Выделяют следующие основные направления совершенствования политики в области занятости в г. Липецке.
1. Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:
– обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;
– совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;
– повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;
– внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;
– защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).
2. Специальные мероприятия содействия занятости населения:
– временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных и одиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
– совершенствование организации общественных и временных работ на основе повышения их социального статуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностей работодателей;
– содействие предпринимательству посредством финансовой и организационно-методической поддержки безработных граждан, решивших создать собственное дело; участие в разработке целевых программ содействия развитию предпринимательской инициативы населения города и поддержки малого предпринимательства.
3. Повышение качества рабочей силы:
– совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
– повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;
– усиление влияния на сохранение и укрепление кадрового потенциала организаций города в условиях их реформирования и реструктуризации; применение как традиционных, так и новых форм работы, повышающих статус профессионального обучения как одного из основных направлений активной политики занятости.
4. Социальная поддержка граждан при безработице:
– своевременное начисление пособий по безработице;
– оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей;
– обеспечение оформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам предпенсионного возраста, получившим право выхода на досрочную пенсию при отсутствии возможности их трудоустройства;
– обеспечение выплаты стипендий гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.
5. Обеспечение функционирования службы занятости:
– совершенствование структуры службы занятости, методов управления, повышение профессионального уровня ее персонала;
– обеспечение функционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей.
В ближайшем будущем нужно более активно работать в таких направлениях как: освещение в средствах массовой информации проблемы трудовой занятости населения, целесообразно вести специальную рубрику в изданиях, посвященную безработице и проблемам, связанным с ней; увеличения количества методической литературы, по вопросам организации трудоустройства населения, в том числе юридической литературы;
Также существует потребность в полноценной и объективно предоставляемой информации, которая диктует необходимость в упорядочивании информационных потоков и создании систематизированных баз данных. Существует необходимость в выстраивании высокоэффективной схемы взаимодействия между всеми ведомствами, заинтересованными в проведении правильной и целенаправленной политики занятости.
Политика занятости является областью экономического и социального регулирования, цели которого выходят далеко за рамки простого смягчения последствий безработицы – трудоустройства безработных, их профессиональной ориентации, переобучения, выплаты, им пособий. Ведущую, системообразующую роль достижения целей политики занятости играет государство. Проведение государственной политики занятости требует координации деятельности целого ряда органов государственного управления – службы занятости, органов управления профессиональным образованием, общественных организаций, включая профсоюзы, государственных и коммерческих предприятий, учреждений, фирм.
Заключение
Развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного сокращается. Это приводит к необратимым изменениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: снижается мобильность трудовых ресурсов, людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию; доля лиц пожилого возраста составляет больше 30%; обостряется проблема занятости среди молодежи, так как в настоящее время трудоспособное население пополняется многочисленным поколением 80-х.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Государственная политика занятости должна иметь предупреждающий характер, включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму и опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут увеличить безработицу. Основная цель такой политики – снижение безработицы уже в среднесрочном периоде.
На основе проведенного анализа можно выделить следующие проблемы в сфере занятости и на рынке труда:
– достаточно высокий уровень «женской» и «молодежной» безработицы;
– несоответствие спроса и предложения на рынке труда;
– рост численности граждан, увольняющихся по собственному желанию;
– трудности в обеспечении занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите (инвалиды, молодежь до 18 лет, женщины, имеющие малолетних детей, лица, освобожденные из МЛС, и др.);
– непредоставление работодателями полной и достоверной информации о потребности в кадрах, особенно вакансий для специалистов и служащих;
– сокращение сферы приложения женского труда;
– наличие «скрытой» безработицы.
Основными задачами в области занятости в ближайшее время будут совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения, усиление роли центров занятости населения в осуществлении активных мер на рынке труда, улучшение кадрового потенциала через систему профориентации и профобучения и реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности представляемых им услуг.
Для формирования гибкого рынка труда необходимо: обеспечить совершенствование трудового законодательства; развивать территориальную мобильность рабочей силы; повышать качество занятости; повышать качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
Библиографический список
1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: принята 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: части первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ и третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон [Текст]: от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
4. Бутов, В.И., Игнатов, В.Г., Кетова, Н.П. Основы региональной экономики. [Текст]: учебник / В.Н. Бутов и др. – Ростов н/Д: МарТ, 2007. – 320 с.
5. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики [Текст]: учебник / А.Г. Воронин. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.
6. Демидова, Л.А. Пути повышения эффективности государственного сектора [Текст] / Л.А. Демидова // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №4. – С. 25.
7. Зотов, В.Б. Территориальное управление [Текст]: учебник / В.Б. Зотов. – М.: Информ, 2006. – 460 с.
8. Иванов, В.В., Коробова, А.Н. Муниципальный менеджмент [Текст]: справочное посоБие / В.В. Иванов и др. – М.: ИНФРА-М., 2005. – 324 с.
9. Овчинников, О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора [Текст]: учебник / О.Г. Овчинников. – М.: Эксмо, 2005. – 314 с.
10. Ореховский, П.А. Муниципальный менеджмент [Текст]: учебник / П.А. Ореховский. – М.: МОНФ, 2007. – 450 с.
11. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход [Текст]: учебник / А.И. Радченко. – Р-н/Д.: РостИздаТ, 2007. – 350 с.
12. Система государственного и муниципального управления [Текст] / Под ред. О.М. Рой – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
13. Уткин, Э.А., Денисов, А.Ф. Государственное и региональное управление [Текст]: учебник / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов – М.:ИКФ «ЭКМОС», 2006. – 88 с.
14. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебник / В.Е. Чиркин – М: Юрист, 2005. – 214 с.
15. Эффективность государственного управления / Пер. с англ. [Текст] / Под ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», АО «Консалтбанкир», 2005. – 165 с.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.