учетом торможения токами сторон НН и СН и приводится к обмотке торможения стороны НН трансформатора. При расчете тормозной обмотки Wторм тангенс угла торможения tg при рабочей намагничивающей силе, превышающей 2 А равен ,75. В противном случае необходимо определить tg` по характеристикам торможения реле ДЗТ-11 исходя из значения максимальной намагничивающей силы расчетной обмотки Fраб, max.
7. Коэффициент чувствительности при параллельной работе трансформаторов определяется отношением намагничивающей силы при металлическом КЗ FВНС, раб к максимальной намагничивающей силе на границе срабатывания Fраб, ср. Последняя определяется по значениям FВНС, раб и намагничивающей силы тороможения FВНС, торм по тормозным характеристикам реле. В остальных режимах коэффициенты чувствительности равны отношению токов КЗ к току срабатывания защиты.
В результате первичного расчета, приведенного в табл. 6, получен крайне низкий коэффициент чувствительности(Кч,ВСН =1), увеличить его можно за счет увеличения рабочей и уменьшения тормозной намагничиваюшей силы. Этого можно добиться за счет увеличения коэффициентов трансформации высокой и средней обмоток. Вторичный расчет, проведенный после выбора соответствующих трансформаторов тока, приведен в табл. 6.1 (получен Кч,ВСН =2.3).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.